Закрепление и уточнение словарного запаса — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Закрепление и уточнение словарного запаса

2020-06-04 153
Закрепление и уточнение словарного запаса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Усвоенные ребёнком слова существенным образом пере­страивают чувственное восприятие мира, придают ему осмыс­ленный, подлинно человеческий характер. Совершенствуют­ся, поднимаются на более высокий уровень наблюдение за окружающим, действие с предметами, мышление [6]. На-лиания предметов окружающей действительности, как и сло­на, обозначающие их признаки и действия, закрепляются н специально организованных видах детской деятельности (предметно-практической, игровой, продуктивной), в повсе­дневном общении. Например, в процессе реализации содер­жания образовательной области «Игра» словарный запас детей закрепляется и активизируется в различных дидак­тических, пальчиковых играх, играх-забавах с заводными,

27


сюжетно-образными игрушками, строительным материалом и т. д. Можно использовать имитационные упражнения, игры-упражнения, подвижные игры-занятия с предметами-орудиями (учим брать еду из тарелки ложкой). Это позволяет формировать опыт практических действий и играет важную роль в развитии познавательной сферы ребёнка на основе зна­комства со свойствами предмета, осознания его назначения и способа действия с ним.

Условия закрепления и уточнения словарного запаса:

1. Предметная соотнесённость знаний (соотнесение слова и предмета, который оно обозначает).

2. Чувственное познание объектов окружающего мира:

 

— с опорой на зрительный и слуховой анализаторы ребё­нок узнаёт информацию о форме, величине, цвете, назначе­нии предметов;

— с помощью тактильных ощущений ребёнок учится опре­делять разнообразные признаки предметов: форму (круглый, квадратный), размер (большой — маленький), температуру (холодно, тепло, горячо), состояние поверхности (твёрдый — мягкий, гладкий — шершавый), весовые характеристики (тя­жёлый — лёгкий) и др.

 

— при помощи вкусового анализатора ребёнок узнаёт при­знаки продуктов питания: сладкий — кислый, солёный, горь­кий, холодный — горячий и др.;

— при помощи обоняния знакомится с запахами про­дуктов питания: овощей, фруктов, кофе, чая и др., а также с приятными и неприятными запахами, характеризующими качество продукта, что позволяет определить возможность его безопасного употребления.

 

3. Употребление окружающими значимыми взрослыми слов в их точном значении (например, не называть чашку — кружкой, блюдце — тарелкой, блузку — кофтой);

4. Использование естественных и создание специальных социально-бытовых ситуаций для закрепления словарного

запаса.

Приёмы уточнения словаря:

— введение в лексикон лепетных слов в сочетании с об­щеупотребительными: например «дай би-би — машинку», что

28


позволяет уточнить значение слова, связать его с определённой ситуацией, активизировать его воспроизведение ребёнком;

— организация обследовательских действий, направлен­ных на определение признаков предмета;

— уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления близких по значению (твёрдый — мягкий);

— словоизменение при помощи вопросов: кому? где? ку­да? чем?;

— рассматривание изображений знакомых предметов на предметных и сюжетных рисунках, картинах (узнавание, по­каз, называние);

—■ простейшее экспериментирование;

— инсценирование, игры-драматизации, различные роле-иые игры;

— усвоение оттенков значений слов (дом — домик — до­мище);

— «незнайкины вопросы» (например, спрашивая, пока­пать на мяч: «Это часики, тик-так? Послушай, они тикают: тик-так» (Несколько раз ударяем мячиком по столу и ловим его с отскока.) Да?» При этом желательно добиться от детей употребления слова «нет», любого отрицательного жеста ру­нами, отрицательного движения головой или называния пра-иильного слова, что свидетельствует о понимании вопроса;

— незавершённые фразы, которые ребёнок может закон­чить;

— целенаправленное и замедленное выполнение наиболее частых движений, практических действий с целью проверки понимания значений наиболее распространённых глаголов днижения (бегать, стоять, идти, прыгать) и наречий (впе­рёд, назад);

— пояснение и др.

Предмет и слово, его обозначающее, воспринимаются как единое целое. Слово по мере усвоения его лексического значе­ния закрепляется в понятии самого предмета. На основе озна­комления с предметами и явлениями окружающего мира про­исходит развитие речи путём обогащения словарного запаса, уточнения лексических и грамматических значений слов.

29


Схема ознакомления ребёнка с предметом может быть

следующей:

1) привлечение внимания ребёнка к предмету, действию с ним (его неожиданное появление и исчезновение);

2) называние предмета, действия (при условии, что на нём сосредоточено внимание ребёнка);

3) многократное повторение названия;

4) организация игровой поисковой ситуации с использова­нием нового слова в качестве сигнала, знака данного предмета

(где котик?);

5) показ и последующее называние предмета ребёнком.

Изучение предметов на занятии предполагает определён­ную последовательность. Сначала детям предъявляются на­туральные предметы, они их рассматривают, анализируют, определяют их назначение, учатся действовать с ними. Затем сравнивают предметы по заданным признакам, устанавливают пространственные и причинно-следственные связи, делают простые выводы, обобщения. Дети учатся называть и пока­зывать предмет в разном пространственном расположении, соотносить натуральные предметы с графическим изображе­нием (цветными, чёрно-белыми, силуэтными картинками), составлять предложения, рассказы об изучаемом объекте.

На занятиях учитель-дефектолог и воспитатель упраж­няют детей в назывании предметов при их предъявлении; нахождении (выборе, показе) среди группы разнородных, за­тем однородных предметов; классификации их по группам, исключении лишнего, аргументации ответа; использовании различных видов работ (наложение, приложение на образец, закрашивание или штриховка рисунка, дорисовывание, обве­дение по точкам, складывание разрезных картин и т. д.).

В процессе практической деятельности у детей постепенно образуются связи слов с предметами и их признаками. Ин­терес способствует усвоению новых знаний, их закреплению через слово и активному использованию в процессе общения с окружающими людьми.

i



Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.