История Средних веков (часть II) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История Средних веков (часть II)

2020-04-03 141
История Средних веков (часть II) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы:

Основные черты социально-экономического развития Западной Европы к исходу классического и в начале позднего Средневековья.

Проблемы социальной природы западноевропейского абсолютизма.

Реформация и Контрреволюция в Западной Европе.

Проблема определения исторического содержания и хронологических границ эпохи позднего Средневековья – раннего Нового времени.

Программа:

Основные черты социально-экономического развития Западной Европы к исходу классического и в начале позднего Средневековья. Развитие производительных сил западноевропейского общества к исходу классического и в начале позднего средневековья. Коммутация ренты, «замыкание» цехов и гильдий. Рост степени товарности средневекового производства.

Предпосылки, причины и начало эпохи Великих географических открытий. Социально-экономические последствия начала колониального освоения мира. «Революция цен» и судьбы феодальной ренты в Западной Европе.

Содержание процесса так называемого «первоначального» накопления капитала, исторические формы его реализации и социально-экономические последствия.

Проблема социальной природы западноевропейского абсолютизма. Процесс политической централизации в западноевропейских странах к исходу классического средневековья. Становление испанского абсолютизма и его особенности. Специфические черты тюдоровского абсолютизма в Англии. Формирование абсолютной монархии во Франции. Отечественная историография ХХ века проблемы социальной природы западноевропейского абсолютизма.

Реформация и Контрреформация в Западной Европе. Католическая церковь в исторических условиях позднего средневековья. Гуманистическая оппозиция католицизму.

Начало европейской Реформации в Германии. Социальное содержание религиозного учения Мартина Лютера. Вормский эдикт и формирование княжеского направления в Реформации. Учение Томаса Мюнцера и народное направление в реформационном движении.

 Предпосылки начала Реформации в Швейцарии. Цвинглианская реформа в Цюрихе: социальная природа и политические задачи. Реформация в Женеве: религиозное учение, социальное содержание и организационные принципы кальвинизма.

Успехи реформационного движения и католическая церковь. Контрреформация или «католическое Возрождение»? Орден иезуитов. Инквизиция. Триденский собор.

Исторические судьбы протестантских вероучений в европейской Реформации.

Проблема определения исторического содержания и хронологических границ эпохи позднего Средневековья – раннего Нового времени. Проблема определения исторического содержания и хронологических границ эпохи позднего Средневековья – раннего Нового времени в зарубежной и отечественной историографии. Концепции «короткого» и «долгого» Средневековья, концепция «революционного» перехода от Средних веков к Новому времени. Позднее Средневековье или раннее Новое время?

ЛИТЕРАТУРА

Учебная:

История средних веков / Под ред С.П. Карпова. М., 2000, Т.1-2.

Научная:

Вебер М. Протестантская этика.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII вв. Т.1: Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.,1986; Т.II: Игры обмена. М.,1988; Т.III: Время мира. М.,1992.

Власть и политическая культура в средневековой Европе. М.,1992.

Генезис капитализма в позднее средневековье в Англии и Германии. М.,1979.

Господствующий класс феодальной Европы. М., 1989.

Григулевич И.Р. Инквизиция. М..1985

Европейское дворянство XVI-XVII вв.: границы сословия. М., 1997.

Исаенко А.В. Английская королевская реформация XVI века. Орджоникидзе, 1982.

История Европы. Т.III: От средневековья к новому времени (конец XV - первая половина XVII в.) М.,1993.

История крестьянства в Европе. Т.III: Эпоха феодализма. М.,1986.

Классы и сословия средневекового общества /  Под ред. Удальцовой З.В. М.,1988.

Лозинский С.Г. История папства. М.,1986

Люблинский А.Д. Франция при Ришелье. Французский абсолютизм в 1630 – 1642 гг. Л.,1982.

Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий // Великие географические открытия (конец XV - середина XVII в.). М., 1983. Т.2.

Маркс К. Капитал. Т.1 Гл. 24; Т.3 Гл. 47 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23; Т.25. Ч. II.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. М., 1987.

Поршнев Б.Ф. Феодализм и народные массы. М.,1964.

Проблемы генезиса капитализма. М., 1978.

Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Л., 1974-1978. Вып. 1-4.

Ревунекова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М.,1989.

Рынок и экспортные отрасли ремесла в Европе XIV - XVIII вв. М.,1991.

Самаркин В.В. Историческая география Западной Европы в средние века. М.,1976

Сказкин С.Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М., 1981.

Сказкин С.Д. Избранные труды по истории. М.,1973.

Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М.,1978

Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М., 1984

Социальная история: проблемы синтеза. М.,1994.

Социально – экономические проблемы генезиса капитализма. М.,1984.

Становление капитализма в Европе. М.,1987.

Формации и социально-классовые структуры. М., 1985.

Чистозвонов А.Н. Генезис капитализма. Проблемы методологии. М.,1985.

Штокмар В.В. Экономическая политика английского абсолютизма в эпоху его расцвета. Л.,1962.

Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.7

Яброва М.М. Великие географические открытия и начало колониальных захватов. Саратов, 1987.

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ

Вопросы:

Происхождение христианства.

Превращение христианства в мировую религию.

Возникновение ислама и становление мусульманского вероучения.

Происхождение и эволюция буддизма.

 

Программа:

Происхождение христианства. Эволюция иудаизма в эпоху Второго Храма. Иудаизм и эллинизм. Религиозно-политические движения в Палестине во II – I вв. до н.э.(саддукеи, фарисеи, ессеи, Кумранская община и Иоанн Креститель). Возникновение христианства: исторические свидетельства об Иисусе из Назарета (канонические и апокрифические произведения, известия античных авторов; Флавиевы свидетельства», иудейские источники трактата Цельса «Правдивое слово» и талмудическая версия биографии Иисуса из Назарета).

Превращение христианства в мировую религию. Возникновение первых христианских общин. Распространение христианства за пределами Палестины. Вероучение первых христиан. Откровение св. Иоанна. Проповедническая деятельность апостола Павла. Его роль в становлении христианского вероучения. Изменение в социальном составе христианских общин во II в.н.э. Римская империя и христианская церковь в III – начале IV вв. до н.э. Миланский эдикт. Причины превращения христианства в господствующую религию Римской империи. Историческая роль христианства.

Возникновение ислама и становление мусульманского вероучения. Предпосылки и предыстория ислама. Политическая ситуация в Аравии на рубеже VI – VII вв. Распространение иудаизма, христианства и зороастризма в Аравии. Ханифы и пророки. Исторические сведения о жизни и деятельности Мухаммеда (происхождение Мухаммеда, обстоятельства предопределившие его пророческую миссию; мекканский период; хиджра; мединская умма; победа над мекканцами и объединение Аравии). Оформление мусульманского канона. Коран и сунна. «5 столпов ислама». Расколы в исламе. Суннизм и шиизм.

Происхождение и эволюция буддизма. Кризис брахманизма в середине I тыс. до н. э. Учение Будды Шакьямуни о четырех благородных истинах и восьмеричном пути спасения. Буддийское учение о мироздании и спасении. Причины раскола буддизма. Доктриниальные различия между хинаяной и махаяной. Эволюция буддизма в VI-XIV вв: чань и дзэн, ваджраяна (ламаизм).

ЛИТЕРАТУРА

Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965.

Буддизм: Словарь. М., 1992.

Голубцова Н.И. У истоков христианской церкви. М., 1967.

Ислам: энциклопедический словарь. М., 1990.

Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1986.

Кочетов А. Н. Буддизм. М., 1983.

Оргиш В.П. Истоки христианства. Минск, 1991

Религиозные традиции мира. М., 1996, Т.1-2.

Свенцицкая И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994.

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994.

Торчинов Е. А. Религии мира. Опыт запредельного: трансперсональные состояния и психотехника. СПб., 1998.

Христианство: словарь. М., 1994.

 

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

ПРИ СДАЧЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКЗАМЕНОВ

И ЗАЩИТЕ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

Студенты, специализирующиеся по кафедре история Древнего мира и Средних веков исторического факультета, должны после выполнения учебного плана сдать выпускные государственные экзамены и защитить дипломные сочинения по утверждённой теме.

Объём требований предъявляемых сдающему выпускные государственные экзамены определяется вопросами «Программы» и включает обязательные знания рекомендуемой литературы и источников.

На выпускном экзамене члены Государственной аттестационной комиссии (ГАК) вправе задать дополнительные вопросы не только по экзаменационным билетам но и по всем разделам программы.

Для подготовки к ответу студенту даётся необходимое время (не менее ½ часа). Экзаменуемый должен быть обеспечен «Программой выпускных экзаменов…», картами, и, при необходимости, справочными изданиями.

Выпускные экзамены проводятся в определённые деканатом дни. Неявка на экзамен и опоздание без уважительных причин приравнивается к неудовлетворительной оценке. Уровень знаний определяется следующими оценками «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно).

Вопросы к экзаменуемому и особые замечания комиссии заносятся в протокол ГАК.

Оценка «5» (отлично) выставляется студенту, обнаружившему всестороннее систематическое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять практические задания, освоившему основную и знакомому с дополнительной литературой программой. Оценка «5» ставится студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившему творческие способности в понимании, изложении и использовавшему творческие способности в понимании изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценка «4» (хорошо) выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполнившему предусмотренные программой задачи, усвоившему основную рекомендованную литературу. Оценка «4» (хорошо) выставляется студенту, показавшему систематический характер знаний по дисциплине и способному к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейший профессиональной деятельности.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учёбы и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий предусмотренных программой. Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется студенту, допустившему неточности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их усвоения.

Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется студенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материла, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «2» ставится студентам, которые не могут приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных заданий по соответствующей дисциплине.

 

ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО СОЧИНЕНИЯ

Защита дипломного сочинения проводится в определённые деканатом дни.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.