Раздел VI. Музыкально-ритмические движения — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Раздел VI. Музыкально-ритмические движения

2020-06-05 322
Раздел VI. Музыкально-ритмические движения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Музыка и движение

 

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движениях рук и ног. Спокойный, плавный характер пляски, напротив, позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми.

 Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа — все это может отражаться и в движении.

 Художественный образ, развиваясь во времени, передается с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. Движение также располагается во времени: изменяется его характер, направление, развертывается рисунок построения, чередуется индивидуальная и групповая его последовательность.

 Принцип контрастности и повторности в музыке вызывает по аналогии контрастный характер движения и его повторность. Несложные ритмы, акценты воспроизводятся хлопками, притопами, динамические, темповые обозначения — изменением напряженности, скорости, амплитуды и направления движений.

 Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает ему особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов. Например, фортепианная пьеса «Поем» Е. Тиличеевой изображает движение поезда, которое передается легким (несколько «шаркающим»), постепенно ускоряющимся бегом. Стремительный характер произведения «Летчики, следите за погодой!» М. Раухвергера требует соответствующего выражения в беге.

  Некоторые средства музыкальной выразительности, если они играют доминирующую роль, также вносят в движение соответствующие изменения. Сравним две русские народные мелодии: «Сеяли девушки яровой хмель» и «На горе-то калина». В первом случае отчетливо воспринимается форма произведения, состоящая из повторяющихся, четко заканчивающихся фраз. Это соответствует ходьбе вперед и назад (небольшими шеренгами) и точным остановкам в конце музыкальных фраз. В другом случае задорный характер песни передан ярким мелодическим оборотом и подчеркнут ритмом:

 

Ну, что ж, кому дело, калина.

 Ну кому какое дело, малина.

 

В движении это передается четкими притопами.

  Так в условиях интересной, увлекательной деятельности — ритмики — совершается музыкально-эстетическое развитие ребенка. Занятия ритмикой способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер.

  Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Например, изображая в танце конькобежцев, дети получают правильное представление о спокойном и плавном скольжении по льду. Однако познавательные процессы во время занятий ритмикой активизируются в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Речь идет о слуховом внимании, его устойчивости. Ребенок, следя за развитием художественного образа, внимательно слушает. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы.

 Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребенок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему в новых, необычных связях, комбинируя (на основе ранее воспринятого) элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения. В игре, например, нужно передать образ хитрой лисы и трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.

 Музыкально-ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи.

 Музыка и движения как бы рассказывают о чем-то, выражая торжество, праздничное веселье, ощущение радости труда, восхищение природой или сочувствие несчастью, и т. д.

 На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Но постоянно возникающая ситуация — необходимость действовать под музыку — развивает волевые качества.

 Игры, танцы требуют быстрой реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое, умения быстро и точно его тормозить. В игре «Медведь и зайцы» дети, изображающие зайцев, должны присесть и не шевелиться до тех пор, пока «медведь» не уйдет. Музыка В. Ребикова, передающая образ большого медведя, настораживает детей, заставляет их сохранить полную неподвижность.

 Инсценируя русскую народную песню «Как на тоненький ледок» детям следует (соответственно характеру мелодии и тексту) своевременно «упасть» с санок, вовремя подбежать на помощь и т Необходимо быстро, четко изменить движение, рассчитать время чтобы преодолеть пространство. Дети испытывают радость от хорошо выполненного задания, чувствуя ловкость, податливость своего тела.

 Музыкально-ритмические движения заставляют ребят переживать выраженное в музыке. А это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность.

  Эмоциональная отзывчивость малышей выражается прежде всего в непроизвольных движениях во время слушания музыки: изменяется мимика, непроизвольно двигаются руки, ноги, туловище. Старшие дети проявляют эмоциональную отзывчивость посредством произвольных движений в процессе игры. Например, в момент соревнования (после окончания музыки) ребятам достаточно услышать первые музыкальные звуки, как они вновь организуются и становятся на места.

Вывод: Занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.

 

 

2-3. Программные требования развития музыкально-ритмических движений

 

 

Тема: Виды музыкально-ритмической деятельности. Навыки музыкально-ритмических движений.

Вид урока: комбинированный

Цель: Познакомить студентов с видами и навыками музыкально-ритмической деятельности.

Задачи: 1. Определить возрастные характеристики музыкально-ритмического развития дошкольников.

2. Дать общую характеристику видов музыкально-ритмической деятельности дошкольников

3. Познакомить с навыками музыкально-ритмических движений.

 

Литература:

- Ветлигина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983. – с. 114-118.

- Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3-5, 5-6, 6-7 лет / Авт. -составитель Бекина С.И.

- Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. – М., 1991. – с 4-38.

- Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1998., с.104-118

- Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.- М., Владос, 2000, с. 124-153.

 

Возрастные группы

  1-я младшая   2-я младшая средняя

старшая

Подготовительная к школе     Общий характер музыки, регистровые изменения               Приучать двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки (марш-пляска) Приучать двигаться в соответствии со спокойным, плясовым, маршевым характером музыки             Двигаться в соответствии с контрастным характером музыки, с регистрами (высокий, низкий)            

Ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, регистрами (высокий, средний, низкий)

           

Двигаться выразительно и непринужденно в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки, регистрами (выше, ниже) Динамические оттенки               Изменять движения соответственно изменению силы звучания (громко — тихо)               Двигаться в соответствии с динамикой (тихо, громко)   Изменять движения соответственно изменению силы звучания (громко — тихо)

       Двигаться в соответствии с динамикой (громко, умеренно, тихо, громче, тише)

           

 

Двигаться в соответствии с динамикой (усиление, ослабление звучания)   Темповые изменения               Двигаться в умеренном темпе  Двигаться в умеренном и быстром темпе  

В соответствии с музыкой переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу

 

Ускорять и замедлять движение в соответствии с музыкой   Метроритм                 Двигаться, передавая равномерный ритм             Двигаться в соответствии с метрической пульсацией, исполнять простейший ритмический рисунок Отмечать движением метр (сильную долю такта), метрическую пульсацию и несложный ритмический рисунок (хлопками)

Отмечать в движении метр, метрическую пульсацию, акценты, несложный ритмический рисунок

 

Форма музыкального произведения          Реагировать на двухчастную форму             Реагировать на начало звучания музыки и ее окончание, на двухчастную форму Начинать и заканчивать движение одновременно с музыкой, с ее двухчастной формой Менять движение в соответствии с двух- и трехчастной формой и музыкальными фразами

Менять движение в соответствии с музыкальными фразами, самостоятельно начинать движение после музыкального вступления

 

 

             

 


                                  

Ясно также и выразительное назначение акцентов в игре «Кто скорее?» на украинскую народную мелодию.  В соответствии с акцентами, обозначенными в музыке и передающими ее характер,  дети ударяют в бубен, как бы вызывая друг друга на соревнование.

Вывод: развитие музыкальных образов, подчеркивание средств музыкальной выразительности помогает детям осваивать музыкально-ритмические навыки.

 

Выразительные движения

 

Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определенный запас движений. Их заимствуют из физических упражнений, сюжетной драматизации, танца.

 Из физкультуры выбираются основные движения: ходьба, бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках. Используются также гимнастические упражнения верхнего плечевого пояса, ног, корпуса. Эти движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты и т. д.) и без них разучиваются с детьми среднего и старшего возраста. Применяются некоторые перестроения (ходьба шеренгами, в круге, парами и т. д.), необходимые для хороводов, танцев. Они хорошо организуют детский коллектив, облегчают проведение игр, хороводов.

 Из сюжетной драматизации берется принцип построения — инсценирование сюжета песен, программной музыки. Дети, действуя как сказочные или реальные персонажи, передают музыкально-игровые образы, находящиеся в определенных взаимоотношениях. Это самые разнообразные впечатления, полученные при наблюдении за трудовыми действиями взрослых, за движениями физкультурников, воинов, пионеров, за передвижением различного транспорта, за повадками животных, птиц и т. д. Углубляют эти впечатления телепередачи, кинофильмы, театральные спектакли. Ребята используют мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом много выдумки, фантазии, творчества. Такие движения мы назовем образными, имитационными, сюжетными.

 Из области танца используются прежде всего элементы народных плясок, доступные восприятию дошкольников. Включаются некоторые несложные движения бального танца (шаг польки, шаг галопа и др.). Помимо этого, используются элементы, характерные только для детской пляски: различные движения и повороты кистями рук, притопы, хлопки и т. п.

 Движения, взятые из физкультуры, сюжетной драматизации, танца, при обучении ритмике выполняют определенную функцию — выражают характер музыки. Сравним: на занятиях физкультурой, при обучении ходьбе обращается внимание на соблюдение правильной осанки, точной координации движений рук и ног. Эти требования предъявляются и на музыкальных занятиях, но, помимо этого, характер ходьбы может меняться в зависимости от сопровождающей ее музыки: то становится энергичной, четкой, бодрой, когда звучит торжественный марш; то плавной, спокойной под звуки напевного хоровода; то осторожной, вкрадчивой при передаче образа подкрадывающейся лисы и т. д.

Вывод: Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения её особенностей в разнообразных движениях. Важно научить детей двигаться в соответствии с музыкой и выражать движениями образ.

 

 

Вопросы для домашней работы:

 

1. Каково значение музыкально-ритмических движений для общего музыкального развития ребенка?

 2. В чем выражается взаимосвязь музыки и движения?

 3. Перечислите задачи музыкально-ритмического движения.

 4. Дайте характеристику основных групп музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.

 5. Покажите на конкретном примере, в чем проявляются основные особенности различных музыкально-ритмических движений (физкультурных, хореографических, образно-драматургических) и их связь с музыкой.

 

 4. Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям

Тема: Обучение музыкально-ритмическим движениям.

Вид урока: комбинированный

Цель: Дать характеристику методов и приемов и познакомить с методикой обучения музыкально-ритмическим движениям в детском саду.

Задачи: 1. Определить принципы отбора репертуара по ритмике в дошкольном возрасте.

          2. Научить методике приобщения к музыкально-ритмическим движениям детей младшего и старшего дошкольного возраста.

          3. Познакомить с этапами обучения музыкально-ритмическим движениям. Пояснить особенности разучивания игр, танцев, упражнений.

           

 

Литература:

- Ветлигина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983. – с. 116-118, с. 147-157.

- Волкова Л. Формирование самостоятельности детей на музыкальных занятиях // Дошкольное воспитание. – 1988.- №8.-с.122-124.

- Воробьева Г., Якушенко Т., Развиваем творческие способности // Дошкольное воспитание. – 1990.- №1 – с.!Ё20-122.

- Метлов Н.А. Музыка – детям. –М., 1985. – с.67-75.

Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей разного возраста/ Авт. –сост. С.И.Бекина и др. – М., 1984.

 

Ход урока:

В методике обучения дошкольников ритмике и пению много общего.   Во-первых, применяются сходные методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом), наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов), словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце, пояснения в ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т. д.), упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала).

 Во-вторых, в пении и ритмике применяется последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

 Однако есть и отличия, которые свойственны только этому виду музыкальной деятельности. Рассмотрим их:

Музыкальные произведения требуют полного целостного восприятия. И хотя они ярки по характеру, но имеют определенное содержание, невелики по объему (чаще это хороводные, маршевые, игровые песни, инструментальные пьесы изобразительного характера), в обучении ритмике всегда связаны с движением, определенным действием, иногда со словами. Поэтому восприятие музыкальной игры целостное — восприятие единства музыки и движения. Сделать это сложно, так как игра предполагает действия многих участников и показ ее целиком с музыкальным сопровождением почти невозможен. В этом случае педагог пользуется не только показом, но и словом, объясняя игру то в образной форме, то в форме четких коротких указаний.

 Существует много способов первоначального ознакомления с игрой. Мы считаем наиболее целесообразным следующий: сначала исполняется вся музыка, затем дается краткое изложение игры и в заключение повторно звучит музыкальное произведение.

 Чаще всего этот способ используется в достаточно простых несюжетных или сопровождаемых песней играх.

 Например, в русской народной песне «Как на тоненький ледок» повествуется о том, как Ваня ехал на коне, упал, а девочки-подружки помогли ему. Исполнение песни создает целостное впечатление о тех музыкально-игровых образах, которые детям предстоит воспроизвести.

  Вот другой пример, когда этот же способ варьирован так: исполнению музыки предшествует рассказ, который как бы подводит к пониманию программного содержания произведения. Детям говорят, что они будут играть в «поезд»: «Поезд сначала идет медленно, не спеша, потом все быстрее, стремительнее... Но вот станция, поезд замедляет ход, останавливается — приехали! Все ребята идут гулять на полянку, собирают там цветы, а как это они делают, музыка расскажет».

 Игры, имеющие развернутое действие, требуют своих способов и приемов. Разучивание одной из них — «Медведь и зайцы» начинается с небольшого рассказа о жизни зайцев в лесу и сопровождается исполнением народной песни «Заинька» в обработке Н. Римского-Корсакова. Затем рассказывается о медведе: «Недалеко в берлоге спал медведь, услышал шум, проснулся, да и вылез из берлоги посмотреть, кто его потревожил», и исполняется пьеса «Медведь» В. Ребикова.

 Можно применять показ характерного игрового движения: воспитатель двигается, одновременно музыкальный руководитель исполняет произведение. Если руководитель сам проводит показ, то сначала он исполняет музыку, затем движение, одновременно напевая мелодию (без слов). Такое сочетание различных приемов — исполнение всего музыкального произведения, показ основных элементов игры, частичное их описание — очень действенно в обучении. Однако необходимо, чтобы дети как можно чаще самостоятельно находили какие-либо движения.

 Целостное восприятие приобретает особый смысл, если ребенок способен улавливать и удерживать в своем сознании отдельные компоненты произведения: характер развития музыкальных образов, темповые, динамические изменения. Поэтому, обучая детей, следует выбирать такие приемы, которые помогут ребенку почувствовать богатство «языка музыки» и передать это в движениях.

 Рассмотрим последовательность заданий и приемов в ходе разучивания игры Н. Ладухина «Будь ловким!» (программа старшей группы). Музыка легкая, изящная. Первое предложение состоит из коротких фраз в каждом такте — подчеркнутые акценты и паузы. Второе предложение передано равномерным, непрерывным движением шестнадцатых долей. Соответственно используются движения в первом предложении — дети, присевшие за спинками стульев, то выглядывают, то прячутся от водящего на акцентированные первые доли каждого такта; во втором предложении все бегут сзади стульев по кругу и точно с последним аккордом занимают любой свободный стул.

 Сложность игры в том, что движения должны точно совпадать с акцентами и заключительным аккордом. Поэтому целесообразны подготовительные упражнения, приучающие ребят вслушаться в эти особенности музыкального произведения.

 

Будь ловким!

Музыка Н. Ладухина

[Быстро]

 

 

Занятие 1. Слушание музыки. Внимание детей привлечено к легкому, изящному характеру музыки и различному изложению первого и второго предложений. Дети воспринимают музыку в целом, ощущая ее меняющийся характер.

Занятие 2. Ребята отмечают изменения в характере звучания движением рук. Первое предложение — руки «показались» (первая доля такта), руки «спрятались» (вторая доля такта). Второе предложение — руки «танцуют» (повороты кистями). Таким образом усваивается построение музыкального произведения.

 Чтобы научить детей четким и выразительным движениям под музыку, на последующих занятиях педагог постепенно усложняет задания.

Занятие 3. Играющие дети прячутся за стулья, поставленные по кругу. Первое предложение — быстро выглядывают или прячутся. Второе предложение — бегут по кругу, с окончанием музыки занимают стулья. Развивается ритмичность и четкость движений.

Занятие 4. Построение игры, как на предыдущем занятии, но в центре круга за спинкой стула становится водящий. Когда дети прячутся, он их «ищет» (выглядывает из-за стула), и наоборот. Педагог работает над выразительно-образным характером движений.

Занятие 5. Повторяются движения предыдущего занятия, но когда ребята бегут по кругу, воспитатель незаметно убирает один стул и оставшийся без места становится водящим. В игре появляется «спортивный» интерес.

 

Таким образом, последовательность занятий и умелое использование приемов помогают детям хорошо усвоить игру, овладеть программными навыками музыкального восприятия и выразительного движения.

    Методика разучивания плясок, танцев, хороводов строится аналогично. Также важно создать атмосферу заинтересованности, увлечь первыми впечатлениями о пляске, проигрывая танцевальную музыку и образно рассказывая о ней. Разучивание проводится последовательно, и для усвоения наиболее сложных элементов движений используются предварительные упражнения. Также необходимы точные указания и краткие описания движений, их последовательности. Особенно важен правильный, грамотный, выразительный показ взрослого, который в большой мере определяет качество детского исполнения.

      Хорошие результаты приносят методические приемы, обращенные сразу ко всей группе участников (в этом особенность занятий ритмикой) или направленные на активизацию каждого ребенка в отдельности. К ним можно отнести такие:

 1. Индивидуальная проверка уровня усвоенных навыков, развития способностей путем эпизодических обследований, а также путем наблюдения за поведением ребенка, его успехами.

  2. Использование в процессе занятия приемов, обращенных к каждому ребенку;

 создание обстановки, вызывающей у неуверенных ребят желание действовать и ограничивающей излишне самоуверенных;

 индивидуальные указания некоторым детям наряду с общим указанием всему коллективу;

 исполнение индивидуальных ролей, распределение на группы и подгруппы, с тем чтобы одни ребята выполняли задание, а другие давали этому оценку.

 3. Включение в случае необходимости очень кратких по времени (2—3 минуты) индивидуальных занятий.

 Такие методические приемы развивают самостоятельность и творческие задатки дошкольников. Это очень важно в обучении. Знакомя детей с музыкальным произведением впервые, педагог должен побуждать их к самостоятельным высказываниям о характере музыки, движениях, которые могут соответствовать этой музыке. На последующих занятиях стимулировать к самостоятельности даже при усвоении показанных им движений. Ребята в состоянии высказаться о том, как лучше исполнить танец, перечисляют последовательность построения пляски и без помощи взрослого выполняют какое-либо движение и т. д. Движения,  придуманные детьми, затем уточняются и оцениваются руководителем.

Кроме этого, возможны самые разнообразные приемы активизации творчества детей: упражнения с воображаемыми предметами, такие, как «Поиграй в мяч», «Поиграй в снежки» (одновременно исполняется программная музыка и напоминаются ситуации, в которых происходят эти игры); игровые упражнения типа «Угадай, что мы показываем» (когда одни ребята придумывают и показывают движения, предварительно согласованные с педагогом который должен исполнить соответствующую музыку, другие отгадывают, какие это были движения); упражнения-пляски по типу русского народного перепляса (дети танцуют поочередно, и каждый вспоминает и исполняет свое движение, плясавший наиболее интересно и разнообразно поощряется).

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям характеризуется следующим:

- в ходе освоения репертуара детей постоянно упражняют, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением;

- разучивая игры, хороводы, пляски, последовательно усложняют задания с учетом особенностей репертуара;

- неоднократно повторяют выученный материал, закрепляя знания, которые дети смогут применять в самостоятельной деятельности;

- постоянно стимулируют творческую самостоятельность ребят, используют разнообразные варианты игр, плясок, хороводов;

 -предлагают детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.

 

Третий год жизни

На третьем году жизни в связи с общим физическим развитием детей их движения под музыку становятся более уверенными, однако недостаточно согласованными. В передаче общего характера движения (бег, ходьба) еще нет умения одновременно с музыкой начинать и заканчивать движения, отмечать метрическую пульсацию ходьбы и бега.

 Программа включает следующий объем музыкально-двигательных навыков. Обучая ребят согласованным движениям под музыку, развивая чувство ритма, педагог учит двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыкального произведения. Привлекает внимание детей к тому, что под одну музыку можно плясать, под другую - ходить, давая им возможность самостоятельно различать (например, исполняет марш и пляску, а дети должны сами изменить характер движений). Ребят учат отмечать изменением

 Движений двухчастную форму пьесы, силу звучания (громко, тихо); продолжают развивать ритмичность в ходьбе и беге под музыку.

 Игры и пляски, с которыми знакомят детей, включают умения двигаться по кругу, взявшись за руки, парами. Игры под музыку помогают освоить некоторые образно-имитационные движения, передавая музыкально-игровой образ («зайчики», «котята», «паровоз» и т.д.).

 Танцевальные движения также усложняются: надо уметь одновременно хлопать в ладоши и топать ногами, покачиваться с ноги на ногу, полуприседать.

 


Четвертый год жизни

Во второй младшей группе объем музыкально-ритмических и двигательных навыков расширяется. Дети способны выполнять более точные задания В музыке подвижного характера они различают марш и пляску и соответственно двигаются (ходят, бегают, прыгают), отмечая движениями изменение силы звучания (громко, тихо) и темпа (умеренный, быстрый).

 Внимание ребенка привлекается к началу и окончанию музыкального произведения. Используя гимнастические, танцевальные, образные движения, педагог говорит, что двигаться можно только тогда, когда звучит музыка.

 Добиваясь выразительности исполнения, педагог постоянно следит за тем, чтобы ходьба была ритмичной, осанка, координация движений рук и ног — правильной, бег — не «шаркающим», прыжки на двух ногах — легкими.

 Постепенно дети обогащаются разнообразными плясовыми и образными движениями, которые позволяют им полнее передавать характер музыки, учатся притопывать попеременно каждой ногой, поворачивать кисти рук, кружиться по одному, парами, могут инсценировать несложные песни, попевки, выполняя под музыку действия, подсказанные текстом.

 Развитию движений помогают упражнения под музыку с использованием флажков (взмахи), платочков (плавные движения), погремушек (поднимать, опускать, прятать).

 

Музыкально-ритмический репертуар

 

Репертуар музыкально-ритмических движений составлен из разнообразных игр, плясок и упражнений, которые способствуют усвоению программных навыков и умений, дают возможность детям осваивать их постепенно и последовательно.

 Игры с пением и под инструментальную музыку содержат простые игровые действия: догонялки, прятки или движения, продиктованные текстом и музыкой.

 Задачи и навыки в процессе обучения детей (3 и 4 лет) постепенно усложняются. Возьмем для примера игру «Паровоз» на музыку А. Филиппенко.

 Вариант для трехлетних детей. Воспитатель поет песню. Малыши сидят на стульях и делают круговые движения руками — «поезд едет».

Паровоз

Слова Т. Волгиной                                                                        Музыка А. Филиппенко

[Оживленно]

 

Вариант для четырехлетних детей. Воспитатель поет песню. Ребята, стоя друг за другом, двигаются по комнате (топающим шагом) и согнутыми в локтях руками делают круговые движения — «поезд едет».

 Игры под пение на четвертом году жизни ребенка включают более сложные действия, построения, как это можно отметить в игре «Флажок» на музыку М. Красева.

Флажок

Слова М. Ивенсен                                                    Обработка М. Красева

[Бодро]

 

1. Шире шаг, выше флаг,

 Не стучать ногами!

 Кто шагать умеет так —

 Встаньте вместе с нами!

Припев: Раз, два! Раз, два!

 Встаньте вместе с нами!

 2. Наш флажок, как цветок,

 Ветерок колышет.

 Ну-ка, Оленька, флажок

 Подними повыше.

Припев: Раз, два! Раз, два! Подними повыше!

Первый куплет. Воспитатель поет, ребята идут (по кругу) за ним.

Второй куплет. Взрослый называет (поет) имя ребенка, предлагая индивидуальное задание — пройти с флажком внутри круга.

 

Игры под инструментальную музыку позволяют доступными средствами выразительно передавать игровой образ («котята» тихо бегают, «зайцы» весело прыгают, «воробушки» легко летают, машут крыльями и т. п.). Обычно игры сопровождаются двухчастным музыкальным произведением, форму которого ребята отмечают движениями, например, ходят под песню по кругу, убегают в «домик» («Солнышко и дождик», музыка М. Раухвергера, Б. Антюфеева); укачивают куклу и танцуют с ней («Игра с куклой», музыка В. Карасевой).

 Часто в играх применяются музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты: колокольчики, барабанчики, кастаньеты, металлофоны. Звучание детских музыкальных инструментов п лично по тембру, что придает особый колорит звучанию музыкального произведения. Так, веселый перезвон колокольчиков может сопровождать «катание на лошадках»; подыгрывая себе на барабанчиках, мальчики четко маршируют, изображая солдат; девочки часто используют бубны, кастаньеты, когда танцуют, например, польку.

 Пляски также становятся сложнее, сопровождаются музыкой двухчастной формы и требуют соответствующих движений. Использование текста помогает педагогу в обучении. Рассмотрим для примера пляску «Приседай».

 

Дети стоят парами, свободно располагаясь в комнате, и выполняют движения о которых поет воспитатель.

 

1. Поплясать становись

 И дружку поклонись.

 Ля-ля-ля... (такты 9—16)

           

       Ребята кланяются друг другу

 

Кружатся, взявшись за руки (эти движения повторяются в каждом куплете)

 

 

2. Будут все приседать.

 Дружно сесть! Дружно встать! Ля-ля-ля... (такты 9—16)

           

       Приседают, положив руки на пояс.

 

 

3. Машут ручки ребят — Это птички летят. Ля-ля-ля...

           

       Машут руками

 

 

4. Ножкой топ, ножкой топ, Еще раз топ да топ. Ля-ля-ля…

           

       Топают ногой

 

 

5. Ручки хлоп, ручки хлоп, Еще раз хлоп да хлоп. Ля-ля-ля...

           

       Хлопают в ладоши

 

 

6. Вот и кончился пляс, Поклонись еще раз. Ля-ля-ля...

           

       Кланяются

 

 

В плясках и играх трех-, четырехлетних детей часто применяются игрушки: куклы, мишки, кошка, лиса, что вызывает большой интерес у малышей, и они выполняют движения живо, эмоционально.

 Упражнения включают одно-два движения (более активные и спокойные), которые в зависимости от возраста ребят постепенно усложняются. Например, под музыку Э. Парлова «Марш» трехлетние дети учатся ритмично ходить; четырехлетние — маршировать с флажками и с окончанием музыки делать из них «воротики» (воспитатель и кто-либо из ребят). Затем исполняется музыка Т. Ломовой «Бег», и все малыши пробегают друг за другом в эти «воротики».

 


Марш

Музыка Э. Парлова

[Бодро]

 

 Бег

Музыка Т. Ломовой

[Легко]

 


 

Методы и приемы

 

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям основана на показе педагога и его коротких указаниях. В работе над точностью выполнения задания всеми детьми очень важно правильно и четко показать движение. Выполнить его малышам поможет эмоциональный тон педагога, вызывающий у детей желание двигаться под музыку, а также использование различных игрушек и атрибутов.

 Разучивая игру, следует сразу раскрыть содержание и предложить ребятам действовать. Если музыка в сюжетной игре контрастного характера, надо проиграть ее детям, сказать, для кого она предназначается, а затем предложить ребятам поиграть. Если выполнение какого-либо движения, построения вызовет у малышей затруднение, необходимо поупражняться в этом отдельно. Включая в занятие, например, игру «Солнышко и дождик», можно вначале проверить, насколько непринужденно дети могут ходить по кругу, а затем присоединить к этому движению вторую часть игры — пляску.

 Усвоению содержания игр и необходимых навыков способствуют многократные, последовательные их повторения.

 Обучая трехлетних детей подражательным пляскам и пляскам с зафиксированными движениями, воспитатель использует различные приемы.

 Всегда предлагается правильный показ, чтобы научить ребят точно следовать образцу и дать им возможность в дальнейшем самостоятельно пользоваться выученными движениями.

 

Воспитатель исполняет пляску и предлагает поплясать вместе с ним, отмечая ребят, которые двигаются лучше, и танцует с ними повторно (остальные дети смотрят). На следующих занятиях усвоившим пляску воспитатель предоставляет возможность действовать самостоятельно, а сам танцует с детьми, которым еще требуется помощь.

 В упражнениях вычленяются отдельные музыкально-ритмические навыки, при обучении которым педагог также использует выразительный показ, в дальнейшем предоставляя малышам некоторую самостоятельность в выполнении задания, одобряет хорошо выполняющих движение, поощряет тех, кто' затрудняется двигается вместе с ними.

 Обучая четырехлетних детей музыкально-ритмическим движениям, воспитатель использует как свой показ, так и показ детей, правильно выполняющих задания.

 Разучивание новой пляски, игры требует целенаправленного восприятия музыки, определения особенностей


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.208 с.