Тема. Фантастический мир в рассказе С.Лукьяненко «Чужая боль». — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема. Фантастический мир в рассказе С.Лукьяненко «Чужая боль».

2020-06-05 324
Тема. Фантастический мир в рассказе С.Лукьяненко «Чужая боль». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема. Фантастический мир в рассказе С.Лукьяненко «Чужая боль».

Цель: познакомить с личностью и творчеством С.Лукьяненко, дать представление о научно-фантастической литературе;

формировать умение по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности, развивать образное и логическое мышление, навыки анализа литературного произведения, умение аргументировать свою точку зрения;

способствовать воспитанию нравственных качеств личности, ценностно-смысловому представлению о мире и человеке.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: текст рассказа С.Лукьяненко «Чужая боль»,мультимедийная презентация, маршрутный лист, задания для групповой работы, ноутбук, словарь С.И.Ожегова, наглядность (слова «боль», «игра», выставка книг С.Лукьяненко), сердечки для оценивания работы.

Сценарий урока.

I. Мотивация учебной деятельности.

Мы забываем про реальный мир,

Очередную книгу открывая,

И в мир художественный проникаем,

И попадаем на войну иль пир.

Попасть на сегодняшний урок литературы нам помогут видеофрагменты.

- Глядя на экран, попытайтесь всмотреться в видеосюжет и услышать себя. Что вы почувствуете?

Видеоролик 1 (фрагмент фильма «Сталинград»)

- Что чувствуют герои этого сюжета? (страх, ужас, слово «боль» – на доску)

- Сейчас вы увидите 2-ой фрагмент, постарайтесь подобрать одно слово-ассоциацию. Что это?

Видеоролик 2. (фрагмент компьютерной игры) (слово «игра» – на доску).

- Боль и игра. Почему они окрашены в разные цвета?

(Боль и игра – понятия несовместимые. Боль – это жизнь реальная, игра – жизнь вымышленная).

- В вашей жизни присутствуют игры? О чем сегодня пойдет речь на уроке? (О роли игры в жизни человека)

- Какое произведение послужит материалом к уроку? А назовем урок так …. Когда чужая боль мне будет как своя (по рассказу писателя-фантаста С.Лукьяненко).

- Какие цели вы ставите перед собой?

Цель:

узнать сведения о жизни и творчестве Сергея Лукьяненко;

 углубить знания о рассказе;

понять смысл названия рассказа С.Лукьяненко «Чужая боль» и определить проблематику рассказа;

 выявить свое отношение к проблемам, поднятым в рассказе.

 

II. Актуализация опорных знаний. (Приложение 1)

На партах – маршрутные листы. Ознакомьтесь с этапами урока.

Теоретическая разминка.

Выберите правильный ответ или ответы.

1. Рассказ – это…

а) лиро-эпический жанр, для которого характерно наличие сюжета и образа лирического героя;

б) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека;

в) устное повествование о реальных лицах и достоверных событиях, одна из разновидностей народного творчества.

2. Для рассказа характерно….

а) наличие сюжета;

б) стихотворная форма повествования;

в) малое количество героев.

3. Рассказ может быть…

а) сатирическим;

б) юмористическим;

в) о любви.

Установите соответствие.

4. Сюжет – это…                         а) построение произведения.

5. Композиция – это…             б) совокупность поставленных автором в

                                                        произведении проблем

6. Идея – это …                          в) ряд событий, описанных в художественном

                                                           произведении

7. Проблематика – это              г) основная мысль художественного произведения

Ключ: 4В, 5А, 6Г, 7Б

2. Работа в группах. (Время работы – 5 минут)

Группа 1. Что я знаю о С.Лукьяненко?

На основе подобранного дома материала составьте краткий рассказ о С.Лукьяненко. Информацию оформите в виде кластера.

Группа 2. Что мне расскажет словарь?

Пользуясь словарем С.Ожегова, дайте определение фантастики. В чем особенность научной фантастики?

Группа 3. География произведения.

Объясните, что обозначают географические названия, упоминающиеся в рассказе С.Лукьяненко «Чужая боль». За помощью обратитесь к материалам Википедии.

Группа 4. Сюжетная путаница.

Пользуясь фрагментами рассказа, восстановите сюжетную линию, разделив рассказ на 2 части.

Группа 5. Творческая лаборатория.

Подберите ассоциативные поля к словам игра и убийство.

Используя карточку-информатор, объясните значение выражения чужая боль.

III. Работа над темой урока.

Группа отвечает, получает за ответ сердечки.

1. Сведения о Лукьяненко. (Приложение 2)

Тезисы – в маршрутный лист.

- Что узнали о писателе? (Учащиеся должны выделить, что С.Лукьяненко – писатель-фантаст).

Запись в тетрадь.

Научная фантастика — жанр литературы, который основывается на фантастических допущениях в области науки и техники.

Учитель. Темы научно-фантастических произведений — новые открытия, изобретения, неизвестные науке факты, исследования космоса и путешествия во времени.

 

- Докажите, что «Чужая боль» - это научно-фантастический рассказ.

- Найдите в тексте элементы научной фантастики, что доказывает, что перед нами будущее.

Игра.

«Она спускалась по горному склону. Легче ветра, быстрее стрелы...»

 

- Как звали девушку?

 

«Он еще раз порадовался тому, как удачно выбрал место для засады: в тени густых, старых деревьев, на противоположном склоне, невидимый для нее…»

 

 - Как зовут героя?

 

«Ему вдруг представилось то, что сейчас случится. Огненный факел, летящий вниз, тяжело натыкающийся на камни...»

 

 -А что должно случиться?

 

«Камень дернулся, раскололся на куски, разлетелся неторопливым, увесистым градом. А из центра этого града ударила молния — точный, неотвратимый выстрел.»

 

"Боль... Выключить боль..."

"Почему я не убираю боль?"

 

 – Кому больно? – Кто выстрелил?

 

После игры.

«...Она пила чай на веранде.»

 

Обратите внимание: после причиненной боли, после убийства!!!

 

«Он долго мылся, прямо в саду, под самодельным душем.»

 

«— Давай поговорим…

— Зачем ты это сделал!...

— Ты не убрал боль…..

— Это было мерзко! Такой крик...»  

 

- Слышно ли сочувствие в словах героини?

 

«— Помнишь, что ты натворил в Майданеке?»

 

- Что случилось в Майданеке?

 

«Холодный металл, забытый ею на стуле, обжег руку. Он поймал белое платье в полукруг прицепа. Затаил дыхание. И нажал на спуск.»

 

- Чем закончился рассказ? – Кто убил героя?

- Как вы бы озаглавили части рассказа?

- Какой еще рассказ также композиционно делится на 2 части? (Л.Толстой «После бала»)

Эвристическая беседа.

- Что отличает мир, изображенный Лукьяненко, от нашего современного мира?

(прогресс, люди научились выключать боль, обрели бессмертие)

- Люди обрели бессмертие, чем они занимаются?

- В какие игры они играют?

- У вас не возникает никакого вопроса, который хочется задать этим людям? (Почему они играют в такие игры, почему люди играют в убийство – проблемный вопрос – запись в тетрадь).

- Как бы вы ответили на этот вопрос?

- В каких местах происходит игра?

География произведения.

Майда́нек — лагерь смерти Третьего рейха на окраине польского города Люблин.

Перл-Ха́рбор [1][2], Пёрл-Ха́рбор — гавань на острове Гавайи. Большая часть гавани и прилегающих территорий заняты центральной базой тихоокеанского флота военно-морских сил США.

7 декабря 1941 года Япония совершила нападение на Перл-Харбор, что послужило поводом вступления США во Вторую мировую войну.

Битва на Курской дуге является одним из ключевых сражений Второй мировой войны и Великой Отечественной войны.

Хироси́ма — город в Японии. Также известен как первый город в мире, который был подвергнут ядерной бомбардировке.

Концентрацио́нный ла́герь и ла́герь сме́рти Осве́нцим в 60 км к западу от Кракова.

Хаты́нь — деревня в Белоруссии, уничтоженная 22 марта 1943 года карательным отрядом в качестве мести за убийство нескольких немецких военнослужащих[1].

Ма́ссовое уби́йство в Сонгми́ — военное преступление, совершённое солдатами Армии США в деревенской общине Милай получило мировую известность в 1969 году в ходе войны во Вьетнаме

 

Это места, где произошли преступления против человечества.

- Можно ли играть в таких местах?

Погружение в текст.

Чтобы ответить на проблемный вопрос, обратимся к тексту.

- С чего началась такая игра?

 

«— Я не знаю. Но с чего она началась, Игра?

Она пожала плечами. С тех пор, как люди обрели бессмертие, наверное. Игра — это жизнь. Что является основной чертой жизни? Стремление убить. Что является основной чертой Игры? Стремление убить. В инсценировке — на Перл-Харборе, где кипит вода и в который раз тонут корабли, и падают ведомые смертниками бомбардировщики на Курской дуге, где танки спекаются с землей и кровью в один сплошной черный ком; в Хиросиме, где снова и снова вспыхивает пламя атомного взрыва...»

- Что является синонимом слова игра? (Жизнь.)

- А что является основной чертой жизни? (Убивать.)

Подбор ассоциативных полей к словам игра и убийство.

- Можно ли поставить знак равенства между этими понятиями?

- Дэн не похож на остальных. Случай в Майданеке. Почему он вышел из роли, бросившись на эсесовцев с голыми руками? (не играл, знал и помнил, кто такие эсесовцы)

Продолжаем чтение.

«Но ведь когда-то в первый раз это не было игрой! Они не могли играть, умирая по-настоящему! Их вело в бой что-то другое! Они бросались на колючую проволоку концлагерей не потому, что это очень интересно! И ведь Дэн почувствовал, почти ощутил это неведомое, непонятное, когда в прекрасной инсценировке "Майданек" смотрел на сытых, откормленных эсэсовцев, избивающих детей... Он бросился вперед не потому, что хотел испортить игру, соригинальничать. Он просто не мог иначе. Он почти понял! А они не хотят или уже не могут понять. Слишком долго длилась Игра.»

- Что понял Дэн? Что утратили люди?

- Какую ценность потерял человек с появлением бессмертия? (Ценность жизни.)

- Продолжите предложение – ответ на проблемный вопрос.

Они играют, потому что… утратили ценность жизни, потеряли нравственные качества, стали бездушными роботами.

Чтение финала рассказа.

«Она стояла совсем рядом. Смотрела на молчаливую толпу, поблескивающую самым разным оружием. И читала во всех глазах один и тот же вопрос, его вопрос... "Зачем мы играем! Что такое Игра!" Шаг. Еще шаг. Она склонилась над Дэном, коснулась его лица:

— Ты победил...»

 

- О чем предупреждает автор рассказ? рекратите играть!)

 

Значение словосочетания чужая боль.

- Каков смысл названия рассказа?

Работа с афоризмами.

Выбрать тот, который отражает основную мысль произведения. Записать.

 

Чужая боль не то, что боль души своей. Корнель Пьер

*****

Чужая голова не болит. Сервантес

*****

Люди гораздо чаще били бы молотком по пальцу, если бы боль ощущалась лишь год спустя. Николас Гомес Давила

*****

Страдание и боль всегда обязательны для широкого

сознания и глубокого сердца. Достоевский Федор Михайлович

IV. Рефлексия.

Прослушивание стихотворения «Чужая боль» (текст песни гр. «Пилот»).

Приложение 1.

Маршрутный лист

1. Повторяем то, что знаем.      
2. Знакомство. Сергей Лукьяненко.    
3. Хочу знать больше.   Научная фантастика – это…
4. Погружение в текст.     Проблемный вопрос.   Они играют, потому что….
5. Страничка мудрости.    

Приложение 2.

БИОГРАФИЯ СЕРГЕЯ ЛУКЬЯНЕНКО

Сергей Лукьяненко – это известный писатель-фантаст, с такой же интересной и увлекательной судьбой, как и все его произведения.

СЕРГЕЙ ЛУКЬЯНЕНКО СЕГОДНЯ

По трем книгам Лукьяненко сняты кинематографические фильмы. Наиболее известными стали картины «Ночной дозор» и «Дневной дозор».

Также в различные периоды времени в прессе появлялись сообщения о готовящихся к выпуску фильмах по книгам «Кредо», «Рыцари сорока островов», а также «Сумеречный дозор».

В настоящее время Сергей Лукьяненко работает над реализацией новых проектов, а также участвует в коммерческих мероприятиях, связанных с продвижением своей новой книги «Застава». По версии нескольких изданий, данный роман был включен в число лучших российских книг 2013-го года.

 

Приложение 3.

Карточка-информатор

 

БОЛЬ, -и, ж. 1. ед. Ощущение страдания. Физическая б. Душевная б.

 2. мн. Приступ физического страдания. Начались боли. Боли в области печени.* Знакомо до боли (разг.) - очень близко, хорошо знакомо. || прил. болевой, -ая, -ое. Болевые ощущения. Б. прием (в спорте).

 

ЧУЖОЙ, -ая, -ое. 1. Не свой, не собственный, принадлежащий другим. Чужие вещи. Писать под чужим именем. Взять чужое (сущ.). Чужая сторона. Чужие края (чужбина). С чужих слов говорить, повторять (не зная самому, со слов других). С чужого голоса говорить, повторять (перен.: повторяя чужие мысли, суждения; неодобр.).

2. Не родной, не из своей семьи, посторонний. Чужие люди. Стесняться чужих (сущ.). 3. Далекий по духу, по взглядам. Братья стали чужими. Ч. для общества человек.

 

Тема. Фантастический мир в рассказе С.Лукьяненко «Чужая боль».

Цель: познакомить с личностью и творчеством С.Лукьяненко, дать представление о научно-фантастической литературе;

формировать умение по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности, развивать образное и логическое мышление, навыки анализа литературного произведения, умение аргументировать свою точку зрения;

способствовать воспитанию нравственных качеств личности, ценностно-смысловому представлению о мире и человеке.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: текст рассказа С.Лукьяненко «Чужая боль»,мультимедийная презентация, маршрутный лист, задания для групповой работы, ноутбук, словарь С.И.Ожегова, наглядность (слова «боль», «игра», выставка книг С.Лукьяненко), сердечки для оценивания работы.

Сценарий урока.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.