Вопрос 2. Последствия внедрения системы «электронного правительства». Последствия внедрения цифровых систем взаимодействия населения и органов власти. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Вопрос 2. Последствия внедрения системы «электронного правительства». Последствия внедрения цифровых систем взаимодействия населения и органов власти.

2020-10-20 154
Вопрос 2. Последствия внедрения системы «электронного правительства». Последствия внедрения цифровых систем взаимодействия населения и органов власти. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дефиниция:

Электронное правительство (англ. e-Government) — пакет технологий и набор сопутствующих организационных мер, нормативно-правового обеспечения для организации цифрового взаимодействия между органами государственной власти различных ветвей власти, гражданами, организациями и другими субъектами экономики. Предполагает эффективный способ предоставления информации о деятельности органов государственной власти, оказание государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально используются возможности, предоставляемые информационными технологиями, мобильными технологиями и сетью Интернет.

Из  истории вопроса:

1.«В конце 2009 года распоряжением Правительства Российской Федерации были утверждены перечни первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями.

2.В декабре 2009 года прошел Госсовет, полностью посвященный теме внедрения современных информационных технологий в сфере предоставления государственных услуг.

Эти события придали новый импульс созданию инструментов электронного правительства в России.

3. В 2010 году заработал Единый портал государственных и муниципальных услуг, который позволил консолидировать усилия по переводу услуг в электронный вид и обеспечить контроль за данным процессом.

4. В настоящее время более 200 федеральных и 1000 региональных услуг доступно в электронном виде на Едином портале. Граждане подали более 7 миллионов электронных заявлений.

5. Большая часть субъектов Российской Федерации также достигли определенных успехов на этом пути. Более чем у половины регионов уже доступны услуги в электронном виде на Едином портале, есть свои лидеры и по востребованности электронных услуг.

6. Все это стало возможно благодаря таким государственным инфраструктурным решениям, как Единая система межведомственного электронного взаимодействия, Единая система идентификации и аутентификации и ряд других. В 2011 году запущена Единая система межведомственного электронного взаимодействия, ставшая инфраструктурной основной для организации обмена информацией между органами власти и организациями всех уровней и давшая новый толчок к развитию ведомственных информационных систем.

7. Внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия уже позволило избавить граждан он необходимости самостоятельного сбора большого количества справок и хождения от одного ведомства к другому, а общее количество транзакций в системе уже превысило 500 миллионов.

8. Минусы: В то же время практика показала, что некоторые из вопросов были не вполне проработаны, в частности, очень много дискуссий вызвали перечни региональных и муниципальных услуг, рекомендованных к предоставлению в электронном виде. Далеко не все из предложенных услуг оказались реально востребованными их потребителями именно в электронном виде, перевод некоторых первоочередных услуг в электронный вид требует неоправданных затрат региональных и муниципальных бюджетов.

С другой стороны, необходимо сделать так, чтобы столь же доступными стали остальные сервисы, которые необходимы людям. Не только государственные и муниципальные услуги. Ведь людям зачастую не важно, кто именно оказывает им услугу – государственная, бюджетная или частная организация, а иногда они просто не могут разобраться во всех юридических тонкостях и понять, к кому им следует обратиться за помощью.

9. Еще один важный аспект – необходимость расширения перечня услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также предоставление возможности получения в электронном виде услуг, оказываемых иными организациями» [13].

Экспертный совет в 2012 году пришел к выводу о необходимости корректировки приоритетов в  реализации планов и проектов, направленных на использование информационных технологий в наиболее социально значимых сферах.

В октябре – ноябре 2012 года было проведено обсуждение с участием более 600 экспертов -  представителей высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации, руководителей и сотрудников региональных органов власти, органов местного самоуправления, представителей российского ИТ-сообщества и общественности».

В качестве критериев  определения приоритетов внедрения цифровых технологий взаимодействия граждан и государства были взяты интересы потребителей внедряемых государственных сервисов, то есть людей.  

На предварительном этапе эксперты выделили 6 приоритетных направлений:

· здравоохранение,

· образование,

· жилищно-коммунальное хозяйство,

· социальная поддержка,

· безопасность,

· регистрация прав граждан [14].

Следует добавить, что при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской федерации создан Экспертный совет по программному обеспечению. Он выполняет функции технической экспертизы разрабатываемого и внедряемого программного обеспечения (далее ПО). По результатам проведенной экспертизы Экспертный совет готовит экспертное заключение о включении или невключении ПО, содержащее выводы о соответствии или несоответствии ПО требованиям, установленным правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденными постановлением Правительства РФ №1236 от 16 ноября 2015 года[15]. Однако, речь идет только о технической экспертизе. Вопросы о последствиях социального и психологического характера перед данным экспертным советом не стоят.

Последующие события.

Госдума 21 мая 2020 приняла в третьем, окончательном чтении закон о создании единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении России.

В регистре будут собраны все базовые данные о человеке от рождения до смерти. Формировать единую базу данных планируется на основе сведений государственных и муниципальных информационных ресурсов органов госвласти, местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами.

ФСБ ранее выражала недовольство, что злоумышленникам станет легче добывать сведения о некоторых категориях лиц.

В то же время защитники персональных данных настаивают на четких предписаниях относительно того, какие именно сведения могут содержаться в центральном регистре. Они также выражали опасение, что гораздо большее число госслужащих получит доступ к конфиденциальной информации.

Единая база данных создается в рамках программы "Цифровизация общества", которая вступит в силу в 2022 году.

Вести регистр будет Федеральная налоговая служба (ФНС). Замглавы ведомства Виталий Колесников ранее говорил, что в регистр войдут "30 видов сведений от 12 основных поставщиков".

 

Особняком во всей российской цифровизации по-прежнему стоит вопрос информационной безопасности.

 

«Так получилось, что до сих пор у нас просто не было закона, который регламентировал бы работу и жизненный цикл государственных информационных систем. А их у нас в крае работает 14 штук. И никто не может сказать, кто за что отвечает, кто что регулирует, как эти системы сопровождать, как выводить из эксплуатации. Все решалось, можно сказать, на пальцах, документа, который все это регулировал, не существовало. Но теперь он есть. Ключевая роль, конечно, досталась министерству цифрового развития и связи, потому что мы четко понимаем назначение госинформсистем, задачи, которые они решают, вопросы информационной безопасности, взаимодействия с регуляторами — все это будет под нашим контролем», — отметил Евгений Зрюмов.

 

А вот что сказал премьер Дмитрий Медведев 22 октября 2019 года, на пленарном заседании Московского международного форума инновационного развития «Открытые инновации». В бюджете на реализацию цифрового нацпроекта заложены средства в размере 1,6 трлн рублей до 2024 года.

По словам премьера, одним из первых вызовов и является цифровая безопасность. С политической точки зрения Медведев заявляет о необходимости обеспечения национальной безопасности, а с экономической — защищенности системы от взлома и утечек. Тем более налицо факт создания в государстве государства, где главная роль отводится новому электронному «правительству».

Дмитрий Медведев также поднял вопрос защиты персональных данных, ведь утечки персональных данных происходят на том или ином уровне ежедневно, например, когда нам звонят незнакомые люди, которым мы не оставляли своих данных. Более того, глава правительства заявил на форуме, что с 1 марта 2020 года в пилотном режиме запустят электронные паспорта.

 

«Эта система будет содержать практически всю важнейшую информацию о человеке. Уже сейчас государственные информационные системы содержат более 80 петабайт информации. Желающих завладеть такими огромными массивами данных в мире всё больше. По статистике, кибератаки происходят каждые 14 секунд. Пока я говорю, можно посчитать, какое количество кибератак уже в мире состоялось», — подчеркнул Дмитрий Медведев.

 

И, конечно, важно, по словам премьера, защитить извне систему электронного голосования, пилотные проекты по которой уже реализуются. Как отметил Медведев, тестирование новых технологий очень часто не согласуется с действующими нормами, что приводит к весьма неприятным последствиям[16].

 

Есть целый ряд цифровых нововведений, которые тревожат население страны. Даже если беспокойство людей не подкреплено фактами или связано с недостаточной компьютерной грамотностью, все равно это делает ситуацию в государстве более напряженной, дистанция между населением и властью резко увеличена, люди ждут подвоха. Несмотря на существующие плюсы от внедрения цифровых технологий (удобство оформления ряда документов, экономия времени, возможность онлайн записи к врачу) –можно констатировать рост недоверия к власти, невозможность достучаться до представителей власти при возникновении трудных ситуаций, и здесь не спасает портал Добродел.

Итак, посмотрим мнения о ряде цифровых нововведений. В качестве примера рассмотрим введение электронных трудовых книжек.

1. Электронная трудовая книжка.

Переписка-дискуссия об электронных трудовых книжках на портале Yandex-Q (лексика и грамматика авторов комментариев). (https://yandex.ru/q/question/work/est_kakoe_to_otlichie_elektronnoi_knizhki_caedf041/?utm_source=yandex&utm_medium=wizard&answer_id=8a1b2ef4-9a79-4433-96e3-0d4629dacf39#8a1b2ef4-9a79-4433-96e3-0d4629dacf39)

- «Не вкоим случае нельзя офоормлять электронную трудовую потому как в случае чего будет не найти концов где работал человек что и как малейший сбой в программе и автоматически могут удалиться все все ваши данные о работе и вы потеряете все свои данные и не востановите их потом вот такая вот печаль может с вами произойти!!!!» Ответ: Сразу понятно - человек далёк от слово "backup")))) не позорьтесь, божий одуванчик)

- он не божий одуванчик а практичный человек. Это вы, молодой бычок... 😅 В своё время Наше государство разом обесценило накопление граждан своей страны и до сих пор не вернуло деньги накопленные трудом и здоровьем людей. Иных уже и в живых нет,, на похороны им собирали всем миром.... Другой раз за одну ночь все помолодели аж на пять лет... Морщины разом разгладилились, причём на всех местах, и лосьоном никто не пользовался. 👍😅. Теперь взялись за общую цифровизацию, где от вашей конфиденциальности остаётся один пшик. Случись что с серверами хоть с миллионом банок - повторителей и мир забыл ваше имя. А вы говорите.. Бэкап. 🤣🤣🤣

- все что вы написали, было при аналоговых книжках, и что толку?

- нет у нас аналоговых трудовых книжек. Она была и по сей день является подлинником сведений трудовой истории гражданина СССР, а теперь РФ... А толк в том, что теперь и для трудовой книжки хотят создать условия к ее потери или создать ваши сведения о трудовой деятельности объектом народного достояния, обсуждения. Вам такое удобство нужно? Если да, то ваш выбор очевиден... Грохнуться сервера, или поменяется хотя бы одна буква в электронной карточке и... вы уже нигде не работали. Счастливым и современным станете в один день и " за одну ночь разгладите все морщины" ☝😉👍

- если кому-то в правительстве или пенсионном фонде станет выгодно "потерять" вашу(или просто определённого количества людей) информацию о трудовом стаже - она "потеряется", а все резервные копии пропадут в неизвестном направлении или будут признаны неисправными.

Кроме того обычного раздолбайсива тоже никто не отменял - сисадмин может просто полениться делать вовремя резервную копию или-же сделать её на не надёжный носитель. У меня есть знакомые, в организации которых после оцифровки бумажных архивов бумажные оригиналы были уничтожены с целью экономии места, а цифровая копия записана на один или два внешних жёстких диска и убрана в сейф, а через несколько лет, когда понадобились эти данные - эти диски перестали читаться. В центре восстановления за несколько десятков тысяч рублей восстановили часть файлов, а оставшиеся пропали безвозвратно. Тоже самое может быть и с электронной трудовой книжкой...

Так что все юридически значимые документы должны иметь бумажную копию.

-"Ну и в догонку... много информации теряется из тех же социальных сетей? Захочешь удалить, не выйдет."

Это по тому что её сохранение выгодно спецслужбам (закон Яровой и т.д.) и кому-то ещё. А вот информация из трудовой книжки, дающая право на определённый размер пенсии, кроме самого работника никому особо и не нужна - иногда даже наоборот(нужно её отсутствие)...

- К этому все и идёт. Система зависла, сервер полетел, и все нет у вас пенсии!!!! Хотя ее и так скорее всего отменят…

- Минимум лет 5 никакой цифровизации. Пусть обкатают на стилягах - бесстрашном поколении. 😆

- Если для меня как работника нет разницы, зачем я должен решать в каком виде она должна вестись?

- Очень просто, допустим сканер при копировании даст сбой и какая нибудь дата в трудовой окажется нечитаемой.., или читаемой по другому, а потом вам скажут, что так и было, и вообще.. вы сами согласились на цифровую копию. Надо же на будущее иметь очередной повод для снятия с себя ответственности за возможные (а может и умышленные) ошибки.

В этих комментариях можно увидеть и страхи, и недоверие, и злой умысел (параноидальные тенденции, о которых мы говорили выше).

Рациональные контраргументы также присутствуют, но на данный момент на рациональном уровне трудно переубедить людей, особенно представителей старшего поколения, которые обладают опытом, подтверждающим их опасения.

 

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — это электронный аналог обычной подписи «на бумаге». Она обладает юридической силой и позволяет подтвердить авторство электронного документа.

ЭЦП удобна при работе с документами в интернете. На сайте Госуслуг с помощью такой подписи можно отправлять заявления для получения выписок, справок и прочего, оплачивать госпошлины со скидкой.

 

Вместе с тем, как показала практика, ЭЦП взяли на вооружение мошенники. Используя цифровую подпись, они могут продать или подарить чужую квартиру, взять от чужого имени кредит или оформить на сомнительную/криминальную фирму-однодневку.

 

Можно сделать вывод, что практически все цифровые нововведения (электронные медицинские карты, электронные трудовые книжки, удаленные сделки с недвижимостью без присутствия нотариуса, ЭЦП, коммуникация с органами власти через порталы госуслуг, голосовое подтверждение операций и пр.), помимо ряда удобств, имеют и негативную сторону.

 

К негативным последствиям (психологическим, социальным, правовым) относятся:

· Нарушение приватности при использовании персональных данных;

· Утечка информации, торговля базами персональных данных;

· Проблемы с персональной безопасностью;

· Распространение мошеннических схем, рост криминала;

· Утеря личных данных (медицинских сведений, сведений о трудовой деятельности);

· Недосягаемость представителей власти для населения, увеличение дистанции между властью и населением, невозможность решить «по-человечески» возникающие вопросы;

· Формализация отношений власти с народом: типовые отписки, заготовленные формы ответов на жалобы, классифицированные на стандартные рубрики;

· Отсюда чувство «безнадежности», обманутости  и «несправедливости» у людей, усиливающееся недоверие к власти. Политические последствия могут быть двух типов:

1 – социальное недовольство, протестные настроения.

2 – пассивность, инертность, социальная апатия.

 

Меры государственной и общественной безопасности, связанные с высокотехнологичными способами контроля за населением (видеокамеры, распознавание лиц, все формы цифровых персональных данных, спецпропуска, QR-коды и пр.) приводят к «деперсонализации», нарушению личностных границ, повышению тревожности. Возникает чувство манипулируемости и собственной «ничтожности».

Кроме того, каждый человек, подвергающийся контролю, автоматически становится подозреваемым.

Готовы ли люди платить за безопасность такую большую цену?

Есть ли другие варианты решения проблемы безопасности?

 

Эсперты:

Е.В.Харитонова

8 (926)-384-20-57, 8 (901)-774-34-39

Е.А. Савчук

Список использованной литературы.

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980

Ганнушкин П.Б. Избранные труды по психиатрии. М. Юрайт, 2018

Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов /Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

И. Я. Завилянский, В. М. Блейхер, И. В. Крук, Л. И. Завилянская. Психиатрический диагноз. Киев, Выща школа, 1989.

Ларионова А.С. Речевая агрессия как вид эмоционального реагирования // Вестник Московского государственного областного университета. М. – № 1 – 2007.

Леонгард Карл, Акцентуированные личности. Эксмо-Пресс, 2001

Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л.: Медицина, 1985

Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб: Питер, 2016

Прихожан А. М., Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000.

Хорни К. невротическая личность нашего времени. - М: Канон+, 2018

Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4

Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — 2005.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской федерации. Экспертный совет по программному обеспечению. Последнее обновление: 26 июня 2020 https://digital.gov.ru/ru/activity/advisories/26/

Алексей Богдановский. Эксперт рассказал о социальных последствиях ношения масок. Вашингтон, 8 мая - РИА Новости, 04:14 08.05.2020 Интервью РИА Новости профессора социальной психологии Университета Амстердама Гербена ван Клейфа.URL: https://ria.ru/20200508/1571131378.html


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.