Нравственные основы профилактики зависимого поведения — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Нравственные основы профилактики зависимого поведения

2020-06-02 123
Нравственные основы профилактики зависимого поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нравственность как особая форма общественного сознания и вид общественных отношений является одним из основных способов регуляции действий человека в обществе и императивом его становления как личности и индивидуальности. Нравственные нормы имеют идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости; они лежат в основе общественной оценки действий человека, наполняют смыслом традиции.

Нравственное воспитание ребенка можно считать основой педагогической профилактики любой формы зависимого поведения.

Современный период в российской истории стал временем смены и разрушения нравственных ориентиров и, одновременно, принес невиданный ранее рост наркомании и алкоголизма, которые впервые в нашей стране обрушились на наших детей.

Явления этого времени оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, отношение людей к обществу и друг к другу. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России констатируется, что у российских граждан не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющая россиян в единую культурно-историческую общность. Наряду с сохранением традиционных национальных ценностей, характерно возрастание влияния ценностей, отождествляемых с западной цивилизацией, это - индивидуализм, конкурентноспособность, либерализм, рыночные отношения и т.п. Несмотря на то, что усиление этого влияния связывается с духовным кризисом нашего общества (его бедственные проявления широко известны: алкоголизм, наркомания, игромания, детская преступность, подростковый суицид, аборты без медицинских показаний и т.д.), данные ценности так или иначе продолжают пропагандироваться на всех уровнях. На необходимость преодоления духовного кризиса развития указывает Национальная доктрина образования, связывая стратегические цели образования с духовным развитием граждан России, воспитанием у них высоких нравственных принципов. Новые федеральные государственные стандарты для общеобразовательной школы определяют эталон выпускника школы как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа [15, стр. 11].

Основополагающая роль в духовно-нравственном становлении ребенка принадлежит семье. Именно в семье закладываются основы духовной, культурной, гражданской жизни подрастающего человека. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью. Ребенок восприимчив к эмоционально-ценностному и духовно-нравственному развитию. В тоже время недостатки развития и воспитания в ранний период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Сегодня в качестве семейных традиций выступают нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, вкусы, взгляды, которые существенно отличаются в разных семьях. Молодая семья сталкивается со значительными, а иногда и непреодолимыми трудностями, создавая свой уклад жизни на основе традиций родительских семей мужа и жены и разнородных сведений, полученных через основные современные каналы передачи знаний: школу, вуз, телевидение, интернет, радио, прессу. 

Так, например, трудовое воспитание ребенка может быть основополагающим для родительской семьи придерживающейся традиций возделывания земли. Сугубо городская семья может придерживаться традиции трудового воспитания, ограниченного привитием навыков бытового самообслуживания. А современные западные педагогические теории, воспринятые молодыми родителями через прессу, могут склонять их к воспитанию ребенка «свободным» человеком, до поры до времени не обремененном никакими трудовыми обязанностями и нравственными размышлениями. В тоже время сейчас у определенной части семей возрастает интерес к традиционному для нашей культуры воспитанию детей, в котором труд рассматривается как одна из основ нравственного развития.

В целом проблема становления современных традиции нравственного воспитания в семье не может быть решена без понимания национальных традиций воспитания. Необходимо помнить, что для нашего народа основополагающую роль играли нравственные заповеди, правила духовной жизни, представленные в православии и других традиционных для России конфессиях, необходимо понимать, какими идеалами на протяжении веков руководствовались наши предки, каковы были их представления о добре и зле.

Особый интерес к опыту нравственной профилактики зависимого поведения на основе приобщения к христианским духовным ценностям связан с успешным опытом православной церкви в реабилитации наркозависимых. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Основная причина бегства многих наших современников в область алкогольной и наркотической иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров... Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов». Православный подход к преодолению зависимого поведения опирается на такие понятия как грех, страсть, духовное заболевание, которые рассматриваются как первопричина любых пагубных пристрастий. Православие, содержащее глубокое изложение проблемы подчинения человека своим страстям, предлагает и способ избавления от них как путь духовно-нравственного возрождения человека.

Образование же родителей ведется не системно: отдельные успехи в разработке частных методик и программ не могут исправить общее положение дел, которое определяется существующей практикой, в которой обучение родителей не является уставной деятельностью ни одного вида государственных образовательных учреждений и ведется только дополнительно к ней. Образование родителей общественными организациями носит точечный характер. Об этом, в частности, пишет научный сотрудник Государственного НИИ Семьи и воспитания Российской академии образования Потаповская О.М в статье «Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей» (http://www.orthedu.ru/vospitan/potapovsk1.htm). 

Общим для образования педагогов и родителей является отсутствие системы поддержки их духовно-нравственного становления. Цели духовно-нравственной становления взрослого человека ставятся, как правило, только конфессиональными организациями. Они же в той или иной мере осуществляют образование родителей в сфере духовно-нравственного развития детей. 

Анализ Интернет-ресурсов показывает, во-первых, что многие из них используют в своей деятельности лекционно-семинарские формы, заимствованные из государственной системы образования. Так например, итогом XV международных Рождественских образовательных чтений стал документ «Православное образование и воспитание», в котором церковно-приходским воскресным школам и православным духовно-просветительским центрам рекомендуется осуществлять педагогическую образование (и поддержку) родителей (http://www.cdut.orb.ru/Grani/Grani(157)_febr2007/duhovno_nravstvennoe_vospitanie.html). Во-вторых, можно видеть, что намечается тенденция использования православными общественными организациями активных форм работы: клубной, тренинговой. Например, клубную работу с родителями ведет православный семейный центр «Возрождение» в Москве, Клубы православных родителей в Екатеринбурге, Родительские клубы в сельских школах Московской области и др. Однако методологии этой работы не уделяется должного внимания.

Подходы к образованию родителей, заимствованные из советской школы, основываются на идеологическом единстве мировоззрения советского народа и недооценивают значение свободного осмысления и принятия духовных ценностей, которое неотъемлемо связывается с духовно-нравственным становлением человека. Заимствование западных тренинговых методик небезупречно в плане мировоззренческого влияния: их идеология, как правило, идет в разрез духовным ценностям, традиционным для православия.

Существует проблема, заключающаяся в актуальности создания образовательных условий для становления духовно-нравственной культуры педагогов и родителей и отсутствием методологии такого образования.

В рамках решения этой проблемы нами разработана методология открытого христианского семинара, посвященного вопросам семейного воспитания и являющегося средством становления духовно-нравственной культуры родителей и педагогов.     В основу его работы положены общепедагогические принципы образования взрослых и принципы православной психологии, отражающие приоритеты духовного в становлении личности человека.

    Основная цель открытого семинара – повышение компетентности родителей и педагогов в воспитании детей на основе христианских ценностей. Её достижение, на наш взгляд, возможно, если в ходе семинара взрослые смогут не только узнать смыслы, правила и традиции христианского воспитания, но и осознать собственный опыт воспитания с позиции «духовного Я», а значит:

- осознать соотношение духовных и социальных мотивов в своих стратегиях воспитания;

- причины возникновения своих педагогических убеждений, кроющиеся в опыте раннего детства,

- проблемы, препятствующие взвешенному принятию педагогических решений и приводящие к неадекватной эмоциональности в общении с детьми,

- соответствие конкретных воспитательных целей возможностям ребенка и условиям среды;

- свои сильные и слабые стороны в составлении программы воспитания ребенка и отслеживании объективных результатов её осуществления.

Цель открытого семинара будет достигнута, если он послужит толчком к внутреннему диалогу воспитателя со своим «духовным Я», примирением с ним, движением к внутреннему миру как исходной точке духовно-нравственного воспитания ребенка.

 

Денисова С. Ю.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.