Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2020-06-05 | 268 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Психологические аспекты обучения и развития персонала службы приема и размещения. Каждая страна, гостиничная фирма ведет по-своему работу с персоналом. Распространенными являются американская и французская школы обучения гостиничного персонала.
В американской системе воспитания гостиничного персонала отношения между руководством и подчиненными строятся на де-
186
мократических принципах, подчиненным предоставляются большие возможности и права. В конечном итоге работа персонала с клиентами отеля определяется чувством собственного достоинства и ответственностью за общий бизнес. В гостиницах такого типа поощряется самостоятельность и инициативность в решении проблем, умение разрешать порой самые непредсказуемые ситуации.
Французская система обучения отличается большей дистанцией между руководством гостиницы и подчиненным ему персоналом, большим контролем действий персонала отеля, более жесткой кадровой политикой по отношению к сотрудникам гостиницы. Работа сотрудников оценивается по балльной системе, и по итогам работы за месяц (квартал) выплачивается или нет премия. Баллы начисляются не только за работу, но и за внешний вид сотрудника, время явки его на работу, прилежание при выполнении поручений и заданий и т.д. Приветствуется строгое исполнение инструкций и распоряжений, поощряются профессионализм и четкость в работе. Сотрудник является частью отлаженного механизма и должен строго следовать своим должностным инструкциям.
Как правило, нельзя четко определить, на какую систему ориентируется тот или другой отель, чаще это компиляция нескольких направлений в работе с персоналом гостиницы, обусловленная разными факторами:
|
географическим месторасположением отеля (страна, где находится это предприятие);
национальными особенностями работающего в отеле персонала (менталитет, обычаи и др.);
правовой базой и традициями страны;
целями и задачами, которые ставят перед собой владельцы и администрация отеля;
состоянием рынка труда;
экономической ситуацией в стране в определенное время.
Это лишь часть объективных причин, влияющих на систему управления гостиничным персоналом.
Основными направлениями работы с персоналом являются:
обучение персонала;
развитие в нем ориентации на клиента;
оказание поддержки сотрудникам;
контроль и оценка работы.
Большинство программ обучения гостиничных работников за рубежом строится на проведении новых служащих через работу во всех отделах гостиницы. Это дает стажерам понимание важности каждого отдела и необходимости совместной работы для обеспечения качественного обслуживания клиента. Многие управляющие крупнейших гостиничных корпораций начинали свою деятельность в гостинице с должности подносчика багажа или бармена. Пройдя долгий путь от низшей ступени в обслуживании
187
клиентов до руководящих должностей, они приобрели богатый опыт и понимание важности четкой работы всех подразделений отеля. Именно такой руководитель, как правило, имеет большой авторитет в коллективе.
Часто гости спрашивают у сотрудников службы приема о культурных программах, проводимых в киноконцертных залах гостиницы, шоу в ночном клубе отеля, блюдах в ресторане гостиницы и др. Сотрудники чувствуют себя неуверенно, неловко, если не обладают достаточной информацией. В советские и постсоветские времена считалось большим проступком, если сотрудника в его свободное время видели в ресторане гостиницы или на развлекательных мероприятиях, проводимых там же; это грозило увольнением.
Западные специалисты в области индустрии гостеприимства придерживаются других позиций. Они считают разумным решением обеспечить возможность сотрудникам службы приема и размещения увидеть культурные программы, проводимые в отеле, пообедать в ресторане, ознакомиться с меню. В некоторых наиболее высококлассных отелях каждому, кто успешно проходит испытательный срок, предлагают остаться на одни сутки в отеле со всеми правами клиента (постояльца) и соответствующими услугами, как-то: проживание в одно-, двух- или трехместном номере (можно пригласить друзей) плюс утренний «бранч», посещение сауны, дискотеки — и все это бесплатно! Это делается для того, чтобы сотрудник отеля почувствовал себя в роли потребителя и в дальнейшем мог рекламировать то или иное мероприятие, помогать в выборе блюд в ресторане отеля. Естественно, такие мероприятия нужно проводить вне рабочего времени.
|
Служащие reception принимают большую часть просьб приезжающих, передавая их пожелания соответствующему отделу.
Пример 5.3. Гость звонит администратору и просит принести ему дополнительные полотенца.
Одна из реакций администратора: администратор сердится; заявляет, что это reception и в его служебные обязанности такой вопрос не входит, советует гостю позвонить в хозяйственный отдел, даже не дав номера телефона, вешает трубку.
Гость, полистав некоторое время справочник по гостинице, находит номер телефона хозяйственной службы и получает необходимые ему полотенца.
Итог: затраченное гостем дополнительное время и негативное впечатление об обслуживании в отеле. А ведь известно, что проявлением вежливости и гостеприимства в гостинице является экономия времени клиентов.
Другая реакция администратора: получив информацию о просьбе клиента принести дополнительные полотенца, сам звонит в хозяйственную службу и передает просьбу клиента.
Итог: гость получает необходимое гораздо быстрее, и у него создается положительное впечатление о гостиничном сервисе.
188
Сотрудник, переадресовавший клиента к другому работнику отеля, тем самым делает ошибку, оставляя просьбу клиента долго не выполненной, а иногда и вовсе невыполненной. Первый служащий, к которому обратился клиент, должен позаботиться о просьбе постояльца и передать ее соответствующему подразделению или служащему гостиницы. Такой подход называется соучастием в решении проблемы.
|
В идеале первый служащий, получивший запрос гостя или его жалобу, отвечает за это. Именно первый служащий добивается решения проблемы: если необходимо, переадресует поступившую просьбу, а затем контролирует ее выполнение, чтобы гость остался доволен. В таком случае клиентам отеля не придется изучать структуру гостиницы и подолгу искать необходимый номер телефона, чтобы получить элементарную услугу.
Хорошо работает подразделение, где сотрудники могут заменить друг друга. Служащие, которые видят, что гость в чем-либо нуждается, обслужат его, даже если это не входит в их прямые обязанности.
Применение системы взаимозаменяемости (polyvalence — «все во всем»), приводит к хорошим результатам в работе. Понятно, что горничная не может заменить водителя, швейцар — шеф-повара и др. Однако в рамках определенного подразделения или службы этот прием широко практикуется.
Одним из важных моментов в работе с персоналом является создание условий для более доверительных отношений между руководителями и подчиненными. Если служащим доверяют, они решают проблемы клиентов более эффективно и создают меньшее количество причин для недовольства.
Одной из основных задач, связанных с построением внутреннего имиджа гостиничного предприятия, является создание и поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Сотруднику, как и клиенту, нужны забота и внимание. Социально-психологический климат в первую очередь зависит от стиля руководства и характера внутрикорпоративной культуры.
Атмосфера обслуживания и впечатление об отеле находятся в прямой зависимости от того, в каком настроении и с какими установками сотрудники службы приема и размещения контактируют с гостями. В сфере гостеприимства этот фактор играет особую и чрезвычайно важную роль в формировании качества обслуживания.
Именно преобладающий устойчивый психологический настрой коллектива и характер взаимоотношений в нем определяют социально-психологический климат (СПК) рабочей группы. Микроклимат в коллективе отражается на внешнем виде и поведении сотрудников, влияет на успешность их совместной деятельности, специфику их взаимодействия с клиентами и становится одним из приоритетов при выборе специалистами места работы.
|
Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость и удовлетворение от общения, доверие, чувство защищенности, безопас-
189
ности и комфорта, взаимная поддержка, теплота, внимание и забота в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, возможность свободно мыслить, творить, духовно и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, признавать ошибки без страха наказания и т.д.
Неблагоприятный СПК характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и др. В агрессивной среде человек, конечно, тоже может существовать и работать, но непродолжительное время и с весьма низкой отдачей, так как вынужден постоянно быть в напряжении.
Ответы персонала на следующие вопросы помогут руководству оценить атмосферу в коллективе.
• Нравится ли вам ваша работа?
• Хотели бы вы ее поменять?
• Если бы вам сейчас предстояло заняться поиском работы, оста-
новили бы вы свой выбор на вашем настоящем месте?
• Достаточно ли ваша работа для вас интересна и разнообразна?
• Устраивают ли вас условия на вашем рабочем месте?
• Удовлетворяет ли вас оснащение, оборудование, которое вы
используете в работе?
• Насколько удовлетворяет вас оплата труда?
• Имеете ли вы возможность повысить свою квалификацию? Хо-
тите ли воспользоваться такой возможностью?
• Устраивает ли вас объем работы, которую вам приходится вы-
полнять? Не перегружены ли вы? Приходится ли работать в нерабочее
время?
• Что в организации совместной деятельности вы предложили бы
изменить?
• Как бы вы оценили атмосферу в вашем трудовом коллективе
(дружеские отношения, взаимное уважение, доверие или зависть,
непонимание, напряженность в отношениях)?
• Устраивают ли вас отношения с вашим непосредственным ру-
ководителем?
• Часто ли возникают в вашем коллективе конфликты?
• Считаете ли вы своих коллег квалифицированными работника
ми? Ответственными?
• Пользуетесь ли вы доверием и уважением у ваших коллег?
В целях получения честных ответов и объективной информации анкетирование рекомендуется проводить анонимно. Если результат оказался неприятным для менеджмента, то следует принять целый ряд управленческих решений, начиная с анализа сложившейся ситуации,
|
190
оценив ее как кризисную или предкризисную, либо требующую особого внимания и комплекса мер. Это могут быть различные мероприятия — от полной смены линейного руководства до длительной и кропотливой работы по оздоровлению психологического климата в коллективе (с привлечением консультантов, психологов и др.). Следует также разобраться в том, что руководство отеля делало неправильно.
Доброжелательные отношения помогают удержать ценных сотрудников, не прибегая порой к материальному стимулированию, снизить отток кадров (а это значит — сократить средства на обучение новичков, их адаптацию). Благоприятный социально-психологический климат влияет на функционирование предприятия. Во многом это обусловлено тем, что жизненно важная для человека потребность в безопасности и защищенности возникает лишь в благожелательной обстановке.
Максимальная же производительность труда достигается в условиях позитивных взаимоотношений.
По мнению психологов, к важнейшим признакам благоприятного СПК относятся:
доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
доброжелательная и деловая критика;
свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
достаточная информированность членов коллектива о производственных задачах и их выполнении;
удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи;
принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.
Руководитель может целенаправленно регулировать характер отношений в группе и влиять на СПК. Для этого необходимо знать закономерности его формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов, влияющих на СПК.
Факторы, определяющие СПК, следующие.
1. Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность
экономических, культурных, политических и других условий. Ста-
бильность в экономической, политической жизни общества обе-
спечивает социальное и психологическое благополучие его членов
и косвенно влияет на социально-психологический климат в кол-
лективе.
2. Локальная макросреда, т.е. организация, в структуру которой
входит трудовой коллектив. Размеры не только самой гостиницы,
но и компании, если гостиница ведомственная; степень централи-
191
зации власти, участие сотрудников в планировании, распределении ресурсов, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональный, этнический), отсутствие противоречий и т.д.
3. Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия
труда. Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут
стать источником повышенной раздражительности и косвенно по
влиять на психологическую атмосферу в коллективе.
Пример 5.4. Персонал за стойкой регистрации обязан встречать гостя и разговаривать с ним стоя. В отелях высокого класса, как правило, стулья за стойкой вообще не предусмотрены. Если при этом рабочие места портье, консьержа, кассира (столешница, ПК, фискальный принтер и др.) организованы на уровне высоты сидящего человека, то сотрудникам приходится либо постоянно вставать и садиться, либо работать, согнувшись, тогда после оформления 2 — 3 гостей появляются регулярные боли в спине и пояснице.
Напротив, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность от трудовой деятельности в целом, способствуя формированию благоприятного психологического климата в коллективе.
4. Удовлетворенность работой. Большое значение для формиро-
вания благоприятного СПК имеет то, насколько работа является для
человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли
она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать твор-
ческий потенциал, расти профессионально.
Привлекательность работы повышают посредством удовлетворенности:
условиями труда;
уровнем оплаты;
уровнем компетентности коллег;
деловыми и личными отношениями в коллективе по вертикали и горизонтали;
распределением отпусков;
режимом работы;
системой материального и морального стимулирования;
социальным обеспечением;
информационным обеспечением;
перспективами карьерного роста;
возможностью повысить уровень своего профессионализма и т.д.
Таким образом, привлекательность работы в сфере гостеприимства зависит от того, насколько ее условия соответствуют ожиданиям работника и позволяют реализовать собственные интересы, удовлетворить потребности личности:
в хороших условиях труда и достойном материальном вознаграждении;
192
общении и дружеских межличностных отношениях;
успехе, достижениях, признании и личном авторитете, обладании властью и возможностью влиять на поведение других;
творческой и интересной работе, возможности профессионального и личностного развития, реализации своего потенциала.
5. Характер выполняемой деятельности. Монотонность деятель
ности (например, горничная и уборщица), ее высокая ответствен
ность (управляющий и другие топ-менеджеры), наличие риска для
здоровья и жизни сотрудника, стрессогенный характер (работники
контактных служб), эмоциональная насыщенность (персонал за стой
кой) и др. — все это факторы, которые косвенно могут негативно
сказаться на СП К в рабочем коллективе.
Работа в гостинице довольно тяжела как в физическом, так и в эмоциональном плане, поэтому у персонала должна быть возможность в течение или в конце рабочего дня избавиться от накопившихся негативных чувств и снять эмоциональную усталость; восстановить физические силы и освободиться от стресса.
Полезной практикой в гостиницах является проведение, помимо бизнес-обучения, еще и занятий и тренингов, способствующих снятию эмоционального напряжения и личностному развитию персонала. Так, в гостинице «Двина» в г. Архангельске стало хорошей традицией раз в полгода организовывать для сотрудников службы приема и размещения психологические тренинги. По отзывам персонала, позитивного эмоционального настроя, полученного ими в результате прохождения тренинга, обычно хватает как минимум на 6 мес.
В зависимости от возможностей отеля можно оборудовать специальную комнату для релаксации, а в рабочем графике сотрудников отвести время для отдыха и восстановления сил.
6. Организация совместной деятельности. Формальная структура
группы, способ распределения полномочий, наличие единой цели
влияет на СПК. Взаимозависимость задач, нечеткое распределение
функциональных обязанностей, несоответствие сотрудника его профессиональной роли, психологическая несовместимость участников
совместной деятельности повышают напряженность отношений
в коллективе и могут стать источником конфликтов.
7. Психологическая совместимость является важным фактором,
влияющим на СПК. Под психологической совместимостью пони
мают способность к совместной деятельности, в основе которой
лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств
участников. Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности.
Людям, похожим друг на друга, легче наладить взаимодействие.
Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу
взаимодополняемости.
193
Это особенно важно для гостиничного предприятия, где практикуется взаимозаменяемость сотрудников. Гостей мало интересует распределение обязанностей между сотрудниками, им важно, чтобы их обслужили своевременно, быстро, качественно, в соответствии с ожиданиями и при этом доброжелательно.
Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций.
8. Характер коммуникаций в организации выступает в качестве
фактора СПК. Отсутствие полной и точной информации по важному
для сотрудников вопросу создает благодатную почву для распростра
нения слухов и сплетен, интриг и закулисных игр. Руководителю
стоит внимательно следить за удовлетворительным информацион
ным обеспечением деятельности гостиничного предприятия. Низкая
коммуникативная компетентность сотрудников также ведет к ком
муникативным барьерам, росту напряженности в межличностных
отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам. Умение ясно
и точно излагать свою точку зрения, владение приемами конструктив
ной критики, навыками активного слушания и т.д. создают условия
для удовлетворительной коммуникации в организации.
9. Стиль руководства. Роль руководителя в создании оптимального
СПК является решающей.
Демократический стиль развивает общительность и доверительность взаимоотношений, дружественность. При этом нет ощущения навязанности решений извне, «сверху». Участие членов коллектива гостиницы в управлении, свойственное этому стилю руководства, способствует оптимизации СПК.
Авторитарный стиль обычно порождает враждебность, покорность и заискивание, зависть и недоверие. Но если этот стиль приводит к успеху, который оправдывает его использование в глазах группы, он способствует благоприятному СПК, как, например, в спорте или в армии. Даже если руководитель использует авторитарный стиль управления, он может быть позитивным, если, принимая решение, учтет интересы служащих, объяснит им свой выбор, сделает свои действия понятными и обоснованными — иными словами, станет больше внимания уделять установлению прочной и тесной связи с подчиненными. В чистом виде этот стиль не подходит для гостиницы.
Попустительский стиль приемлем в некоторых творческих коллективах, но может быть опасен для бизнеса гостиницы. Деятельность гостиничного предприятия предполагает четкое следование стандартам, правилам, нормативам, инструкциям, что необходимо для поддержания качества продукта/услуг на высоком уровне. Попустительский стиль управления в отеле может стать причиной низкой продуктивности и качества работы, неудовлетворенности совместной деятельностью и привести к формированию неблагоприятного СПК.
194
Если руководитель предъявляет завышенные требования, прилюдно критикует сотрудников, часто наказывает и редко поощряет, не ценит их вклад в совместную деятельность, угрожает, пытается запугать увольнением, лишением премии и т.д., ведет себя в соответствии с лозунгом «начальник всегда прав», не прислушивается к мнению подчиненных, невнимателен к их нуждам и интересам, то он формирует нездоровую рабочую атмосферу. Отсутствие взаимного уважения и доверия заставляет людей занимать оборонительную позицию, защищаться друг от друга, сокращается частота контактов, возникают коммуникативные барьеры, конфликты, появляется желание покинуть организацию и, как следствие, происходит ухудшение качества гостиничного обслуживания.
Страх наказания порождает стремление избежать ответственности за совершенные ошибки, перекладывание вины на других, поиск «козла отпущения». На эту роль, как правило, выбирается человек (группа лиц), который не виновен в случившемся, но отличается от большинства сотрудников, не похож на них, слаб и не способен постоять за себя. Он становится объектом нападок, враждебного отношения, необоснованных обвинений. Наличие «козла отпущения» позволяет членам коллектива осуществлять разрядку напряжения и неудовлетворенности, которые легко накапливаются в атмосфере взаимного недоверия и страха. Тем самым коллектив поддерживает собственную стабильность и сплоченность. Это кажется парадоксальным, но какую бы неприязнь и враждебность ни вызывал в свой адрес «козел отпущения», он нужен группе как «предохранительный клапан», позволяющий освободиться от агрессивных тенденций. Поиск «козла отпущения» играет роль механизма интеграции и стабилизации отношений в коллективе, позволяет избежать острых и интенсивных конфликтов. Но этот процесс обеспечивает лишь частичный, одномоментный эффект. Источник напряженности и неудовлетворенности в организации сохраняется, и немалую роль в их появлении играет неправильное поведение руководителя. Лучше избегать таких ситуаций и, тем более, подобного выхода из них.
Таким образом, руководитель может существенно повлиять на характер межличностных отношений в рабочем коллективе, отношение к совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами работы, т.е. на СПК, от которого во многом зависит эффективность деятельности организации в целом. Сотрудник не должен испытывать страха перед наказанием, а у начальника наказание сотрудника не должно быть самоцелью. У того и другого главной задачей должно быть качественное обслуживание клиента. Ошибки возможны, их надо умело и качественно исправлять.
Пример 5.5. В связи с большой загруженностью гостиницы номер не был готов к приезду гостя. Ему пришлось некоторое время ожидать в холле гостиницы.
195
Обычно в таких случаях руководитель службы приема и размещения лично приносит извинения гостю и поручает служащему room-service доставить в номер клиента шампанское, фрукты, другие угощения — все за счет отеля.
Нетипичная ситуация — это уникальная просьба, вопрос, предложение, пожелание клиента, с которыми служащие, как правило, сталкиваются впервые. На вопрос клиента нельзя отвечать прямым отказом: клиент должен слышать: «Все, что могу, я сделаю», а выражения, подобные «Это не относится к моим обязанностям», никогда не должны звучать в стенах отеля.
Руководителю любого уровня необходимо помнить, что служащие наблюдают за его поведением, реакцией на ту или иную ситуацию. От служащего низшего звена нельзя ожидать, чтобы он проявлял заботу о клиенте, если сам руководитель не показывает в этом личного примера. Управляющий гостиницей за рубежом не увидит для себя ничего унизительного в том, что поможет с багажом клиенту в момент отсутствия носильщика по уважительной причине. Руководитель хозяйственного отдела не подорвет своего авторитета перед горничными, если поднимет мусор в коридоре сам, не вызывая для этого горничную, которая, возможно, очень занята подготовкой номеров к большому заезду гостей.
Формы переподготовки и повышения квалификации со трудников службы приема и размещения. Важным элементом работы по управлению персоналом в организациях гостеприимства являются повышение квалификации и переподготовка имеющихся кадров. Для выбора правильной стратегии этой деятельности необходимо провести диагностику в обучении и переподготовке персонала. Проведенная диагностика должна достигнуть следующих целей:
прояснения целей развития организации — стратегии (т. е. зачем учиться);
определения, каким компетенциям необходимо учиться (т. е. чему учить);
выявления категорий сотрудников, не обладающих необходимыми компетенциями для достижения целей (т.е. кого учить);
выявления проблемных зон организации (экспресс-диагностика качества управления);
выявления существующих проблем и сложностей в работе сотрудников, намеченных к обучению;
выявления степени соответствия заявленной темы обучения реально существующей проблеме в обучении;
определения приоритетности в обучении различных целевых групп сотрудников по результатам экспресс-диагностики;
предоставления максимально точно разработанных программ обучения.
196
Для сбора информации при выявлении потребности в обучении используются следующие методы:
интервью или индивидуальные консультационные сессии, обычно с менеджером по персоналу;
интервью с обучающимися;
анкета или опросник;
анализ структуры, в частности, анализ текста должностных инструкций обучающихся;
«полевые исследования» (непосредственно на рабочем месте).
Чтобы максимально точно определить, например, чему следует учить, некоторые организации создают и внедряют у себя корпоративную модель компетенции, в которой профилирование должностей строго привязано к стратегии развития организации, т. е. сначала разрабатывается стратегия, создается образ желаемого будущего, а затем выявляются компетенции, необходимые для достижения этого будущего. Корпоративная модель компетенций изменяется вместе с изменениями стратегии.
Результатами диагностики потребности в обучении могут быть:
максимально точная разработка программ обучения;
изменение темы обучения в соответствии с выявленной потребностью.
Формы переподготовки и повышения квалификации сотрудников службы приема и размещения весьма разнообразны.
Прежде всего это получение высшего образования в отраслевых вузах, курсы повышения квалификации при всех крупных государственных и негосударственных высших учебных заведениях. Все активнее на рынке образовательных услуг выступают различные коммерческие центры переподготовки, школы бизнес-подготовки, мастер-классы и т.д. Росту профессиональной подготовки способствуют участие в научных, методических семинарах, командировки, стажировки, в том числе и за границу. Одним из способов, помогающих генерировать новые идеи, разрабатывать и внедрять успешные технологии, а также «выращивать» высокопрофессиональных сотрудников, является использование тренинговых программ.
Главное отличие тренинга от традиционного семинара или лекционного занятия — активность участников обучения. Причем основной акцент делается не на освоение теоретических закономерностей, а на получение практических навыков, необходимых в повседневной работе. Специальные упражнения моделируют реальные ситуации, что позволяет слушателям не только обсудить общие эффективные приемы, но и попробовать их в режиме деловой игры, ролевых упражнений или методических заданий. Высокий уровень активности слушателей тренинга дает несколько важных преимуществ.
При активном обучении концентрация внимания, уровень запоминания и интенсивность мыслительных процессов остаются достаточно высокими длительное время. Активность позволяет получить навыки практической работы.
197
В процессе тренинговых занятий участники не только усваивают основные знания от преподавателя, но и обмениваются собственным опытом. Тренинговая работа является хорошим способом решения конфликта, а также отличным способом разрядки и снятия непродуктивного напряжения.
Современные предприятия — и отели не являются исключением —-стремятся организовать обучение работников собственными силами. Среди преимуществ такого решения стоит отметить:
дополнительную мотивацию персонала — бесплатное обучение, которое предоставляет отель, дает возможность развития, совершенствования профессиональных навыков, что впоследствии может привести к продвижению по служебной лестнице;
целенаправленность — программа обучения обычно соответствует текущим потребностям отеля, решает насущные проблемы;
профессионализм — обучение и тренинги должны проводить опытные специалисты, знающие специфику гостиничного бизнеса;
гибкость — в программу могут быть в кратчайшие сроки внесены необходимые изменения;
нет фиксированного расписания занятий — его составляют и корректируют, учитывая сезонность, сменный график работы;
относительно низкую себестоимость — обычно занятия проводят в пределах гостиничного комплекса (непосредственно на местах или в свободных помещениях). В отдельных случаях отель может позволить себе выделить учебную комнату, оснащенную техническими средствами.
Обучение можно возложить на плечи сторонних организаций. Существуют тренинговые компании, предлагающие готовые решения для гостиничного бизнеса. Многие фирмы готовы адаптировать свои программы под нужды конкретного отеля. Однако нужно учитывать, что стороннему специалисту потребуется время для изучения специфики отеля.
Крупные гостиничные цепи разрабатывают программу обучения и внедряют ее в своих отелях с учетом местной специфики. В отелях, не принадлежащих цепям, разработкой и внедрением системы обучения занимается отдел по работе с персоналом совместно с руководителями департаментов. В любом случае современные отели предпочитают иметь в штате менеджера по обучению (тренинг-менеджера), который курирует процесс. Важную роль в гостиничной системе обучения играют линейные руководители, которые имеют возможность проводить занятия на местах. Такие же функции могут выполнять наиболее опытные сотрудники подразделений, которых предварительно знакомят с приемами тренинга, имеющие статус внутреннего тренера.
Тренеры и менеджеры взаимодействуют с тренинг-менеджером и/или руководителем службы по персоналу, информируют о результатах обучения.
198
Пример 5.6. Один из способов оценки необходимости в обучении — ежемесячный анализ анкет, которые заполняют гости во время проживания в отеле.
Полученные отзывы группируют по параметрам эффективности работы службы приема и размещения и ее качества. Каждый параметр оценивают по шкале (обычно «отлично», «хорошо», «удовлетворительно») и просчитывают в процентном соотношении.
Стандарты, которые оценены «удовлетворительно», требуют немедленных действий — организуется тренинг в течение ближайшего месяца. Стандарты, отмеченные как выполненные на хорошем уровне, входят в годовой план тренинга.
Пример 5.7. Каждый отель разрабатывает собственную систему проверки. Кроме тренера контролировать результаты могут руководители разного уровня. Например, если в службе приема и обслуживания был проведен тренинг по телефонным переговорам, то в течение месяца после окончания курса менеджеры других отделов делают контрольные звонки. По результатам заполняют форму оценки выполнения стандарта ведения телефонного разговора и передают ее тренеру.
Хороший инструмент контроля — гостевые анкеты. Стабильно высокие оценки эффективности и качества сервиса в течение длительного периода говорят о высокой результативности проведенных тренингов.
Обучение и тренинги в условиях отеля имеют свою специфику.
Чаще всего деятельность отеля регламентирована подробным сводом стандартов. Прописаны стандарты и процедуры их выполнения отдельно для каждого департамента, независимо от того, связана ли его работа с непосредственным общением с гостями или нет.
Основа системы стандартов остается неизменной и играет роль своего рода конституции, в которую вносятся отдельные поправки, отражающие изменения в потребностях гостя, различного рода усовершенствования и утвержденные нововведения.
Каждая гостиница старается создать свой неповторимый колорит. Каждый сотрудник в своей работе опирается на систему стандартов лишь как на необходимый минимум.
Следовательно, обучение стандартам — основное содержание программы обучения.
Обучение и тренинги в отеле, в особенности тренинги по стандартам, — непрерывный процесс, который начинается с момента поступления на работу. Обучение циклично, меняется лишь его интенсивность.
Любые знания, полученные в процессе обучения, должны быть немедленно применены на практике и закреплены. Это во многом связано с тем, что система стандартов чрезвычайно детализована: часто без знания одного стандарта невозможно выполнить другой, поэтому необходимо довести процедуру выполнения стандарта до автоматизма на практике, а лишь затем приступать к освоению следующего.
199
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!