Глава 2. Использование космического пространства в военных целях на различных исторических этапах в 1957-1993 гг. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Глава 2. Использование космического пространства в военных целях на различных исторических этапах в 1957-1993 гг.

2020-11-02 95
Глава 2. Использование космического пространства в военных целях на различных исторических этапах в 1957-1993 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Период 1957-1993 гг. характеризуется противостоянием двух супердержав и их разработкой новых видов космического оружия и адекватного ответа на них. Именно в этот период были разработаны проекты по освоению космоса и военно-космические проекты, направленные на обеспечение государственной безопасности. Основные идеи, заложенные в них, не претерпели коренных изменений. Примером могут служить использование ИСЗ (искусственных спутников Земли) в разведывательных и гражданских целях, применение ракет дальнего радиуса действия в качестве носителей КА (космических аппаратов), или преодолении ядерной угрозы с помощью систем ПРО.[57] Даже проекты по сотрудничеству в космической сфере были разработаны и реализованы в обозначенный период, например проект «Союз-Аполлон» 1972-1975 гг.[58]

Как и в наше время, в большой политике второй половины двадцатого века к космосу относились очень прагматично. Сам космос был не так интересен, как косвенные выгоды для экономики, военно-промышленного комплекса и общества в целом. Одной из главных причин использования космоса в военных целях и запуска ракет, выведших ИСЗ в открытый космос, была возможность наблюдения за противником и его территорией.[59]

В 1953 г. администрация Эйзенхауэра для создания новых технических средств, способных снабдить США достоверной разведкой, приняла решение о целесообразности запуска ИСЗ (искусственного спутника Земли). В дополнение к этому, США стремились добиться значительного психологического эффекта и политического престижа, которые были бы наградой для страны, первой запустившей ИСЗ. Однако из-за запуска Советским Союзом ИСЗ в октябре 1957 г., США лишились первенства в космической деятельности. С 1960-х гг. спутники запускались регулярно обеими странами в военных целях, но выдавались ими за гражданские. Эти аппараты были предназначены для предоставления разведывательной информации и связи. Использование ИСЗ для обеспечения поддержки военных акций на Земле – не то же самое, что размещение оружия в космосе для ведения боевых операций, но эти действия составляли часть общей милитаризации, которая затронула космос. С развитием военных спутников и углублением зависимости вооруженных сил от них попытки создания противоспутникового оружия стали неизбежными. У государств есть свои космические активы, и они хотят иметь военный потенциал не только для того, чтобы угрожать оружием из космоса или в космосе, но и для того, чтобы активно защищать свои спутники, которые необходимы для координации действий на поверхности Земли. Через несколько лет после запуска первого спутника инженеры из СССР и США начали думать о способах его уничтожения.[60]

В 50–60-х г.г. США и СССР, улучшая свои системы вооружений, проводили испытания ядерного оружия во всех природных сферах, в том числе и в космосе. По опубликованным в открытой печати, перечням ядерных испытаний, к категории космических ядерных взрывов были отнесены пять американских, проведенных в 1958–1962 г.г., и четыре советских – в 1961–1962 гг. Они официально отнесены к категории «исследования поражающих факторов ядерных взрывов».[61]

Американские и советские ядерные взрывы в космосе в 1958–1962 г.г.: 27.08.58 - США «Аргус-1»; 30.08.58 - США: «Аргус-2»; 06.09.58 - США «Аргус-3»; 27.10.61 - СССР К-1; 27.10.61 - СССР К-2; 09.07.62 - США «Старфиш Прайм»; 20.10.62 - США «Чикмэйт»; 22.10.62 - СССР К-3; 28.10.62 - СССР К-4.[62]

Конец этому положил договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, подписанный 5 августа 1963 г. в Москве.[63]

Со временем обе страны стали зависеть от своих спутников. По этой причине СССР и США боялись противоспутникового оружия друг друга и начали наращивать свои оборонные возможности. Работы по созданию противоспутникового оружия велись в СССР с 1963 года. После запрета ядерных взрывов в космосе советские конструкторы стали рассматривать и другие варианты уничтожения вражеских ИСЗ. Планировалось создать орбитальную группировку спутников-перехватчиков или спутников-спутников, которые располагались бы в нескольких точках земной орбиты и летали бы длительное время и уничтожались вблизи цели по команде с Земли одновременно с началом боевых действий. Был разработан проект, предполагавший, что один из модифицированных кораблей «Союз – П» будет решать задачу досмотра и выведения из строя вражеских космических аппаратов в пилотируемом режиме. Предусматривался вывод спутника из строя либо путем механического воздействия, либо снятием с орбиты и помещением в контейнер корабля.[64]

В 1963-м г. министр обороны США Роберт Макнамара объявил о начале работ по программе «Часовой» (Sentinel), которая должна была обеспечить защиту от ракетных атак значительной территории континентальной части Соединенных Штатов. Предполагалось, что система противоракетной обороны (ПРО) будет двухэшелонной, состоящей из высотных, дальних перехватчиков LIM-49A Spartan и противоракет ближнего перехвата Sprint, и связанных с ними РЛС «PAR» и «MAR», а также вычислительных систем.[65]

Испытания в СССР и в США продолжались вплоть до подписания Договора о космосе 1967 г.[66] и Договор об ограничении систем ПРО, подписанного Леонидом Брежневым и Ричардом Никсоном 26 мая 1972 г. в Москве (вступил в силу 3 октября 1972 г.). В соответствии с Договором, стороны обязались ограничить свои системы ПРО двумя комплексами (радиусом не более 150 км с количеством пусковых установок противоракет не более 1 00): вокруг столицы и в одном районе расположения шахт стратегических ядерных ракет. Договор обязывал стороны отказаться от создания и развертывания систем или компонентов ПРО космического, воздушного, морского или мобильно-наземного базирования.[67]

Возвращение к испытаниям произошло только в 1976 г., как ответ на программу "Спейс Шаттл", которая, как предполагала советская разведка, была либо орбитальным бомбардировщиком, либо транспортным средством для космического оружия. В 1978-1982-х г.г. испытания продолжались и проводились с частотой одного запуска в год. И у СССР, и у США были стимулы развивать свои противоспутниковые системы, поскольку МКС могла использоваться не только для фото-наблюдения, радиотехнической и радиолокационной разведки, но и для орбитальной бомбардировки. Стали появляться новые инициативы. К ним относится возобновление работ по разработке противоспутникового оружия в СССР, что побудило администрацию Джеральда Форда продолжить ту же работу в США. Они были разработаны при администрации Джимми Картера и стали наиболее известными при администрации Рональда Рейгана.23 марта 1983 г. Рональд Рейган выступил со «Стратегической оборонной инициативой» (СОИ), задача которой заключалась в создании системы ПРО, в том числе с элементами космического базирования, способной защитить территорию страны от баллистических ракет. СОИ так же известна под названием «Звездные войны».[68] Программа СОИ сдвинула военные программы освоения космоса в другое русло: размещение оборонительных систем в космосе или на земле вместо наступательных. Формально это означало отход от ранее существовавшей доктрины "гарантированного взаимного уничтожения" (ВСУ) и девальвацию Договора по ПРО. Проект сои спровоцировал советское руководство на изменение своей политики в отношении космоса. СССР взял на себя обязательство не первым запускать в космическое пространство любое такое оружие в течение всего «времени, пока другие государства, включая Соединенные Штаты, будут воздерживаться от запуска в космос любого вида противоспутникового оружия».[69] В связи с этим СССР прекратил секретные испытания противоспутниковой системы. Последнее испытание состоялось 18 июня 1982 г. в процессе крупнейших за всю историю страны военных учений, когда был разыгран сценарий полномасштабной ядерной войны. В дополнение к этому советские дипломаты выдвигали предложения о заключении новых договорённостей в области запрещения создания и применения в космосе оружия любого рода. Многочисленные проекты договоров СССР несли пропагандистскую нагрузку. США и их союзники байкотировали все проекты договоров СССР, обращая внимание на то, что они имели антиамериканский характер с целью повлиять на общественное мнение и направить его против американских разработок.[70]

В таких условиях с середины 1980-х годов СССР начал готовить «асимметричный ответ», который дал бы возможность нанести неприемлемый урон противнику в ответном ударе. С технической стороны планировалось: запустить «облако» небольших металлических сфер, сбивающих американские системы противоракетной обороны; сбить спутник США малыми ракетами с Земли; разместить спутники вблизи американских военных платформ, оснащенных ракетами средней дальности; ослепить американские спутники лазерами с Земли; принять на вооружение ракету, защита которой отражала бы энергию от элементов американской системы ПРО. В то же время на дипломатической арене СССР осудил СОИ как препятствие на пути построения системы контроля над вооружениями. «Асимметричный ответ» должен был повлиять на американских лидеров таким образом, чтобы предотвратить возможный выход США из советско-американского Договора по ПРО 1972 г., который к тому времени уже зарекомендовал себя как один из краеугольных камней обеспечения стратегической стабильности. Она сыграла важную роль в предотвращении гонки вооружений в космическом пространстве, установив ограничения на разработку систем, которые могли бы использоваться в качестве противоспутникового оружия. Это относится к согласованному заявлению "D" 1978 г., в котором говорилось, что развертывание, в том числе в космосе, "систем ПРО, основанных на других физических принципах и содержащих компоненты, способные заменить противоракеты, противоракетные пусковые установки или радары про" запрещено. Этот пункт, который по сути был вариантом толкования договора по ПРО, был серьезным препятствием для программы СОИ, используемой советской дипломатией.[71]

Путем «асимметричного ответа» советскому руководству удалось не допустить выхода США из Договора по ПРО в то время, а критика программы СОИ в Вашингтоне привела к медленному свертыванию работ. К концу второго срока Рейгана, когда рейтинги президента упали, программа СОИ стала уязвимой для критики, от которой она ранее была спасена. Через несколько лет после ухода Рейгана из Белого дома программа СОИ перестала существовать. Однако проектно-исследовательская работа, которая коренится в СОИ, была продолжена. Управление баллистической противоракетной обороны Министерства обороны США, сформированное из отдела внедрения СОИ, приступило к разработке проекта. Научно-исследовательская работа была передана в отдел перспективных исследований Министерства обороны.[72]

Сворачивание программы СОИ связано не только с «асимметричным ответом» и её постоянной критикой в США, но и с изменением геополитической ситуацией в мире – распадом СССР, завершением Холодной войны и ослаблением ядерной напряжённости.

В 1991 году президент Джордж Буш (старший) выдвинул новую концепцию программы модернизации ПРО, которая предполагала перехват ограниченного числа ракет. С этого момента начались попытки США создать национальную систему ПРО (НПРО) в обход договора по ПРО.

В 1993 году администрацией Б. Клинтона, название программы было изменено на систему противоракетной обороны (ПРО) территории (National Missile Defense – NMD).

Создаваемая система ПРО США включает в себя: центр управления, станции дальнего обнаружения и спутники слежения за запусками ракет, станции наведения ракет-перехватчиков, сами ракеты-носители для вывода противоракет в космос с целью уничтожения баллистических ракет противника.

Как видно из вышесказанного, в 1957-1993 годах милитаризация космоса проходила весьма энергично. Создавались новые виды вооружений и средства обороны, шла гона за покорение космического пространства. Однако проходила и активная дипломатическая работа, заключались договоры ограничивающие деятельность в космосе, но находились новые способы для милитаризации космоса, что обесценивало предыдущие договоренности. В первую очередь это было связано с противостоянием двух сверхдержав и двух противоположных политических и экономических систем. Конец активной фазы гонки вооружений в космосе наступил в 1991 году, в результате распада СССР. К сожалению, распад СССР только замедлил ход событий. США не оставила своих планов о доминировании в космическом пространстве и продолжает научно-техническую деятельность по разработке новых систем ПРО и других видов наступательных и оборонительных вооружений.


 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.