Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя

2020-06-02 137
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 – логопеда в условиях ДОУ

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Также статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом, а в дальнейшем затруднит процесс обучения в школе. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Исходя из всего этого можно говорить о необходимости профилактики речевых нарушений, о предупреждении нервно-психических расстройств у детей дошкольного возраста. На логопедических занятиях по коррекции речевых нарушений необходимо уделять внимание и физическому здоровью детей. Одной из важных задач для логопеда является коррекци и профилактика речевых нарушений, а также подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. Одно из здоровьесберегающих технологий, используемых в работе логопеда можно назвать диафрагмально – релаксационное дыхание (ДРД – дыхание по Сметанкину). Каким же образом эта технология может помочь в коррекции и профилактике речевых нарушений и оздоровлению организма в целом? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо вспомнить о роли дыхания в функционировании организма в целом и о его роли в речеобразовании.

       Под физиологическим дыханием понимают функцию газообмена. Значение дыхания для нас определяется не только тем, что оно снабжает организм кислородом. Дыхание задает тон эмоциональной обогащенности человека, его умственной деятельности, кровообращению, питанию, терморегуляции, короче говоря, всем важнейшим процессам жизнедеятельности человеческого организма, обеспечивающим взаимосвязь с окружающим нас миром. Дыхание играет важную роль и в речеобразовании, но оно уже отличается от физиологического. При физиологическом дыхании вдох равен выдоху, при речевом выдох длиннее вдоха. Речевое дыхание происходит через рот, физиологическое в норме – через нос. Правильная организация речевого дыхания имеет большое значение для устной речи. К сожалению, у детей, посещающих ДОУ, а особенно, имеющих речевые нарушения, наблюдаются нарушения физиологического и, как правило, речевого дыхания. Дети имеют верхнеключичный, грудной тип дыхания. Это означает, что организм получает только четвертую или пятую часть того объема кислорода, на который рассчитаны легкие. Изменив поверхностное дыхание на диафрагмальное, обретается новый голос, а также налаживается нервная система, ускоряется обмен веществ, повышается энергетический уровень.

Важной задачей логопеда является восстановление физиологического диафрагмального дыхания и формирование правильного речевого дыхания. Здоровьесберегающая технология по формированию правильного речевого дыхания у детей 5 лет с ОНР и в оздоровительных группах, используемая в нашем ДОУ, направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей с речевой патологией и детей, посещающих оздоровительные группы, на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие на дыхательную и голосообразовательную функциональные системы организма с целью преодоления и коррекции тяжёлых нарушений речи.

Метод БОС (биологическая обратная связь)– это сознательное произвольное управление органами и системами организма, при этом пациенту посредством аппаратуры и компьютера передаётся информация о его состоянии здоровья. Цель БОС – обучение навыку, который сохраняется у человека на всю жизнь. В нашем ДОУ в своей работе с детьми с ОНР используется эмуляция - имитация работы системы БОС без потери функциональных возможностей и искажений результатов, выполняется программными средствами (компьютерная технология).

Обучение правильному диафрагмально – релаксационному типу дыхания базируется на небольшом количестве целесообразных упражнений, которые при регулярных занятиях вскоре дадут ощутимый результат. Повторение дыхательных и звуковых упражнений закрепляется в мозговых центрах, приводя к образованию условных рефлексов. При систематических упражнениях вырабатывается условная привычка правильного дыхания и голосоведения.  

В работе используются 5 эмуляций (Эмуля́ция (англ. emulation) — воспроизведение программными или аппаратными средствами либо их комбинацией работы других программ или устройств). 4 эмуляции по развитию элементарных математических представлений и 1 эмуляция по ознакомлению детей с азбукой. Все данные эмуляции содержат «Урок дыхания», который даёт навыки диафрагмально – релаксационного дыхания (ДРД) и рассчитаны на детей дошкольного возраста (4 -7 лет), с учётом их физиологических особенностей, с учётом ДАС – дыхательной аритмии сердца.

В нашем ДОУ имеется галокамера – помещение, где создается микроклимат соляной пещеры. Методика галотерапии оказывает выраженное оздоравливающее действие (снятие эмоционального стресса и улучшение функциональных, адаптационных и защитных возможностей организма) и применяется как для первичной профилактики возникновения хронических заболеваний, в первую очередь, болезней органов дыхания, так и для вторичной профилактики у детей с хронической патологией внутренних органов с целью предупреждения обострений, и проводится в период ремиссии. Сезонные профилактические курсы галотерапии (весна-осень) у детей проводятся для профилактики острых респираторных вирусных инфекций, гриппа. Курс лечения в галокамере состоит из 10 сеансов, которые проводятся каждый день или через день. Продолжительность сеансов у детей составляет от 20 до 30 минут.

Первые 2-3 сеанса обеспечивают адаптацию к условиям галокамеры и продолжаются 20 минут. При хорошей переносимости и отсутствии побочных эффектов, продолжительность сеансов увеличивают до 30 минут. Во время сеанса дети располагаются на стульчиках и находятся в состоянии релаксации, также может проводиться самомассаж. Учитывая методику галотерапии и методику диафрагмально – релаксационного дыхания, а также рекомендации медицинских работников, в нашем ДОУ было принято решение о совмещении этих двух методик. Сеанс галотерапии состоит из урока дыхания, элементов артикуляционной гимнастики, самомассажа, сеанса релаксации, что максимально положительно влияет на оздоровление организма детей. 

    Также на занятиях по коррекции речевых нарушений логопед уделяет внимание развитию фонематического слуха. Решая данную коррекционную задачу можно оздоравливать организм с помощью здоровьесберегающей технологии – звукотерапия.

Звукотерапия - мощное средство воздействия на организм человека звуком. Связь голоса, любого звука, акустической вибрации с нервными центрами установлена еще в древности. Особенно полно она была изучена и широко применялась в практике на Востоке. В основе лечения звуками лежит утверждение, что все внутренние органы имеют определенную частоту колебаний. При некотором ослаблении их деятельности, тем более при заболеваниях, частота становится другой, и возникает разлад в работе всего организма. Здоровый, заданный природой ритм можно восстановить с помощью определенных звуков и движений.

Фонетическая ритмика – система упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание звуков и слогов сопровождается движениями рук, ног, головы и корпуса. Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

Сочетание звукотерапии и фонетической ритмики позволяет детям не только оздоравливаться, но и развивать фонетически правильную речь.В процессе коррекционно – воспитательной работы с использованием здоровьесберегающих технологий в нашем ДОУ проводился мониторинг здоровья детей. Наблюдались две группы детей в возрасте 5-6 лет – оздоровительная группа(контрольная) и речевая группа(в работе с которыми использовались здоровьесберегающие технологии). 

    Известно, что работа над диафрагмально – релаксационным типом дыхания влияет и на иммунную систему организма. Дети меньше начинают болеть, сроки болезни сокращаются. Сравнительный анализ приводится в диаграммах. 

Данная диаграмма показывает, что дети, с которыми проводилась работа по методу БОС и звукотерапия (старшая речевая группа с диагнозом ОНР), болеют острыми респираторными заболеваниями реже, чем дети другой группы.

Из данной диаграммы следует, что у детей, с которыми проводилась работа по методу БОС и звукотерапия (старшая речевая группа с диагнозом ОНР), период выздоровления сокращался.

Таким образом, можно отметить, что использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми способствует не только формированию правильной речи детей, но и повышает иммунитет организма.

Литература:

1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

2. 2.Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.

3. Костылёва Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики.// М.: ТЦ Сфера, 2007

4. Теория и практика обеспечения психологического здоровья детей в образовании (на примере проекта «Здоровьесберегающие и психотерапевтические технологии как средство развития предпосылок к саморегуляции психических состояний у детей 4-9 лет» «Психологическое здоровье учащихся в условиях модернизации образования»)/А.В.Шувалов.- М.:АПКиПРО,2004.-36с.

5. 10.Сметанкин А.А. Дыхание по Сметанкину// СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2007

Электронные ресурсы

1.   Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения: [Электронный ресурс]Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работниковобразования.- //http://health.best-host.ru.-Саратов,2003

2. Пархоменко Ю.А., Кунакова Н.Ю. Дыхательная гимнастика в профилактике нарушений речевого развития у детей и подростков http://www.uspeh-centr.ru

 

 

Дудалева А. Иг., Свешников М. Б., Бойцов Ю. Г., Гаврильчук П. А.

Современные дети и спорт

Современные дети, к сожалению, все меньше времени уделяют занятиям спортом. Все чаще ребенка можно увидеть сидящим у телевизора, за компьютером или игровой приставкой. А ведь еще 10-15 лет назад школьника было трудно оторвать от командных игр и других подвижных увлечений с друзьями на улице. Сегодня дети занимаются спортом или играют в активные игры крайне редко.     

По прогнозам некоторых учёных, в текущем столетии при приёме на работу, наряду с человеческими способностями и образованием, важным критерием будут физическая форма и возможности здоровья соискателя, поскольку это экономически выгодно государству в лице работодателя. Многие сегодняшние подростки не смогут выдержать этой конкуренции, потому что в силу низкой общей культуры населения, физическая форма и здоровье не стоят на первом месте в иерархии человеческих ценностей. Стремление к самосовершенствованию, умение вести здоровый образ жизни - признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли. Перед обществом стоит вопрос первостепенной важности – вырастить здоровое поколение, способное жить, работать, создавать ценности в нынешних условиях.

Изучение состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико-социальной проблемой, обостренной в настоящее время сложными экономическими и экологическими условиями. Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности в сфере образования, поэтому главная задача образования – построить учебный процесс так, чтобы сохранить здоровье школьников. Учебный процесс нашей школы направлен на создание условий и территорий здоровьесберегающего пространства. Пять взаимосвязанных компонентов представляют систему работы нашей школы, направленную на охрану и укрепление здоровья школьников:

• Организация характера и режима учебных занятий с учётом динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, года.

• Соответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным функциональным возможностям и потребностям организма школьника.

• Мониторинг состояния физического и психического здоровья и особенностей развития детей как показателя уровня функционального благополучия.

 • Использование здоровьесберегающих технологий, в том числе и образовательных, в педагогической практике.

 • Соответствие условий пребывания учащихся в школе гигиеническим нормативам и требованиям.

Именно в школе должна решаться сформулированная президентом России Дмитрием Медведевым задача - вовлечь максимально возможное количество школьников в регулярные занятия физической культурой и спортом.  И самая трудная, важная задача школы – создание условий для воспитания у ребенка любви к спорту, активному образу жизни и пониманию важности фитнеса. Такими условиями мы видим: организацию традиционных массовых спортивных мероприятий школьников, развитие и стандартизацию материальной базы школьного спорта, формирование и развитие системы школьных спортивных клубов и команд по видам спорта, включенным в программы физического воспитания школьников.

Президент, понимая, что здоровье нации надо улучшать путём нормального развития физической культуры со школьного возраста, прямо дал указание Министерству образования увеличить число часов уроков физкультуры в школе. В нашем учебном заведении на данный момент идет процесс разработки системных спортивных занятий в рамках общеобразовательного процесса. Сохранить и укрепить здоровье ребенка помогут нововведения в общеобразовательном процессе - в связи с новыми стандартами количество уроков физкультуры увеличено до 3, а в некоторых классах до 4 часов в неделю.

В настоящее время в МОУ «СОШ №10» внедряется инновационная деятельность по теме «Организационно-педагогические технологии формирования оборонно-спортивного профиля». В рамках учебного плана оборонно-спортивного профиля старшеклассники занимаются в бассейне и получают уроки бальных танцев.

Учебный план дополнительного образования также достаточно полно отражает потребности детей в двигательной активности. На базе школы уже много лет работают секции и студии:

1) Футбол и минифутбол; 2) Настольный теннис; 3) Секция баскетбола; 4) Стрелковый кружок; 5) Восточные единоборства; 6) Велоклуб; 7) Студия спортивных бальных танцев; 8) Кружок спортивного ориентирования; 9) Секция волейбола.

Занятия в этих спортивных и творческих объединениях позволяют педагогам школы в полной мере реализовывать технологии оздоровления детей посредством различных движений. Также школа тесно сотрудничает с ДЮСШ «Фаворит». «Фаворит» - многопрофильная спортивная школа,  которая, развиваясь в различных спортивных направлениях, позволяет выявить способности ребенка и направить его в тот вид спорта, который ему наиболее близок. Такой мощный многопрофильный коллектив может реализовать задачи, которые ставит программа развития спорта.

Основы различных спортивных направлений детям преподают профессиональные специалисты ДЮСШ «Фаворит» с привлечением спортивной базы, оснащенной в соответствии с требованиями к спортивным сооружениям. Немаловажно и взаимодействие со структурой МЧС Российской федерации. Сотрудники МЧС проводят с учащимися теоретические и практические занятия, в ходе которых школьники приобретают знания в области безопасности жизнедеятельности человека и практические навыки действий в критических ситуациях, требующие хорошей физической подготовки.

Организация спортивно-оборонных классов рассчитана с перспективой направления выпускников-спортсменов в профильные высшие учебные заведения. В рамках воспитательной работы, направленной на укрепление здоровья обучающихся и педагогов, в школе ежегодно проводится ряд спортивно-оздоровительных мероприятий. Это сезонные Дни здоровья и конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья», конкурсы: «Рыцарский турнир», «Ловкий, сильный, дружный», «Весёлые старты», «Я плюс мама», «Я плюс папа», турниры обучающихся по параллелям: мини футбол, футбол, баскетбол, настольный теннис, стрельба. Данные мероприятия, наряду с основными целями, позволяют выявлять спортивно одарённых учащихся, которым предлагаются занятия в различных секция, участие в составе школьных команд в городских, районных и зональных соревнованиях.

Таким образом, политику содействия здоровью, двигательной активности и физическому развитию детей в школе можно назвать успешной в связи с улучшением показателей. Так, процент школьников, занимающихся в спортивных секциях, вырос по сравнению с данными предыдущего года. Более 60% школьников имеют возможность посещать спортивные секции в школе. В школе организованы команды по различным видам спорта, которые участвуют в городских, районных и зональных соревнованиях.

Процент детей с физическим развитием ниже среднего (не связанным с наличием врождённой патологии или хронического заболевания) меньше, чем среднестатистический показатель по району. Число детей с дисгармоничным развитием уменьшилось за последний год.

Администрация и педагогический коллектив МОУ «СОШ №10 г. Выборга» намерены поддерживать высокий уровень организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения по всем её критериям, продолжая уделять особое внимание президентскому заказу - задаче вовлечь максимально возможное количество школьников в регулярные занятия физической культурой и спортом.

 

Золотова А. К.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.