Боснийский кризис: этноконфессиональный контекст проблемы — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Боснийский кризис: этноконфессиональный контекст проблемы

2020-11-02 146
Боснийский кризис: этноконфессиональный контекст проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Боснийская война стала самым страшным последствием распада Югославии. После отделения республик Словения, Хорватия и Македония, Босния и Герцеговина также изъявила желание о получении независимости. Этнический и религиозный вопросы стали ключевыми в этом конфликте. Босния и Герцеговина исторически сложилась как многонациональное государство – на территории республики жили бошняки (мусульмане), сербы (православные) и хорваты (католики).

Проблема этнополитической идентичности характерна для всего постюгославского региона. Стефано Бьянчини полагал, что балканская специфичность заключается не в «несовместимости культур», а в чувстве одновременной сопринадлежности, испытываемым каждым индивидуумом и каждой группой региона по отношению к двум различным большим макросообществам. Первое макросообщество связано с этнической принадлежностью, второе же имеет наднациональные черты. В одном случае каждая национальность стремится выделить условия своего существования в прошлом и будущем, а в другом отмечаются тенденции к образованию централизованного многонационального государства[6].

О.В. Валецкий же считал, что утверждения о ведущей роли национализма в разгроме Югославии и, естественно, Боснии и Герцеговины, неверны, ибо на самом деле национализм лишь был используем в чужих целях. Что же касается религии, то она действительно имела большую роль в общественной и личной психологии, но сама вера играла куда меньшую роль в ведении войны, практически срежиссированной со стороны, Скорее всего важно было не столько наличие, сколько отсутствие веры, что и обеспечило легкость манипулирования народами[7].

В случае Боснии и Герцеговины среди боснийских сербов низкий процент тех, кто идентифицируют себя с государством. Большинство в настоящее время отождествляет себя именно с Республикой Сербской, тем самым, изъявляя желание обособления энтитета[8].

Из-за отсутствия подавляющей национальности в Боснии и Герцеговине, республика представляла собой конгломерат различных национальностей и была зеркальным отображением Югославии[9].

Для того, чтобы понять, каким должно быть будущее, нужно знать и помнить своё прошлое. Исторический контекст проблемы вызывает много вопросов. Дело в том, бошняки, сербы и хорваты имеют собственные представления о истории Боснии и Герцеговины, которые кардинально отличаются друг от друга. Хорватские историки обосновывали хорватские претензии на Боснию тем, что регион являлся частью Хорватского королевства, существовавшего в II-XI вв. Мусульманский подход заключается в теории о том, что бошняки являются потомками богомилов, живших на территории Боснии и перешедших в ислам во второй половине ХV в. Сербская сторона конфликта опирается на этнические и культурно-языковые черты. Историки XVIII в. считали население региона полностью сербским, используя обозначения «сербы исламского вероисповедания» и «сербы католической веры»[10].

В период существования Австро-Венгерской империи австрийские власти поощряли формирование боснийского национального сознания для всех жителей независимо от того, какой религии они придерживаются[11]. Подобная политика была предпринята для уменьшения национальной пропаганды среди сербов и хорватов, но не получила особого распространения. Министр финансов И. Буриан инициировал новый национально-политический курс. В 1907 г. язык в Боснии и Герцеговине получил наименование «сербско-хорватский». Распоряжением были недовольны бошняки, им разрешалось называть свой язык «боснийским» неформально, в рамках мусульманских институтов. Мусульманские лидеры отмечали, что «мусульмане не хотят быть ни с сербами, ни с хорватами, но с сербами они вынуждены быть в союзе чтобы бороться с властью»[12].

В период существования Югославии социалистическое правительство страны отвергало идею о формировании этнической принадлежности. Каждый житель страны являлся «югославом». Таким образом, югославская идентичность являлась не национальной, а государственной, соответствующей социалистической идеологии.

Три разные религии, три разных народа и три разных понимания прошлого и будущего. Несмотря на многое, что объединяет сербов, хорватов и бошняков, противостояние историческому, культурному и политическому сближению народов оказывается намного сильнее.

 

Образование Республики Сербской в БиГ

18 ноября 1990 г. в республике прошли первые многопартийные выборы. Большинство мест в Скупщине заняла мусульманская Партия демократического действия. За ней следовали Сербская демократическая партия и Хорватское демократическое содружество Боснии и Герцеговины[13].

Сербская демократическая партия возникла немного позже хорватской и мусульманской национальных партий, как ответная реакция на их создание.

Многие источники указывают на то, что Белград сыграл немаловажную роль в формировании СДП. Партия была организована вследствие реализации замыслов сербского политика Д. Чосича. Также подтверждением поддержки сербской партии со стороны Белграда служит значительное количество материалов об ущемлённом положении сербов в Боснии, опубликованных сербскими СМИ[14]. Изначально партия выступала за сохранения СФРЮ. Позже – за создание объединённого государства из Сербии, Черногории, Македонии и Боснии и Герцеговины. Основной целью своей деятельности участники партий ставили исключение возможности «дробления» сербского народа.

Сербская демократическая партия добилась окончательных успехов на раннем этапе своего развития. Она стала центром национального движения и легитимным представителем боснийских сербов в период распада Югославии.

Апогеем конфликта между этноконфессиональными группами стал референдум о независимости Югославии. 15 октября 1991 г. парламент принял «Меморандум о суверенитете Боснии и Герцеговины», несмотря на несогласие сербов[15]. Вслед за этим была создана Скупщина сербского народа БиГ. Сербские депутаты объявили начало курса на строительство государства, которое бы включало лишь сербские образования. В декабре 1991 г. президент Сербии Слободан Милошевич встретился с членом Президиума СФРЮ Борисавом Йовичем для обсуждения возможной поддержки боснийских сербов в период борьбы за независимость Боснии. Правительства Сербии и Югославии осознавали, что провозглашение независимости Боснии и Герцеговины – неизбежный факт. После неудачного опыта с Словенией и Хорватией, власти понимали невозможность удерживать БиГ военным путём. Однако желание сербов остаться в составе Югославии или получить автономию нельзя было игнорировать.

После разговора двух лидеров началась секретная миссия по переброске сербских офицеров-боснийцев в Боснию. Йович понимал, что в случае провозглашения независимости Боснии и Герцеговина на международном уровне, Югославская Народная Армия будет вынуждена покинуть государство в кратчайшие сроки и сербское население республики останется без защиты. Таким образом, переброс боснийских военных, служащих за пределами БиГ на территорию республики, давало бы возможность сербскому руководству взять под свою команду часть войск. Как утверждает Йович «Ко времени признания независимости, в Боснии находилось 90000 военнослужащих ЮНА, из которых 85% были боснийскими сербами»[16].

В начале следующего года, 9 января, Сербская Скупщина объявила о создании Сербской Республики БиГ. 28 февраля 1992 г. была принята Конституция республики. Согласно статьям 2 и 3 территорию Республики составляли территории автономных областей, общин и других сербских этнических районов, включая и районы, где во время второй мировой войны сербский народ подвергся преступлению, а сама Сербская Республика входила в состав союзного государства Югославии. Официальным языком стал сербский[17]. СДП начала формирование в сербских общинах специальных органов управления – Кризисных штабов.

28-29 февраля в БиГ прошёл референдум о независимости страны. 63% хорватов и бошняков проголосовали за отделения региона от Югославии. По решению СДП сербское сообщество бойкотировало результаты референдума. На следующий день произошло первое серьёзное столкновение мусульман и сербов. 1 марта 1992 г. в центре Сараево проходила сербская свадьба Д. Тамбур и М. Гардовича. К церкви подъехал автомобиль с лидерами мусульманского движения: С. Шабанович, Т. Торлакович, М. Швракич и Р. Делаич. Между сербами и бошняками завязался конфликт. В итоге Делаич смертельно ранил Н. Гардовича, отца жениха, который нёс знамя Сербской православной церкви. Позже был ранен священник Р. Микович. Также преступники сожгли православное знамя[18].

В ночь с 1 на 2 марта группы сербов и бошняков начали воздвигать в Сараево первые баррикады. Сербы требовали провести расследование и наказать виновных. Произошли первые перестрелки. Ситуация в столице напоминала гражданскую войну. Властям удалось стабилизировать ситуацию, объявив о начале расследования убийства на сербской свадьбе. Были установлены личности всех нападавших, но, по какой-то причине, ни один из них не был привлечен к уголовной ответственности. Противостояние казалось необходимым боснийским сербам, для которых события в столице представлялись не как принижение прав сербского сообщества, а как полное игнорирование существования этой этнической группы. 3 марта, после оглашения результатов референдума, лидер сербского национального движения, Радован Караджич, заявил: «Мы не собираемся признавать независимое государство Босния и Герцеговина»[19].

Вопросами о независимости республик, входящих в Югославию, занималась Международная конференция по бывшей Югославии, созданная Европейским союзом совместно с ООН. Работой органа руководил Жозе Кутильеру. На Брюссельском саммите ЕС в декабре 1991 г. была принята декларация, провозглашающая основную идею по распаду Югославии – признание независимости всех югославских республик, которые обратятся к Европейскому Сообществу с этой просьбой и будут соответствовать необходимым требованиям признания[20]. В феврале 1992 г. был создан план мирного урегулирования конфликта известный как план Карингтона-Кутилейру или Лиссабонское соглашение. План предусматривал этническое разделение властей и округов государства. Таким образом, региональную власть каждого округа должны были представлять лидеры этнического сообщества, проживающего на этой территории. В Народной Скупщине республики, соответственно, должна была формироваться коалиция из представителей всех этно-конфессиональных сообществ. 11 марта план был отклонён Народной Скупщиной Сербской Республики БиГ. Был предложен новый план, по которому сербы должны были бы контролировать две трети территории БиГ. Кутилейру, в свою очередь отклонил этот план, объяснив это тем, что что административно-территориальные единицы должны быть сформированы с учётом экономических, географических, национальных и других критериев[21].

18 марта 1992 г. меморандум был подписан представителями трех национальных групп. Однако, 28 марта после встречи Уоррена Циммермана, посла США в Сараево, и Алия Избетгетовича, лидера боснийских мусульман, Избетгетович отозвал свою подпись[22].

Среди планов по мирному урегулированию конфликта в БиГ также выделяется план Вэнса-Оуэна, предложенный в январе 1993 г. Сайрусом Вэнсом и Дэвидом Оуэном. Представители ООН предлагали создать унитарное государство Боснии и Герцеговины с разделением на 10 автономных покраин. В этот раз план поддержали боснийцы и хорваты, но отвергли сербы.

План Оуэна-Столтенберга, появившийся в июле 1993 г. не получил одобрения со стороны боснийских мусульман. Дэвид Оуэн и Торвальд Столтенберг предлагали создать Союзную Республику Боснии и Герцеговины, которая включала бы в себя три конститутивные республики. Алия Изетбегович отклонил план, сославшись на то, что мусульмане получают недостаточное количество территорий.

Таким образом, все планы по мирному регулированию конфликта БиГ были отклонены той или иной стороной. Каждое этническое сообщество хотело быть доминирующим в будущем государстве и, соответственно, обладать большей территорией. Последующие планы уже предусматривали раздел территорий БиГ между соседними странами.

Несмотря на это, страны ЕС и США после неудачи «плана Кутилейру» довольно-таки быстро признали независимость БиГ 22 мая 1992 г., показав, что мнение сербов игнорируется[23].

После признания БиГ на международной арене, правовое положение Республики Сербской резко ухудшилось. СДП вышли из всех органов Боснии, а положение их оппонентов в правительстве стало легальным. Это привело к конфронтации с международным сообществом и изоляции РС. Если раньше сербы выступали за сохранение государство, то теперь они встали на путь сепаратизма[24].

 

В 1990 г. этноконфессиональный конфликт в Боснии и Герцеговине активизировался. Ввиду недопонимания, сложившего между тремя сторонами, в 1992 г. сформировалась Сербская Республика БиГ. Босния и Герцеговина объявила о своей независимости. Несмотря на все попытки международного сообщества в лице Международной конференции по бывшей Югославии предотвратить военное противостояние народностей Боснии, лидеры этнических групп не смогли достичь консенсуса по вопросам мирного регулирования. Вооружённый конфликт был неизбежен.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.