Упражнения для составления комплекса гимнастики для глаз — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Упражнения для составления комплекса гимнастики для глаз

2020-06-04 140
Упражнения для составления комплекса гимнастики для глаз 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Ночьдень». И. п.: сидя. Сильно зажмурить глаза на 3—5 с, mi крыть их на 3—5 с. Повторить 6—8 раз.

«Соринка в глазу». И. п.: сидя. Быстро моргать глазами. Темп Не снижать. Дозировка 1—1,5 мин.

«Рисуем мячики». И. п.: сидя. Закрыть глаза; массировать веки пяльцами, выполняя круговые движения. Выполнять плавно, не надавливать сильно.

«Муха летит». И. п.: сидя, руки впереди. Смотреть на вытяну­ли указательный палец, медленно приближая его к носу; взгляд с тльца не сводить. Повторить 5—6 раз.

«Глазки устали». И. п.: сидя. Легко дотрагиваться пальцами о верхнего века на 1—2 с. Сильно не нажимать. Повторить 3—4 та.

«Глазки догоняютникогда не опоздают». И. п.: сидя. Пере­могать палец (игрушку) вправо-влево; следить за ним (игрушкой) пазами. Голова неподвижна. Повторить 6—8 раз.

125


«Узнаем фигуры». И. п.: сидя. По контуру крупной плоскостной геометрической фигуры взрослый ведёт карандашом, ребёнок следит взглядом. Затем «рисует» глазами фигуры самостоятельно. Макси­мальная амплитуда.

«Весёлый комарик». И. п.: сидя. Следить за игрушкой, медленно передвигаемой взрослым вверх-вниз, вправо-влево, вверх-направо, вниз-налево, вниз-направо, вверх-налево. Повторить 8—10 раз.

«Воздушные шарики». И. п.: сидя. Круговые движения глазами в одну и другую стороны (взрослый «рисует» в воздухе воздушным шариком круги). Повторить по 3—4 раза в каждую сторону.

«Любопытные глазки». И. п.: сидя. Посмотреть на пальцы при вой ноги, левой руки, правой руки, левой ноги. Повторить 5—0

раз.

«На окошкеза окном». И. п.: стоя. К оконному ста клу на уровне лица располагают яркое однотонное изображении (метку) диаметром 3—5 мм. Встать на расстоянии 25—30 см от окна, переводить взгляд на метку и на предмет за окном, нахо дящийся на линии взора, проходящего через метку. Выполняв 2 раза в день, продолжительность увеличивать от 3 мин до 7 мин.

Приложение 4

Рекомендации по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью правильному дыханию

Выполнение дыхательных упражнений направлено на укреплп-ние дыхательной системы, формирование навыков рационального дыхания. Сила дыхательных мышц влияет на подвижность грудной клетки, активно развивает лёгочную ткань и способствует глубокому полноценному дыханию. Она возрастает в упражнениях, где фикс и руется длительный выдох, выдох с преодолением преграды: с полу закрытыми губами, сжатыми зубами, выдох через трубочку в во/г, Специальные дыхательные упражнения вырабатывают правильный ритм дыхания и координируют его в состоянии покоя и при дни' жении, формируют правильный механизм дыхания, компенсируй!» кислородную задолженность после работы.

Обучение правильному дыханию необходимо для адекватной применения детьми навыка при выполнении жизненно важной физической нагрузки. Правильным и полноценным считается nojjl ное диафрагмально-грудное дыхание, в котором участвуют груднв клетка и диафрагма. При умеренной физической нагрузке наибом..

126


благоприятные анатомические условия для вдоха создаются, когда мышцы туловища не напряжены, грудная клетка расправлена.

Формирование навыка правильного дыхания проводится по по­казу и под контролем педагога. В начале обучения дыхательные упражнения выполняют лёжа на спине, что помогает удерживать правильное положение туловища, при этом диафрагма наиболее под-нижна. Значительное мышечное напряжение целесообразно сочетать с выдохом, а вдох делать в исходном положении. Это объясняется тем, что при значительном мышечном напряжении некоторые ды­хательные мышцы переключаются на непосредственно мышечную работу. Выдох усиливает возбуждение двигательного центра коры, и вдох тормозит его. Таким образом, выдох способствует мышечной работе.

В упражнениях детям указывают на необходимость вдоха в ис­ходном положении. По окончании упражнения обязательна пауза. I! этот момент дыхание нормализуется. Мелкие, быстрые движения (пращения кистей рук, стоп) и многократно повторяющиеся с на­грузкой (подскоки) делаются при обычном неглубоком дыхании, мри котором расходуется меньше энергии. Эти упражнения выра-Гштывают способность более полно поглощать кислород, дыхание становится эффективнее.

Темп дыхательных движений должен быть спокойным, неча-тым, а выдох несколько длиннее вдоха. Полный выдох освобождает ёгкие от воздуха, что рефлекторно усиливает вдох. Поэтому при i>учении дыханию нужно обращать внимание на выдох, добивать-л его продолжительности, что нормализует темп и ритм дыхания, репляет дыхательные мышцы. Обеспечить понимание детьми действий при вдохе и выдохе по-ожет оформление упражнений в виде игровых заданий с практи-1СК0Й направленностью: «Согреть руки», «Остудить чай», «Задуть очу», «Сдуть снежинку».

Формированию длительного выдоха детей способствует произне-иие звуков и звукоподражаний. Для этого подбираются образные ражнения, в которых на выдохе произносятся гласные звуки, коподражания, односложные слова, включающие определённые мсные и согласные. Наиболее удобными являются: у-у-у — гуде-с, ту-у-у — звук трубы, ух-х-х — колка дров, ау-у-у — заблудился, у у-р-рр — журавль курлычет; ка-а-ар — ворона, га-га-га — гуси, (/ а-а-ква-а-а — лягушки, ба-а-ах — собьём кеглю; вни-и-и-из, и-и-х, ч х — дети танцуют; ш-ш-ш — кипит каша, шипит змея, ш-ша — '»тц косит; ж-ж-ж — жук летит, пчела жужжит; ф-ф-фу — гили, тс-с-с — тихо пройдём, з-з-з — звенит комар, в-в-в — дует нр и другие. Выдох должен быть полным, не прерываться для

127


коротких вдохов. Совершить глубокий вдох помогут задания типа

«Понюхать цветок».

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблю­дать определённые требования:

1. Обучение правильному дыханию и его регуляцию следует на­
чинать со статических дыхательных упражнений; нужно научить
ребёнка сознательно усиливать и углублять вдох и выдох, задержи­
вать дыхание на полувыдохе и полном выдохе. Следует начинать за­
держку выдоха на 3—5 с, постепенно увеличивать время задержки,
прибавляя в день по 1 с, и доводить до 20—30 с. Нужно учить после
задержки дыхания не делать глубокий вдох.

2. Занятия по освоению правильного дыхания проводятся инди­
видуально. При диафрагмальном дыхании нужно строго следить за
правильным выполнением: и. п. — лёжа на спине, ноги согнуты в
коленях, правая рука контролирует опускание диафрагмы: на вдохе
живот выпячивается вперёд как можно сильнее (диафрагма уплоща­
ется, «массирует» печень, желудок, кишечник), а левая — подъём
грудной клетки: на выдохе максимально втянуть живот (диафрагма
стоит куполообразно, сокращаются мышцы брюшного пресса).

В комплекс дыхательных упражнений могут быть включены упражнения для верхнего плечевого пояса, в ходьбе, наклоны, си< ловые упражнения. Для улучшения лёгочной вентиляции упражне­ния выполняют в различных исходных положениях (стоя, лёжа на спине, боку, животе и пр.).

Примерные дыхательные упражнения

«Крестики». И. п.: основная стойка (сидя). Наклонить голову вперёд, выдохнуть через нос; наклонить голову назад, вдохнуть че» рез нос; то же с наклоном вправо-влево. Выполнять медленно (3—4 раза), следить за дыханием.

«Насос». И. п.: основная стойка. Вдох и выдох правой половиной носа, левую прижать пальцами; то же выполнить другой половиной носа. Медленное, глубокое дыхание; рот закрыт. Повторить 4—5 рнп каждой половиной носа.

«Кто дольше». И. п.: основная стойка. Зажать нос пальцами, считать вслух до 4—6; сделать вдох-выдох. Постепенно увеличивать продолжительность до 10; рот закрыт. Повторить 4—5 раз.

«Потянись». И. п.: основная стойка. 1—2 — руки через стороны вверх, вдохнуть носом; 3—6 — руки вниз, выдохнуть носом. Мед1 ленно; подниматься на носки, тянуться вверх; следить за счётом, Повторить 3—4 раза.

«Кто выше». И. п.: основная стойка. 1—3 — руки через сторомм вверх, вдох носом; 4 — присесть, обхватить руками колени, накло

128


нить голову вперёд, выдох носом. Следить за дыханием; удерживать равновесие. Повторить 2—3 раза.

«Пузырь». И. п.: основная стойка. «Надуть» живот на вдохе; втянуть — на выдохе. Максимальная амплитуда; дышать через нос. Повторить 3—4 раза.

Бег на месте. И. п.: в беге. Дышать через нос. Темп средний; активно работать руками. Дозировка 1—1,5 мин.

Обычная ходьба. И. п.: в ходьбе. На 2 шага — вдохнуть, на 4 шага — выдохнуть. Дыхание через нос; постепенно удлинять фазу выдоха до 8, 10 шагов. Дозировка до 2 мин.

«Наклони ниже». И. п.: узкая стойка, руки за головой. 1—3 — наклонить голову вперёд, прерывисто выдохнуть носом; 4 — и. п., соединить лопатки, вдохнуть носом. Наклоняться с усилием; мощ­ные выдохи, рот закрыт. Повторить 3—4 раза.

«Посмотри назад». И. п.: стойка, руки на поясе. 1 — отвести иравую руку назад и вверх, вдох; 2—4 — и. п., выдохнуть носом; то же в другую сторону. Максимальная амплитуда; дыхание через нос; следить за ритмом дыхания. Повторить 3—5 раз.

«Определи запах». «Принюхивание» — прерывистый вдох и выдох носом. Короткие, резкие вдохи; длинные выдохи. Повторить 5—6 раз.

«Насос». И. п.: стойка руки перед собой. Вдохнуть правой поло-ниной носа, выдохнуть, другая половина прикрыта пальцами; то же другой половиной носа. Медленно, дыхание глубокое, рот закрыт. Повторить 4—5 раз.

«Дудочка». И. п.: стойка руки перед собой. Глубоко вдохнуть носом; на выдохе похлопывать пальцами по крыльям носа и произ­носить носовой звук «м-м-м». Дыхание не задерживать; выдох как можно дольше; рот закрыт. Повторить 3—4 раза.

«Пузырь». И. п.: стойка руки перед собой. «Надуть» живот на идохе; втянуть — на выдохе. Повторить 3—4 раза.

«Посмотри на потолок». И. п.: лёжа на животе, руки перед гру­дью. 1—2 — прогнуться, выпрямить руки, вдохнуть носом; 3—4 — нпдержать дыхание; 5—6 — и. п., выдохнуть носом. Вдох глубокий; удерживать статическое напряжение; максимально расслабиться. Повторить 5—6 раз.

«Массаж крыльев носа». И. п.: произвольное (сидя). Поглажи-пнть, похлопывать, растирать. Все движения проводить от кончика носа к переносице. Дозировка 1—1,5 мин.

«Игра с пушинкой». И. п.: произвольное. Сдувать пушинку с 1шдони и ловить её. Дышать только носом. Дозировка 1,5—2 мин. «Самомассаж шеи». И. п.: сед. Руки за головой, ладонями ""I наживать шею сверху вниз до подмышечных впадин. Медленно, ■• задерживать дыхание, дышать носом. Повторить 15—20 раз.

129


Примерные упражнения по обучению носовому дыханию

«Гуляем на полянке». И. п.: в ходьбе с активными движения ми рук. Глубокие вдохи-выдохи носом. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени «с кочки на кочку», перешагивать через предметы). Дозировка до 1—2 мин.

«Птички летят». И. п.: основная стойка. 1—2 — через стороны руки вверх, вдох носом; 3—4 — руки вниз, выдох носом. Следить за дыханием; выполнять по возможной амплитуде. Повторить 6—

раз.

«Ветер качает деревья». И. п.: стоя, руки вверху. Поочерёдно наклоны в стороны с плавными движениями рук (как веточки), Дыхание глубокое носом. Повторить 6—8 раз.

«Ветер гудит». И. п.: сед. 1—4 — глубокий вдох носом; 5—8 похлопывать пальцем по правой половине носа на выдохе, прош носить «м-м-м»; то же с другой половиной. Постепенно увеличивать силу похлопывания; произносить звуки как можно дольше. Повто рить 4—6 раз.

«Каша кипит». И. п.: широкая стойка, руки на поясе. 1 — па клон назад, вдох носом, задержать дыхание на 5—6 с; 2—3—4 прерывистый выдох через сомкнутые губы, произносить звук «пф-ф ф-ф». постепенно увеличивать время задержки дыхания. Повторить 3—4 раза.

«Сдуй лепесток». И. п.: сед (стоя), на ладони (на столе) нарп-занная бумага (пушинки, лепестки и др.). Глубокий вдох носом, задержать дыхание на 2—3 с. Выдохи прерывистые носом; старатыи сдувать несколько «лепестков». Повторить 2—3 раза.

«Надуем шар». И. п.: сед. На вдохе носом выпятить живот; пн выдохе — втянуть. Выполнять по возможной амплитуде. Повторить 3—4 раз.

«Спокойный сон». И. п.: лёжа на спине. 1—4 — медленный вдох носом; 5—10 — медленный выдох тоже носом. Добиваться полного расслабления мышц тела; увеличивать длительность дыхания. По вторить 4—5 раз.

«Змейка». И. п.: сед на коленях. Медленный глубокий вдох но сом; задержка дыхания на 4—5 с — «змейка затаилась»; медленны» выдох носом. Повторить 3—4 раза.

«Барабанчик». И. п.: сед. Вдох носом; на выдохе произноситй носовой звук «м-м-м-м», слегка постукивая пальцами по крыльим носа. Постепенно удлинять выдох. Дозировка 1—1,5 мин.

«Чистые трубочки». И. п.: сед. Вдох правой половиной носа левая прижата пальцем; выдох левой — правая прижата. Пот-пенно увеличивать длительность выдоха; менять плавность выдохи Повторить 3—4 раза. 130


«Коровка». И. п.: стоя на коленях. Глубокий вдох носом; продол­жительный выдох с произнесением «му-у-у-у». Увеличивать продол­жительность выдоха; менять силу и громкость выдоха (4—5 раз).

«Нарисуй линию». И. п.: сед. Поворот головы вправо, глубокий идох носом; медленно повернуть голову по возможной амплитуде R продолжительным выдохом носом — «рисуем линию»; то же в ДРУГУЮ сторону. По возможной амплитуде, выполнять медленно. Повторить 3—4 раза.

«Воздушный шарик». И. п.: упор — присев. 1 — встать, через стороны руки вверх, потянуться, вдох носом — «шарик взлетел»; 2 —6 — удерживать статическое напряжение и задерживать дыхание на вдохе; 7—8 — и. п., выдох носом — «шарик улетел». Удержи-пать равновесие; дыхание глубокое. Повторить 3—4 раза.

«Головой кивает слон». И. п.: стоя на коленях. Наклоны го­ловы по возможной амплитуде с медленными глубокими вдохами-иидохами носом. По возможной амплитуде; дыхание глубокое. По-мторить 6—8 раз.

«Собака берёт след». И. п.: стоя на коленях. «Принюхивание» прерывистые вдохи носом; выдох произвольный, постепенно увели­чивать количество вдохов-выдохов. Повторить 4—б раз.

«Ёжики». И. п.: сед. 1 — глубокий вдох носом; 2—4 — преры­вистые выдохи — «пофыркивание» носом. Постепенно увеличивать количество выдохов. Повторить 6—8 раз.

«Бабочка». И. п.: стоя, руки на поясе. 1 — отвести локти на-1П1Д, вдох носом, прогнуться; 2—3 — задержать дыхание; 4 — И. п., выдох носом. Выполнять упражнение по возможной амплитуде; следить за согласованностью дыхания и движений. Повторить 4—5 раз.

«Незнайка». И. п.: основная стойка. Поднять плечи, вдох носом; опустить плечи, выдох носом. Плечи поднимать выше; на выдохе расслаблять мышцы плеч и спины. Повторить 5—6 раз.

«За ракушкой». И. п.: основная стойка. Вдох носом, присесть, ыдержать дыхание (6—8 с); и. п. — выдох носом. Повторить 5—6 раз.

«Прищепка». И. п.: основная стойка. Вдох носом, на выдохе за-тать пальцами нос (2—3 с), полный выдох носом. Выдох выполнять как можно дольше. Повторить 3—4 раза.

«По лесенке». И. п.: Сидя (стоя). Прерывистый вдох носом, 5—6 идохов; прерывистый выдох носом, 5—8 выдохов. Увеличивать ко-■шчество вдохов. Повторить 2—3 раза.

131


Рекомендуемая литература

1. Барков, В. А. Педагогическая помощь детям с интеллек туальной недостаточностью средствами физической культуры / В. А. Барков, А. М. Полещук, Д. В. Тихон // Дэфекталопя. — 2002.— № 3. — С. 28—36.

2. Буцинская, П. П. Общеразвивающие упражнения в дет­ском саду: кн. для воспитателя дет. сада / П. П. Буцинская, В. И. Васюкова, Г. П. Лескова. — М.: Просвещение, 1990. -

175 с.

3. Вавилова, Е. Н. Учите бегать, лазать, метать / Е. Н. Ва
вилова. — М.: Просвещение, 1983. — С. 79—106.

4. Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 годи
«О физической культуре и спорте» в редакции от 29 ноября

2003 года.

5. Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 годи «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» в ре дакции от 23 мая 2000 года.

6. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 годи «Об образовании» в редакции от 19 марта 2002 года.

7. Инструкция «О физическом воспитании детей в учреж дениях, обеспечивающих получение дошкольного образова ния», утверждённая постановлением Министерства образо вания Республики Беларусь, Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 15.06.2006 № 63/15.

8. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика: учебник для студ. пед. вузов / А. А. Катаева, Е. А. Стребс лева. — М.: ВЛАДОС, 1998. — С. 103—109.

9. Кинаш, Е. А. Подготовка детей дошкольного возраста
с нарушением интеллекта к овладению письмом в условиях
специализированного дошкольного учреждения / Е. А. Ки
наш. — Дефектология. — 2003. — № 3. — С. 50.

10. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие
функций мозга / М. М. Кольцова. — М.: Педагогика, 1973. -

144 с.

11. Лебедева, Н. Т. Профилактическая физкультура дли
детей: пособие / Н. Т. Лебедева, Т. Ю. Логвина. — Минск:
Выш. шк., 2004. — 190 с.

132


 

12. Логвина, Т. Ю. Физкультура, которая лечит: пособие / Т. Ю. Логвина. — Мозырь: Белый ветер, 2003. — 172 с.

13. Мащенко, М. В. Какая физкультура нужна дошколь­нику?: пособие для педагогов дошк. учр. / М. В. Мащенко, В. А. Шишкина. — Минск: НМЦентр, 1998.

14. Медико-педагогический контроль за организацией фи­зического воспитания детей дошкольного возраста. Методиче­ские рекомендации. — Минск, 2001. — 69 с.

15. Огородников, С. С. Руководство физическим воспитани­ем в дошкольном учреждении: пособие / С. С. Огородников, Е. Г. Патрубейко. — Минск: БГПУ, 2007. — 94 с.

16. Санитарные нормы, правила и гигиенические норма­тивы «Гигиенические требования к устройству, содержанию и режиму деятельности учреждений, обеспечивающих по­лучение дошкольного образования», утверждённые постанов-пением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.04.2009 № 42.

17. Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду / 'Г. И. Осокина. — М.: Просвещение, 1986. — 304 с.

18. Страковская, В. Л. Подвижные игры в терапии боль-пых и ослабленных детей / В. Л. Страковская. — М.: Меди­цина, 1987. — 240 с.

19. Шапкова, Л. В. Средства адаптивной физической культуры: методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с откло­нениями в интеллектуальном развитии / Л. В. Шапкова, ('. П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2001.

20. Шебеко, В. Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / В. Н. Шебеко, В. А. Шишкина, II. Н. Ермак. — Минск: Ушверсгтэцкае, 1998.

21. Шишкина, В. А. Движение + движения: кн. для вос­питателя дет. сада / В. А. Шишкина. — М.: Просвещение, 1992. — 96 с.

-...■■■■■

133


ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.