Автор монографии – Евгений Васильевич Жердев, доктор искусствоведения, профессор МГХПУ им. С.Г.Строганова. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автор монографии – Евгений Васильевич Жердев, доктор искусствоведения, профессор МГХПУ им. С.Г.Строганова.

2020-11-02 135
Автор монографии – Евгений Васильевич Жердев, доктор искусствоведения, профессор МГХПУ им. С.Г.Строганова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· Метафора нужна  как средство художественно-образного конструирования объекта дизайна  в период подготовки клаузуры.

· Метафора является универсальной категорией формирования художественной образности и проектно-культурного жанра в различных сферах дизайна: промышленном, графическом, экологическом и т.д.

· Метафора является универсальной, потому что в практике уже существует огромное многообразие её проявлений, пересечения с другими средствами визуальных искусств.

· В границах метафоры можно написать научную статью:

ü по сенсорному восприятию объекта,

ü по семантике формы объекта;

ü по семиотике внешнего вида объекта с помощью графических элементов наследия;

ü по развитию образного мышления дизайнера;

ü по развитию воображения дизайнера, целенаправленно использующего культурно-языковый потенциал этнохудожественного и графического наследия.

· С помощью метафоры дизайнер легко входит в пространство инструментальной, идейно-ценностной и культурно-языковой технологии в решении художественно-проектных задач.

· Принципы метафорической образности при внедрении их в производство способствуют успешной реализации товаров народного потребления и графической, печатной продукции.

· В дизайне важен примат метафоры.  Метафора вызывает негативное отношение у тех людей, которые стереотипо привыкли оценивать эстетику вещи только с позиции канонической формы, средств гармонизации. Чтобы положительно воспринимать метафору, необходимо перейти на иной уровень оценки объекта - с позиции ассоциации. Человек через метафору может переживать всю гамму как положительных, так и отрицательных эмоций, как в любом виде искусства. Здесь не может быть рафинированной эстетики. Мир прекрасен в многообразии.

КРАСОТА ПРИРОДНЫХ ФОРМ - БИОНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРЕДМЕТА

Бионическая форма - стремление к внешнему подражанию природной форме, без учета структуры. Например, объект – кувшин для цветов в виде груши. Это бионический подход. Большое развитие подход - бионического формообразования получил в авиации.

Сегодня бионический подход развивается по двум направлениям - функциональной и конструктивной целесообразности. Стремление понять конструктивную логику есть и у педагога.

Развитие метафорического языка в подготовке дизайнеров в последнее десятилетие становится все более интенсивным. Интерес к метафоре способствует развитию нового направления в науке, занятой исследованием разных сторон человеческого сознания. В её основе предположение о том, что человеческие когнитивные структуры (восприятие, язык, мышление, память) неразрывно связаны между собой в рамках одной общей задачи – в процессе создания дизайн-объекта.

ü Тезис: в метафоре стали видеть ключ к пониманию основ мышления не только национально-специфического видения мира, но и его универсального образа.

Появились исследования метафоры в различных терминологических системах, в разных видах масс-медиа, в языке рекламы, в наименованиях товаров. Эта лавинообразная тенденция закономерно охватывает область дизайна.

В последнее время все большее внимание привлекает проблема включения дизайна в художественную культуру за счет метафорической образности предметов.

В 1920 е годы эта проблема не возникала вообще. Тогда в дизайн пришли мастера высокого класса, живописцы, архитекторы, скульпторы. Поэтому дизайн был сразу включен в систему художественной культуры на всех уровнях: теоретическом, практическом и учебном. Хотя не всякий живописец или архитектор владел спецификой метафорической образности объектов дизайна, все же это был прорыв искусства в область индустриального производства вещей.

В 1950-60 е годы дизайн развивался в пространстве инженерного конструирования и черпал оттуда идеи. В дизайне приветствовалась функциональная форма, не замутненная стилизацией и стилистическими наслоениями.

Вопросы появились только в 1970 е годы, когда стало понятно, что дизайн должен быть более художественным. В публикациях по дизайну появились исследования по художественным проблемам дизайна. Но встроить вторично дизайн в систему художественной культуры не удалась. 

Наступил период постмодерна. Дизайн стал отвергать классический норматив и стал осваивать художественный язык культуры с его непрерывной текстурой, сплошным плетением знаковых систем, в которых происходит игра, и совершаются текстовые события.

Произведения дизайнеров стали самостоятельными произведениями. Началось смелое объединение в рамках одного произведения дизайна разных стилей, образных мотивов, художественных приемов, различных исторических традиций, национальных особенностей, заимствованных из  арсенала разных эпох, регионов и субкультур. Дизайнеры стали прибегать к символике древних культур, создавая на этой основе индивидуальную мифологию.  

ü Тезис: В период постмодерна форма объекта дизайна организуется как поле взаимодействия различных стилевых и языковых единиц.

ПОСТМОДЕРН И ИНОЙ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ

ü Тезис: Дизайнеры в постмодерне разрушают привычные каноны, в то же время открывают новые перспективные для практики дизайна направления.

Благочинное развитие дизайна предшествующего этапа взорвалось эпатирующим переложением новой эстетики на язык предметного искусства. Пластические и колористические образы объектов дизайна в тесном единстве с семиотикой с тех пор стали привлекать внимание тем, что появились предметы-символы.

ЧТО ТАКОЕ МЕТАФОРА?

1. Изделия, наделенные чертами живых существ, например, светильник похож на человека, самолет на птицу – метафора проявляется в качестве метаморфоза.

2. В изделиях, где повторяются конструктивные элементы формы, тождественное расположение элементов - здесь метафора проявляется в качестве параллелизма.

3. Перенос яркого цвета или элемента декора на новый объект дизайна специалисты сравнивают с эпитетом/цитацией.

4. Присутствие в объекте пародийности, карикатурности)креслов в виде губ, табурет на человеческих ногах, самолет-крокодил) говорит о том, что метафора проявляется в виде катахрезы.

5. Парадоксальное конструирование предмета, например, радиоприемник в виде пирамиды, часы в виде геометрической фигуры специалисты отмечают как оксиморон.

 

Таблица № 1 «Метафора»

Фигуральные обозначения переносов явлений окружающего мира

 на объект дизайна

1 Олицетворение Антропоморфизм, зооморфизм, фитоморфизм, орнитоморфизм
2 Метаформоз Превращение, преобразование
3 Параллелизм Перенесение конструктивных особенностей
4 Эпитет Перенесение декоративных свойств
5 Перифраз Переиначивание

Таблица № 2 «Метафора»

Стилистические приёмы фигуральных обозначений

с функцией объекта дизайна

1  Уподобляемое сопоставление Сравнение
2 Противоречивое сопоставление   Антитеза
3 Парадоксальное сопоставление Оксиморон
4 Пародийное, карикатурное сопоставление Катахреза

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ: Модификации метафоры, СИМБИОТИЧЕСКИЕ КОМБИНАЦИИ

ЗАПОМНИТЬ!

 МЕТАФОРА – ЭТО КЛЮЧ К РЕАЛИЗАЦИИ УНИКАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ВАШЕГО ВООБРАЖЕНИЯ! В проектной практике дизайна, несмотря на отдельное рассмотрение модификаций метафоры, типологии фигур и стилистических приемов, они не существуют в отдельности. Как правило, они составляют симбиоз, благодаря чему создаются уникальные симбиотические комбинации. 

ЗАПОМНИТЬ! НОВЫЙ ЯЗЫК ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ: ОСНОПОЛАГАЮЩИМ ЯВЛЯЕТСЯ НЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, А ВОПЛОЩЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЗАМЫСЛА.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.