Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа

2020-11-03 134
Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из «Путешествия г-на академика И. А. Гюльденштедта через Россию и по Кавказским горам в 1770, 71, 72 и 73 годах».

IX. О Черкесии и черкесах

Жители называют сами себя и землю свою Адиги, турки и татары черкас, грузинцы черкессиани, россияне черкесами, немцы черкассиен, а осетинцы казах, что во времена императора Константина было, может быть, обыкновенным названием. Черкес, осетинцёв и кистов именуют россияне, сколь ни различны сии народы по причине общего их обитания в Северном Кавказе, весьма неопределенно, горцами или тавлинцами[167]. Последнее означает на татарском языке также горных жителей.

Сия' земля при Северной стороне Кавказа занимает преимущественно плоскость у подошвы Главного и Передового хребта, от Черного моря вверх по Кубани и далее на восток, до самого устья реки Сунджи, текущей в Терек; почему и смежна она к северу с Абхазией и Осетинской землей, а к западу с землей кистов, и содержит в себе реки Кубань, Куму и Терек.

Черкесы суть народ особливой, который, сколько явствует из языка и прочих обстоятельств, кроме абхазов, своих соседов, ни с каким другим сродства не имеют. Оба народа говорят одним коренным языком, но столь различными наречиями, что они без навыка друг друга не разумеют.

Черкесы много имеют у себя князей и многочисленное дворянство, а простой народ повинуется князьям и дворянству.

Знаменитейшие княжеские роды суть: Джамбулат, Картук, Бекмурза, Мойзоль, Каргокин, кои все находятся в Большой Кабарде.

Черкесия не имеет общего собственного владения и земли ее не имеют правильного отношения, хотя учреждения ее и республиканские. Князья ведут войну между собой, утесняют друг друга и часто объявляют себя союзниками совсем противной стороны. Земля сия, а особливо Кабарда, вообще признает российское владычество. Князья присягают в верности российскому престолу и дают для вящего удостоверения в сохранении мира и спокойствия из лучших своих фамилий аманатов, кои содержатся в Кизляре. При всем том они весьма непостоянны и очень часто требуют военных укрощений, наипаче же в прежнюю турецкую войну (т. е. до 1772 года) надобно было послать особенный корпус для усмирения как их, так и прочих кавказцев. Над округами, лежащими вне Кабарды, присваивают себе некоторую власть и турки, кои назначают туда сераскира, который, будучи наравне с крымским, имеет обыкновенное местопребывание в Копиле при Кубани.

Попечениями грузинского и российского духовенства, наипаче в царствование Иоанна Васильевича, была введена в Черкесскую землю греко-католическая вера, чему служат и по ныне свидетельством старые каменные церкви, кресты на могилах, лежащих по Куме, соблюдение некоторых постов и проч. Но здесь последовало то же, что и в Абхазии. При безначалии и своевольном управлении истребилась христианская вера и не была заменена другою. Большая часть знатных привержена к магометанскому закону, но не имеет ни жрецов, ни мечетей, ниже школ, почему и находится в крайнем невежестве. Народ живет без религии.

Видом и нравом черкесы имеют сходство с абхазами, но они отважнее и приметным образом острее, в высокой степени нерешительны и в договорах вовсе ненадежны.

Обыкновенные мужские имена у черкесов суть, наприм.: Али (Ельнес), Магомет, Мойзоль (Моисей), Арсланбек (сильный лев), Тему (железо), Хаммурса (собачий князь), Тамаса (Фома), Джатемир (железная душа) и т. д. Женские имена: Кенша, Фатьме, Твисике, Бистамар, Дженет (блаженство) и мног. друг[ие].

Между промыслами, скотоводство, наипаче разведение овец, составляют главнейшее их упражнение. Овцы их суть простые европейские домашние овцы, кои однако же дают весьма изрядную шерсть. Лошади у них очень красивы, только их мало. Шерсть они частью продают, частью делают сами из нее толстое сукно.

Хлебопашество ограничивается почти одним токмо просом, оное заменяет им хлеб. Что сказано о произведениях и торговле абхазов через армян, то относится и к черкесам.

Городов они не имеют, а живут в больших деревнях, коих дома построены не рассеянно, как у абхазов, но один возле другого. Дома их сложены из легких клетчатых стен, обмазанных и выбеленных.

Если какое-нибудь место им более понравится лучшей почвой, паствою, водою, лесом и соседством, то они оставляют свои деревни и весьма скоро строятся на новом месте.

Округи Черкессии суть:

Большая и Малая Кабарда, занимающая долины при северной горной подошве и на Передовом хребте, от верхней Кубани, к западу до самой Сунджи и разделяемые впадающим в Терек Аргуданом, а пониже его устья и самим Тереком, Кабарда называется на грузинском языке: стороною, в сторону или на другой стороне. Посему имя сие, может быть, грузинское и взято от положения, в отношении Грузии.

Безлень, при Улу-Лабь, впадающей в Кубань.

Темиргой, нарочито обширный округ при реке Шагвашь.

Мамшах, при той же реке, при коей лежит и Адимось.

Абазех, при Пшазии.

Бшедух при речке Кизляркаткен.

Гатукей и Бшанер при реках Каракубани и Алах.

Все эти реки впадают в Кубань.

XI. О Базиании и басианцах

Она занимает часть высокого снежного хребта около Малки, Терека, Аргудана или Аргуена до самой Кубани и граничит к востоку с Осетинской областью, к югу с Грузией и именно с Имеретскою и Сванетинскою провинциями, к западу с Абхазией, а к северу с Черкессией.

Обитатели, несомненно, татарского происхождения. Они и теперь еще говорят ногайским наречием татарского языка. Они не могли принять его от сопредельных народов, которые говорят совсем другими языками. В сии безопасные горы зашли они уповательно, укрываясь от неприятельских гонений. Разные округи говорят мало отдаляющимися наречиями помянутого нагае-татарского диалекта.

Округи сей нагорной части и сего народа суть следующие:

1. Малкар по-базиански, балкар по-черкесски, собственная Базиания по-грузински. Меньшая часть лежит при реке Аргудане, а большая при Чесеке, впадающем в Терек. К востоку граничат с ним Осетинские Дугоры, к югу Имеретская Радша, к северу часть Большой Кабарды, называемой Кашкатау. Он по тогдашним известиям (т. е. в 1772 году) содержит в себе около 1000 семейств, которые живут в небольших деревеньках: 1. Улумалкар (большой Малкар), 2. Мухом, 3. Ишканта, 4. Шаарда, 5. Хурдаиза, 6. Гробсарта, 7. Адшалга и мн. др.

Семейство Базиат в округе почитается княжеским, каковым признается оно и черкесами. От сего рода, вероятно, придали грузинцы имя Базиании всей стране.

2. Безинги или Бисниге, при Чесек. В нем считают не более 100 семейств.

3. Хулам. Также при Чесек. Не более предыдущего.

Жители обоих живут в весьма малых деревнях.

4. Чегем, по-грузински Джики. Жители его чехи. Он занимает целую верхнюю часть горного пространства реки Баксана, Чегема и его ручьев. Число жителей простирается до 360 семейств, обитающих в 10 деревнях:

1. Улу-Ельт, главная деревня и самая нижняя при Чегеме; потом вверх по реке, 2. Мимала, 3. Тобениншиль-Бердеби, 4. Аче, 5. Чеге, 6. Кам, 7. Орсундак, 8. Булунгу, 9. Дшерлиге и 10. Хутор-Устожирл.

Кажется, что грузинское имя Дшики происходит от Цихiu, области императора Константина; может быть, это остаток того народа, который жил тогда по равнинам и потом поселился в горах.

5. Карачай, по-базиански.

Черкесы называют его Каршага, а грузины Карачагети, также Кара-Дшики. Он лежит около вершины Кубани и смежен к западу с абазинским округом Башилбаем, а к югу с Сванетией. С восточной стороны отделяет его горный хребет Чалпак от кабардинцев, живущих на реке Баксане. На помянутом хребте Чалпак берут свое начало реки Малк и Кум.

6. Баксан.

Все базианцы, конечно, были прежде подданные грузинских владетелей. Они тогда сделались христианами греческого исповедания, что доказывают несколько старых церквей, находившихся в сих округах, празднование воскресных дней, наблюдение великих постов и употребление в пищу свиного мяса. Такая каменная церковь, вышиною в 3 сажени, находится в Чегемском округе близ Улу-Ельша. Беременные женщины обыкновенно обещаются заколоть возле нее животное и отдать его на торжественное съедение. Впрочем, не знают тут никакого кумирослужения или многобожия, а веруют в единого бога, подателя всех благ. Некоторые из знатных приняли малопомалу магометанскую веру, но не имеют ни мечетей, ни мулл.

Они не имеют теперь[168] никакого дела с грузинскими владетелями, частью потому, что сии владетели бессильны, частью же потому, что земля их лежит между высокими, суровыми снежными горами и Сванетинским округом. От селения Они, лежащего в Имеретии, до Чегема считают два дня езды. Несмотря на это, малканцы приходят с толстым сукном, войлоками и тому подобным на еженедельную ярмарку в Они, что в Радше при Рионе, и выменивают тут бумажные материи и проч. Но тем более сношения имеют базианцы с кабардинцами, ибо различные Базианские округи платят разным кабардинским князьям дань, обыкновенно с каждой семьи в год по овце.

Кроме того, что кабардинцы гораздо могущественнее, базианцы выгоняют в зимнее время скот свой на кабардинскую землю, и уже потому должны им покоряться. Они получают в Кабарде, в случае нужды, оленей и всегда российскую соль, бумажные материи, холст и сафьян. Все сие выменивают они на шерсть, толстое сукно, рожь, войлоки, лисьи и куньи меха, серу, которую они добывают близ Устожирта в Чегемском округе, и огнестрельный порох, ими самими приготовляемый.

В верхней части Чегема, у горы Каргажин-Тау (т. е. свинцовая гора), добывают свинцовые руды.

Обыкновенные имена базианцев суть: Мугамет, Мусласали, Девлет, Хамзо, Келемет, Басмурза и более татарских названий.

В предисловии Катехизиса, напечатанного в Берлине, замечено, что за несколько сот лет, по другим известиям в 1480 году, богемские и моравские братья, чтобы избегнуть гонений, причиняемых им римскими единоверцами, удалились в Кавказские горы и в начале того года, потребовали из Берлина себе учителей. Сходство наименований Богемцов, Цехов, с Чегемами и открываемые здесь следы христианства, кажется, будто сие подтверждают. Но г. Гильденштедт находит в том большую невероятность: ибо Чехем происходит от Цихен или от области императора Константина Цихiи или Дшики грузинцев. Богемские братья наверно бы удержали богемский язык и не мешали б его с татарским, в котором нет ничего похожего на славянский.

7. Базиания, Базиани, Базиана.

Грузинцы называют величайший, принадлежащий сюда округ Малкар, Базиани; почему и избрал г. Гильденштедт сие название для означения сопредельных округов, сходных между собою в рассуждении языка и учреждения, под именем одной провинции.

 

ЯКОБ РЕЙНЕГГС (1744—1793 гг.)

Биографические сведения о Рейнеггсе крайне недостоверны. В этом виноват прежде всего он сам. Будучи типичным авантюристом, Рейнеггс предпочитал умалчивать о своем прошлом или сознательно сообщал о нем ложные сведения. Происходя, по-видимому, из недостаточно зажиточной семьи (отец его был цирюльником, занимавшимся, как это тогда было принято, и врачеванием в качестве хирурга), Рейнеггс рано покинул свой родной город Эйслебен, в Саксонии. Он учился в Лейпцигском университете, в 1773 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины в Тирнау, в Венгрии. В 1776 г. Рейнеггс отправился путешествовать на Восток. Около 1779 г. Рейнеггс появился в Тифлисе при дворе грузинского царя Ираклия II. Здесь он развил исключительно активную деятельность, выступая одновременно в качестве врача, руководителя монетного двора, типографии и порохового завода. Вместе с тем Рейнеггс занимается изучением горных богатств Грузии и разрабатывает проекты административных реформ. Слухи о Рейнеггсе дошли до князя Потемкина-Таврического, в руках которого тогда была сосредоточена вся восточная политика России. Потемкин решил использовать Рейнеггса в качестве своего «комиссионера» при карталино-кахетинском царе Ираклии II и имеретинском царе Соломоне I. С 1782 г. Рейнеггс приступил к выполнению этих новых обязанностей. Однако авантюрный характер Рейнеггса помешал ему успешно справиться с поручениями князя Потемкина, который уже в 1783 г. отозвал Рейнеггса из Грузии в Россию. После этого Рейнеггс некоторое время служил в Астрахани, а затем был переведен в Петербург. С дипломатической карьерой Рейнеггса было покончено, и он служил теперь в качестве врача.

Располагая свободным временем, Рейнеггс занялся составлением историко-топографического описания Кавказа, которое он завершил в 1786 г. Этот труд содержит весьма ценный материал по истории и этнографии Кавказа. Длительное пребывание Рейнеггса в Грузии и на Северном Кавказе дало ему возможность хорошо изучить жизнь местного населения, и в ряде случаев он сообщает такие подробности, которые мы не найдем ни у одного из его современников.

Рейнеггс через Потемкина поднес свой труд императрице Екатерине II, однако она не сочла нужным опубликовать рукопись. Лишь после смерти Рейнеггса его труд был опубликован на немецком языке, в 1796 г.

Ниже дается перевод раздела книги Рейнеггса, который касается черкесов.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.