Записки о находящихся на западном берегу Каспийского моря, между Астраханью и рекою Кура, народах и землях и об их состоянии в 1728 году — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Записки о находящихся на западном берегу Каспийского моря, между Астраханью и рекою Кура, народах и землях и об их состоянии в 1728 году

2020-11-03 216
Записки о находящихся на западном берегу Каспийского моря, между Астраханью и рекою Кура, народах и землях и об их состоянии в 1728 году 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Черкесы. Они живут в Кабардинской земле, которая делится на верхнюю и нижнюю. Верхняя или Нагорная Кабарда граничит с Тавлистаном[59], аварами, Грузинскими горами (со стороны Имеретии), а с запада — с кубанскими татарами. Нижняя Кабарда простирается от предгорий Верхней Кабарды до реки Терека и Сунжи. Обе земли невелики, их свободно можно переехать от одного края до другого в четыре дня. Верхняя Кабарда наполнена горами, дорогами и тропинками. Она не имеет ни одного города и ни одной настоящей деревни; всякий живущий в долинах между горами, где ему понравится, строит маленькую хижину из камыша или дом из высушенных кусков глины. Напротив того, в Нижней Кабарде земля по большей части ровная, а поэтому [там] достаточно пашен, лугов и лесу. Однако и там встречается мало деревень. Из тех гор вытекает три реки: одна называемая Кубань, течет на запад через землю кубанских татар в Черное море; другая в Каспийское море; третья река — Кума протекает сначала между горами, а затем возле них и принимает в себя много других рек, и сделавшись благодаря этому очень большой, направляет свое течение через степи к Каспийскому морю; она, однако, не доходит до него и после одного или двух дней пути постепенно исчезает, образует болота, поросшие камышом, и з конце концов уходит в землю. Около тех мест, где в нее впадает река Бирума, находятся очень приятные и хорошие поля и рощи, а также различные остатки местечек и селений. Особенно заметны там руины одного большого города с хорошими каменными домами и сводами, из которых, так же как из лежащих между остатками камней, высеченных и отчасти украшенных скульптурными изваяниями, можно заключить, что тут был большой и известный город. Его зовут еще до настоящего времени Маджарами[60], чьим именем поляки и турки называли венгров и которым сами венгры имеют обыкновение себя именовать. [Поэтому] можно полагать, что основатели Венгерского королевства происходят из этой страны[61].

Черкесы обеих частей Кабарды являются одним и тем же народом и с древних времен до настоящего времени были свободными людьми, ибо, хотя они во всякое время оказывали большую склонность к России и многие из их князей со своими людьми считали себя ее подданными, однако это было только на словах и их свобода благодаря этому нисколько не пострадала. В разные столетия крымский хан заставлял их обещать посылать ему ежегодно в знак преданности подарок, а именно хорошую лошадь, панцирь, или саблю, или дорогой лук, или красивую девушку, которых можно было найти повсеместно в Кабарде лучшего качества. Чтобы доставить и выбрать лучшее, из Крыма в Кабарду ежегодно отправлялся полномочный, которого надо было как следует принять; он имел право вместе со своей свитой забавляться их женами и дочерьми сколько ему угодно было. Но 20 лет тому назад (т. е. 1708 г. — Ред.) черкесы решили сложить с себя эту повинность и умертвили крымских доверенных, посланных для осмотра, со всей их свитой. После этого крымский хан отправил своего визиря с 30 000 войск против черкесов, чтобы опустошить их землю до основания. Но черкесы послали несколько человек из своей среды к татарам, которые выдали себя за перебежчиков и предложили им провести их по неизвестной дороге в середину Кабарды. Когда татары дали им себя обмануть и повести по этой ложной дороге, в одном ущелье они были атакованы со всех сторон черкесами, которые заложили всю дорогу камнями и перебили всех так, что из крымской армии ни один человек не вернулся обратно. С того времени они опять получили полную свободу.

Их свобода простирается так далеко, что они не только не повинуются ни одному из соседних государств, но даже своим собственным князьям, которых у них много в обеих землях (т. е. в Большой и Малой Кабарде); они повинуются лишь поскольку это им нравится. Поэтому князья приобретают уважение скорее личными заслугами, чем княжеским достоинством. В 1728 году славнейший [из них] в Верхней Кабарде был Ислам (скончался в 1751 г. — Ред.), которого остальные уважали из-за его возраста и опытности и повиновались ему. В Нижней Кабарде знатнейшим был Тазис-бибеу[62], которого по той же причине очень уважали не только жители его земли, но и пограничные авары и тавлинцы, благодаря его возрасту. Впрочем, каждый живет со своим князем, как с равным, так что он не может ничего предпринять без согласия подданных, опасаясь, чтобы они не ушли от него и не перешли к другим, что дозволяется всякому, когда он считает себя обиженным и как только ему захочется. Это простирается так далеко, что сам князь почти ничем не владеет и не осмеливается ни в чем отказать своему подданному, когда он у него что-нибудь попросит: будь это даже одежда, которую он сам носит, он должен ее снять с себя и отдать тому, кому она нужна, или же быть готовым к тому, что он его покинет. Поэтому князь не имеет никаких других доходов, кроме тех, которые он получает со своих крепостных, большей частью грузин, кроме небольшого числа овец и малолетних девушек. Этих последних обучают шитью, вышиванию и другим работам, приличествующим их полу, и, сообразно красоте, продают от 1, 2, 3, 4 до 500 рублей туркам, персам и татарам или каким-нибудь другим [народам], которые хотят их купить. А так как черкесские женщины очень красивые и в большом спросе у турок и персов, поэтому не только родители продают своих детей, но и пограничные черкесы похищают и увозят многих из них; вследствие этого во всех тамошних местах ведется торговля указанным товаром.

У них не чеканят никаких денег. Они употребляют русские, персидские и турецкие монеты. Главный источник пропитания — скотоводство. Они разводят хороших лошадей, известных своей быстротой. Лучшие седла и лошадиные верхние уборы изготовляются ими и продаются соседним татарам. Они хорошие воины и наряду с саблями и панцирем носят большей частью луки и стрелы, из которых умеют хорошо стрелять. Их главное искусство состоит в воровстве и быстром угоне у своих соседей, особенно у кубанских татар, лошадей и рогатого скота. Последние не остаются у них в долгу. По этой причине они установили у себя прочные союзы. Когда одной партии удается захватить добычу и отогнать табун лошадей или рогатый скот, а другая погонится за ними и нагонит, то последняя имеет право напасть на воров, как на неприятеля [при условии], если у них нет в качестве предводителя мурзы или князя. Если же в этой шайке находится мурза, то никто не смеет обнажать оружие, однако отбирают обратно скот, полученный в добычу. Как только княжеский сын достигнет 12 лет, он уходит из своего родительского дома и служит у другого князя юсдеримом или придворным, у которого он также учится воровать. В этом искусстве он начинает с того, что пробирается в соседний сад и похищает фрукты. Затем он учится угонять овец, пока, наконец, не достигнет того, что научится нападать на табун лошадей. Этим он открывает себе дорогу к почестям. После этого, выехав на добычу, он может надеяться, что прославится и обогатится. Впрочем, хотя воровство происходит у них довольно открыто, однако никто не отнимает ни у кого силой, разве только их доведет до этого открытая вражда. Поэтому слово вор и разбойник считается у них сильным ругательством. 70 или 80 лет тому назад все черкесы были христианами греческого вероисповедания, а так как они очень мало разбирались в своей религии и не имели никакого общения с другими христианами, с тех пор христианская вера у них почти угасла и взамен ее водворилось магометанство. Этому немало способствовало то обстоятельство, что на их языке, не имеющем родства ни с одним из других, нет ни букв, ни письменности, и богослужение отправлялось на греческом языке, которое никто, даже их собственное духовенство, совершенно не понимало, напротив того, отношения, которые они поддерживали с крымскими татарами, принудило их изучать турецкие и татарские языки. Поэтому, вследствие их отсталости, не могло получиться другого результата, кроме того, что мухаммеданскому учению были открыты двери. Некоторые из них и доныне называют себя христианами; последние, однако, ничего не знают о своей религии, кроме названия, и так же мало, как и настоящие мухаммедане, забыли свои старые суеверные обычаи и церемонии. Впрочем, мухаммеданские черкесы причисляют себя к суннитской секте.

Жители Тарку торгуют с Персией и Россией, а живущие в горах торгуют похищенными грузинами, армянами и черкесами, которых они перепродают крымским и кубанским татарам.

КСАВЕРИО ГЛАВАНИ

Ксаверио Главани — автор «Описания Черкесии», составленного в январе 1724 г. в Бахчисарае — столице Крымского ханства. Биография его неизвестна. Имя и фамилия автора свидетельствуют о его итальянском происхождении, которое подтверждается также тем обстоятельством, что первоначальный текст этого описания был, по-видимому, составлен на итальянском языке (рукопись «Описание Черкесии» дошла до нас в переводе на французский язык).

В момент составления «Описания Черкесии» Главани был французским консулом в Крыму, являясь одновременно первым врачом крымского хана. Эти две должности давали возможность Главани собрать самые подробные и достоверные сведения о Черкесии. Располагая официальными материалами, имевшимися о Черкесии в канцелярии крымского хана, Главани в то же время мог пользоваться дополнительной информацией ханских чиновников, бывавших в Черкесии и хорошо знавших черкесские дела.

Судя по тексту описания, Главани и сам бывал в Черкесии и поддерживал контакты с представителями черкесской знати, нередко посещавшими Бахчисарай. В описании имеются прямые указания на то, что Главани выяснял ряд интересующих его вопросов путем расспросов «черкесских беев».

Пользуясь каждой возможностью для получения необходимых ему сведений о Черкесии и других областях Кавказа, Главани обращался за содействием и к самому крымскому хану. Так, по просьбе Главани, хан устроил ему встречу с одним кубанским ногайцем, 80-летним стариком, который, по мнению хана, мог сообщить Главани интересующие его данные о народах Кавказа. Вероятно, такие встречи и беседы с людьми самой различной национальности, приезжавшими в столицу Крымского ханства из Черкесии или смежных с ней областей, широко практиковались Главани и служили для него постоянным источником информации.

Описание Главани — важнейший источник по истории и этнографии адыгов первой четверти XVIII в. Особенно ценны его сведения о социальном и политическом строе Черкесии, о делении ее на этнические группы и феодальные владения, об их численности.

Не довольствуясь трафаретными описаниями черкесского быта, которые к началу XVIII в. получили широкое распространение в западноевропейской литературе, Главани сообщает ряд оригинальных сведений об общественной и семейной жизни черкесов, их религии и т. д.

Большое внимание Главани уделяет взаимоотношениям Черкесии с Крымским ханством. Естественно, что Главани по этому вопросу был особенно хорошо осведомлен. В полном соответствии с действительностью Главани подчеркивает, что Черкесия фактически не зависит от крымского хана и «в случае предъявления им каких-либо чрезвычайных требований отвергает их без стеснения». Вместе с тем он отмечает, что черкесы вынуждены были платить крымским ханам тяжкую дань рабами и рабынями. Дань эту крымские ханы получали при содействии черкесских феодалов. Когда наступает время обязательной посылки дани хану, пишет Главани, «все испаи (уздени) собираются у своих беев (князей), которые определяют, сколько каждый из них должен дать [рабов] сообразно имеющимся у него селениям. Затем каждый испай отправляется в свое селение и избирает мужчин или женщин по своему усмотрению...».

Главани ярко характеризует ту систему, при помощи которой крымские ханы поддерживали свое влияние в Черкесии. По его словам, черкесские князья (беи) «легкомысленно позволили ханам обмануть себя: один из ханов прислал к ним своего сына, другой — двух, третий — трех сыновей и, таким образом, мало-помалу черкесы попали под управление султанов. В настоящее время в черкесской стране считается 52 султана, способных носить оружие; самый бедный из них имеет при себе 50 конных и хорошо вооруженных слуг... Каждый бей как бы усыновил одного султана... Эти султаны повелевают и начальниками, и народом». Таким образом, широко распространенный у адыгов обычай аталычества был использован крымскими ханами для укрепления связей их с черкесскими феодалами.

Главани на ряде примеров показывает, как соперничающие между собой черкесские князья, в целях приобретения покровительства крымских ханов, отдавали им на растерзание родную страну, помогали покорять неповинующиеся черкесские области. Так, после разгрома в Кабарде войск крымского хана Каплан-Гирея, князья западночеркесских (кубанских) областей «вели беспрерывную войну против населения Кабарды» и, хотя не смогли проникнуть в глубь страны, вызвали в Кабарде «большой голод», «вследствие угона стад с пастбищных мест и вынужденного прекращения полевых работ».

Рукопись «Описания Черкесии» Главани была обнаружена случайно. Ее приобрел у букиниста известный кавказовед Е. Г. Вейденбаум и опубликовал с русским переводом в 1893 г. в «Сборнике материалов для описания местностей и племени Кавказа» (вып. XVII, Тифлис). Как указано в конце рукописи, она представляет собой копию, снятую с перевода текста «Описания» на французский язык (с какого языка — не указано, но вероятнее всего — с итальянского) в Константинополе 6 января 1727 г. Можно полагать, что перевод и копия с него были сделаны во французском посольстве в Константинополе, куда Главани представил «Описание Черкесии» вместе со своим консульским отчетом. Оригинал перевода был направлен французскому королю секретарем посольства Далиони. При переводе в текст Главани были внесены дополнения, чем и объясняется упоминание о событиях, происшедших после января 1724 г. — даты, которой Главани пометил свое «Описание Черкесии». Возможно, что эти дополнения принадлежат Далиони.

Публикуемый ниже русский перевод «Описания Черкесии» Главани заново сверен с французским текстом, и в него внесены некоторые редакционные изменения по сравнению с текстом русского перевода, изданного Вейденбаумом. 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.