Методический комментарий к системе уроков — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Методический комментарий к системе уроков

2020-06-04 207
Методический комментарий к системе уроков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. На освоение рассказа С.-Томпсона «Королевская Аналостанка» целесообразно отвести 6 уроков. Примерное распределение учебного материала при этом  может быть следующим:

Урок 30. Раздел первый, главы I - III

Урок 31. Раздел первый, главы IV – V

Урок 32. Раздел первый, главы VI-VII

Урок 33. Раздел первый, глава  VIII

Урок 34. Раздел первый, главы IX-X

Урок 35. Раздел первый, главы XI-XII

2. Специфика прочтения произведения заключается в том, что первая глава первого раздела должна быть подготовлена и выразительно прочитана вслух учителем. Дети на этом же уроке читают вслух по абзацам или частям, намеченным учителем заранее, главу вторую.  Обычно времени хватает и на то, чтобы начать читать в классе главу третью, которая дочитывается детьми дома.

3. По ходу чтения весьма полезно время от времени напомнить детям о необходимости подбирать дополнительный материал (о Лондоне 19 века, о людях, похожих на тех, что в рассказе, даже о кошках и др.), чтобы оживлять и уточнять возникшие во время чтения представления. Сам учитель тоже не должен быть безучастен к этой работе.

4. Беседа о прочитанном при работе с крупнообъемными произведениями может прерывать чтение в том месте и на том этапе, где и когда учителю это представляется целесообразным. Общая направленность обсуждения должна побуждать детей запоминать прочитанный текст, сопоставлять то, что узнали, что пережили, с тем, что узнали и переживали ранее, а также возбудить внимание  детей не только к мыслям и чувствам автора, но и ко всем доступным литературным ассоциациям из произведений, прочитанных ранее.

Ниже предлагается система вопросов и заданий, которая должна быть учтена учителем на каждом из пяти уроков при их проведении. Эти вопросы и задания мы связываем с главами и разделами рассказа, чтобы учителю легче было проследить за ходом мысли и чувств читателей и вовремя подсказать им необходимые литературные ассоциации. Итак:

Глава I. Как котенок остался сиротой.

-Как живется кошкам в Англии? Так ли, как у нас? Что общего? В чем отличие?

-Как же котенок остался сиротой?

Глава II. На краю гибели.

-Сколько раз котенок оказывался на краю гибели? Когда? В связи с чем?

(Подсказка: голод, лиса, одиночество и снова голод).

Глава III. Из беды в беду.

-Когда котенок снова оказался на краю гибели?

-Почему черный кот не тронул его?

-Какие еще беды поджидали его?

(Подсказка: голод, собаки, мальчишки… В этом месте очень нужно акцентировать внимание детей на себе самих, на своих чувствах: не стыдно ли им за мальчишек? Хорошо ли у них у самих на сердце?..)

-А кто спас котенка от собак и голода?

(Подсказка: женщина (вспомните Киплинга!)   и опыт: хорошо изучил опасности; а также ум, а точнее, сообразительность – научился открывать бидоны с молоком и, наконец, инстинкт, которого у человека, к сожалению, нет).

Глава IV. Оранжевый Билли и Черный Ниг.

-Хороши ли нравы кошек? А похожа ли кошачья дружба на человеческую? (Подсказка: стыдно нам, людям, если мы дружим как кошки).

Глава V. Радости в безрадостной жизни.

-Что такое кошачье счастье? (Подсказка: как и у людей, как у всех живых существ, - это чувство. В данном случае – восторг и нежность),

-Как кролик сделался членом кошачьей семьи?

-Что помогло кошке не погибнуть? (Подсказка: доброта, в частности, к кролику; доброта всегда вознаграждается, хотя мы это не всегда замечаем; а также умение занять себя полезной деятельностью, трудом, даже в клетке – «отмыла» шкурку).

Поскольку эти 5 глав составляют содержание первой кошачьей жизни, озаглавленной нами «Родившийся в трущобах», нам представляется целесообразным, прежде чем переходить ко 2 части, озадачить детей размышлениями о том, что же мы, читатели, узнали о данной кошке, родившейся в трущобах. Похожа ли она на кошку, о которой рассказал в своей сказке Р. Киплинг? Чем? Что еще из ранее прочитанных книг вспомнилось детям в связи с тем, о чем мы прочитали только что? Очень жаль, если третьеклассники не сумеют ассоциировать прочитанное со сказкой-несказкой В. Бианки «Мышонок Пик». Ваша задача – подсказать им эти ассоциации, побудить прочитать или перечитать приключенческую повесть другого автора, который заставит их о многом задуматься; или обратиться, например, к рассказу Е.И. Чарушина «Про зайчат» и под.

Вопросы и задания к разделу 2 - Тайны Королевской Аналостанки.

Глава VI. Подделанная родословная.

-Как трущобную киску превратили в знаменитость? Кто это сделал? Зачем?

-Нравятся ли вам эти люди? Назовите их, представьте, дайте их словесные  портреты и описания.

-Как выглядела кошачья выставка, на которую приняли Королевскую Аналостанку?

-Какими  вы представляете посетителей выставки?

-А кошку?

Глава VII. В роскошном доме на Пятой авеню и бегство из него.

-В чем выражались «необъяснимая» дикость и аристократические чудачества Королевской Аналостанки?

-Чем и как объясняет их автор? Вы согласны с ним?

-Что переживает киска? И чем она  пользовалась, отыскивая родительский дом?

-Чем и почему так окончился первый побег Королевской Аналостанки?

-Рады ли мы за киску?

-А что чувствовала она?

Глава VIII. Поездка на дачу и второе бегство.

-Как перенесла киска путешествие на дачу: что ощущала, что чувствовала?

-Что и почему примирило киску с дачей?

-Хотели ли бы вы жить на такой даче? Почему?

-А как представлялось дачное место киске?

-Как, куда, почему сбежала киска на этот раз?

В обобщающей беседе по второму разделу рассказа С.-Томпсона «Королевская Аналостанка» внимание детей следовало бы обратить на то, как по-разному воспринимают одни и те же события, запахи, картины человек и животное, а также на то, какую осторожность должны проявлять мы, люди, привыкшие переносить свои чувства на окружающих,, не замечая, не изучая их собственных переживаний.

Естественная ассоциативная связь здесь такова: В. Берестов «Прощание с другом».

Раздел 3. Путь на Родину.

Глава IX. Неизвестные одноглазые чудовища.

-Труден ли был путь киски на Родину? Сколько времени он продолжался?

-Как прошла первая неделя пути? Что вам запомнилось? Что взволновало?

Глава X. Все еще жива!

-В народе говорят: «Нет худа без добра». Согласны ли вы с такой пословицей после прочтения 10 главы? Почему? Объясните.

-Когда киска испытала полную безнадежность?  В связи с чем?

-Почему она все-таки осталась жива, когда многие кошки «околели от голода»?

-Как объясняет это автор? А вы? Что значит «крепкая»?..

-Нравится ли вам киска? Чем?

Раздел 4. Новая эпоха.

Глава XI. Единственный друг на свете.

-Как враг – негр Сэмми – стал другом Королевской Аналостанки? Кто же такой друг?

-Нравится ли вам этот негр? Чем? Вспомните о нем все, что вам известно, и оцените.

Глава XII. Настоящее счастье.

-Чем закончил автор эту историю? Нравится ли вам конец?

-Когда и почему киска была по-настоящему счастлива? И что же такое счастье? Без чего его быть не может?

Поскольку два последних раздела короткие и вопросы к ним фактически обобщают все, о чем заставляют нас задуматься прочитанные главы, а дети с нетерпением ждут конца истории Королевской Аналостанки, мы бы не стали прерывать их читательского впечатления какими-то дополнительными размышлениями, требующими четко сформулированного и вполне осмысленного ответа после 3 и 4 разделов, а перенесли бы эту часть работы на последний урок, где общие рассуждения о прочитанном и о себе самом для каждого читателя вполне уместны.

Ниже предложен возможный аспект заключительной беседы по рассказу С.-Томпсона «Королевская Аналостанка».

Вероятно, центром этой беседы должны стать 3 основных вопроса: 1) что же мы узнали о жизни дикой кошки из этого произведения (ведь это не сказка, а реальный рассказ), 2)а о себе что узнали, о чем задумались? И наконец, вопрос 3: а откуда все это узнал автор произведения - С.-Томпсон?

Примерные общие выводы, к которым приходят дети, рассуждая в этом аспекте, могут быть сформулированы так: как же интересен мир вокруг нас: как он прекрасен, хотя жесток и непредсказуем… Как мало мы знаем о животных, хотя они живут рядом с нами. Как часто неправомерно отождествляем их с собой и судим о том, хорошо им или плохо по тому, как мы чувствуем себя в той или иной ситуации сами. А этого делать нельзя. Всякое творение природы самоценно. И оно имеет право на свою жизнь, свое счастье, свои привычки. Вот почему нам, чтобы не стать врагами окружающего мира и самих себя, надо постоянно помнить, что мы только часть этого мира, да к тому же, к сожалению, не самая лучшая. Нам надо изучать этот мир. Ни в коем случае не считать себя лучше и умнее всех и стараться жить так, чтобы не только никому не навредить, но и по силам нашим и возможностям делать добро, приносить кому-то пользу своим существованием. Надо обогащать себя опытом, который, к несчастью, не передается нам от рождения – как у животных. Надо, пользуясь этим опытом, думать о себе, стараться стать самим собой. А без каких качеств самим собой не станешь? На этот вопрос автор рассказа отвечает нам, читателям, однозначно: живое существо должно развить в себе чувство Родины, стремление к свободе, терпение, целеустремленность, понимание, что в жизни трудности неизбежны. Умение их преодолевать и настойчивость в этом преодолении, а также стремление к обретению друзей, без которых крайний случай оказывается последним.

Вот тот опыт, над которым с вашей помощью должны задуматься третьеклассники, прочитав рассказ С.-Томпсона «Королевская Аналостанка».

5. Если класс хорошо подготовлен, опыт, который присвоили дети в процессе чтения, может быть оформлен ими  в виде коллективного, или индивидуальных сочинений на тему «Советуем прочитать!» или «О чем поведала нам «Королевская Аналостанка».

Разумеется, что такая работа проводится на уроках русского языка, развития речи или во внеурочное время.

Тогда же, т.е., например в группе продленного дня или на специальном литературном утреннике, прочитав по свободному выбору еще 1-2 произведения С.-Томпсона, учащиеся с удовольствием обменяются мыслями друг с другом и с учителем и об авторе рассказов о животных –С.-Томпсоне, известном натуралисте и писателе.

Учитель может узнать детали о жизни и творчестве этого писателя из биобиблиографических словарей, которых сейчас составлено много (см. Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь в 2-х частях// Под ред. Н.П. Михальской. М.: Просвещение, 1999. Часть 2. М-Я, стр. 249-250, или  О.Д. Великие писатели. Справочник школьника. Сп-б, 2005. с. 70-71 и др.), а также из источников, указанием на которые статьи в этих источниках завершаются.

Уроки 36-40

Учебный материал: Н. Сладков. – Рассказы (книга-сборник).

К общей характеристике названного материала, с которой вы уже познакомились ранее (стр.), мы хотели бы добавить следующее:

1. Учителю, который будет работать с рассказами Николая Ивановича Сладкова, следует постоянно помнить, что знания о природе, заложенные в произведениях этого удивительного писателя, должны обогащать более душу читателя, чем его ум. Так считал Н.И. Сладков. Разделяя эту мысль, мы и отобрали те рассказы, которые предложены младшим школьникам в данном сборнике. Следовательно, именно эта мысль должна пронизывать красной нитью всю работу с рассказами Сладкова как учебным материалом для обучения детей творческому чтению, формирующему их прежде всего как неповторимых людей.

2. Во всех своих рассказах Сладков демонстрирует, во-первых, убежденность в том, что мы не можем не любить природу, потому что мы сами – ее часть, поскольку главное действующее лицо и в природе, и в мире вообще – это человек: или добрый, наблюдательный, умный, заботливый, сосредоточенный, или глупый, безнравственный, своевольный, или невежда, что крайне опасно и для природы и для него самого, потому что любить что-нибудь или кого-нибудь – это значит, знать; любить можно только бескорыстно; любить – это значит защищать. И это во-вторых. Вывод: читая рассказы Сладкова, надо обдумывать их именно с этих позиций.

3. Узнавать тайны природы, чтобы бескорыстно служить ей, может только очень смелый и очень умный человек, который хорошо понимает, что жизнь – любая, особенно зависимая от человека, удивительна и неповторима. И уж если встает вопрос, чью, какую жизнь надо беречь и чем при этом жертвовать, надо жертвовать собой, хотя, если ты умен и умел, ты обойдешься без жертв. Ведь ты Человек.

4. Читая с детьми рассказы Сладкова, надо учить их наслаждаться лирико-философской направленностью изображения того, о чем пишет Николай Иванович Сладков. А приключенчески-познавательную, игровую сущность произведений Сладкова дети, исходя из специфики своего возраста, освоят и сами: ее им надо только показать и подсказать.

5. Наконец, работая над этим учебным материалом, и учитель, и дети получают уникальную возможность поверить в то, что главный источник знаний о писателе – это не рассказ о его жизни,  а его художественное видение мира и его отношение ко всему живому в нем, отраженное в его художественных произведениях.

Исходя из данных установок, мы и дадим ниже краткий методический комментарий к учебно-воспитательной работе со сборником Сладкова «Рассказы».

Методический комментарий

1. Творчество Сладкова столь многоаспектно, нравственно, увлекательно и многопланово, что детям 8-9 лет им следовало бы зачитываться. Именно для этого, чтобы приучить детей и приохотить к чтению произведений Сладкова,  мы и отводим на работу с данным сборником 5 учебных часов, хотя достаточно было бы и одного-двух.

2. Примерное планирование, т.е. отбор каких-то конкретных рассказов Сладкова на каждый урок, вы определяете сами, исходя из личных предпочтений и особенностей класса, с которым работаете.

Мы можем посоветовать вам только следующее: не забывать планировать в уроке чтения его  обязательные компоненты. О них и пойдет речь ниже.

К уроку 1 (36 [2]).

Подготовительная работа:

Внимательное изучение новой книги методом чтения-рассматривания не менее 10 минут. В читательские задачи, которые могут при этом решаться, рекомендуется включать такие вопросы:

-О каких особенностях сборника нам говорит оглавление? Как оно составлено?

-Какие вопросы ставит перед нами в этом сборнике Сладков? И знаем ли мы на них ответы?

(Подсказка: ориентировка учащихся  не только знак вопроса, но и вопросительные слова когда, почему, зачем  и др.)

-На какие вопросы Природы с помощью книг Сладкова мы уже знаем ответы?  (см. БМШ «Книга, здравствуй!», 1-2 классы)

-Что пишет Сладков: рассказы, сказки, сказки-не′сказки?

(Подсказка: ориентировка на заглавие и иллюстрации в тексте).

Основная часть первого урока после знакомства с книгой-сборником Сладкова посвящается чтению, перечитыванию, разыгрыванию его рассказов – либо по выбору вашему, предварительному, либо по желанию, которое выразили учащиеся. Читать подряд совсем не обязательно. Вы можете остановить свой выбор, например, на рассказах о медведях.

Так как рассказов о медведях много, и эта тема обычно  очень интересует детей, ей можно посвятить не один, а два  урока: москвичи видели медведей в Зоопарке, они думают, что уже хорошо знают зверя, но вот знают ли, каким рождается медвежонок (поставьте им такой вопрос), помнят ли они, какой писатель поведал нам про медведя-музыканта, про медведя-рыболова и т.д. – все эти знания-ассоциации очень полезно возбудить у детей. Все эти приемы, формирующие у читателя и общепознавательные интересы и литературные вкусы.

Домашнее задание: Чтобы материал из книг Н.И. Сладкова запомнился детям, в качестве домашнего задания ко второму уроку предложите им тематический плакат такого содержания:

 

 

 

Решение задач на плакате путем отыскания нужных рассказов в сборнике Сладкова и в других книгах, известных детям (Дмитриев, Бианки, Чарушин и др.) очень оживит урок и принесет начинающим читателям несомненную пользу. Но целиком плакат на уроке не раскрывается. Вы только показываете принцип отгадки на сборнике Сладкова. С разгадывания плаката может начаться и второй урок. Однако на этом уроке на работу с плакатом нельзя отводить более 5 минут.

Дети, которые хотели дать ответы, но не успели этого сделать за отведенное время, могут дать их письменно и положить в специальный конверт, помещенный под плакатом.

Подготовительная работа на уроке 3-ьем, если второй был проведен, допустим, по теме «Все, что мы знаем о медведях», должна состоять в составлении литературно-художественной «биографии» этого зверя. Желательно, чтобы на доске было размещено либо «медвежье семейство», либо отдельные медвежьи фигурки: медвежонок, медведь, медведица.

Вопросы:

-Как правильно назвать этих зверей – всех вместе и каждого по отдельности?

-Какие сказки о них знаете?

-Что о них говорят сказки?

-А что рассказывает нам о них Н.И. Сладков?

Разумеется, именно к такому вхождению в 3-ий  урок дети должны приготовиться дома, исходя из заданного им домашнего задания.

Основная часть урока – как и всегда - это, например, чтение произведений про лису, причем, дети отбирают эти произведения самостоятельно, ориентируясь на заглавие и иллюстрации в тексте.

Бояться того, что чтение будет эмоционально очень разноплановым, не следует. Напротив, трагедия маленького лисенка или взрослого  ли′са  (рассказы «Желтоносый дуралей» и «Крик») воспринимается и  переживается читателями значительно более остро на фоне рассказов оптимистических, допустим, тогда, когда чтению рассказа «Желтоносый дуралей» предшествует рассказ «Плясунья», а завершает чтение рассказ «Отчего у лисы длинный хвост?». Тут и убеждать никого не приходится в том, как страшно, как жестоко, как преступно уничтожать любую жизнь, а тем более маленькое, еще не успевшее пожить существо… Особенно сейчас, в век искусственного меха и разного рода других искусственных материалов, когда в убийстве зверья  нет практически почти никакой  нужды…

Обратите внимание на то, что, отбирая рассказы о лисе  по заглавию, дети могут ошибиться и предложить рассказ, который на самом деле совсем не о лисе, например, «У лисьей норы» (это рассказ о том, как нелегко изучать природу человеку и  как сложно жить во время урагана, например тем, кто во много раз слабее, чем вихрь, пытающийся их уничтожить. Вы, разумеется, должны знать все рассказы, помещенные в сборнике, и, или предложить детям повременить с чтением  такого рассказа до более удобного момента, или задать его на дом и  попросить их задуматься о лисе ли он или о чем-то другом.

Если вы хотите развивать читательские интересы ваших учащихся и расширять их кругозор, на каждом уроке «по Сладкову» находите 5-7 минут, чтобы прочитать им что-то вслух, но не из этого сборника, а из какой-то «толстой» книги данного автора. На этом уроке мы рекомендовали бы вам познакомить детей со сборником Сладкова «В лесах счастливой охоты» и предложить им сказку-несказку «Двое на одном бревне». Тут вы решите сразу несколько задач: дети узнают новую книгу, поучатся различать произведения с разной видо-жанровой спецификой: ведь «Двое на одном бревне» - это не рассказ, а сказка-несказка –жанр весьма характерный для творчества Сладкова, и возбудить у  детей желание отыскивать и приносить в класс книги писателя, которых у него для детей около 40, очень важно.

Урок 4-ый может быть посвящен  чтению и перечитыванию тех произведений Сладкова, которые пока остались непрочитанными, но их хочется прочитать или перечитать и обдумать еще раз. Кроме того, поскольку к данному уроку дети должны были окончательно оформить выставку книг Сладкова, найденных ими дома, взятых в библиотеке (на это должно нацелить домашнее задание), в центре внимания на уроке могут быть задачи по ориентировке в незнакомых книгах. Их вы составите самостоятельно, исходя из того учебного материала, которым располагаете), а руководствоваться при этом можно описанием основных видов и типов задач, которые были даны нами в методическом пособии для учителя «Учим читать книги» (Второй год обучения, М.: 2007г, с.12-15).

Если детей заинтересовали сказки-не′сказки (а в них проявляется специфика творчества Сладкова, который следовал в создании такого рода произведений за своим учителем В.В. Бианки), хорошо было бы закрепить у учащихся умение выделять эти произведения и в равной мере воспринимать, как научно-познавательную линию, содержащую в себе подлинные факты из жизни природы, так и нравственно-эстетическую. Уроки, которые Н.И. Сладков внушает своим читателям, пользуясь приемами сказочной фантастики, основа для такого восприятия сказки-несказки у третьеклассников уже должны быть: это, с одной стороны, встреча со сказкой- несказкой В. Бианки «Хвосты» (см. наше методическое пособие «Учим читать книгу» Первый год обучения. М.: 2006, с. 104-107, где мы ориентируем учителя на минимум филолого-методических знаний об этой видо-жанровой разновидности детской литературы), а также в нашем пособии для учителя «Учим читать книги» (Второй год обучения), где анализируется повесть-сказка В. Бианки «Мышонок Пик».

Домашнее задание к 5 уроку: вспомнить, перечитать, обдумать все, о чем рассказывает в своих книгах Николай Иванович Сладков, и по его произведениям, ссылаясь на конкретные рассказы и сказки, постараться прояснить себе, каким человеком был Сладков? Чем он нравится или не нравится детям? Чего он хотел от них?

Урок 5-ый, судя по сказанному выше, лучше бы отвести на чтение и анализ произведений Сладкова о людях, изучающих природу. Имеются в виду рассказы типа  «В норе», «У лисьей норы», «Лесные сигналы». Органической частью основного содержания 5 урока будет и разговор с детьми об авторе сборника рассказов, с которым они работают, т.е. о Николае Ивановиче Сладкове.

Примерный аспект беседы:

-О чем же пишет Сладков? Зачем нам надо читать его произведения и думать над ними?

-Каким человеком был сам Николай Иванович? Что мы узнали о нем из его книг?

-Что бы хотели узнать еще и как это сделать?

Последний вопрос предполагает, что в заключительной части урока, отведя на это 10-12 минут, уместно, воспользовавшись книгами Сладкова, вызвать у детей желание воспользоваться книгами Сладкова; познакомиться с предисловиями к ним; прочитать статьи об этом писателе из биобиблиографического словаря для детей (например: О. Б. Корф «Детям о писателях». ХХ век. М.: 2006. Кн. 1 от А до Н. Кн. 2 от О до Я и др.) и удовлетворить свою любознательность. Поскольку данная работа на уроке лишь начинается, освоение детьми умения читать предисловия из детской справочной литературы о писателях, может быть продолжено во внеурочное время в группе продленного дня, а также время от времени становиться предметом самостоятельной деятельности учащихся при выполнении домашнего задания.

Примечание: Организуя обучение детей чтению книг и произведений Н.И. Сладкова, не забудьте о необходимости поработать с форзацами сборника Сладкова «Рассказы». Обратите их внимание на то, что в своих книгах Сладков нередко организует для детей познавательные игры, типа тех, приведены на заднем форзаце названного сборника. Помогите им задуматься и решить, почему на этом же форзаце в книге, где собраны рассказы Сладкова, изображена обложка «Лесной газеты» В. Бианки.

(Подсказка: ответов два: а) «Подводная газета» написана  Сладковым по типу «Лесной газеты» Бианки; здесь Сладков продолжил дело, начатое учителем. Но на новом материале; б) и в той и в другой газетах значительное место занимают познавательные игры для детей, которые хотят узнать и полюбить родную природу.

 

Уроки 41-46.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.