Учебный материал: Сборник К.Г. Паустовского «Барсучий нос». — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Учебный материал: Сборник К.Г. Паустовского «Барсучий нос».

2020-06-04 124
Учебный материал: Сборник К.Г. Паустовского «Барсучий нос». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Поскольку общая установка, определяющая восприятие творчества Паустовского квалифицированными читателями, вам уже известна (она дана выше, стр.), в этой части пособия мы поможем вам сориентироваться в каждом отдельном произведении из тех, что представлены в сборнике «Барсучий нос» (БМШ, 3 класс).

Начнем разговор с чтения-рассматривания книги-инструмента, которая введет детей в мир Паустовского.

Рисунки на переплете, форзацах и заглавие сборника «Барсучий нос» выдвигают на передний план не просто отдельных животных, а окружающий нас мир: мы видим дремлющее озеро с рыбацкой лодкой и рыбаком посередине его; костер на берегу; крохотный сельский домик; цветы; отдельные деревья и лес; бегущего от пожара зайца; морду лошади, тянущуюся к хлебу и др.  И тем не менее везде – либо сам человек, либо какие-то признаки его присутствия: то  крохотная фигурка рыбака, то закипающий чайник, то хлеб, от которого идет пар … Пожалуй, только один человеческий персонаж выведен в качестве центральной фигуры: на переплете одной книги - девочка-подросток, прислонившаяся к весенней березке, на другой -   бредущая по глубокому снегу …Но обе эти книги одного и того же названия – «Стальное колечко». И именно этим произведением открывается сборник Паустовского «Барсучий нос».

Чем примечательно это произведение? Казалось бы, ничем. Обычная сказка про деда Кузьму и его внучку Варюшку - жителей деревенских, ничем не примечательных.  И дела у них самые обычные: кончилась у деда Кузьмы махорка, а ему, больному, хотя бы «затянуться разок-другой» - сразу полегчало бы. А зима в самом разгаре: холодно, снежно. Но  Варюша в воскресенье бежит по морозу в соседнее село, чтобы помочь деду.

Дед ее посылает? Нет, сама бежит. Хорошо ли одета? Да так, как все девчонки деревенские… Только вот в доме нет женщин, кроме нее. Потому и нет у Варюши и варежек: ручонки зябнут. Ну да это привычно.

Привычно и то, что каждое  нужное дело девчушка делает как следует: махорку купила, в ситцевый мешочек, заранее припасенный, завязала и домой к деду побежала… Да не удержалась: завернула на станцию поглядеть на проезжающие мимо поезда. Другого-то развлечения в деревне нет… Война!..

-А почему война? Где об этом написано?..  Поищите, подумайте!.. Обязательно найдете. Только не будет Паустовский расписывать беды, которые принесла людям война. Он обращает наше внимание на то, что и в самое тяжелое время человеку может и должно быть хорошо, если он в родном краю и если вокруг не враги, а свои, родные люди, которым ты смог, хотя бы маленькую радость доставить: деду махорки принести (папирос-то нет, война); той же махоркой, разумеется бесплатно, оделить бойцов. Престарелого воробья пригреть в доме, подружиться с ним. Перетерпеть все беды, никому не жалуясь, - даже потерю волшебного колечка-  и дождаться радости.

А где она эта радость? Когда и к кому приходит? Она внутри тебя, в душе твоей, - говорит Паустовский.- В доброте твоей, которая (вот удивительно!) чем больше ее отдаешь другим, тем больше становится. Вот вам и обычная деревня, с обычными жителями, в обычную и очень непростую военную зиму. Если б это обычное спокойное внимание, забота о других – без понукания, без принуждения – по велению души, и умение радоваться каждой травинке, каждому запаху, каждой звездочке, и жаркому солнцу, и ясному небу, и перекличке петухов, и звону воды, и пересвистыванию птиц над полями стало бы  для всех нормой нас, - вы только представьте, какой была бы стала жизнь!.. Это и есть мир Паустовского. Хотите туда?.. Так не ленитесь, стройте его, потому что только от вас зависит, что будет вокруг вас и какой станет ваша Родина. Думается, что именно так под знаком ответа на вопрос: где же живет радость и где надо искать счастье – в дальних странах или у себя дома - и должна быть прочитана эта сказка детьми (под вашим руководством).

 А колечко? Ну что ж… Ведь это сказка. Оно лишь еще раз убедило и Варюшу и нас, читателей, что главное в жизни – любовь к людям и к родному краю. Заботливость сострадание и умение радоваться прежде всего за тех, кто вокруг тебя - от малой травки до человека. Тогда и ты будешь счастлив и спокоен.

Этой же мудрой мыслью пронизаны сказки «Теплый хлеб» и «Квакша». Они лишь добавляют к нашему  мироощущению от первой сказки внимание к той опасности, которая губит радость, счастье, добро, не дает им стать сущностью нашей жизни. И опасность-то мелкая, противная, но липучая и затягивающая собой все вокруг как грязное болото… Мы имеем в виду несдержанность, разрушительность, гнев, вызванный незначительными мелочными причинами, недоверчивость, все то, что выражается филькиной любимой поговоркой: «Да ну тебя!» (сказка «Теплый хлеб»). А расплата за все эти мелочи всегда горька и тяжела. Иногда она даже угрожает жизни – чьей-то конкретной или всему вокруг.

Так неужели мы, люди, так слабы и ничтожны, что в угоду мелочным обидам и пустяковым неприятностям пожертвуем радостью, счастьем - и своим, и всего того, что вокруг нас?.. А сказки просят нас задуматься:

-Кому и когда помогает природа?

-Кто и как возвращает потерянную радость? И что легче – потерять ее или возвращать?

-Почему, спасая жизнь деревне, лед у мельницы, надрываясь из последних сил, пытаются сколоть только мальчишки и старики? А где же взрослые мужчины? (Сказка «Теплый хлеб»).

-И справились ли наши люди, наш народ со своими бедами, которые так мешают общему счастью? И справится ли, если пока этого еще не произошло? И надо ли  думать об этом и решать такие вопросы – для себя - каждому из тех, кто сегодня учится в 3 классе?.. Вот о чем  задумаются дети, прочитав сказки Паустовского: «Стальное колечко», «Квакша» «Теплый хлеб». Учителю же обдумать эти вопросы помогут другие произведения писателя, например, рассказ Паустовского «Доблесть», который вы найдете в его  6-ом собр. соч. Однако этот рассказ пока не может быть предложен детям для чтения.

А сказку «Растрепанный воробей» мы рекомендовали бы для коллективного чтения в семье или в группе продленного дня. Ее вполне достаточно просто прочитать, если дети уже умеют слушать и слышать голос Паустовского.

Если же учителю хочется проанализировать и ее, мы рекомендовали бы вспомнить наши советы, данные в методических указаниях для учителя («Учим читать книги»: Второй год обучения), которыми следовало руководствоваться при чтении сказки  Паустовского «Дремучий медведь».

Теперь о рассказах.

Мир добра и радости, в котором, конечно же,  обязательны и небольшие проступки, и не очень хорошие мысли, и не очень благие, но вовремя исправляемые  намерения, представлен Паустовским и в рассказах, которые включены в сборник для 3 класса. Конечно, ни по описаниям, ни по изображенным в них ситуациям, ни по композиции, ни по опыту, которые они дают читателю, эти рассказы не похожи один на другой. Они очень разные…

«Кот-ворюга». Это один небольшой эпизод из деревенской жизни рассказчика (видимо, самого Паустовского) и его друга Рувима (имеется в виду писатель Фраерман, автор прекрасного произведения «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви») – война с котом, напряженная, эмоциональная, закончившаяся, естественно, «победой человека», который, поймав, мог сделать с этим котом все, что только ему угодно… И человек, к нашей великой радости, оказался Человеком, потому что принял вполне человеческое решение…  А кот?.. Он-то, его-то поведение и убеждает нас, что злом зла не искоренишь, а перед добротой, если она искренняя, никакое зло устоять не может. Оно просто исчезает, как будто его никогда и не было.

«Барсучий нос». Это тоже случай - история о том, как опасно незнание, какими бедами чревато любопытство и как жалко зверька, которому человек сначала не успел, а потом просто не мог помочь…

А еще о том, как велика сила природы и ее мудрость, если ей не мешать, если в нее не вмешиваться (ведь вылечился же барсук!). И, наконец, о том, какое счастье жить среди этой нетронутой, не испорченной нами природы, как интересно ее для себя открывать.

«Заячьи лапы». Это самый сложный из всех предложенных в этом сборнике рассказов. Он не прост по композиции: начало-то события, о котором идет речь, запрятано в середину рассказа, а ответ на вопрос, за что же казнил себя дед и чем же он «сильно провинился перед зайцем»,  вообще надо искать по отдельным штрихам и репликам во всем тексте рассказа.

Не однозначны и непросты и взрослые персонажи рассказа: ветеринар: чего это он накричал на Ваню? На кого и почему он так сердит?.. Да и аптекарь, в сердцах захлопнувший раскрытую книгу с адресом детского врача Карла Петровича Корша не слишком, на первый взгляд, симпатичен… Да и сам Карл Петрович… Нравится ли он нам при первом знакомстве? А потом?..

Ну и что, что они неоднозначны? Им всем немало лет. Они многое в своей жизни пережили; понятно же, встречались и с добром, и со злом. Кто-то из них, как, например, ветеринар, сознавая ограниченность своих возможностей, уже не в силах изменить себя; и сердится –то он на себя, а не на Ваню. Его можно только пожалеть и постараться в этом смысле не повторить его судьбы. А Карл Петрович, несмотря на возраст, еще по-юношески смел душой и берется за совершенно незнакомое ему дело (детский доктор, а лечит зайца!). И вновь сердится на себя за то, что ведь надо бы отказать, а не может…И как хорошо, что не может…

Думай, читатель, взвешивай, решай… Тебе сейчас еще совсем немного лет, но не заметишь, как вырастешь. Вырастешь обязательно, но каким станешь?.. Это зависит только от тебя. Константин Георгиевич Паустовский показал тебе множество и детей, и взрослых людей, и немало разных жизненных ситуаций. Обдумай их, запомни, переживи, примерь на себя. Ведь предупрежден – значит, вооружен. Не против жизни, а против зла, которое к несчастью есть и в каждом из нас.

Рассказ «Жильцы старого дома». Это лирическая миниатюра, которую лучше читать во внеурочное время, как и сказку «Растрепанный воробей». И если все, что предварительно прочитано из Паустовского, детьми воспринято в меру их сил, они, как показывает опыт, сами начнут разговор об этом рассказе и высветят те аспекты поведения, которые важны и нужны им, сегодняшним, детям 21 века.

Завершая работу со сборником произведений Паустовского, было бы интересно узнать, согласны ли дети с его заглавием. Насколько они считают его удачным и почему? Как бы назвали его сами? Кстати, в качестве заглавия  сборника могут быть предложены не только заглавия содержащихся  произведений, но и любые слова из  текста этих произведений.

Наконец, не забывайте, пожалуйста, что монографическое чтение предполагает составление в Уголке чтения выставки книг Паустовского для детей, а также постоянное решение задач по ориентировке в этих книгах. Например, очень неплохо поставить перед детьми вопрос о том, все ли сказки Паустовского они теперь знают? Или спросить о том, почему в рассказах Паустовского обычно появляется какой-то мальчик. Кстати, кто он? И зачем он автору? Что  автор хочет сказать нам, представляя этого мальчика? Ведь дети встречались с ним и раньше  в рассказах Паустовского во 2 классе. Нравится ли он современным юным читателям? Чем нравится? Разумеется, что прежде всего эти вопросы должны стать перед  учителем и ответить себе на них должны вы.

Итак, прочитав данный здесь методический комментарий к произведениям Паустовского, вы не могли не понять, как просто и естественно распределяется данный материал применительно к урокам чтения. На всякий случай поясним: из представленных в сборнике 8 произведений мы рекомендуем изучить с детьми  на уроках чтения 6 (3 рассказа и 3 сказки). Два произведения выносятся на самостоятельное домашнее чтение. Таким образом, на каждое произведение отводится по одному уроку.  Выбор произведений и порядок их  чтения, а также уровень и глубину осознания их анализа вы определяете самостоятельно, исходя из специфики вашего класса и вашего личного восприятия учебного материала.

Не забывайте побуждать детей работать с материалами, данными на форзацах книги.

Уроки 46-49.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.