Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История первобытного общества

2020-04-03 114
История первобытного общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

ВОПРОСЫ И ПРОГРАММА К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ВЫПУСКНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО КАФЕДРЕ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ

 

При подготовке к государственному выпускному экзамену студент, специализирующийся по дисциплинам кафедры истории Древнего Мира и Средних Веков, обязан усвоить в полном объёме основные и специальные курсы читаемые за весь период обучения.

Необходимым условием для получения положительной оценки на Государственном выпускном экзамене является знание основных исторических источников и литературы (указанной в программе) и умение их анализировать. Ответ студента на вопросы билета должен полностью соответствовать программе.

 

 

ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Вопросы:

Периодизация истории первобытного общества.

Эволюция социально-экономических отношений в условиях первобытного общества.

Эволюция форм власти и управления в первобытной истории.

Первобытная мифология.

 

Программа:

Периодизация и хронология первобытной истории. Понятия “абсолютная” и “относительная” хронология. Периодизация Л. Моргана. Археологическая периодизация. Место геологической и антропологической периодизации в истории первобытного общества. Современные периодизации. Традиционные периодизации. Периодизация Ю. И. Семёнова, А. И. Першица. Первобытная община и эпоха классообразования.

Эволюция социально-экономических отношений в первобытном обществе. Проблема начальных социально экономических отношений. Первобытный коммунизм. Фергюсон, Л. Морган. Разборно-коммуналистические отношения. Раздельно-делёжные и даче-денежные отношения. Престижная экономика. Обычаи: нимат, кула. Появление эксплуатации. Редистрибутивный метод эксплуатации. Ранние формы эксплуатации. Потлачевидные обычаи. Чифмены и бигмены. Различия между первобытной и пракрестьянской общиной.

Эволюция форм власти и управления в первобытном обществе. Политика. Власть. Руководство. Форма организации власти. Естественно родовые. Авторитет. Теория сегментной организации общества Эванса, Причарда. Линидж. Возрастные классы как элемент организации власти. Специализация управленческой функции. Политарные общества. Классогенез и политогенез. Вождество. Пути формирования ранних государств: военные, аристократические, плутократические.

Духовная культура первобытного общества. Становление языка и мышления. Особенности первобытного сознания. Тотемизм. Фетишизм. Магия. Мифология как способ миропонимания. Мифологическое сознание. Мифологическая логика. Мифологическое время. Основные типы мифов. Первобытное искусство. Этапы развития первобытного искусства.

ЛИТЕРАТУРА

Учебная:

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 2001.

Научная:

Белков П.Л. Раннее государство, предгосударство, протогосударство: игра в термины?// Ранние формы политической организации. М., 1995.

Крадин Н.Н. Вождество: современное состояние и проблемы изучения // Ранние формы политической организации. М., 1995.

Мелетинский Е.М., Токорев С.А. Мифология // Мифы народов мира. М., 1991, Т.1.

Мифология древнего мира. М., 1978.

Семёнов Ю.К. Переход от первобытного общества: пути и варианты развития // Этнографическое обозрение, 1993, №1-2.

Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

ЭТНОЛОГИЯ

 

Вопросы:

Этническая (традиционная, бытовая) культура: содержание, понятие, изменения, и функции.

Иерархия этнических общностей.

Этнокультурные процессы.

 

Программа:

Этническая (традиционная, бытовая) культура: содержание, понятие, изменения, и функции. Определение термина «культура». Культура в «узком» оценочном и «широком» смыслах. Этнос и культура. Основные элементы классификации элементов культуры: субкультуры (культуры) материальная и духовная, городская и сельская, женская, мужская, детская (Примеры субкультур). Социальный критерий при классификации субкультуры отдельных социумов (дворянская, буржуазная, казачья и т.д.) и их примеры. Классификация Ю.И, Мкртумяна: субкультуры (культуры) первичного производства жизнеобеспечивания, соционорматиная, фольклорная (гуманитарная).

Культура как динамическая система, факторы, влияющие на её изменения. Понятия «традиции» и «инновации». Новации спонтанные и стимулированные. Механизмы взаимодействия традиций и инноваций (привести примеры). Функции культуры. Знаковые, этнические функции культуры. «Вещная» и «знаковая» бытования культурных явлений.

Этнические и надэтнические уровни в культуре (этническая культура и культура этноса). Институциональный (формализованный, профессиональный) и традиционный уровни в культуре этноса.

Иерархия этнических общностей. Понятие «метаэтнической общности». Метаэтнические общности в «широком» и «узком» понимании. Примеры метаэтносов. Этносы. Определение понятия. Основные признаки этносов. Внутриэтнические (локальные) группы. Причины их образования. Понятия «этнографическая» и «субэтническая» (этническая) группа. Их различия. Спорные положения в определении этих понятий. Примеры внутриэтнических образований. Иерархия этнических общностей и самосознания.

Этнокультурные процессы.  Определение понятия, история изучения. Этноэволюционные и этнотрансформационные процессы, их различия. Этноразделительные процессы их варанты (привести пример). Этнообъединительные процессы: этническая ассимиляция, консолидация, интеграция. Консолидация внутри и межэтнические (привести примеры). Понятия «миксация», «адоптация», «акультурация». Межэтнические контакты. И процессы метисации. Метисные группы (мулаты, креолы, самба и т.п.) и их статус. Межэтнические отношения и их осмысления на знаковом уровне. Семантика образов «инородец», «чужой».

ЛИТЕРАТУРА

Учебная:

Садохин А.П. Этнология. М., 2000.

Этнология. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова. М., 1994.

Научная:

Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М. 1989.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этносов. М., 1983.

Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

«Инородец» // Славянская мифология. М. 1995.

Свод этнографических понятий и терминов. М., 1987 – 1993, Вып. 1-5.

Социально-экономические отношения и соционормативная культура. М., 1986.

Материальная культура. М., 1989.

Народные знания, фольклор, народные искусства. М., 1991.

Этнография и смежные дисциплины. Субдисциплины: школы и направления, методы. М., 1988.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

Вопросы:

Источники по истории Древнего Мира.

«Древний Восток» в зарубежной историографии.

Проблемы изучения Древнего Востока в отечественном востоковедении.

Процесс формирования государств на Древнем Востоке.

Основные пути и особенности развития древневосточных государств.

Основные культурные достижения стран Древнего Востока.

 

Программа:

Источники по истории Древнего Востока. Основные типы источников. Вещественные памятники. Письменные источники. Памятники устного народного творчества. Другие типы источников. Особенности источниковой базы изучаемых цивилизаций.

Древний Восток в зарубежной историографии. Начало изучения древневосточных цивилизаций в Европе. Накопление археологических данных. Дешифровка письменности. Обобщающие труды. Проблема «способов производства» в странах Древнего Востока в трудах зарубежных исследователей.

Проблемы изучения Древнего Востока в отечественном востоковедении. Создание русской школы востоковедения. Советское востоковедение. Вопрос об «азиатском способе производства» в трудах современных исследователей.

Процесс формирования государств на Древнем Востоке. Генезис социальных связей. Администрация в земледельческой общине. Генезис надобщинных политических структур. Власть и собственность. Роль ирригационных хозяйств в формировании деспотического государства. Факторы, влияющие на формы государственной власти. Деспотии, военно-административные державы (примеры).

Основные пути и особенности развития древневосточных государств. Роль природного окружения. Влияние первобытнообщинного строя. Община и её роль в структуре древневосточного общества. Роль государственной и частной собственности. Общее и особенное в развитии древних обществ.

Основные культурные достижения стран Древнего Востока. Религиозные представления и мифология. Религиозно-философские системы. Возникновение письменности и её системы. Литература и её жанры. Изобразительное искусство и архитектура. Естественнонаучные знания. Образование. Школы. Архивы. Библиотеки. Значение древневосточной культуры в истории мировой культуры.

ЛИТЕРАТУРА

Учебная:

История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2001.

Источниковедение истории Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1984.

Научная:

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.

Васильев Л.С. Древний Китай. М., 1995.

Васильев Л.С. История Древнего Востока. М., 1994, Т.1.

Древнейшие цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

Дьяконов И.М. Пути истории. М., 1994.

Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. (От первых поселений до персидского завоевания). М., 1989.

История Востока. Т.1: Восток в древности. М., 1997

История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч.1: Месопотамия / Под ред. И.М. Дьяконова. М., 1983. Ч.2: Передняя Азия. Египет / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1983.

История Древнего Востока: Материалы по историографии / Под ред. В.И. Кузищина, А.А. Вигасина. М., 1991.

История Древнего мира. Т.1: Ранняя древность. Т.2: Расцвет древних обществ. Т.3: Упадок древних обществ / Под ред. И.М. Дьяконова, И.С. Свенцицкой, В.Д. Нероновой. М., 1989.

Неронова В.Н. Введение в историю Древнего мира. Пермь, 1973.

Никифоров В.И. Восток и всемирная история. М., 1975.

Рыжов К.В. Все монархи мира. Древний Восток. М., 2001.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Учебная:

История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2000.

История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2000.

Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 1999.

Историография античной истории / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1980.

Источниковедение истории Древней Греции (эпоха эллинизма) / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1982.

Источниковедение истории Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1981.

Научная:

Андреев Ю.В. Раннегреческий полис (гомеровский перевод). Л., 1976.

Античная цивилизация / Под ред. В.Д. Блаватского. М., 1973.

Кузищин В.И. Античное классическое рабство как экономическая система. М., 1990.

Культура Древнего Рима / Под ред. Е.С. Голубцовой. М., 1985, Т.1-2.

История Европы. Т.1: Древняя Европа. М., 1987.

Маяк И.Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса. М., 1983.

Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991

Утченко С.Л. Древний Рим. События, люди, идеи. М., 1969.

Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988.

Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. М., 1975.

Эллинизм: экономика, политика, культура / Под ред. Е.С. Голубцовой. М., 1990-1992, Т.1-2.

Фролов Э.Д. Русская наука об античности. СПб., 1999.

Пельман Р. Очерк греческой истории и источниковедения / Под ред. М.М. Холода, С.М. Жестоканова. СПб., 1999.

Андреев Ю.В. Цена гармонии и свободы. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 1998.

Виппер Р.Ю. Греция. Ростов-на-Дону, 1995.

Виппер Р.Ю. Рим. Ростов-на-Дону, 1995.

Немировский А.И. Рождение Клио. У истоков исторической мысли. Воронеж, 1979.

Человек и общество в античном мире. М., 1998.

Кнабе Г.С. Древний Рим: история и повседневность. М., 1986.

Античная Греция / Под ред. Е.С. Голубцовой. М., 1983, Т. 1-2.

Рыжков К.В. Все монархи мира: Древняя Греция. Древний Рим. Византия. М., 1998.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Учебная:

История средних веков / Под ред С.П. Карпова. М., 2000, Т.1-2.

Введение в специальные исторические дисциплины. М., 1990.

Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. М.-Л., 1964.

Вайнштейн О.Л. История советской медиевистики. Л., 1968.

Гутнова Е.В. Историография истории Средних веков. М., 1985.

Косминский Е.А. Историография Средних веков. М., 1963.

Люблинская А.Д. Источниковеденье истории средних веков. Л., 1955.

Научная:

Барг М.А. Проблемы социальной истории в освещении современной западной медиевистики. М., 1973.

Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987

Бессмертный Ю.Л. Феодальная деревня и рынок в Западной Европе XII-XIII вв. М., 1969.

Город в средневековой цивилизации Западной Европы. М., 1999-2000, Т.1-4.

Грацианский Н.П. Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья. М., 1960.

Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.

Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента. М., 1960.

Гутнова Е.В. Классовая борьба и общественное сознание крестьянства в средневековой Западной Европе (XI – XV вв.). М., 1984.

Дюби Ж. История Франции. Средние века. От Гуго Капета до Жанны д`Арк (987-1460). М., 2000.

Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.

История Византии. М., 1967, Т.1-3.

История Италии. М., 1970, Т.1.

История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. М., 1985-1986, Т. 1-2.

История Франции. М., 1972, Т. 1.

Кенигсбергер Г. Средневековая Европа. 400 – 1500 годы. М., 2001.

Колесницкий Н.Ф. «Священная Римская империя»: притязания и действительность. М., 1977.

Корсунский А.Р. История Испании IX-XIII вв. М., 1976.

Косминский Е.А. Исследование по аграрной истории Англии XIII в. М.-Л., 1947.

Котельникова Л.А. Феодализм и город в Италии в VIII-XV вв. М., 1987.

Курбатов Г.Л. История Византии. М., 1987.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Левицкая Я.А. Город и феодализм в Англии. М., 1987.

Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в X-XI вв. М. 1977.

Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI – VIII вв. М., 1956.

Петрушевский Д.М. Восстание Уота Тайлера. М., 1937.

Петрушевский Д.М. Очерки по истории английского государства и общества в Средние века. М., 1937.

Сказкин С.Д. Избранные труды по истории. М., 1973.

Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекого города X-XV вв. М., 1960.

Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1986.

Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI – XIII вв. (Эпоха. Быт. Костюм). М. 1978.

ЛИТЕРАТУРА

Учебная:

История средних веков / Под ред С.П. Карпова. М., 2000, Т.1-2.

Научная:

Вебер М. Протестантская этика.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII вв. Т.1: Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.,1986; Т.II: Игры обмена. М.,1988; Т.III: Время мира. М.,1992.

Власть и политическая культура в средневековой Европе. М.,1992.

Генезис капитализма в позднее средневековье в Англии и Германии. М.,1979.

Господствующий класс феодальной Европы. М., 1989.

Григулевич И.Р. Инквизиция. М..1985

Европейское дворянство XVI-XVII вв.: границы сословия. М., 1997.

Исаенко А.В. Английская королевская реформация XVI века. Орджоникидзе, 1982.

История Европы. Т.III: От средневековья к новому времени (конец XV - первая половина XVII в.) М.,1993.

История крестьянства в Европе. Т.III: Эпоха феодализма. М.,1986.

Классы и сословия средневекового общества /  Под ред. Удальцовой З.В. М.,1988.

Лозинский С.Г. История папства. М.,1986

Люблинский А.Д. Франция при Ришелье. Французский абсолютизм в 1630 – 1642 гг. Л.,1982.

Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий // Великие географические открытия (конец XV - середина XVII в.). М., 1983. Т.2.

Маркс К. Капитал. Т.1 Гл. 24; Т.3 Гл. 47 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23; Т.25. Ч. II.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. М., 1987.

Поршнев Б.Ф. Феодализм и народные массы. М.,1964.

Проблемы генезиса капитализма. М., 1978.

Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Л., 1974-1978. Вып. 1-4.

Ревунекова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М.,1989.

Рынок и экспортные отрасли ремесла в Европе XIV - XVIII вв. М.,1991.

Самаркин В.В. Историческая география Западной Европы в средние века. М.,1976

Сказкин С.Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М., 1981.

Сказкин С.Д. Избранные труды по истории. М.,1973.

Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М.,1978

Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М., 1984

Социальная история: проблемы синтеза. М.,1994.

Социально – экономические проблемы генезиса капитализма. М.,1984.

Становление капитализма в Европе. М.,1987.

Формации и социально-классовые структуры. М., 1985.

Чистозвонов А.Н. Генезис капитализма. Проблемы методологии. М.,1985.

Штокмар В.В. Экономическая политика английского абсолютизма в эпоху его расцвета. Л.,1962.

Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.7

Яброва М.М. Великие географические открытия и начало колониальных захватов. Саратов, 1987.

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ

Вопросы:

Происхождение христианства.

Превращение христианства в мировую религию.

Возникновение ислама и становление мусульманского вероучения.

Происхождение и эволюция буддизма.

 

Программа:

Происхождение христианства. Эволюция иудаизма в эпоху Второго Храма. Иудаизм и эллинизм. Религиозно-политические движения в Палестине во II – I вв. до н.э.(саддукеи, фарисеи, ессеи, Кумранская община и Иоанн Креститель). Возникновение христианства: исторические свидетельства об Иисусе из Назарета (канонические и апокрифические произведения, известия античных авторов; Флавиевы свидетельства», иудейские источники трактата Цельса «Правдивое слово» и талмудическая версия биографии Иисуса из Назарета).

Превращение христианства в мировую религию. Возникновение первых христианских общин. Распространение христианства за пределами Палестины. Вероучение первых христиан. Откровение св. Иоанна. Проповедническая деятельность апостола Павла. Его роль в становлении христианского вероучения. Изменение в социальном составе христианских общин во II в.н.э. Римская империя и христианская церковь в III – начале IV вв. до н.э. Миланский эдикт. Причины превращения христианства в господствующую религию Римской империи. Историческая роль христианства.

Возникновение ислама и становление мусульманского вероучения. Предпосылки и предыстория ислама. Политическая ситуация в Аравии на рубеже VI – VII вв. Распространение иудаизма, христианства и зороастризма в Аравии. Ханифы и пророки. Исторические сведения о жизни и деятельности Мухаммеда (происхождение Мухаммеда, обстоятельства предопределившие его пророческую миссию; мекканский период; хиджра; мединская умма; победа над мекканцами и объединение Аравии). Оформление мусульманского канона. Коран и сунна. «5 столпов ислама». Расколы в исламе. Суннизм и шиизм.

Происхождение и эволюция буддизма. Кризис брахманизма в середине I тыс. до н. э. Учение Будды Шакьямуни о четырех благородных истинах и восьмеричном пути спасения. Буддийское учение о мироздании и спасении. Причины раскола буддизма. Доктриниальные различия между хинаяной и махаяной. Эволюция буддизма в VI-XIV вв: чань и дзэн, ваджраяна (ламаизм).

ЛИТЕРАТУРА

Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965.

Буддизм: Словарь. М., 1992.

Голубцова Н.И. У истоков христианской церкви. М., 1967.

Ислам: энциклопедический словарь. М., 1990.

Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1986.

Кочетов А. Н. Буддизм. М., 1983.

Оргиш В.П. Истоки христианства. Минск, 1991

Религиозные традиции мира. М., 1996, Т.1-2.

Свенцицкая И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994.

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994.

Торчинов Е. А. Религии мира. Опыт запредельного: трансперсональные состояния и психотехника. СПб., 1998.

Христианство: словарь. М., 1994.

 

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

ПРИ СДАЧЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКЗАМЕНОВ

И ЗАЩИТЕ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

Студенты, специализирующиеся по кафедре история Древнего мира и Средних веков исторического факультета, должны после выполнения учебного плана сдать выпускные государственные экзамены и защитить дипломные сочинения по утверждённой теме.

Объём требований предъявляемых сдающему выпускные государственные экзамены определяется вопросами «Программы» и включает обязательные знания рекомендуемой литературы и источников.

На выпускном экзамене члены Государственной аттестационной комиссии (ГАК) вправе задать дополнительные вопросы не только по экзаменационным билетам но и по всем разделам программы.

Для подготовки к ответу студенту даётся необходимое время (не менее ½ часа). Экзаменуемый должен быть обеспечен «Программой выпускных экзаменов…», картами, и, при необходимости, справочными изданиями.

Выпускные экзамены проводятся в определённые деканатом дни. Неявка на экзамен и опоздание без уважительных причин приравнивается к неудовлетворительной оценке. Уровень знаний определяется следующими оценками «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно).

Вопросы к экзаменуемому и особые замечания комиссии заносятся в протокол ГАК.

Оценка «5» (отлично) выставляется студенту, обнаружившему всестороннее систематическое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять практические задания, освоившему основную и знакомому с дополнительной литературой программой. Оценка «5» ставится студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившему творческие способности в понимании, изложении и использовавшему творческие способности в понимании изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценка «4» (хорошо) выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполнившему предусмотренные программой задачи, усвоившему основную рекомендованную литературу. Оценка «4» (хорошо) выставляется студенту, показавшему систематический характер знаний по дисциплине и способному к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейший профессиональной деятельности.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учёбы и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий предусмотренных программой. Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется студенту, допустившему неточности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их усвоения.

Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется студенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материла, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «2» ставится студентам, которые не могут приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных заданий по соответствующей дисциплине.

 

ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО СОЧИНЕНИЯ

Защита дипломного сочинения проводится в определённые деканатом дни.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К НАПИСАНИЮ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Дипломное сочинение студента-выпускника исторического факультета является заключительной научно-исследовательской работой, которая подводит итог его обучения в университете. Дипломная работа – свидетельство профессиональной зрелости молодого специалиста. В ней выпускник должен показать, что он овладел навыками работы над историческими источниками и специальной научной литературой, самостоятельно может исследовать проблемный вопрос исторической науки, научно обосновать и грамотно изложить свои мысли и выводы.

Дипломная работа должна строиться на достаточном фактическом материале (источниках) с использованием достижения историографии по поставленной проблеме.

Под новизной следует понимать выдвижение новой проблемы не получившей ещё достаточного освещения в научной литературе, выделение новых, ранее не использовавшихся или мало известных источников и фактов, и наконец, новый подход к уже известным проблемам исторической науки.

Тема дипломной работы по заявлению студента, должна быть согласована с научным руководителем и утверждена на заседании кафедры не позднее, чем за 5 месяцев до защиты. Защита темы дипломного сочинения проводится на кафедре в присутствии студента, его научного руководителя и членов кафедры после чего утверждается заведующим кафедрой и решение вносится в протокол. Кафедра имеет право на изменение темы дипломного сочинения и назначение нового научного руководителя.

Завершённая дипломная работа должна быть представлена научному руководителю не позднее, чем за месяц до защиты. По представлению научного руководителя о допуске дипломного сочинения к защите кафедры назначает официальных рецензентов.

Студент, не получивший согласия научного руководителя и допуска к защите, имеет право на защиту в ГАК при условии двух положительных рецензий от специалистов по избранной теме.

Студент, завершивший дипломную работу над дипломным сочинением и получивший допуск к защите, обязан представить его на рецензию не позднее, чем за десять дней до момента защиты.

Рецензент должен ознакомиться с рецензией не позднее чем за день до защиты.

Дипломное сочинение должно состоять из «Введения», нескольких (не менее двух) глав или разделов и «Заключения».

Во «Введении» определяется суть поставленной проблемы и её актуальность. Здесь определяются задачи дипломного сочинения и круг вопросов, на которые следует дать ответ для реализации поставленных задач, оговаривает методы, с помощью которых автор решит поставленные проблемы, обосновываются хронологические и географические (при необходимости) рамки исследования.

Если исследование не носит историографического характера, то историография вопроса даётся во «Введении». Пример логичного посрения этой части работы приведен в Приложении.

Историография не должна быть пересказом содержания и простым перечислением публикаций, посвящённых тематике дипломной работы. Ее задача - дать представление о степени изученности проблемы, поднимаемой дипломным сочинением, обосновать обращение дипломанта именно к определенному кругу вопросов.

Рекомендуется произвести систематизацию взглядов и подходов, существующих в историографии по рассматриваемой проблеме. Принято отдельно анализировать работы отечественных авторов и отдельно - работы зарубежных исследователей. Внутри каждой из этих групп можно выделить сложившиеся подходы и рассмотреть их в хронологическом порядке. Можно идти иным путем – рассматривая в целом эволюцию представлений в хронологическом порядке. Наиболее подробно характеризуются важнейшие исследования, менее значимые не требуют детального обзора.

Обзор источников (если это не самостоятельный раздел) также дается во «Введении». Он не должен сводиться к пересказу использованных источников, простому перечислению или описанию их. Автор дипломной работы должен суметь выделить основные группы и виды их. Дать им общую характеристику. Необходимо подробно остановиться на наиболее важных, малоизвестных и впервые вводимых в научный оборот. Обзор источников должен выявить не только особенности некоторых из них, но и особенности обработки, использования и значимости для поставленной темы.

Во «Введении» следует указать, насколько выдвинутая автором проблема обеспечена источниками, и насколько они способствуют освещению поставленной проблемы.

В определенных случаях возможна обратная последовательность анализа литературы и источников.

Главы (разделы) дипломной работы могут быть разбиты на параграфы. Каждая глава (или раздел) должна быть посвящена самостоятельному вопросу, каждый параграф должен раскрывать отдельную часть основного вопроса.

При написании глав необходимо учитывать определённые требования:

 Внимательно относиться к отбору фактического материала. Каждое положение дипломной работы должно быть достаточно обоснованным. Нельзя сделать дипломную работу компилированием факторов или простым воспроизведением. Факты необходимо тщательно отбирать, обобщать и осмысливать. На основе осмысления отмечать типичное и тенденции в развитии явления.

 При написании работы постоянно следить за логической связью между главами и внутри глав.

 Следует помнить, что работа не должна быть перегружена цитатами. Их следует использовать тактично, и там где они уместны. Необходимо учитывать, что цитаты можно воспроизводить в собственном изложении в сокращённом виде при соблюдении необходимых правил. Так, опущенные при цитировании слова и строки необходимо отмечать многоточием. Особо внимательно надо следить, чтобы при сокращении не искажался смысл цитируемого положения. Не допустимо цитирование без ссылки на источник и автора.

 Каждая глава, раздел, параграф должны заканчиваться четко сформулированными выводами, подводившими итог освещению выдвинутого вопроса. Выводы по разделам должны укреплять связь между отдельными разделами работы. С их помощью должен осуществляться переход от одного параграфа к другому и от главы к главе. Это должно обеспечивать единство работы.

  «Заключение» подводит итог дипломной работы. В нем формулируются общие выводы. Здесь не должно быть новых фактических сведений и теоретических положений. Однако в «Заключении» могут содержаться положения, показывающие дальнейшие развитие изучаемого явления. В целом в «Заключении» должен быть дан ответ на те вопросы, которые были поставлены автором во «Введении».

 Работа должна быть написана грамотно и литературно отредактирована. Следует обратить внимание на правильное использование научной терминологии. В тексте может быть использована лексика и фразеология изучаемых исторических источников, при соблюдении определённых правил. Непривычные слова следует пояснить и заключать их в кавычки.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

При оформлении дипломной работы желательно приблизиться к тем стандартным требованиям, которые обычно предъявляются к научным рукописям, сдаваемым в печать.

Текст должен быть отпечатан на принтере или на пишущей машинке с одной стороны листа белой бумаги стандартного формата (А4 – 297 мм х 211 мм) через два интервала. При компьютерном наборе следует использовать шрифт типа Times New Roman с размером символов 12 – 14 пунктов. При использовании пишущей машинки перед печатью ее шрифт желательно очистить. Необходимо использовать ленту чёрного цвета, желательно средней жирности. Использование шрифта портативных пишущих машинок недопустимо.

Стандартная страница должна содержать 29-30 строк (с учётом её номера, который считается самостоятельной строкой). Длина строки – 60 знаков, с учётом пробелов. Между словами можно помещать не более двух пробелов. (Допустимое увеличение ширины печатного поля на 2-3 знака). Стандартный размер текста на странице – 150 мм х 223 мм. Общее количество знаков (включая пробелы) должно оставлять 1800 – 1900 знаков.

Возможна установка размеров печатного поля с помощью заданных отступов: левый – не менее 30 мм; правый – не менее 10 мм; верхний не менее 15 мм; нижний – не менее 20 мм.

Вписывать в текст отдельные слова, формулы, уловные знаки допускается только черными чернилами или тушью.

Объём дипломной работы строго не ограничивается. Не нужно искусственно увеличивать объём работы за счёт пространственного вступления общеисторического содержания или абстрактных рассуждений. Оптимальным представителем объём дипломной работы в 50 – 80 машинописных страниц основного текста (без списка литературы и приложений).

Нумерация страниц производится по всему тексту работы арабскими цифрами, включая титульный лист (но здесь цифра «1» не ставится: на следующем листе цифра «2»), оглавление, текст работы, приложения, список сокращений и т.д. Порядковый номер обозначается сверху, в середине поля страницы.

Таблицы и иллюстрации, имеющиеся в работе, должны быть вынесены в «Приложение». Их нумерация дается в общем порядке страниц работы. Исключение составляют таблицы (диаграммы и гистограммы) размером до половины страницы, которые можно разместить в основном тексте.

Титульный лист включает в себя следующие сведения: головное ведомство; учебное заведение; факультет; кафедра; полное наименование работы; фамилия и инициалы студента; учёная степень, учёное звание, фамилия и инициалы научного руководителя; город и год. Пример оформления титульного листа – см. Приложение 1.

Указатель оглавления работы помещается на следующем после титульного листе работы. В нём точно указывается название каждого раздела и подраздела, их страницы.

Пример:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. АНТИЧНАЯ ПИСЬМЕННАЯ ТРАДИЦИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ САВРОМАТОВ И САРМАТОВ  
§ 1. Савроматы в свидетельствах древних авторов…………………….. 14
§ 2. Сирматы и сарматы………………………………………………….. 25

 

Заголовки разделов в тексте работы печатают симметрично тексту прописными буквами. Заголовки подразделов печатают с абзаца строчными буквами. Кроме первой – прописной. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят, но если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Подчёркивать заголовки не допускается.

Пример:

ГЛАВА I

Таблица 1

Сословный состав населения Дона и Северного Кавказа в начале XX в.

 

Таблицы не нумеруют арабскими цифрами в пределах работы. В правом верхнем углу таблицы над соответствующим заголовком располагают надпись «Таблица» с указанием её номера. При переносе части таблицы на другую страницу над ней пишут «Продолжение таблицы №…».

Если в графе таблицы состоит из одного слова, его можно заменять знаком кавычек, если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков и символов не следует. Если цифровые данные в строке таблицы не приводятся, то в ней ставят прочерк.

Примечания (объяснение или уточнение каких-либо сведений приводимых в работе) не всегда удобно включать в основной текст. В таких случаях прибегают к подстрочным примечаниям: после слова или предложения, нужд


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.196 с.