Методологическая культура педагога — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Методологическая культура педагога

2020-06-02 133
Методологическая культура педагога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современные противоречия образования не разрешимы без методологической переориентации научного познания, смене аксиологических парадигм – вместо идеала «роста благосостояния» идеал «духовности и самоограничения», который является средством формирования системы ценностей, ориентированных на духовность культуры человечества.

Гуманизация – ключевой момент нового педагогического мышления. Парадигма гуманистической педагогики в полной мере учитывает динамику образовательного процесса, основанную на свободном сочетании развития ребенка с педагогическим управлением этим процессом; приспособления целей, содержания, форм, методов и средств образования к ребенку с ориентацией на определенные гуманистические императивы. Именно в контексте ведущих идей гуманистического образования происходит обновление категориального аппарата профессионального мышления учителя.

Актуальными задачами современного образования являются не только расширение опыта гуманистического образования, но и развитие его концепций, осмысление перспективных теоретических представлений и инновационных идей, отражающих и стимулирующих практику педагогов.

Творческий учитель всегда руководствуется определенными концептуальными позициями, которые обеспечивают осознанный и целенаправленный характер его педагогической деятельности, а значит, и качество ее результатов. Речь идет о формировании современной методологической культуры педагога, о развитии его методологического мышления, его способности к концептуально- рефлексивному анализу своей педагогической деятельности.

К сожалению, практика показывает, что на современном этапе формирование методологической культуры педагога происходит медленно. Методологическая культура педагога представляет собой целостное личностное образование, которое опирается на интеграцию различных методологических подходов в педагогике и включает в свою структуру знания о каждом из них и умения применять эти методологические знания как системно-интегративную методологию проектирования образовательных программ, технологий, учебных проектов, целостных педагогических и образовательных систем.

Некоторые авторы сегодня говорят о кризисе профессиональной компетентности в сфере образования, в том числе и в не сформированности методологической культуры, умения концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности.

В качестве критериев анализа продуктивности профессиональной деятельности учителей предлагается рассматривать уровни инновационной деятельности педагога:

- адаптивно-нормативный;

- ситуативно моделирующий;

- системно-моделирующий.

Уровни инновационной деятельности педагогов в процессе ОЭР

Уровни инновационной деятельности Виды инновационной деятельности, направленной на развитие творческой деятельности педагога и ученика
1. Адаптивно-нормативный (репродуктивный) 1. Адаптация новых вариантов образовательных программ. 2. Совершенствование отдельных элементов проведения занятий с целью мотивации творческой деятельности обучающихся. 3. Принятие и адаптация готовых технологий и нового новаторского опыта.
2. Ситуативно-моделирующий (частично-поисковый) 1. Модернизация и совершенствование образовательных программ. 2. Моделирование и конструирование элементов содержания (занятие, тема). 3. Решение на занятиях задач развития творческой индивидуальности на основе интеграции знаний и эксперимента. 4. Модернизация и систематизация средств обучения с целью развития творческой активности обучающихся.
3.     4.   Системно-моделирующий (творческо-исследовательский)     Акмеологический (целостно-моделирующий творческую индивидуальность) 1. Разработка авторских интегративных образовательных программ. 2. Проблемно-творческое построение системы занятий. 3. Авторское конструирование учебного материала. 4. Сформированность умений самоанализа инновационной деятельности. 5. Осмысленность и обоснованность авторских идей и разработок, соотнесение их с достижениями науки и педагогической практики.   1. Системное построение технологий обучения, развития и саморазвития ученика как субъекта творческой деятельности. 1. Моделирование нового педагогического опыта с целью творческой самореализации педагога и ученика. 2. Применение средств диагностики и коррекции творческого развития обучающихся в обучении. 3. Творческое преобразование среды развития обучающихся в акмеологическую.  

 

Учителя, находящиеся на репродуктивном, в значительной степени поглощены самим преподаванием предметом, изложением конкретного предметного содержания. По существу, на этом уровне деятельности еще не сформулированы собственно педагогические, поскольку знания выступают в качестве самоцели, а не средства педагогического воздействия.

На адаптивном уровне деятельности в зону формирования педагогических задач входит субъект обучения – учащийся. Педагог ищет, каким образом адаптировать учебную информацию к аудитории, но при этом главным остается предметное содержание.

На локально – моделирующем уровне деятельности в зону активного внимания учителя попадают цели педагогической системы, а, следовательно, только на этом уровне деятельности решается вопрос о подчинении индивидуальной системы учителя прогнозируемому результату.

Осмысление целеполагания образовательного процесса позволяет педагогу сделать скачек в развитии и перейти на новый, более высокий уровень деятельности - системно-моделирующий знания Отличие этого уровня деятельности состоит в том, что педагог начинает осознавать учащегося как субъекта образовательного процесса, готов осуществлять педагогическую деятельность в парадигме личностно-ориентированной системе обучения.

Самореализация творческого потенциала педагога на пути к вершинам – одно из направлений акмеологического подхода.

Таким образом, на современном этапе российского образования выполнение социального заказа общества и повышение качества образования возможно педагогом с высоким уровнем профессионализма, духовности, индивидуального педагогического стиля мышления, мотивации и способности к инновационной деятельности, потребности к творческой самореализации. В связи с необходимостью развития педагога в этих аспектах как личности и профессионала, важно рассматривать вопросы его общепрофессионального, социокультурного развития и духовной зрелости с целью формирования гибкого профессионального мышления. Методологической культуры, широкой ориентации в концептуальных основах обучения и воспитания. 

 

Лободин В.Т.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.