Способы предотвращения гонки вооружений в космосе — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Способы предотвращения гонки вооружений в космосе

2020-11-02 105
Способы предотвращения гонки вооружений в космосе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одним из наиболее актуальных вопросов международного сотрудничества является сохранение космического пространства для использования в мирных целях, поиск путей и средств обеспечения его ответственного и безопасного освоения. Постоянный рост числа участников космической деятельности и развитие новых технологий и перспективных направлений их использования в космосе создают не только новые возможности, но и новые проблемы в вопросах обеспечения безопасности космических операций и защищенности космических группировок. [147]

Решение данного вопроса должно базироваться на принципе неприменения силы в космическом пространстве. Во-первых, необходимо разработать, и утвердить общепризнанный кодекс действий в космическом пространстве и процедуры разрешения конфликтных ситуаций. Во-вторых, для государств  было бы очень важно иметь международное регулирование, которое способствовало бы тому, чтобы непредвиденные ситуации в космосе не выходили из-под контроля и подлежали разрешению. Для этого необходимо создать уполномоченную международную организацию, наблюдающую за действиями стран в космосе и разрешающую конфликтные ситуации. В-третьих, необходимо повысить уровень открытости космической деятельности и доверия между странами в данной сфере.

Россия имеет свою точку зрения по решению первого вопроса. Российская Федерация последовательно продвигает идею о необходимости разработки всеобъемлющей конвенции ООН по международному космическому праву. Такой инструмент международного права устранил бы имеющиеся противоречия и восполнил пробелы в действующем международно-правовом регулировании космической деятельности, позволил бы рассмотреть все аспекты освоения космического пространства и использования космических технологий в рамках единого, целостного документа, а также учесть интересы всех участников космической деятельности.[148] Принятие ведущими государствами Конвенции о космической деятельности может послужить повышению ответственности держав в этой области и формированию благоприятных условий для последующей подготовки более обязывающих и формализованных соглашений. Идея Кодекса поведения в космосе в различных его вариантах имеет сейчас достаточно широкую поддержку в мире. В настоящее время экспертной общественностью и даже в официальных кругах обсуждаются несколько подобных проектов.[149]

По-моему мнению, в Конвенция о космической деятельности должны быть прописаны такие понятия, как «космическое оружие», «противоспутниковое оружие», «космическое пространство». Что исключит вольную трактовку этих понятий некоторыми странами. Кроме того, она должна будет устранить «серые зоны», нерегулируемые международным правом. К ним относятся: создание, испытание и развертывание противоспутникового оружия; разработка, испытание и развертывание компонентов ПРО космического базирования; проведение военно-прикладных экспериментов в космосе; создание и развертывание в космосе средств оптико- и радиоэлектронного подавления; создание и развертывание в космосе оружия, основанного на новых физических принципах.

Во-вторых, я считаю, что необходимо создать новую организацию по космической деятельности или наделить большими полномочиями существующий Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Данная организация должна иметь возможность пресекать неправомерные действия в космическом пространстве, разрешать конфликты в данной сфере, укреплять сотрудничество между странами. Существовала Российская инициатива о создании Международного корпуса инспекторов (ISI) для проведения проверок запускаемых в космос объектов для установления отсутствия на их борту оружия, а также, что сами эти объекты не являются оружием. Такими же функциями следовало бы наделить данную организацию.

Еще одним действенным методом предотвращения гонки вооружений в космосе является повышение открытости космической деятельности. Исходя из реальной ситуации и исторического опыта, недостаток информации о действиях других стран приводили к развитию собственных военных технологий и спекуляции общественным мнением. Российская Федерация внесла предложение по решению данной проблемы. И предложила создать под эгидой ООН информационную платформу по сбору, сопоставлению, уточнению и распространению сведений о ситуации в космосе. Такая платформа могла бы стать действенным инструментом, который позволил бы сопоставлять и объединять данные из различных источников, получать и оперировать существенно более качественной информацией для предотвращения опасных сближений и столкновений космических объектов. Эти же функции могла исполнять организация, о которой было сказано выше. Она бы выполняла, своего рода, функции агрегатора и диспетчера.

В заключении, хочется отметить, что предложенные выше методы являются наиболее действенными и эффективными в решении проблемы предотвращения гонки вооружений в космосе. Однако есть существенный минус. Многие страны могут не согласиться на такие меры. Возможно, продвижение данных идей с помощью СМИ и на международных площадках могло решить эту проблему.


Заключение

Существует большое количество международных документов, регулирующих деятельность государств в космосе, однако на основе материала главы 1 данной работы можно сделать вывод, что в регулировании военно-космической деятельности существует ряд упущений и серых зон. На сегодняшний момент, запрещенной деятельностью в космосе является: размещение ядерного оружия и других видов ОМУ; испытание ядерного оружия в космическом пространстве; размещение военных баз и проведение военных испытаний и маневров на небесных телах и орбитах вокруг них; военное или враждебное использование средств воздействия на природную среду из космоса. Нерегулируемой деятельностью по прежнему остается: создание, испытание и развертывание противоспутникового оружия; разработка, испытание и развертывание компонентов ПРО космического базирования; проведение военно-прикладных экспериментов в космосе; создание и развертывание в космосе средств оптико-электронного и радиоэлектронного подавления; создание и развертывание в космосе оружия, основанного на новых физических принципах. Кроме того многие важные понятия («космическое оружие», «противоспутниковое оружие», «космическое пространство») не имеют четкого определения, что приводит к их неоднородной интерпретации разными странами. Можно легко сделать вывод, что существующая нормативно-правовая база является недостаточной и не может способствовать предотвращения размещения оружия в космосе.

Анализируя развитие историю данной проблематики, на основе 2 главы, можно сделать, что благодаря позиции СССР, направленной на предотвращение вывода оружия в космос, удалось заключить ряд важных международных договоров. В их числе: Договора по ПРО 1972 г., Договора о космосе 1967 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. и некоторые другие. Однако США не отказывались от использования космоса в военных целях, что вынуждало СССР развивать собственные программы в данной области. Конец гонки вооружений в космосе пришел только благодаря завершению «Холодной войны» и распаду СССР, однако, как мы видим сегодня, ненадолго.

Говоря о современном положении дел, нужно отметить, что ситуация значительно изменилась с появлением новых космических держав. На сегодняшний день Китай, Индия и Япония успешно развивают свои космические программы, в том числе и в военном направлении. В связи с событиями последних лет обстановка в данной области серьезно накалилась. НАТО официально объявила о включении космоса в сферу действий операций альянса. Франция, США, Великобритания объявили о создании военно-космических сил и подразделений. Индия и Китай успешно провели испытания противоспутникового оружия. Япония стремится отойти от миролюбивой политике, закрепленной в конституции страны, в том числе для того, чтобы иметь свободу действий в космосе. Инициативы России и Китая направленные на демилитаризацию космоса, были приняты, но встретили сопротивление главным образом со стороны США. Нежелание ключевого игрока принимать на себя юридические обязанности, ограничивающие его военно-космическую деятельность, делает невозможным заключение юридически обязывающих договоров. Инициативы Европейского союза о создании «Космического кодекса» не не направлены на разрешение существующих проблем и имеют рекомендательный характер, что делает их бесполезными. Таким образом, можно сделать вывод о наличии явных предпосылок к началу открытой гонки вооружений в космосе.

Наилучшим способом решения данной проблемы является составление и ратификация всеми странами единого «космического кодекса», имеющего четкую формулировку таких понятий, как «космическое оружие», «противоспутниковое оружие», «космическое пространство» и другие. Кроме того, новый кодекс должен будет устранить «серые зоны», нерегулируемые международным правом. Еще одним важным шагом будет создание Международного корпуса инспекторов (ISI) для проведения проверок запускаемых в космос объектов, с тем чтобы удостовериться в отсутствии на их борту оружия, а также, что сами эти объекты не являются оружием. Однако, ввиду противодействия США, такие меры становятся невозможными. Поэтому стоит проводить более открытую космическую политику, увеличивать взаимодействие и доверие между странами в освоении космоса, а так же продолжить развитие инициатив направленных на предотвращения гонки вооружений в космосе не только на базе ООН, но и других международных организаций.


 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.