|
|
| 40
| Жизнь древних славян
| Открытие новых знаний
| Понимать учебную задачу Ознакомиться с историей Отечества. Картинами быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.
| Анализировать карту расселения племён древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян; составлять план рассказа на материале учебника
| П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Самостоятельно создавать алгоритм деятельности.
Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.
К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.
| Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
.
|
|
|
41
| Во времена Древней Руси
| Открытие новых знаний
| Рассказывать историю Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни
| Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в 9-11в.отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси. Анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками.
| П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Р. Различать способ и результат действия.
К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.
| Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
|
|
|
42
| Страна городов
Практическая работа №10
| Открытие новых знаний
| Осуществлять поиск необходимой информации
| Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения. Обсуждать важность находок археологами берестяных грамот
| П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
| Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю..
|
|
|
43
| Из книжной сокровищницы Древней Руси
| Открытие новых знаний
| Называть выдающихся людей разных эпох. Рассказывать об охране памятников истории и культуры
| Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; выявлять роль летописей для изучения истории России; характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства.
| П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
| Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
|
|
|
44
| Трудные времена на Русской земле
| Открытие новых знаний
|
Показывать Россию на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Называть выдающихся людей разных эпох.
Рассказывать об охране памятников истории и культуры
.
| Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника. Высказывать своё отношение к личности Александра Невского; Заполнять «Героическую летопись России»
| П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Ставить и формулировать проблемы.
Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
К. Формулировать своё мнение и позицию.
| Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
|
|
|
45
| Русь расправляет крылья
| Открытие новых знаний
| Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси; прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы; обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления.
| П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
К. Формулировать свои затруднения.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
| Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
|
|
|
46
| Куликов ская битва
| Открытие новых знаний
| Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; составлять план рассказа о Куликовской битве; рассказывать по плану. рассказывать о поединках богатырей.
| . П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. Вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
| Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
|
|
|
47
| Иван Третий
| Открытие новых знаний
| Рассказывать об изменении политики в отношении золотой орды; обсуждать значение освобождения от монгольского ига; отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство
| . П. Ставить и формулировать проблемы. Строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.
| Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
|
|
|
48
| Мастера печатных дел
| Открытие новых знаний
| Называть выдающихся людей разных эпох Осуществлять поиск необходимой информации
| Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям
| П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве*.
К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
| Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
|
|
|
49
| Патриоты России
| Открытие новых знаний
| Строить сообщения в устной форме Называть выдающихся людей разных эпох
| Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы. Заполнять «Героическую летопись России
| П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Р. Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Использовать речь для регуляции своего действия
К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
| Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
|
|
|
50
| Петр Великий
| Открытие новых знаний
| Понимать учебную задачу Называть Города России.
| Рассказывать о реформах Петра1 на основе материала учебника; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга. Находить на карте приобретения города, основанные Петром1.
| П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Р. Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия
К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
| Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
|
|
|
51
| Михаил Васильевич Ломоносов
| Открытие новых знаний
|
Формулировать выводы изученного материала
Понимать учебную задачу
| Составлять план рассказа о Ломоносове; высказывать своё отношение к личности Ломоносова; прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву.
| П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Р. Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия
К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
| Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
|
|
|
52
| Екатерина Великая
| Открытие новых знаний
| Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великая; сравнивать положение разных слоёв российского общества. Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.Пугачёва
| П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Р. Учиться высказывать своё предположение.
К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.
| Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
|
|
|
53
| Отечествен ная война 1812 года
| Открытие новых знаний
| На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; обсуждать, почему война 1812г. называется Отечественной. Заполнять «Героическую летопись России»
| П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
| Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
|
|
|
54
| Страницы истории XIX века
| Открытие новых знаний
| Показывать Россию на карте (границы, города, места изученных исторических событий) Осуществлять поиск необходимой информации
| Работать с историческими картами, сопоставлять исторические источники, готовить сообщения, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
|
П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р.Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.
|
Осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России). Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
|
|
|
55
| Россия вступает в XX век
| Открытие новых знаний
| Называть отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России
| Работать с историческими картами, сопоставлять исторические источники, готовить сообщения, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
|
|
|
56
| Страницы истории
1920–1930-х годов
| Открытие новых знаний
| Анализировать яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни
| П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).
Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации
| Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
| Знакомиться по карте СССР с административно- территориальным устройством страны; сравнивать гербы России и СССР4 сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации.
|
|
|
57
| Великая война и Великая Победа
| Открытие новых знаний
| Называть государственные праздники (День Победы) Составлять план рассказа
| П.Преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Р.Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников; обобщение
К.Определять общую цель и пути её достижения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
| Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
| Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Встречаться с ветеранами.
|
|
|
58
| Страна, открывшая путь в космос
| Открытие новых знаний
| Составлять план рассказа
| Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
| П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).
Р.Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации.
|
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
|
|
|
59
| Обобщение по теме «По страницам истории отечества». Проверочная работа №5
| Построение системы знаний
| Понимать учебную задачу Обобщать полученные знания
Проверить знания по разделу
| Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.
| П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).
Р.Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
| Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
|
|
|
Современная Россия (9ч)
|
|
|
|
60
| Основной закон России и права человека
| Открытие новых знаний
| Принимать и сохранять учебную задачу. Давать определения: Человек – член общества. Россия (Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники (День Конституции)
| Находить на политико- административной карте РФ края, области, республики, автономные округа. Области, города федерального значения. Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка; обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей; готовить проект
| П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).
Р. Принимать и сохранять учебную задачу.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
| Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
|
|
|
61
| Мы – граждане России
| Открытие новых знаний
| Анализировать понятия: человек – член общества; президент Российской Федерации – глава государства; Федеральное собрание
| Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; следить за государственными делами по программам новостей и печатным средствам массовой информации.
| Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; гуманистическое сознание
|
|
|
62
| Славные символы России
| Открытие новых знаний
| Определять государственную символику России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России
| Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств. Знакомиться с государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы.
| П. Узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона.
Р. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра.
| Осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России).
|
|
|
63
| Такие разные праздники
| Открытие новых знаний
| Распознавать государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции) другие всенародные праздники, отмечаемые в России
| Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные, знакомиться с праздниками.
| П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).
Р. Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
| Мотивация учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.
|
|
|
64
| Путешест вие по России
| Открытие новых знаний
| Называть города России. Москва – столица России. Находить Россию на карте (границы, города, места изученных исторических событий).
Рассказывать об охране памятников истории и культуры
| Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры. Анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику.
| П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
К. Строить монологическое высказывание.
| Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов и культур.
Осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России).
|
|
|
65
| Путешест вие по России
| Открытие новых знаний
|
|
|
66
| Путешест вие по России
| Открытие новых знаний
|
|
|
67
| Обобщение по теме «Современ ная Россия». Проверочная работа №6
| Построение системы знаний
|
Описывать исторические и культурные памятники на основе иллюстративного материала или непосредственного наблюдения,
Проверить знания по разделу Подготовить рассказ о важнейших изученных событиях из истории Отечества
| Выполнять тесты с выбором ответа, адекватно оценивать свои знания
|
П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.
К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра.
| Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов и культур.
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов.
|
|
|
68
| Презентация проектов (по выбору)
| Урок-проект
| Учащиеся демонстрируют умения: извлекать информацию из доп. источников; готовить тексты сообщений; выступать с сооб-щением; оценивать свои достижения
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | |