Перспективы развития Республики Сербской — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Перспективы развития Республики Сербской

2020-11-02 80
Перспективы развития Республики Сербской 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В XXI в. у Республики Сербской есть три сценария развития событий. Первый, самый нежелательный для сербов, остаться в составе Боснии и Герцеговины на правах энтитета, но при этом потерять часть автономных прав. Иностранные представители до сих пор играют важную роль в функционировании политической системы БиГ. Их основная цель – проведение европейской интеграции, которая возможна только при централизованном функционировании страны. Конституционный суд Боснии и Герцеговины является высшей инстанцией по отношению ко всем другим судам, поскольку имеет право пересматривать их решения. Суд состоит из 9 судей, четверо избираются парламентом Федерации Боснии и Герцеговины (два хорвата и два боснийца), двое – Народной Скупщиной РС, а оставшиеся три члена избираются председателем Европейского суда по правам человека[85].          

В феврале 2020 г. Конституционный суд Боснии и Герцеговины отозвал автономию Республики Сербской на регулирование сельскохозяйственными землями и передал эти полномочия центральным властям Сараево[86]. Эти действия можно считать началом запланированной централизации страны. Широкая автономия Республики Сербской мешает не только центральным властям БиГ, но и европейскому сообществу и США, которые планируют вступление Боснии и Герцеговины в ЕС и НАТО. Большую роль в этих планах играет противостояние США и России. Несмотря на то, что «холодная война» осталась в прошлом веке, вопрос о гегемонии на Балканах остаётся актуальным. Россия имеет опору в Сербии и Республике Сербской. Угрозу распространения российского влияния на Балканах может предотвратить фактическое уничтожение автономных прав РС.

Второй сценарий развития энтитета – сецессия. В связи с событиями февраля Милорад Додик заявил, что «Республика Сербская встала на путь выхода из состава страны и это необратимо»[87]. Представители республики отказались принимать участие в работе центральных органов власти пока не будет решён вопрос о Конституционном суде. Народная скупщина РС поддержала принятие документа об исключении иностранцев из Конституционного суда[88]. С одной стороны, заявления Додика можно рассматривать как официальное начало процесса выхода республики из состава Боснии и Герцеговины. С другой стороны, подобные слова в данной ситуации можно расценивать как провокацию по отношению к центральным властям с целью приостановления централизации.

В условиях глобализации и европейской интеграции процесс сецессии будет особенно сложным. Для начала в Республике Сербской необходимо будет провести референдум. В 2015 г. боснийскими сербами была предпринята попытка проведения голосования о подотчётности законов Республики Сербской боснийскому федеральному суду, но референдум не состоялся из-за международного давления на республику. Министры иностранных дел Европейского союза сочли, что референдум «может подорвать социально-экономическое положение всех граждан страны и осложнить процесс интеграции в ЕС»[89]. Европейский союз ожидает единую и суверенную Боснию в своём составе. Крайнюю озабоченность голосованием выразили и власти Великобритании, Германии и США. Однако в неудачном процессе организации референдума есть и свои плюсы – оппозиция не голосовала против, что говорит о единстве нации[90]. Возможный выход из состава государства усложняют позиции США и ЕС, выступающих за обратный деволюции конституционный процесс. У боснийских сербов есть опыт создания самостоятельного государства в период Боснийской войны 1992-1995 гг. Однако в наше время, даже если состоится референдум о независимости энтитета и Республика Сербская выйдет из состава Боснии и Герцеговины, боснийские сербы могут столкнуться с множеством угроз. Новообразованное государство может оказаться непризнанным международным сообществом, в первую очередь, Европейским союзом и США. С другой стороны, если Республика Сербская сможет войти в ЕС и НАТО как самостоятельное государство, подобная интеграция станет поддержкой для России и опасностью для Америки.

В сложившейся ситуации центральные власти Боснии и Герцеговины могут призвать Североатлантический альянс и США вмешаться во внутренние дела страны и у боснийских сербов может не оказаться другого выхода, кроме как заявить о сецессии и обратиться за помощью и поддержкой к другим государствам[91].

Третий, возможный, но маловероятный сценарий развития событий, - это выход Республики Сербской из состава Боснии и Герцеговины и образование конфедерации с Сербией. Полное вступление республики в состав Сербии в качестве равноправного субъекта, на мой взгляд, невозможно. РС обладает слишком широкой автономией, от которой республиканским властям придётся отказаться при вступлении в состав Сербии.

Конфедерация – союз суверенных государств, недолговременное государственное образование, созданное для достижения каких-либо совместных целей. Конфедерация с Сербией могла бы оказаться поддержкой для РС, но Сербия вряд ли получит выгоду от такого союза. Наоборот, Сербия может оказаться в международной изоляции. Крайне важно, чтобы все члены конфедерации своими действиями приносили только пользу тому союзу, который создали, поэтому возможность создания конфедерации Сербии с Республикой Сербской является неперспективным сценарием.

Неопределённость в вопрос сецессии вносит статус округа Брчко. Округ представляет собой узкий коридор между частями Республики Сербской, некий спорный регион. Раньше Брчко управлялся совместно Республикой Сербской и Федерацией Боснии и Герцеговины, но с 1999 г. регион имеет статус автономии в составе Боснии и Герцеговины, не входящей в состав ни одного образование. Территории Республики Сербской не имеют возможность объединиться, что усложняет процесс сецессии.

 

Вопрос о будущем развитии Республики Сербской стал особенно актуальным в последние месяцы, в связи с активизацией процесса централизации государства. Если власти республики примут решение об отделении энтитета от Боснии и Герцеговины, процесс сецессии будет долговременным и сложным. Для Сараево это будет удар по возможности успешного и быстрого интегрирования в ЕС и НАТО. Кроме того, это может стать угрозой для других балканских стран, в составе которых есть сербские общины. Выход Республики Сербской из состава государства может спровоцировать национальное движение в некоторых сербских регионах Хорватии и Черногории.


Заключение

Вопрос этнической принадлежности и идентичности характерен для всего постюгославского региона. В особенности эта проблема находит отражение в Боснии и Герцеговине, которая представляет собой конгломерат национальностей. Существует несколько точек зрения по поводу основных факторов, повлиявших на возникновение этнического конфликта. Одни исследователи полагают, что главным камнем преткновения является религия, другие считают, что конфликт был навязан этническим образованиям извне. Исторический контекст проблемы также играет важную роль в данном вопросе. В период существования Австро-Венгерской империи, правительство поощряло формирование всеобщего национального самосознания в Боснии и Герцеговине. Во время социалистического правительства югославская идентичность была не национальной, а государственной. Каждый гражданин страны являлся «югославом», то есть этническая идентичность была навязана сверху.

    В 1990 г. образовалась Сербская демократическая партия, которая стала центром национального движения боснийских сербов в период распада Югославии. Изначально партия выступала за сохранение Югославии, но после "Меморандума о суверенитете Боснии и Герцеговины", принятого без участия сербского сообщества, боснийские сербы начали курс по построению независимого государства. В 1991 г. была создана Сербская республика Боснии и Герцеговины. В это же время в Боснии прошёл референдум о независимости республики, результаты которого сербы бойкотировали. В марте начались первые столкновения боснийских сербов и мусульман, в Сараево начали воздвигать баррикады. Планы мирного урегулирования конфликта, предложенные Международной конференцией по бывшей Югославии и Европейским союзом, не увенчались успехом. В то время как одни этнические группы соглашались с определённым планом, другие его отвергали. Представители каждой группы хотели доминировать в будущем государстве, хотели больше территорий и полномочий, поэтому мирного соглашения добиться не удалось. Признание независимости Боснии и Герцеговины международным сообществом ухудшило правовое положение Республики Сербской, привело к конфронтации и изоляции. Боснийским сербам пришлось вынужденно изменить курс политики: от идеи сохранения государства они перешли на путь сепаратизма.

На первом этапе Боснийской войны 1992-1995 гг. политика боснийских сербов имела оборонительный характер с целью создания и сохранения независимости РС. Однако военный конфликт очень быстро превратился в конфронтацию внешних сил, таких как НАТО и ООН, в союзе с бошняками и хорватами против сербского сообщества. Несмотря на это, начальный этап войны был успешен для Республики Сербской благодаря хорошей оснащённости сербской армии, но отсутствие чётко определённой политической программы мешало добиться сербам значительных успехов.

Интервенцию запада инициировали бошняки. НАТО и США перешли из миротворческих позиций в активных участников конфликта. Они уговорили боснийских хорватов перейти на их сторону. Таким образом, сербы остались без существенной поддержки и постепенно теряли свои позиции. Это вынудило сербскую сторону пойти на уступки.

21 ноября 1995 г. было подписано общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине. Соглашение предусматривало целостное сохранение суверенного государство, но разделяло страну на два полноправных энтитета – Федерацию Боснии и Герцеговины (бошняки и хорваты) и Республику Сербскую (боснийские сербы). По соглашению РС отходило 49% всей территории, но Сараево оставалось за бошняками и хорватами. Концепция многонационального характера столицы провалилась. С одной стороны, Дейтонские соглашения определили Боснию как государство, где каждое этносообщество играет равноправную роль в осуществлении власти и имеет относительную независимость в некоторых сферах политики. Однако, если смотреть на эту проблему с точки зрения равноправности образований, возникают некоторые вопросы. Федерация Боснии и Герцеговины имеет 2/3 власти в стране, в то время как Республика Сербская лишь 1/3.

С окончанием войны был установлен внешний контроль за экономикой и политикой государства. По Дейтонским соглашениям был создан внешний политический институт – пост Высочайшего представителя. Полномочия позволили аппарату Высочайшего представителя фактически стать главой исполнительной и законодательной власти и закрепить верховенство как над центральными органами власти, так и над властями образований. Несмотря на то, что региональные партии должны были играть важную роль в осуществлении политики государства, Высочайший представитель по БиГ фактически заменил их деятельность.

Особенностью партийной системы Боснии и Герцеговины является её структурированность вдоль определённых, изолированных друг от друга политических единиц, которые составлены из трёх основных этнических групп и явно выражены сквозь призму соответствующих электоральных корпусов.

Последние Всеобщие выборы в Боснии и Герцеговине 2018 г. укрепили власть Союза независимых социал-демократов. Партия является сторонником автономии РС и поддерживает идею о сецессии республики и является одним из основных акторов на политической арене Боснии и Герцеговины.

Что касается международных связей Республики Сербской, энтитет имеет представительства в других странах и налаживает с ними двустороннее сотрудничество. Отношения с Сербией основаны на идее сближении сербских народов. Милорад Додик, прежний президент РС, активно поддерживал политику сербского президента Александра Вучича. Косовский конфликт представлялся Додику отражением ситуации в Боснии. С одной стороны, "разграничение" между сербами и албанцами может создать прецедент к разграничению бошняков и боснийских сербов и последующему отделению республики. Однако план по "разграничению" может обернуться совершенно иным образом: если Косово объединиться с Албанией и вступит в НАТО, Сараево может начать процесс централизации БиГ и уничтожить автономность РС. Республика Сербская также развивает дружественные отношения с Россией, которая может быть весьма заинтересована в сецессии энтитета и поддержать создание сербской республики в регионе, где необходимо защищать свои интересы.

Европейская и североатлантическая интеграция Боснии и Герцеговины в Европейский союз и НАТО представляет серьёзную угрозу для автономности Республики Сербской. Вступление БиГ в данные структуры сопровождается расширением полномочий центральных властей за счёт снижения автономных прав РС. В настоящее время из-за этого энтитет может потерять значительную часть своей автономии. Такая перспектива развития республики представляется боснийским сербам крайне нежелательной, именно поэтому в феврале 2020 г. Милорад Додик заявил о начале процесса сецессии Республики Сербской. Подобные заявления можно рассматривать как официальное начало процесса выхода республики из состава БиГ, но можно и расценивать как провокацию по отношению к центральным властям с целью приостановления централизации. Даже если состоится референдум о независимости энтитета и Республика Сербская выйдет из состава Боснии и Герцеговины, боснийские сербы могут столкнуться с множеством угроз. Новообразованное государство может оказаться непризнанным международным сообществом, в первую очередь, Европейским союзом и США. С другой стороны, если Республика Сербская сможет войти в ЕС и НАТО как самостоятельное государство, подобная интеграция станет поддержкой для России, но опасностью для США.

Централизация Боснии и Герцеговины не может остаться без реакции местных властей РС. Уменьшение автономных прав и полномочий республики – неизбежный процесс, который не соответствует ожиданиям боснийских сербов. С одной стороны, диалог между властями Сараево и Баня-Луки может привести к позитивным итогам для каждой из сторон. С другой стороны, навязанная с внешней стороны государственность, рано или поздно, должна была привести к обострению конфликта между этническими группами. Поэтому сецессия Республики Сербской - неминуемый процесс, который может быть лишь замедлен, но не предотвращён.


 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.