Общая характеристика и методические указания к обучению третьеклассников умению читать художественную литературу во 2-ой четверти — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общая характеристика и методические указания к обучению третьеклассников умению читать художественную литературу во 2-ой четверти

2020-06-04 145
Общая характеристика и методические указания к обучению третьеклассников умению читать художественную литературу во 2-ой четверти 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ая четверть

Урок 27.

Учебный материал: Сборник Р. Киплинга «…Пять тысяч Где, семь тысяч Как, сто тысяч Почему!». – Кошка, гулявшая сама по себе.

Подготовка к восприятию сказки Р. Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе».

Все четыре названные выше книги, составляющие основной учебный материал к урокам чтения во 2-ой четверти, выставляются у доски заранее с тем расчетом, чтобы все третьеклассники получили возможность подержать их в руках и познакомится  с ними методом чтения-рассматривания.

Урок начинается с вопросов учителя классу:

-Какие же книги нам предстоит читать в этой четверти? Назовите их.

Как вы думаете, чем они похожи, что их объединяет? (Во всех книгах речь идет, в частности, о животных).

-А на какие две группы, по-вашему мнению, можно разделить эти книги?

Дети дают свои варианты ответов, и тут выясняется, что чем лучше подготовлен класс к умению читать книги, тем больше разных вариантов предлагают дети. Так, например, эти книги могут быть разделены 1) по признаку наполняемости (книги-произведения, книги-сборники); 2) по авторской принадлежности (книга отечественного автора и переводные); 3) по тому, в какой манере  изображает писатель жизнь: в сказочной (Р. Киплинг, С. Лагерлеф) и в реальной (С.-Томпсон). Особняком в этом случае стоит книга Паустовского, где есть и сказки и рассказы. И т.д. и т.п.

Эту часть урока не следует затягивать, т.к. детально каждая книга будет внимательно рассмотрена учащимися и всесторонне ими оценена на соответствующем уроке.

Учитель может узнать у детей, с какой книги во 2 четверти они хотели бы начать уроки чтения. Но он  может и  сразу предложить учащимся читать, например, книгу Р. Киплинга «…Пять тысяч Где, семь тысяч Как, сто тысяч Почему!».

II. Основная часть урока.

Дети получают эту книгу, анализируют ее методом чтения-рассматривания и дополняют прежде уже высказанные о ней сведения каким-то деталями, которые позволяют им настроиться на чтение произведения именно этого автора.

В нашем случае было бы хорошо, если бы учащиеся обратили внимание на достаточно юмористическую манеру иллюстрирования книги художницей Т. Болотновой или на то, что Р. Киплинг, оказывается, пишет литературные произведения  и в прозе, и в стихах.

Дети могут обратить внимание и на портреты писателей, представленных на первом форзаце, выделить Киплинга и постараться составить свое представление о нем пока только по его портрету. Однако все это только моменты, превходящие в урок. А главная задача - выразительное чтение вслух сказки Р. Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе» и наслаждение прекрасным ее переводом, хотя о переводчике пока говорить с детьми не следует, если они не скажут этого сами.

Мы бы рекомендовали учителю начать читать эту сказку самому, потому что именно на нем лежит ответственность за возбуждение у детей чувства наслаждения изяществом перевода, пронизанного тонкой иронией и  не бездумным, а созидательно-юмористическим пафосом.

Комментировать в тексте  данной сказки абсолютно нечего: текст прозрачный;  фразы короткие. Учителю надо следить лишь за тем, чтобы дети читали не слишком быстро и, главное, выразительно. Диалоги персонажей, если класс этого хочет, и отдельные отрывки могут сразу же перечитываться.

Третьеклассники могут включиться в чтение и сменить учителя, начиная со 2-ого эпизода, связанного с тем, как женщина готовилась подчинить себе Дикого Коня.

III. Домашнее задание. Дочитать эту сказку Киплинга; перечитать и подготовиться с товарищами выразительно передать классу монологи и эпизоды текста; попросить догадаться, чем так хорош и привлекателен  текст этой сказки;  постараться ответить на вопрос «О чем же она?»

Урок 29.

Учебный материал:   тот же сборник, сказка Р. Киплинга «Отчего у Верблюда горб».

 

I. Подготовка к восприятию сказки Р. Киплинга «Отчего у Верблюда горб».

Цель этой части урока – проверяя домашнее задание, ввести детей в атмосферу удивительной музыкальности, гармонии и подлинной художественности речи, которой передана и эта («Кошка, гулявшая сама по себе») и все остальные сказки Киплинга в переводе Чуковского. 

Вопросы и задания классу:

-Как называется сказка, которую вы прочитали?

-Понравилась ли вам она? Легко ли было ее читать? Чему вы улыбнулись, над чем посмеялись?

Выслушиваются краткие ответы детей (по желанию).

-Как вам понравилось начало сказки? Чем именно понравилось? Кто хочет его выразительно перечитать вслух?

(Обращается внимание на умышленные, вызывающие у нас удивление, интерес и улыбку повторы в тексте, например, «Это случилось … это произошло… это было в ту далекую пору» или  «Дикие», «дикие-предикие», «дико блуждали», «ужасно дикие»... Дети должны услышать и оценить этот удивительно точный в данном случае изобразительно-выразительный прием.

-Так о чем же эта сказка? Где те темные и светлые силы, которые противостоят друг другу? Какой опыт хотел передать вам Киплинг, рассказывая  шутливо-фантастическую историю превращения дикого мира в  мир уютный, домашний.

В последнем вопросе мы нарушаем дидактическую норму и фактически задаем старт тому ответу, который хотим получить. Зачем мы это делаем? А затем, что мы верим в силу и целесообразность найденного нами методического приема, который позволяет поднять детей до возможного им уровня рассуждений, связанных с философским осмыслением бытия. Конечно, не всякий взрослый, прочитав эту наполненную светлым юмором сказку, поймет, что практически нам рассказана несказка, потому что борьба дикого, темного, недоброго мира с миром светлым, домашним и уютным, начавшаяся в далеком прошлом, продолжается и сейчас…И всем нам – и животным, и людям - хорошо и радостно жить только тогда, когда светлый мир  побеждает. А это происходит лишь в том случае, если все существа, наполняющие и составляющие окружающий нас мир, заинтересованно поддерживают в нем необходимый и общий для всех порядок, позволяющий каждому зарабатывать свой хлеб и долю своего счастья и радости своим честным и добрым трудом. Если к тому же этот порядок  основан на четком выполнении понятных договоренностей и правил, то такой мир никого не угнетает. Даже самолюбивую кошку он  не притесняет: ведь и для нее остается ночь, когда она уходит в любимую для нее среду обитания, делает то, что хочет, и как хочет «машет» своим по-прежнему «диким хвостом»...

А откуда мы взяли, что дикий  мир - это мир темный? А светлый мир – мир домашний? Мы взяли это из текста. Сравните 4-ый и 5-ый абзацы сказки (описание того, как устроила жизнь Женщина) и, переданное в тексте ниже состояние, в котором пребывали в Мокром Диком Лесу Дикие Звери, которые «сбились в одно стадо и, глядя на свет огня, не знали, что это такое». Договор между Женщиной и обитателями Мокрого Дикого Леса все поставил на свои места. А в чем состоял договор между Женщиной и Диким Миром - это, мы убеждены,  после прочтения сказки понятно и самому слабому вашему  ученику.

И последняя деталь.

Р. Киплинг – писатель-классик конца 19 -  начала 20 века (3012.1860, Бомбей – 18.01. 1936, Лондон).

Вот почему в этой сказке есть единственный персонаж, к которому ни разу ни писатель, ни переводчик не применил определение дикий. Это Женщина. Так было принято в 19 веке. И только так, по-нашему мнению, - с умной, приветливой, умелой Женщиной - может состояться добрый, светлый, нежный и желанный мир детства, мир дома, мир Родины. Ваши третьеклассники должны задуматься над тем, какие качества, мысли, дела Во всем мире ценятся настолько, что слово Женщина (девочка, девушка) для каждого порядочного человека священно.

II. Основная часть урока.

Перед чтением новой сказки – Р. Киплинг «Отчего у Верблюда Горб» -  дети, как всегда, прогнозируют возможное ее содержание и манеру рассказывания, сопоставляя иллюстрации и заглавие. Возникшие соображения обсуждаются очень коротко. Затем сказка Р. Киплинга читается по законченным эмоционально-смысловым отрывкам, часть из которых учитель может просить детей  прочитать «про себя» с тем, чтобы потом перечитать  вслух.

Текст сказки в комментариях не нуждается.

После прочтения сказки, перечитывая отрывки текста, которые поразили детей своим остроумием, юмором и добротой, надо побудить учащихся задуматься над тем, что пытается  внушить ее  автор, рассказывая как бы о Верблюде.

Нетрудно догадаться, что автора этого произведения интересует совсем не верблюд. Предмет его исследования - жизнь человека и, в частности, такой ее удивительнейший феномен, как невозможность наверстать упущенное, даже если ты прогулял всего три дня. Время – самое дорогое, чем может распорядиться человек. И если ты не ценишь время, теряешь его, поддаваясь лени, нет и не будет тебе прощения – не от мамы с папой или от учителя, а от Великой Природы. Каждый день, который отпущен тебе, - отпущен для дела. Жаль, если ты поймешь это гораздо позже, чем надо, скорее всего, тогда, когда уже ничего нельзя будет поправить…

Страшный вывод? Да! Вывод тяжелый. Но ведь так случится только при условии, что ты не будешь вовремя читать нужные книги, не станешь вдумываться в их смысл лично для тебя, не поймешь, что он важен тебе для отыскания тобой наиболее подходящего для тебя поведения и твоего места в жизни. Книг, которые готовы помочь тебе в этом деле, очень много! Это не только приведенный нами образец произведения, который теперь навсегда запомнится тебе образом Ужасно-Унылого Верблюда, не желавшего браться за работу и вполне заслуживающего наказания – неизбежную расплату за лень. Об этом же тебя предупредит и С.Я. Маршак, у которого целый цикл стихов посвящен вопросу удивительно непростого взаимоотношения человека и времени.[1]

Об этом же в своей шутливо-ироничной манере говорят тебе стихи Киплинга в переводе Маршака, завершающие сказку.

Домашнее задание: просмотреть предложенные в конце сборника стихи Р. Киплинга. Отыскать среди них то, которым можно было бы завершить эту сказку. Научиться его выразительно читать, а лучше – выучить наизусть. Подумать, кто помог нам прочитать стихи Р. Киплинга по-русски: ведь Киплинг англичанин!..

 

Урок 29.

I. Подготовка к восприятию новой сказки

 

Учитель проверяет домашнее задание: дети читают вслух – по книге или наизусть стихотворение Киплинга «Горб верблюжий…».

В процессе осмысления стихотворения надо обратить внимание на то, как понимают дети смысл пятой строфы этого произведения (что значит для них «копать землю до десятого пота»?). Тут, естественно, важен смысл переносный, а не только прямой.

Кроме того, нелишне обсудить с детьми совет, который дает им стихотворец в этом произведении. Их трактовка этого совета позволит вам понять, усвоили ли  дети опыт, заключенный в сказке.

Переход к чтению новой сказки завершается осмыслением ее заглавия, записанного на доске:

 

Киплинг.
Откуда взялись Броненосцы

 

Задание: объяснить, кто такие броненосцы, показать их. Выполнение задания предполагает умение детей воспользоваться методом чтения рассматривания того, что им предстоит читать: выделение иллюстраций, их анализ и попытка сопоставить заглавие с тем, о чем их заставили задуматься иллюстрации, формулирование предположений, т.е. того, чего они, как читатели, от сказки  ожидают.

II. Основная часть урока.

Текст сказки читается в той же манере, что и две предыдущие сказки. Паузы произвольны. Они связаны с желанием учителя или детей перечитать какие-то словосочетания, диалоги, эпизоды, отрывки, чтобы насладиться остроумием и юмором словесно-образной ткани произведения.

Сцену первой встречи  Расписного Ягуара с Черепахой и Ежом можно разыграть в лицах (со слов: «Слушайте меня внимательно! – сказал Расписной Ягуар»… до слов: «Не скажу, - ответил Еж»).

Работу по освоению содержания сказки лучше провести в следующем аспекте:

-Кто же такие Броненосцы? Как об этом рассказывается в сказке? Почему случилось такое удивительное превращение? Смешными или печальными были встречи Расписного Ягуара с Черепахой Неспешной и Злючкой-Колючкой Ежом?

-А как вы оцениваете Расписного Ягуара? Нравится ли он вам? Чем? Похож ли он на Кошку, гулявшую сама по себе: ведь Ягуар - тоже кошка. Только большая.

Домашнее задание: читать по желанию другие сказки Киплинга. Задуматься над тем, что в них истина, а что фантазия. Поискать дома и в библиотеке книги о кошках, чтобы узнать о них настоящую научную правду.

- Не забудьте, что с этим вопросом вы уже встречались во 2 классе, - напоминает детям учитель.- Вспомните сборник «Их рассказов дрессировщиков Дуровых». Вглядитесь в форзацы этого сборника. Они вам многое подскажут.

Уроки 30-35

1. Названный в заглавии учебный материал – это крупнообъемное произведение; остросюжетный рассказ, состоящий из 4-х разделов, названных писателем «Жизнь первая… вторая… третья и четвертая». Каждый раздел включает в себя несколько обозначенных римскими цифрами, но не озаглавленных частей. Всего их – 12. По разделам они распределяются следующим образом:

«Жизнь первая»– части  I -V

«Жизнь вторая» - части  VI –VIII

«Жизнь третья» – части  IX -X

 «Жизнь четвертая» – части XI- XII

Такого рода архитектоника предполагает при работе с детьми младшего школьного возраста непременное озаглавливание как разделов, так и частей литературного произведения, т.е. составление его оглавления. Но поскольку дети уже дважды встречались с чтением крупнообъемных произведений, при осмыслении которых содержательное оглавление играло для них важную роль, смысл продумывания и озаглавливания каждой части и каждого раздела в целом для них теперь ясен, понятен. Кроме того, если прежде эту работу выполнял учитель – сначала отдельно от детей (уроки 1-10), а затем вместе с учащимися (уроки 15-24),теперь эту работу могут выполнять дети – частично под руководством учителя в классе, а частично вполне самостоятельно, дома, при чтении или дочитывании какой-то новой части.

Примерное содержательное планирование, которое может быть составлено учителем и затем в нужный момент представлено детям как образец, предложено ниже:

Жизнь первая. Родившийся в трущобах.

I. Как котенок остался сиротой.

II. На краю гибели (или «В клетке у лисы»).

III. Из беды в беду.

IV. Оранжевый Билли  и Черный Ниг (или «Битва котов»).

V. Радости в безрадостной жизни (или «Кошка - крысолов достойна жить»).

Жизнь вторая. Тайны Королевской Аналостанки.

VI. Подделанная родословная (или «Голубая лента и золотая медаль выставки Никербокер»).

VII. В роскошном доме на Пятой авеню и бегство из него (или «Необъяснимая дикость и аристократические чудачества»).

VIII. Поездка на дачу и второе бегство.

Жизнь третья. Путь на Родину (или «Любовь к Родине никогда не обманет»).

IX. Неизвестные одноглазые чудовища (или «Вперед и вперед!»).

X. Все еще жива!

Жизнь четвертая. Новая эпоха ( или«Вознаграждение»).

XI. Единственный друг на свете.

XII. Настоящее счастье.

Сразу предупреждаем, что третьеклассникам, оглавление, составленное учителем, можно представить только при прогнозировании того, что им предстоит читать. Затем это оглавление убирается и представляется детям уже на заключительном уроке, в ходе обобщающей беседы по прочитанному произведению. А в процессе работы над разделами и главами рассказа, как уже говорилось, озаглавливание и разделов и частей происходит как бы заново, без подсказки учителя, самими детьми – в классе - коллективно или дома - индивидуально. Более того, очень полезно побудить каждого третьеклассника по ходу чтения составлять свое содержательное оглавление рассказа, а на заключительном уроке или утреннике, посвященному С.-Томпсону, организовать конкурс на лучшее оглавление к рассказу «Королевская Аналостанка».

2. Текст рассказа С.-Томпсона переведен с английского Николаем Корнеевичем Чуковским, с творчеством которого (повесть «Морской охотник») учащиеся познакомились во 2 классе. Тогда язык повести не вызвал у детей затруднений: он выразительный, прозрачный, доступный.

Все эти качества, к счастью, сохранены и в языке данного перевода. Комментарии могут быть даны в случае необходимости только к именам собственным и названиям, отражающим специфику страны, в которой происходят события. Кроме того, по ходу чтения комментируются и разъясняются следующие слова и выражения: гл. I – трущоба; гл. III – простодушие; гл. VI – лондонское предместье, делить стол и кровать, служили ширмой, не лишен честолюбия, даровой  вход, великосветская; гл. VII – фамильярность; гл. IX – миля; гл.X – высокий человек в синем пальто (швейцар).

Мы бы еще обратили внимание детей и на ироническое выражение  « родной Восток», которое не случайно взято автором в кавычки (гл.VII).

3. Беседа об авторе книги-сборника «Рассказы о животных» и рассказа «Королевская Аналостанка», а также о переводчике может быть проведена в 3 классе, но только после того, как рассказ прочитан, а книга детьми рассмотрена и оценена.

До работы с книгой и освоения детьми текста рассказа и заключенного в нем опыта беседа об авторе и переводчике не только не полезна, а просто вредна, т.к. ничего, кроме затрат времени, она детям не принесет.

 

Уроки 36-40

Учебный материал: Н. Сладков. – Рассказы (книга-сборник).

К общей характеристике названного материала, с которой вы уже познакомились ранее (стр.), мы хотели бы добавить следующее:

1. Учителю, который будет работать с рассказами Николая Ивановича Сладкова, следует постоянно помнить, что знания о природе, заложенные в произведениях этого удивительного писателя, должны обогащать более душу читателя, чем его ум. Так считал Н.И. Сладков. Разделяя эту мысль, мы и отобрали те рассказы, которые предложены младшим школьникам в данном сборнике. Следовательно, именно эта мысль должна пронизывать красной нитью всю работу с рассказами Сладкова как учебным материалом для обучения детей творческому чтению, формирующему их прежде всего как неповторимых людей.

2. Во всех своих рассказах Сладков демонстрирует, во-первых, убежденность в том, что мы не можем не любить природу, потому что мы сами – ее часть, поскольку главное действующее лицо и в природе, и в мире вообще – это человек: или добрый, наблюдательный, умный, заботливый, сосредоточенный, или глупый, безнравственный, своевольный, или невежда, что крайне опасно и для природы и для него самого, потому что любить что-нибудь или кого-нибудь – это значит, знать; любить можно только бескорыстно; любить – это значит защищать. И это во-вторых. Вывод: читая рассказы Сладкова, надо обдумывать их именно с этих позиций.

3. Узнавать тайны природы, чтобы бескорыстно служить ей, может только очень смелый и очень умный человек, который хорошо понимает, что жизнь – любая, особенно зависимая от человека, удивительна и неповторима. И уж если встает вопрос, чью, какую жизнь надо беречь и чем при этом жертвовать, надо жертвовать собой, хотя, если ты умен и умел, ты обойдешься без жертв. Ведь ты Человек.

4. Читая с детьми рассказы Сладкова, надо учить их наслаждаться лирико-философской направленностью изображения того, о чем пишет Николай Иванович Сладков. А приключенчески-познавательную, игровую сущность произведений Сладкова дети, исходя из специфики своего возраста, освоят и сами: ее им надо только показать и подсказать.

5. Наконец, работая над этим учебным материалом, и учитель, и дети получают уникальную возможность поверить в то, что главный источник знаний о писателе – это не рассказ о его жизни,  а его художественное видение мира и его отношение ко всему живому в нем, отраженное в его художественных произведениях.

Исходя из данных установок, мы и дадим ниже краткий методический комментарий к учебно-воспитательной работе со сборником Сладкова «Рассказы».

Методический комментарий

1. Творчество Сладкова столь многоаспектно, нравственно, увлекательно и многопланово, что детям 8-9 лет им следовало бы зачитываться. Именно для этого, чтобы приучить детей и приохотить к чтению произведений Сладкова,  мы и отводим на работу с данным сборником 5 учебных часов, хотя достаточно было бы и одного-двух.

2. Примерное планирование, т.е. отбор каких-то конкретных рассказов Сладкова на каждый урок, вы определяете сами, исходя из личных предпочтений и особенностей класса, с которым работаете.

Мы можем посоветовать вам только следующее: не забывать планировать в уроке чтения его  обязательные компоненты. О них и пойдет речь ниже.

К уроку 1 (36 [2]).

Подготовительная работа:

Внимательное изучение новой книги методом чтения-рассматривания не менее 10 минут. В читательские задачи, которые могут при этом решаться, рекомендуется включать такие вопросы:

-О каких особенностях сборника нам говорит оглавление? Как оно составлено?

-Какие вопросы ставит перед нами в этом сборнике Сладков? И знаем ли мы на них ответы?

(Подсказка: ориентировка учащихся  не только знак вопроса, но и вопросительные слова когда, почему, зачем  и др.)

-На какие вопросы Природы с помощью книг Сладкова мы уже знаем ответы?  (см. БМШ «Книга, здравствуй!», 1-2 классы)

-Что пишет Сладков: рассказы, сказки, сказки-не′сказки?

(Подсказка: ориентировка на заглавие и иллюстрации в тексте).

Основная часть первого урока после знакомства с книгой-сборником Сладкова посвящается чтению, перечитыванию, разыгрыванию его рассказов – либо по выбору вашему, предварительному, либо по желанию, которое выразили учащиеся. Читать подряд совсем не обязательно. Вы можете остановить свой выбор, например, на рассказах о медведях.

Так как рассказов о медведях много, и эта тема обычно  очень интересует детей, ей можно посвятить не один, а два  урока: москвичи видели медведей в Зоопарке, они думают, что уже хорошо знают зверя, но вот знают ли, каким рождается медвежонок (поставьте им такой вопрос), помнят ли они, какой писатель поведал нам про медведя-музыканта, про медведя-рыболова и т.д. – все эти знания-ассоциации очень полезно возбудить у детей. Все эти приемы, формирующие у читателя и общепознавательные интересы и литературные вкусы.

Домашнее задание: Чтобы материал из книг Н.И. Сладкова запомнился детям, в качестве домашнего задания ко второму уроку предложите им тематический плакат такого содержания:

 

 

 

Решение задач на плакате путем отыскания нужных рассказов в сборнике Сладкова и в других книгах, известных детям (Дмитриев, Бианки, Чарушин и др.) очень оживит урок и принесет начинающим читателям несомненную пользу. Но целиком плакат на уроке не раскрывается. Вы только показываете принцип отгадки на сборнике Сладкова. С разгадывания плаката может начаться и второй урок. Однако на этом уроке на работу с плакатом нельзя отводить более 5 минут.

Дети, которые хотели дать ответы, но не успели этого сделать за отведенное время, могут дать их письменно и положить в специальный конверт, помещенный под плакатом.

Подготовительная работа на уроке 3-ьем, если второй был проведен, допустим, по теме «Все, что мы знаем о медведях», должна состоять в составлении литературно-художественной «биографии» этого зверя. Желательно, чтобы на доске было размещено либо «медвежье семейство», либо отдельные медвежьи фигурки: медвежонок, медведь, медведица.

Вопросы:

-Как правильно назвать этих зверей – всех вместе и каждого по отдельности?

-Какие сказки о них знаете?

-Что о них говорят сказки?

-А что рассказывает нам о них Н.И. Сладков?

Разумеется, именно к такому вхождению в 3-ий  урок дети должны приготовиться дома, исходя из заданного им домашнего задания.

Основная часть урока – как и всегда - это, например, чтение произведений про лису, причем, дети отбирают эти произведения самостоятельно, ориентируясь на заглавие и иллюстрации в тексте.

Бояться того, что чтение будет эмоционально очень разноплановым, не следует. Напротив, трагедия маленького лисенка или взрослого  ли′са  (рассказы «Желтоносый дуралей» и «Крик») воспринимается и  переживается читателями значительно более остро на фоне рассказов оптимистических, допустим, тогда, когда чтению рассказа «Желтоносый дуралей» предшествует рассказ «Плясунья», а завершает чтение рассказ «Отчего у лисы длинный хвост?». Тут и убеждать никого не приходится в том, как страшно, как жестоко, как преступно уничтожать любую жизнь, а тем более маленькое, еще не успевшее пожить существо… Особенно сейчас, в век искусственного меха и разного рода других искусственных материалов, когда в убийстве зверья  нет практически почти никакой  нужды…

Обратите внимание на то, что, отбирая рассказы о лисе  по заглавию, дети могут ошибиться и предложить рассказ, который на самом деле совсем не о лисе, например, «У лисьей норы» (это рассказ о том, как нелегко изучать природу человеку и  как сложно жить во время урагана, например тем, кто во много раз слабее, чем вихрь, пытающийся их уничтожить. Вы, разумеется, должны знать все рассказы, помещенные в сборнике, и, или предложить детям повременить с чтением  такого рассказа до более удобного момента, или задать его на дом и  попросить их задуматься о лисе ли он или о чем-то другом.

Если вы хотите развивать читательские интересы ваших учащихся и расширять их кругозор, на каждом уроке «по Сладкову» находите 5-7 минут, чтобы прочитать им что-то вслух, но не из этого сборника, а из какой-то «толстой» книги данного автора. На этом уроке мы рекомендовали бы вам познакомить детей со сборником Сладкова «В лесах счастливой охоты» и предложить им сказку-несказку «Двое на одном бревне». Тут вы решите сразу несколько задач: дети узнают новую книгу, поучатся различать произведения с разной видо-жанровой спецификой: ведь «Двое на одном бревне» - это не рассказ, а сказка-несказка –жанр весьма характерный для творчества Сладкова, и возбудить у  детей желание отыскивать и приносить в класс книги писателя, которых у него для детей около 40, очень важно.

Урок 4-ый может быть посвящен  чтению и перечитыванию тех произведений Сладкова, которые пока остались непрочитанными, но их хочется прочитать или перечитать и обдумать еще раз. Кроме того, поскольку к данному уроку дети должны были окончательно оформить выставку книг Сладкова, найденных ими дома, взятых в библиотеке (на это должно нацелить домашнее задание), в центре внимания на уроке могут быть задачи по ориентировке в незнакомых книгах. Их вы составите самостоятельно, исходя из того учебного материала, которым располагаете), а руководствоваться при этом можно описанием основных видов и типов задач, которые были даны нами в методическом пособии для учителя «Учим читать книги» (Второй год обучения, М.: 2007г, с.12-15).

Если детей заинтересовали сказки-не′сказки (а в них проявляется специфика творчества Сладкова, который следовал в создании такого рода произведений за своим учителем В.В. Бианки), хорошо было бы закрепить у учащихся умение выделять эти произведения и в равной мере воспринимать, как научно-познавательную линию, содержащую в себе подлинные факты из жизни природы, так и нравственно-эстетическую. Уроки, которые Н.И. Сладков внушает своим читателям, пользуясь приемами сказочной фантастики, основа для такого восприятия сказки-несказки у третьеклассников уже должны быть: это, с одной стороны, встреча со сказкой- несказкой В. Бианки «Хвосты» (см. наше методическое пособие «Учим читать книгу» Первый год обучения. М.: 2006, с. 104-107, где мы ориентируем учителя на минимум филолого-методических знаний об этой видо-жанровой разновидности детской литературы), а также в нашем пособии для учителя «Учим читать книги» (Второй год обучения), где анализируется повесть-сказка В. Бианки «Мышонок Пик».

Домашнее задание к 5 уроку: вспомнить, перечитать, обдумать все, о чем рассказывает в своих книгах Николай Иванович Сладков, и по его произведениям, ссылаясь на конкретные рассказы и сказки, постараться прояснить себе, каким человеком был Сладков? Чем он нравится или не нравится детям? Чего он хотел от них?

Урок 5-ый, судя по сказанному выше, лучше бы отвести на чтение и анализ произведений Сладкова о людях, изучающих природу. Имеются в виду рассказы типа  «В норе», «У лисьей норы», «Лесные сигналы». Органической частью основного содержания 5 урока будет и разговор с детьми об авторе сборника рассказов, с которым они работают, т.е. о Николае Ивановиче Сладкове.

Примерный аспект беседы:

-О чем же пишет Сладков? Зачем нам надо читать его произведения и думать над ними?

-Каким человеком был сам Николай Иванович? Что мы узнали о нем из его книг?

-Что бы хотели узнать еще и как это сделать?

Последний вопрос предполагает, что в заключительной части урока, отведя на это 10-12 минут, уместно, воспользовавшись книгами Сладкова, вызвать у детей желание воспользоваться книгами Сладкова; познакомиться с предисловиями к ним; прочитать статьи об этом писателе из биобиблиографического словаря для детей (например: О. Б. Корф «Детям о писателях». ХХ век. М.: 2006. Кн. 1 от А до Н. Кн. 2 от О до Я и др.) и удовлетворить свою любознательность. Поскольку данная работа на уроке лишь начинается, освоение детьми умения читать предисловия из детской справочной литературы о писателях, может быть продолжено во внеурочное время в группе продленного дня, а также время от времени становиться предметом самостоятельной деятельности учащихся при выполнении домашнего задания.

Примечание: Организуя обучение детей чтению книг и произведений Н.И. Сладкова, не забудьте о необходимости поработать с форзацами сборника Сладкова «Рассказы». Обратите их внимание на то, что в своих книгах Сладков нередко организует для детей познавательные игры, типа тех, приведены на заднем форзаце названного сборника. Помогите им задуматься и решить, почему на этом же форзаце в книге, где собраны рассказы Сладкова, изображена обложка «Лесной газеты» В. Бианки.

(Подсказка: ответов два: а) «Подводная газета» написана  Сладковым по типу «Лесной газеты» Бианки; здесь Сладков продолжил дело, начатое учителем. Но на новом материале; б) и в той и в другой газетах значительное место занимают познавательные игры для детей, которые хотят узнать и полюбить родную природу.

 

Уроки 41-46.

Уроки 46-49.

Методический комментарий

I. Подготовка к чтению произведения С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Приемы работы, готовящие детей к восприятию названного художественного произведения, для третьеклассников уже привычны. Это, во-первых, внимательное знакомство с книгой-произведением методом чтения-рассматривания и ответы на вопросы:

-Как называется произведение?

-Кто его написал?

-Чем оно похоже на книгу С.-Томпсона «Рассказы о животных»? А чем отличается?

(Подсказка: обе книги – пересказы с иностранного языка; и там и тут речь идет не совсем о том, что мы видим вокруг себя в родной стране сейчас. Но «Чудесное путешествие Нильса…» - не перевод, а «свободная обработка», т.е. пересказ, сделанный очень хорошими переводчиками, а там – перевод. Кроме того, здесь сказочная повесть, а там – отдельные рассказы).

-Внимательно вглядитесь в передний форзац, затем вчитайтесь в оглавление книги и постарайтесь представить себе, о каком времени, о какой стране, о ком, о чем и как рассказывает нам С. Лагерлеф в своей повести. Какое слово стоит первым в заглавии и почему? Как вы это объясните?

Ко всем последующим урокам подготовительная работа будет складываться из постоянного восприятия детьми картин и эпизодов, из которых уже к 3 уроку и далее,  к окончанию чтения повести у детей сложатся первые представления о стране,  где происходят описанные события,  и о времени действия.

Вам, учителю,  надо знать, что в подлиннике произведение Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса Хальгерсона по Швеции» написанное в 1907 году, - это трехтомник или, как говорят специалисты, «своего рода поэтический путеводитель по Швеции, учебное пособие по географии и природоведению, написанное замечательным художником слова». При сокращении повести в ее свободном пересказе переводчиками, она, перестав быть «учебником» и «путеводителем», сохранила в себе, однако,  очень многие картины и детали, характеризующие Швецию как особую интересную страну, и время действия – скорее 19, чем 20 век. Эти детали и картины не должны ускользнуть от внимания учащихся, во-первых, потому, что тогда от них «ускользнет» и общее развитие, задающееся чтением книг о незнакомых странах и других эпохах, а во-вторых, потому, что ваша цель на уроках чтения – учить детей думать о себе и о мире, а значит запоминать прочитанный текст, тем самым развивая и внимание, и память, и воображение, без чего учиться вообще нельзя.

Средством, которое при этом будет необходимо и вам и детям, окажется выставка иллюстраций, фотографий, открыток, картин из Интернета,  Весь этот материал оценивается и подбирается для выставки с учетом тех объектов, которые детям малоизвестны и потому требуют наглядности для включения воображения.

Мы не можем не предупредить вас сразу же о том, что материалы такой выставки, упорядоченные и дополненные, будут совершенно необходимы вам и детям в 4 классе при чтении повести З. Воскресенской «Антошка».

II. Основная часть уроков.

Этот структурный компонент обучения предполагает спокойное (в темпе разговорной речи, но не такой, как сейчас по радио) последовательное чтение текста с паузами для проверки того, включились ли дети в художественный мир произведения, представляют ли, запоминают ли то, о чем читают, выделяют ли все для них новое, непонятное, неожиданное, удивительное.

Проверка проводится кратко, но воспроизведение прочитанного требуется точное. Например, вы читаете с детьми первую главу повести «Лесной гном». Первую паузу рекомендуется сделать после фразы «Он тяжело вздохнул и с досады принялся зубрить».

Проверяются представления детей по следующим направлениям:

-Когда и где начались чудесные события? (День, время суток, время года?).

-Каким вы представляете себе март в Швеции? (Тепло или холодно на дворе; сухо ли мокро, лежит ли снег; почему автор, описывая одежду Нильса, собирающегося на ярмарку, ничего не говорит о пальто?).

Следующая пауза делается лишь конце 2-ой части первой главы.

Примерные вопросы и задания:

-Как выглядел лесной гном? Во что был  одет?

-А как одет Нильс?

-Нарисуйте словами комнату, в которой Нильс пытался учить уроки.

-А каким вам представляется дом, где жил Нильс, и двор?

-Кто и как ведет себя на этом дворе?

При ответах учащиеся с разрешения учителя могут перечитать и закрепить в своем сознании те картины и детали, которые от них ускользнули при первом чтении. В данном случае при попытке изобразить гнома (без перечитывания) дети обычно называют только остроконечный колпачок и совсем не представляют длинного кафтана, что, кстати, для гнома не характерно. При описании комнаты упускают сундук, скрипящую дверь (если бы она не скрипнула, Нильс не заметил бы кота), не могут вспомнить, что в комнате стоял шкаф (между ним и окном висел сачок и т.д. и т.п.).

Если ваши дети все это вспоминают без запинки, с первого раза, значит вы правильно работали с текстом в первом и во втором классах.

Если же они к этому не приучены, незамедлительно займитесь указанной нами работой с текстом, и через 4 урока, при условии, что вы будете точно так же проверять и домашнее задание, большая часть учащихся класса впитает в себя ваш совет и, читая текст, начнет приучать себя сразу же запоминать прочитанное и вклю


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.