Шаваринский Б.М., Рожков В.В. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Шаваринский Б.М., Рожков В.В.

2020-06-02 146
Шаваринский Б.М., Рожков В.В. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

в образовательных учреждениях Ленинградской области

В 2011-2012 годах

 

Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.

В Российской Федерации количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования.

Несмотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.

Аварийность на дорогах Ленинградской области стала основным вопросом на заседании комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Правительстве Ленинградской области.

Как отметил председатель комиссии, несмотря на некоторое снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий и числа погибших, зафиксирован рост дорожно-транспортных происшествий, увеличилось число детского травматизма на дорогах. За восемь месяцев этого года на дороге погибло 15 детей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на пять больше. Необходимы дополнительные меры по обеспечению безопасности на дорогах.

По поручению губернатора Ленинградской области отраслевыми комитетами администрации разработана долгосрочная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Ленинградской области на 2011 и 2012 годы». Этим документом, в частности, предусматривается существенное увеличение финансирования на инженерное оснащение автодорог. Кроме того, кафедрой социального здоровья школьников проведены курсы повышения квалификации с привлечением 320 человек ответственных от образовательных учреждений за профилактику дорожно-транспортного травматизма в 9 районах Ленинградской области по 24 часовой программе.

Неплохие результаты дает совместная работа Ленинградской области с финскими коллегами. Так, в рамках сотрудничества областной администрации с департаментом транспорта и инфраструктуры Центра экономического развития, транспорта и окружающей среды Юго-Восточной Финляндии разработана программа по безопасности дорожного движения Всеволожского района. Именно на этот район приходится 20% от общего числа дорожно-транспортных происшествий в области. Финские эксперты также предложили комплекс мер по устранению очагов аварийности в Тосненском районе.

Как сообщил вице-президент консалтинговой фирмы «Пеуру Инфра» Юха Хювяринен, степень эффективности мер безопасности на дорогах не зависит напрямую от стоимости работ и оборудования. По его оценке, наибольший эффект дают такие средства как шумовая вибрационная разметка, лежачие полицейские, улучшение освещения, разделительные островки между полосами дороги, выделенные пешеходно-велосипедные дорожки, ограничение скорости движения автотранспорта в черте населенных пунктов с 60 до 40 км. Например, в Тосно при затратах в 16 млн. рублей возможно существенно улучшить дорожно-транспортную обстановку.

К началу учебного года в Ленинградской области стартовала всероссийская акция «Внимание – дети!», а также проведены массовые проверки подъездов к школам – оборудование их специальными знаками и пешеходными переходами, искусственными неровностями. Если в районных центрах безопасность движения около школ можно назвать удовлетворительной, то во многих сельских поселениях ситуация хуже. Поручено взять под постоянный контроль проведение этой работы руководителями муниципальных образований образовательного процесса в области безопасности дорожного движения. Необходимо повысить эффективность урочных и внеурочных занятий по обучению детей безопасности на улицах и дорогах, расширение внеурочной работы и дополнительного образования детей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на улицах и дорогах.

Кафедра социального здоровья школьников оказывает методическую помощь педагогам общеобразовательных учреждений, родителям и общественным организациям по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

В каждом образовательном учреждении определены ответственные по развитию форм сотрудничества и взаимодействия педагогических коллективов образовательных учреждений с родителями, подразделениями государственной инспекцией безопасности дорожного движения, транспортными предприятиями, общественными организациями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Руководители образовательных учреждений должны укреплять учебно-материальную базы по изучению Правил дорожного движения, включая создание уголков по дорожной безопасности, учебных кабинетов, площадок, автогородков.

Социальная острота проблемы диктует необходимость активизации местных органов образования, разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим и постановлением правительства Ленинградской области утверждена долгосрочная программа от 26 ноября 2010 года № 321 «Повышение безопасности дорожного движения в Ленинградской области на 2011-2012 годы».

Цель программы – повышение эффективности педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством научно-методического обоснования и систематизации деятельности образовательных учреждений области, а также консолидация деятельности всех субъектов, ответственных за безопасность детей на дорогах области.

Задачи программы:

• Разработать и внедрить единую педагогическую систему профилактической работы по безопасности дорожного движения, объединяющую деятельность преподавателей дошкольных, школьных, профессиональных образовательных учреждений.

• Разработать психолого-педагогическое обоснование содержания работы для разных возрастных групп детей.

• Разработать и апробировать содержание и методы обучения детей безопасному поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей.

• Сформулировать методические рекомендации по подготовке и переподготовке педагогов в области педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

- неспособность адекватно оценивать обстановку;

- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

- преобладание потребности в движении над осторожностью;

- стремление подражать взрослым;

- недостаток знаний об источниках опасности;

- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

Эффективность и соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.

В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются прежде всего через пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. Воспитателям детских дошкольных учреждений необходимо особенно подчеркивать ценность человека, соблюдающего правила. Эти же идеи необходимо доводить через пропагандистские материалы до сведения родителей. Бесплатные памятки, буклеты, должны быть доступны для родителей.

Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения.

В рабочих материалах по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма подготовленных сотрудниками ГИБДД приводятся следующие данные об особенностях детского восприятия и действий в экстремальных ситуациях: «Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них. Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение».

Вместе с тем оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах, стараясь произвести хорошее впечатление на педагога. Авторитет учителя в начальной школе может быть выше авторитета родителей. Помимо формирования знаний о Правилах дорожного движения, педагогу, с первых дней обучения детей в школе необходимо обсудить с детьми безопасный маршрут движения в школу и из школы, опасные участки в микрорайоне, поведение во дворах, дорогах между домами, где ездят автомашины.

Среди подростков лишь 70% выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками детского транспортного происшествия по причине проявления поведенческих рисков. Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения.

Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении подростков в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства.

Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у подростков знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности.

Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по пяти направлениям:

• Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

• Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.

• Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.

• Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.

• Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.