Музыкально-ритмические навыки — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Музыкально-ритмические навыки

2020-06-05 513
Музыкально-ритмические навыки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дети рано начинают чувствовать настроение, характер музыки, воспринимая ее сначала в совокупности всех средств, выделяют, отличая отдельные, наиболее яркие средства, доминирующие в произведении (например, форму, темп, динамику, метроритм), передавая это в движениях.

 По таблице 6 (см. с. 122) можно проследить (по горизонтали) усложнение музыкально-ритмических навыков и общий объем программных требований (по вертикали) каждой возрастной группы. Отметим характерную особенность программы: работа над тем или иным навыком, начатая с малышами, продолжается и в последующих группах, но требования усложняются. Например, если от младших детей требуется лишь реакция на громкую и тихую музыку, то в подготовительной группе они должны воспринимать усиление и ослабление звучания.

 Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, упражнений. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать ее общее настроение, характер. Однако в процессе обучения можно выделить те или иные навыки, которые особенно хорошо усваиваются при разучивании данного материала. Например, в игре «Поезд» на музыку Е. Тиличеевой яркую роль играет такое средство музыкальной выразительности, как темп. Это соответствует замыслу пьесы, передающей образ медленно отходящего от станции поезда и постепенно ускоряющего движение. С изменением темпа музыки меняется и темп действий детей.

 Возьмем другой пример — упражнение плясового характера «Барашеньки» на русскую народную мелодию для детей подготовительной к школе группы. Характер пляски сохраняется в течение всего упражнения, но ведущим компонентом становится динамика благодаря постепенному усилению звучания, ускорению темпа, появлению более частых (мелких) длительностей. Это дает возможность тренировать детей в восприятии динамических и темповых изменений, используя движения, переходящие от умеренных к более интенсивным и заканчивающиеся быстрым, стремительным кружением с внезапной остановкой в конце.

 

Таблица 6

Схема развития музыкально-ритмических навыков детей

  Основные навыки и умения  

 

Возрастные группы

  1-я младшая   2-я младшая средняя

старшая

Подготовительная к школе     Общий характер музыки, регистровые изменения               Приучать двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки (марш-пляска) Приучать двигаться в соответствии со спокойным, плясовым, маршевым характером музыки             Двигаться в соответствии с контрастным характером музыки, с регистрами (высокий, низкий)            

Ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, регистрами (высокий, средний, низкий)

           

Двигаться выразительно и непринужденно в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки, регистрами (выше, ниже) Динамические оттенки               Изменять движения соответственно изменению силы звучания (громко — тихо)               Двигаться в соответствии с динамикой (тихо, громко)   Изменять движения соответственно изменению силы звучания (громко — тихо)

       Двигаться в соответствии с динамикой (громко, умеренно, тихо, громче, тише)

           

 

Двигаться в соответствии с динамикой (усиление, ослабление звучания)   Темповые изменения               Двигаться в умеренном темпе  Двигаться в умеренном и быстром темпе  

В соответствии с музыкой переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу

 

Ускорять и замедлять движение в соответствии с музыкой   Метроритм                 Двигаться, передавая равномерный ритм             Двигаться в соответствии с метрической пульсацией, исполнять простейший ритмический рисунок Отмечать движением метр (сильную долю такта), метрическую пульсацию и несложный ритмический рисунок (хлопками)

Отмечать в движении метр, метрическую пульсацию, акценты, несложный ритмический рисунок

 

Форма музыкального произведения          Реагировать на двухчастную форму             Реагировать на начало звучания музыки и ее окончание, на двухчастную форму Начинать и заканчивать движение одновременно с музыкой, с ее двухчастной формой Менять движение в соответствии с двух- и трехчастной формой и музыкальными фразами

Менять движение в соответствии с музыкальными фразами, самостоятельно начинать движение после музыкального вступления

 

 

             

 


                                  

Ясно также и выразительное назначение акцентов в игре «Кто скорее?» на украинскую народную мелодию.  В соответствии с акцентами, обозначенными в музыке и передающими ее характер,  дети ударяют в бубен, как бы вызывая друг друга на соревнование.

Вывод: развитие музыкальных образов, подчеркивание средств музыкальной выразительности помогает детям осваивать музыкально-ритмические навыки.

 

Выразительные движения

 

Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определенный запас движений. Их заимствуют из физических упражнений, сюжетной драматизации, танца.

 Из физкультуры выбираются основные движения: ходьба, бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках. Используются также гимнастические упражнения верхнего плечевого пояса, ног, корпуса. Эти движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты и т. д.) и без них разучиваются с детьми среднего и старшего возраста. Применяются некоторые перестроения (ходьба шеренгами, в круге, парами и т. д.), необходимые для хороводов, танцев. Они хорошо организуют детский коллектив, облегчают проведение игр, хороводов.

 Из сюжетной драматизации берется принцип построения — инсценирование сюжета песен, программной музыки. Дети, действуя как сказочные или реальные персонажи, передают музыкально-игровые образы, находящиеся в определенных взаимоотношениях. Это самые разнообразные впечатления, полученные при наблюдении за трудовыми действиями взрослых, за движениями физкультурников, воинов, пионеров, за передвижением различного транспорта, за повадками животных, птиц и т. д. Углубляют эти впечатления телепередачи, кинофильмы, театральные спектакли. Ребята используют мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом много выдумки, фантазии, творчества. Такие движения мы назовем образными, имитационными, сюжетными.

 Из области танца используются прежде всего элементы народных плясок, доступные восприятию дошкольников. Включаются некоторые несложные движения бального танца (шаг польки, шаг галопа и др.). Помимо этого, используются элементы, характерные только для детской пляски: различные движения и повороты кистями рук, притопы, хлопки и т. п.

 Движения, взятые из физкультуры, сюжетной драматизации, танца, при обучении ритмике выполняют определенную функцию — выражают характер музыки. Сравним: на занятиях физкультурой, при обучении ходьбе обращается внимание на соблюдение правильной осанки, точной координации движений рук и ног. Эти требования предъявляются и на музыкальных занятиях, но, помимо этого, характер ходьбы может меняться в зависимости от сопровождающей ее музыки: то становится энергичной, четкой, бодрой, когда звучит торжественный марш; то плавной, спокойной под звуки напевного хоровода; то осторожной, вкрадчивой при передаче образа подкрадывающейся лисы и т. д.

Вывод: Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения её особенностей в разнообразных движениях. Важно научить детей двигаться в соответствии с музыкой и выражать движениями образ.

 

 

Вопросы для домашней работы:

 

1. Каково значение музыкально-ритмических движений для общего музыкального развития ребенка?

 2. В чем выражается взаимосвязь музыки и движения?

 3. Перечислите задачи музыкально-ритмического движения.

 4. Дайте характеристику основных групп музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.

 5. Покажите на конкретном примере, в чем проявляются основные особенности различных музыкально-ритмических движений (физкультурных, хореографических, образно-драматургических) и их связь с музыкой.

 

 4. Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям

Тема: Обучение музыкально-ритмическим движениям.

Вид урока: комбинированный

Цель: Дать характеристику методов и приемов и познакомить с методикой обучения музыкально-ритмическим движениям в детском саду.

Задачи: 1. Определить принципы отбора репертуара по ритмике в дошкольном возрасте.

          2. Научить методике приобщения к музыкально-ритмическим движениям детей младшего и старшего дошкольного возраста.

          3. Познакомить с этапами обучения музыкально-ритмическим движениям. Пояснить особенности разучивания игр, танцев, упражнений.

           

 

Литература:

- Ветлигина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983. – с. 116-118, с. 147-157.

- Волкова Л. Формирование самостоятельности детей на музыкальных занятиях // Дошкольное воспитание. – 1988.- №8.-с.122-124.

- Воробьева Г., Якушенко Т., Развиваем творческие способности // Дошкольное воспитание. – 1990.- №1 – с.!Ё20-122.

- Метлов Н.А. Музыка – детям. –М., 1985. – с.67-75.

Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей разного возраста/ Авт. –сост. С.И.Бекина и др. – М., 1984.

 

Ход урока:

В методике обучения дошкольников ритмике и пению много общего.   Во-первых, применяются сходные методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом), наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов), словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце, пояснения в ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т. д.), упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала).

 Во-вторых, в пении и ритмике применяется последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

 Однако есть и отличия, которые свойственны только этому виду музыкальной деятельности. Рассмотрим их:

Музыкальные произведения требуют полного целостного восприятия. И хотя они ярки по характеру, но имеют определенное содержание, невелики по объему (чаще это хороводные, маршевые, игровые песни, инструментальные пьесы изобразительного характера), в обучении ритмике всегда связаны с движением, определенным действием, иногда со словами. Поэтому восприятие музыкальной игры целостное — восприятие единства музыки и движения. Сделать это сложно, так как игра предполагает действия многих участников и показ ее целиком с музыкальным сопровождением почти невозможен. В этом случае педагог пользуется не только показом, но и словом, объясняя игру то в образной форме, то в форме четких коротких указаний.

 Существует много способов первоначального ознакомления с игрой. Мы считаем наиболее целесообразным следующий: сначала исполняется вся музыка, затем дается краткое изложение игры и в заключение повторно звучит музыкальное произведение.

 Чаще всего этот способ используется в достаточно простых несюжетных или сопровождаемых песней играх.

 Например, в русской народной песне «Как на тоненький ледок» повествуется о том, как Ваня ехал на коне, упал, а девочки-подружки помогли ему. Исполнение песни создает целостное впечатление о тех музыкально-игровых образах, которые детям предстоит воспроизвести.

  Вот другой пример, когда этот же способ варьирован так: исполнению музыки предшествует рассказ, который как бы подводит к пониманию программного содержания произведения. Детям говорят, что они будут играть в «поезд»: «Поезд сначала идет медленно, не спеша, потом все быстрее, стремительнее... Но вот станция, поезд замедляет ход, останавливается — приехали! Все ребята идут гулять на полянку, собирают там цветы, а как это они делают, музыка расскажет».

 Игры, имеющие развернутое действие, требуют своих способов и приемов. Разучивание одной из них — «Медведь и зайцы» начинается с небольшого рассказа о жизни зайцев в лесу и сопровождается исполнением народной песни «Заинька» в обработке Н. Римского-Корсакова. Затем рассказывается о медведе: «Недалеко в берлоге спал медведь, услышал шум, проснулся, да и вылез из берлоги посмотреть, кто его потревожил», и исполняется пьеса «Медведь» В. Ребикова.

 Можно применять показ характерного игрового движения: воспитатель двигается, одновременно музыкальный руководитель исполняет произведение. Если руководитель сам проводит показ, то сначала он исполняет музыку, затем движение, одновременно напевая мелодию (без слов). Такое сочетание различных приемов — исполнение всего музыкального произведения, показ основных элементов игры, частичное их описание — очень действенно в обучении. Однако необходимо, чтобы дети как можно чаще самостоятельно находили какие-либо движения.

 Целостное восприятие приобретает особый смысл, если ребенок способен улавливать и удерживать в своем сознании отдельные компоненты произведения: характер развития музыкальных образов, темповые, динамические изменения. Поэтому, обучая детей, следует выбирать такие приемы, которые помогут ребенку почувствовать богатство «языка музыки» и передать это в движениях.

 Рассмотрим последовательность заданий и приемов в ходе разучивания игры Н. Ладухина «Будь ловким!» (программа старшей группы). Музыка легкая, изящная. Первое предложение состоит из коротких фраз в каждом такте — подчеркнутые акценты и паузы. Второе предложение передано равномерным, непрерывным движением шестнадцатых долей. Соответственно используются движения в первом предложении — дети, присевшие за спинками стульев, то выглядывают, то прячутся от водящего на акцентированные первые доли каждого такта; во втором предложении все бегут сзади стульев по кругу и точно с последним аккордом занимают любой свободный стул.

 Сложность игры в том, что движения должны точно совпадать с акцентами и заключительным аккордом. Поэтому целесообразны подготовительные упражнения, приучающие ребят вслушаться в эти особенности музыкального произведения.

 

Будь ловким!

Музыка Н. Ладухина

[Быстро]

 

 

Занятие 1. Слушание музыки. Внимание детей привлечено к легкому, изящному характеру музыки и различному изложению первого и второго предложений. Дети воспринимают музыку в целом, ощущая ее меняющийся характер.

Занятие 2. Ребята отмечают изменения в характере звучания движением рук. Первое предложение — руки «показались» (первая доля такта), руки «спрятались» (вторая доля такта). Второе предложение — руки «танцуют» (повороты кистями). Таким образом усваивается построение музыкального произведения.

 Чтобы научить детей четким и выразительным движениям под музыку, на последующих занятиях педагог постепенно усложняет задания.

Занятие 3. Играющие дети прячутся за стулья, поставленные по кругу. Первое предложение — быстро выглядывают или прячутся. Второе предложение — бегут по кругу, с окончанием музыки занимают стулья. Развивается ритмичность и четкость движений.

Занятие 4. Построение игры, как на предыдущем занятии, но в центре круга за спинкой стула становится водящий. Когда дети прячутся, он их «ищет» (выглядывает из-за стула), и наоборот. Педагог работает над выразительно-образным характером движений.

Занятие 5. Повторяются движения предыдущего занятия, но когда ребята бегут по кругу, воспитатель незаметно убирает один стул и оставшийся без места становится водящим. В игре появляется «спортивный» интерес.

 

Таким образом, последовательность занятий и умелое использование приемов помогают детям хорошо усвоить игру, овладеть программными навыками музыкального восприятия и выразительного движения.

    Методика разучивания плясок, танцев, хороводов строится аналогично. Также важно создать атмосферу заинтересованности, увлечь первыми впечатлениями о пляске, проигрывая танцевальную музыку и образно рассказывая о ней. Разучивание проводится последовательно, и для усвоения наиболее сложных элементов движений используются предварительные упражнения. Также необходимы точные указания и краткие описания движений, их последовательности. Особенно важен правильный, грамотный, выразительный показ взрослого, который в большой мере определяет качество детского исполнения.

      Хорошие результаты приносят методические приемы, обращенные сразу ко всей группе участников (в этом особенность занятий ритмикой) или направленные на активизацию каждого ребенка в отдельности. К ним можно отнести такие:

 1. Индивидуальная проверка уровня усвоенных навыков, развития способностей путем эпизодических обследований, а также путем наблюдения за поведением ребенка, его успехами.

  2. Использование в процессе занятия приемов, обращенных к каждому ребенку;

 создание обстановки, вызывающей у неуверенных ребят желание действовать и ограничивающей излишне самоуверенных;

 индивидуальные указания некоторым детям наряду с общим указанием всему коллективу;

 исполнение индивидуальных ролей, распределение на группы и подгруппы, с тем чтобы одни ребята выполняли задание, а другие давали этому оценку.

 3. Включение в случае необходимости очень кратких по времени (2—3 минуты) индивидуальных занятий.

 Такие методические приемы развивают самостоятельность и творческие задатки дошкольников. Это очень важно в обучении. Знакомя детей с музыкальным произведением впервые, педагог должен побуждать их к самостоятельным высказываниям о характере музыки, движениях, которые могут соответствовать этой музыке. На последующих занятиях стимулировать к самостоятельности даже при усвоении показанных им движений. Ребята в состоянии высказаться о том, как лучше исполнить танец, перечисляют последовательность построения пляски и без помощи взрослого выполняют какое-либо движение и т. д. Движения,  придуманные детьми, затем уточняются и оцениваются руководителем.

Кроме этого, возможны самые разнообразные приемы активизации творчества детей: упражнения с воображаемыми предметами, такие, как «Поиграй в мяч», «Поиграй в снежки» (одновременно исполняется программная музыка и напоминаются ситуации, в которых происходят эти игры); игровые упражнения типа «Угадай, что мы показываем» (когда одни ребята придумывают и показывают движения, предварительно согласованные с педагогом который должен исполнить соответствующую музыку, другие отгадывают, какие это были движения); упражнения-пляски по типу русского народного перепляса (дети танцуют поочередно, и каждый вспоминает и исполняет свое движение, плясавший наиболее интересно и разнообразно поощряется).

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям характеризуется следующим:

- в ходе освоения репертуара детей постоянно упражняют, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением;

- разучивая игры, хороводы, пляски, последовательно усложняют задания с учетом особенностей репертуара;

- неоднократно повторяют выученный материал, закрепляя знания, которые дети смогут применять в самостоятельной деятельности;

- постоянно стимулируют творческую самостоятельность ребят, используют разнообразные варианты игр, плясок, хороводов;

 -предлагают детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.