Методическая копилка. Выполнил Першин Р.А. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Методическая копилка. Выполнил Першин Р.А.

2020-06-02 198
Методическая копилка. Выполнил Першин Р.А. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методическая копилка. Выполнил Першин Р.А.

Внеклассное чтение

 

Список рекомендованной литературы по истории России:

1. Гумилев Л. Н. От Руси к России. 1992 г.

2. Кузьмин А.Г. Начало Руси. 2003 г.

3. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. 1992 г.

4. Богданов А.П. Александр Невский 2019 г.

5. Платонов С. Ф. Очерки смуты в Московском государстве в XVI - XVII вв. 1995 г.

6. А. Н. Толстой. Пётр I. 1934 г.

7. Лажечников И.И. Ледяной дом // Собрание сочинений: в 2 т. Т. 2. М., 1987 г.

8. Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию 1937 г.

9. Витте С.Ю. Воспоминания. История русско-японской войны. Т.2. – М., 1960 г.

10. Васильев, Б.Л. А зори здесь тихие... 1975 г.


 

Просмотр кинофильмов

Список кинофильмов для внеклассного просмотра

 

Краткие сведения о фильме (название, страна, год, режиссер) Темы, отображённые в фильме Дополнительные сведения о фильме

Класс

«Спартак» (США, 1960 г., реж. С. Кубрик) Восстание Спартака. Причины, ход восстания, результаты Именно этот фильм сделал режиссёра Стэнли Кубрика знаменитым. Фильм завоевал четыре премии «Оскар» «300 спартанцев» (США, 1962 г., реж. Р. Мате) Фермопильская битва Фильм стал одним из лидеров советского кинопроката. В СССР его посмотрели 27 млн человек «Троя» (США, 2004 г., реж. В. Петерсен) Троянская война Сценарием фильма послужила адаптированная поэма Гомера «Илиада» «Александр» (США, 2004 г., реж. О. Стоун) Восточный поход Александра Македонского, битва при Гавгамелах Хотя фильм и был прохладно принят критиками, однако он достаточно достоверно воспроизводит определённые моменты деятельности Александра Македонского «Гладиатор» (США, Великобритания, 2000 г., реж. Р. Скотт) Оружие, одежда, быт Рима, гладиаторские бои Фильм завоевал 5 наград «Оскар», среди которых — самые престижные: лучший фильм и лучший актёр «Центурион» (Великобритания, 2010, реж. Н. Маршалл) Борьба Рима в Северной Британии  

Класс

«Железный рыцарь» (США, Великобритания, 2011 г., реж. Д. Инглиш) Подписание «Великой хартии вольностей», рыцари ордена тамплиеров, личность Иоанна Безземельного В фильме достаточно правдоподобно раскрыто нежелание Иоанна Безземельного соблюдать пункты «Великой хартии вольностей» «Царство небесное» (США, Великобритания, Испания, Германия, 2005 г., реж. Р. Скотт) Эпоха крестовых походов, осада Иерусалима 1187 года Фильм поражает использованием настоящих статистов и костюмов (например, было пошито около 14000 костюмов) «Храброе сердце» (США, 1995 г., реж. М. Гибсон) Отношения между Англией и Шотландией Фильм основан на реальных событиях «Андрей Рублёв» (СССР, 1966 г., реж. А. Тарковский) Творческая деятельность Андрея Рублёва Фильм включён в список «45 лучших фильмов»

Класс

«Генрих VIII» (Великобритания, 2003 г., реж. П. Трэвис) Деятельность английского короля Генриха VIII Двухсерийный фильм был признан лучшим мини-сериалом в 2004 году «Патриот» (США, 2000 г., реж. Р. Эммерих) Война за независимость США Это первая работа режиссёра Роланда Эммериха в историческом кино «Тарас Бульба» (Россия, Украина, Польша, 2009 г., реж. В. Бортко) Быт и обычаи Запорожской Сечи, боевое искусство казаков Премьера фильма состоялась 2 апреля 2009 года – на следующий день после 200-летия со дня рождения Николая Гоголя «Царь» (Россия, 2009 г., реж. П. Лунгин) Правление Ивана Грозного, опричнина По мнению некоторых исследователей истории, в фильме достаточно правдиво изображена фигура Ивана Грозного

Класс

«Наполеон» (США, Германия, Канада, Франция, 2002 г., реж. И. Симоно) Наполеоновские войны, фигура Наполеона На съёмки было потрачено почти 50 млн долларов «Тайны дворцовых переворотов» (Россия, с 2001 г., реж. С. Дружинина) Эпоха дворцовых переворотов, быт России XVIII века К этому времени снято 8 частей, все имеют достаточно высокие рейтинги

Класс

«Дело Дрейфуса» (Франция, 1899 г., реж. Ж. Мельес) Политический кризис во Франции в конце XIX века Короткометражный фильм был снят ещё до завершения судебного процесса над Альфредом Дрейфусом «Последний самурай» (США, 2003 г., реж. Э. Цвик) Япония в конце XIX века Фильм был номинирован на четыре награды «Оскар» «Геттисберг» (США, 1993 г., реж. Р. Максвелл) Битва при Геттисберге 1863 года Фильм был снят к 130 годовщине битвы

Классы

«Утомлённые солнцем» (Россия, Франция, 1994 г., реж. Н. Михалков) Сталинские репрессии в Красной армии Лента получила премию «Оскар» как лучший иностранный фильм «Нокдаун» (США, 2005 г., реж. Р. Ховард) Период «Великой депрессии» в США В основе фильма лежит реальная история жизни боксёра Джеймса Брэддока «Ветер, качающий ячмень» (Ирландия, Великобритания, 2006 г., реж. К. Лоуч) Гражданская война в Ирландии Фильм получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля «На западном фронте без перемен» (США, 1930 г., реж. Л. Майлстоун) Первая мировая война фильме замечательно показана бессмысленность войны «Освобождение» (СССР, Италия, Польша, ГДР, 1968-1972 г., реж. Ю. Озеров) Курская битва, форсирование Днепра, операция «Багратион», штурм Берлина Киноэпопея состоит из пяти фильмов, каждый из которых достаточно точно передаёт тот или иной период войны «Список Шиндлера» (США, 1993 г., реж. С. Спилберг) Преследование нацистами еврейского населения в годы войны Фильм основан на реальных событиях «Пианист» (Франция, Германия, Великобритания, Польша, 2002 г., реж. Р. Полански) Судьба польских евреев в годы войны Фильм получил довольно много кинонаград за достоверность сюжетной линии «Брежнев» (Россия, 2005 г., реж. С. Снежкин) Брежневская эпоха СССР Основная сюжетная линия — последний год жизни Генерального секретаря «Никсон» (США, 1995 г., реж. О. Стоун) Фигура Ричарда Никсона, Уотергейтский скандал Режиссёра Оливера Стоуна можно назвать мастером исторического кино «Взвод» (США, 1986 г., реж. О. Стоун) Война во Вьетнаме Фильм считают лучшим среди фильмов о Вьетнамской войне

 


 

Неделя истории

 

Понедельник

Открытие недели Истории

Танец 11- классников «Сиртаки».(одеты в греческие костюмы)

В костюме греческой музы Клио выходит ученица 11 класса.

 

Богиней Клио я зовусь

Одна - из 9 известных муз!

Великий Зевс – отец мой сильный

А мать – богиня Мнемосина!

 

В руках моих – папирус-свиток,

Где воспеваю я героев мифов.

Мудрых правителей я восхваляю.

Сраженья, даты для потомков сохраняю.

 

(читает «свиток», который держит в руках)

Вам, пришедшим сюда, к предметной неделе готовым,

Слово привета свое обращаю.

Вам я желаю, о, лучшие наши,

Честно сражаться под сводами храма науки.

И благородством блистать не меньше,

Чем жаждою схватки!

Пусть же даруют вам боги победу,

Тем, кто достойнее будет и знанья покажет искусней.

Муза истории Клио вас приглашает

И неделю истории вам открывает!

 

Организатор знакомит с программой недели (презентация).

 

III. Игра

(Один из знатоков раскручивает волчок и зачитывает номер вопроса, на который указала стрелка.) И так каждая команда.

Рекомендации по дальнейшему проведению игры:

•   ведущий зачитывает вопрос, команда знатоков отвечает, на табло появляется счёт;

•   счёт, с каким будет проходить игра невозможно предугадать, ведущий должен быть готов к любому повороту событий, в том числе и иметь запасные конверты с вопросами, например на случай подсказки или спорного решения вопросов;

•   при дальнейшем проведении игры рекомендуем использовать вопрос о предмете из чёрного ящика, музыкальную паузу, сектор «зеро», когда ведущий может убрать всю команду, за исключением одного участника или сам от себя задать вопрос команде;

•   если, есть возможность спонсорской помощи, к месту пришлись бы и подарки, например, книги, диски с учебными программами по истории. Подарки можно вручать между разыгрыванием вопросов, как команде, так и отдельным участникам, которые выигрывают тот или иной вопрос, либо в конце игры при подведении итога;

•   нужно заранее отобрать участников

•   очень большую роль играют вопросы, которые составляют учителя. Необходимо учитывать тот фактор, что вопрос по истории может вызвать затруднение, например, у учителя математики или физики, а шесть историков в школе вряд ли можно найти. Поэтому в данном случае необходимо выбрать предметы максимально приближенные к истории, например: литература, обществознание, биология (связать с антропологией), география;

Вторник

Орг. Момент:

Учитель приветствует участников. (Учащиеся заранее поделены на команды.)

Учащиеся должны придумать названия команд и девизы с исторической тематикой, выбрать капитанов.

Вводная беседа:

Учитель разъясняет командам правила игры. Раздает капитанам команд листы с первыми подсказками.

Игра:

•   Задача команд – пройти все пункты игры быстрее, чем другие команды. С помощью листов-подсказок спрятанных в разных местах, учащиеся движутся по определенному маршруту. Периодически они попадают на станции, где должны ответить на определенный исторический вопрос, или решить логическую задачу, или выполнить какое либо задание. (На станциях стоят учащиеся, изъявившие желание помочь в организации мероприятия). Только после исполнения условий станции команда получает дальнейшее направление, и может продолжить свой маршрут.

Так продолжается до тех пор, пока команда не получает направление к финишу.

Команда прибывшая первой к финишу награждается на усмотрение учителя.

Подведение итогов (рефлексия):

Награждение победителей.

Учитель интересуется понравилось ли мероприятие учащимся, научило ли оно их чему-нибудь.

Благодарность всем участникам.

 

Среда

Пятница

1) Подведение итогов недели истории. Выставление заработанных участниками оценок в журнал.

2) Награждение победителей памятными грамотами

 


 

Историческая викторина

 

I. Вступительная часть.

Ученикам объясняются правила.

II. Проведение конкурсов.

Жюри будет учитывать правильность, чёткость, полноту ответов на вопросы, которые будут задаваться командам по очереди. Если же команда не знает ответа на вопрос, то право ответа переходит другой команде. За каждый правильный ответ команда получит по 1 баллу.

Конкурсы

1. Разминка.

1. Название религии арабов. (Ислам)

2. Оружие, которым пользовались в древности и в средние века. (Меч)

3. Имя самого могущественного правителя Франской империи. (Карл)

4. Название мусульманских храмов. (Мечети)

5. Военное состязание рыцарей в силе и ловкости. (Турнир)

6.Рядовой член общины монастыря. (Монах)

7.Жилище крупного феодала в средние века. (Замок)

8. Укреплённое место, поселение ремесленников и купцов? (Город)

9. Картины, выложенные из цветных камешков или кусочков стекла? (Мозаика)

10. Ежегодные торги, в которых принимали участие купцы из разных городов и стран? (Ярмарки)

11.Особо важный указ короля. (Эдикт)

12. Бродячий актёр. (Жонглёр)

13. Папская грамота об отпущении грехов. (Индульгенция)

14. Народное собрание в древней и средневековой Руси? (Вече)

15. Ёе снимают при входе в мечеть?(Обувь)

16. Люди, обменивавшие деньги разных стран? (Менялы)

17. Как назывались записи событий по годам? (Хроники)

18. Коллективное прошение? (Петиция)

19. Согласие, достигнутое путём взаимных уступок? (Компромисс)

 

Вопрос из конверта.

Каждой команде даётся задание рассказать о каком-то историческом событии. За правильный, полный ответ команда получит 5 баллов.

- 6 класс «1 крестовый поход».

- 7 класс «События Варфоломеевской ночи».

Работа по карте.

Исторический кроссворд».

За каждое правильно отгаданное слово – 1 балл. Команда, которая быстрее решит кроссворд, при условии, что все ответы верные, получит дополнительно 2 балла.

Вопросы:

1. Верховный собственник земли в средние века.

2. Человек, являющийся полной собственностью своего господина.

3. Представитель класса феодалов.

4. Участок земли, на котором крепостной крестьянин ведёт своё хозяйство.

5. Воин, вооружённый луком и стрелами.

6. Участник завоевательных походов на Восток в XI – XII вв.

7. Организация ремесленников одной специализации.

8. Здание, где совершаются религиозные обряды.

9. Предприятие, где есть разделение труда, но труд остаётся ручным.

10. Наука, начало которой было положено арабскими учёными.

11. Человек, стоящий во главе монастыря.

12. Военное состязание рыцарей.

13. Государство, в котором верховная власть принадлежит выбранным.

14. Лженаука, утверждающая, что по звёздам можно определить будущее.

 

 

Кроссворд

 

III. Заключительный этап.

Исторический вечер

 

Исторический вечер. «Эпохальное событие».

Цели: Развивать метапредметные связи в сознании учащихся, активизировать мотивацию саморазвития, расширения кругозора и развития личностного роста путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Задачи:

•   развитие умений учащихся нестандартно и творчески подходить к решению задач практического характера, пользоваться логикой

•   формирование навыков работы в команде

•   развитие способностей учащихся использовать полученные знания по истории, обществознанию и мировой художественной культуре на практике, в работе с взаимосвязями

•   транслировать необходимое содержание предметов не как сведения для запоминания, а как знания для осмысленного практического использования

От каждого класса формируются 2 команды “знатоков” из 8 учащихся.

На обсуждение отводится 1 минута. По результатам игры выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов (то есть, дала максимальное количество правильных ответов). За неправильный, но оригинальный и близкий по смыслу и логике ответ также может начисляться 0,5 баллов команде (на усмотрение жюри). Также по результатам игры выбирается самый активный и успешный из “знатоков” и из зрителей.

По окончании игры производится награждение победителей и призёров грамотами и памятными подарками.

 

Ход мероприятия:

Добрый вечер, ребята, участники и гости нашего вечера. В завершении недели гуманитарных наук мы проводим исторический вечер «Эпохальное событие».

Принимать участие в наших конкурсах будут две команды представителей от классов. Первая команда: 5, 7, 9, 11 по 2 представителя от класса.

Вторая команда: 6, 8, 10 класс.

Просим команды занять свои места.

А жюри определит команду победителя и самого активного участника сегодняшнего вечера.

1. Первый конкурс. Разминка. За каждый правильный ответ –1 балл.

1. Как называется просьба, благодарение, хвала, с которой люди обращаются к богам и духам? (молитва)

2. Как называется изобретенный в Китае напиток, прогоняющий усталость? (чай)

 3.В каком году была крещена Русь? (988 г)

4. Какую фамилию носил Петр -1? (Романов)

5. Изобретенный в Китае прибор, который помогал в далеких путешествиях.

6.Тонкая и воздушная ткань, секрет производства был известен только китайцам.

Ну а чтоб нам не заскучать приглашаем на сцену 5 класс с их номером.

2. Второй конкурс. Задания с развёрнутым ответом. На обсуждение ответа даётся минута.

1.В 1666 году королева Англии Елизавета издала указ: погребать умерших только в шерстяной одежде. За нарушение этого указа даже был установлен штраф: 5 фунтов стерлингов. Как вы думаете, в чём именно была причина такого странного указа?

2.Известно, что в жизни России большую роль играет картофель, во Франции – виноград, в странах южной Европы – олива. А какой плод, если верить легендам, трижды влиял на судьбы человечества и в каких ситуациях конкретно? (опишите все три случая)

3.Только после этого события древние скифы вселялись в свои дома, в то время как мы обычно после этого из своих домов выселяемся. Что за “событие”? (и с чем это связано?)

4.Как известно, картофель с большим трудом приживался в Европе (особенно в России, т.к. сначала по незнанию ели ягоды, не корнеплоды, а ведь они ядовиты; даже прозвали его “дьявольская ягода”). Из-за насильственного насаждения картофеля повсюду возникали “картофельные бунты”. Чтобы новая культура получила массовое распространение в крестьянских хозяйствах, французский агроном ХVIII века Антуан Пармантье придумал остроумный способ. Он посадил картофель на государственных полях и выставил вокруг них многочисленную вооружённую охрану. Это привело к тому, что очень скоро картофель появился во всех крестьянских огородах. Каким образом? В чём состоял хитроумный план?

5.Какой год в истории России был самым коротким и почему?

6.В допетровской России орденов и медалей не было, но людей всё же награждали оригинальным образом за особые заслуги. Не выходя из студии и не вставая с места, наградите ведущего одной из высших наград того времени!

7.В древнем Самарканде новорожденному младенцу что-то мазали клеем, а что-то мёдом. Вопрос: как вы думаете, что именно чем ему мазали и зачем?

8.Об этом спрашивает русская народная загадка: “На что глядят, а не видят? Про что ведают, но толком не знают?” Древнегреческий философ Эпикур говорил об этом так: “Когда я есть, её ещё нет, когда она есть – меня уже нет”. Вопрос: о чём идёт речь?

9.Френсис Дрейк при встрече с королевой Викторией поднял руку и слегка прикрыл ею глаза. После объяснения смысла этого жеста корсаром королева даровала ему титул. Вопрос: как именно Дрейк объяснил свой жест и что он, не сильно изменившись, обозначает сейчас (и не только в Англии)?

10.Когда один известный в Древнем Риме болтун попросил блистательного оратора и мудреца Сократа обучить его своему искусству красноречия, тот назначил двойную плату за обучение. Когда же болтун спросил о причине такого факта, Сократ ему сказал.... Вопрос: как именно Сократ объяснил причину?

11.Существует легенда о том, как однажды мудрый старец-монах, обращаясь к молодому послушнику монастыря, велел ему посадить капусту на монастырском огороде вверх корнями. Послушник подумал, что старец ошибся, и решил посадить капусту правильно. Через некоторое время старец увидел выросшие кочаны и гневно спросил: “Почему ты не посадил капусту корнями вверх, как я тебе велел?” “Но тогда бы ничего не выросло!” – воскликнул послушник. “Нет, ошибаешься, – сказал старец,.... ” Вопрос: продолжите фразу старца.

12. Люди издавна хотели разобраться, что же полезнее – чай или кофе? История знает случай, когда выяснению этого вопроса был посвящен очень серьезный и в то же время вызывающий улыбку эксперимент. Это произошло в Швеции в XVIII веке. Король Густав Третий распорядился заменить смертную казнь пожизненным заключением двум братьям-близнецам. Одному из них было разрешено пить только чай, другому – только кофе. Наблюдать за действием напитков был приставлен специальный врач.

Вопрос. Чем закончился данный эксперимент?

Ответ. Шли годы, умер, не дождавшись конца эксперимента, врач, потом погиб король в бою, а братья-близнецы дожили до 80 лет и умерли почти одновременно.

13.В каких случаях в военной переписке начала XIX века дата на письме указывалась вверху, а в каких – внизу?

14.В разные времена это изобретение имело в народе разные названия: «костотряс», «паук» и др. А в переводе с латинского это слово означает «быстрая нога». О чем речь?

Ответы на вопросы (в том же порядке)

1.В 1666 году в Англии возникли проблемы со сбытом продукции шерстяной промышленности. С этим и был связан королевский указ, повелевавший использовать шерсть для погребения (протекционизм).

2.Это яблоко. Яблоко с древа познания в раю, яблоко раздора из греческой мифологии и яблоко, подсказавшее Ньютону закон всемирного тяготения (в чёрном ящике – конечно же, лежит яблоко).

3.Вселялись после пожаров, так как скифы жили в глиняных домах, которые предварительно обжигали (для прочности).

4.Как говорится, запретный плод сладок. Когда охрана уходила на ночь, окрестные крестьяне активно воровали картофель и для пробы высаживали его на своих огородах, на что и рассчитывал Пармантье.

5.Самым коротким был 1699 год в связи с переходом на празднование Нового года с 1 января (а не с 1 сентября).

6.Чтобы наградить ведущего, необходимо просто назвать его по имени-отчеству.

7.Мёдом мазали уста, чтобы младенец был красноречив, а клеем – ладошки, чтобы к рукам прилипали деньги.

8.И загадка, и слова философа – о смерти.

9.Пират ответил: “Красота и великолепие королевы ослепили меня”. Сейчас этим жестом отдают честь военные.

10. Сократ сказал: “Одно я прошу за то, что научу тебя говорить, другое – за то, что научу тебя молчать”.

11.“Нет, ошибаешься, тогда бы выросло твоё послушание!” - ответил старец.

А теперь выступление 6 класса.

3.Задание «Что бы это значило»   

Мы часто слышим и употребляем крылатые выражения. Вам предстоит объяснить происхождение этих выражений.

1. Какова история выражения «чур, меня»? (Древние славяне почитали умершего предка, которого называли «чур» или «щур». Выражение «чур, меня!» в то время означало «храни меня, предок».

2. Почему говорят: «пиши с красной строки»? (Заглавные буквы в древности писали красными чернилами – киноварью, отсюда «красная строка»).

3. Объясните выражение «закасав рукава» и «спустя рукава»? (В Древней Руси одежду шили с длинными рукавами, заменявшими перчатки. Если человеку приходилось что-нибудь делать в одежде с такими рукавами, он делал это плохо («спустя рукава»). Хорошо работалось лишь «закасав рукава». Поэтому сейчас говорят о хорошо работающем человеке: «работает закатав рукава», а о лентяе: «работает спустя рукава».)

4.Зарубить на носу

В этом выражении слово "нос" не имеет ничего общего с органом обоняния. "Носом" называлась памятная деревянная дощечка. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память. Здесь слово "нос" - это то, что "носят" (от глагола "носить")

 

5.Бить баклуши

Что такое "баклуши", кто и когда их "бьет"? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку — баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось "баклуши бить". Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими — "баклушечниками", и пошла наша поговорка.

 

6.Всыпать по первое число

Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если «наставник» переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

 

7.Дойти до ручки

Фразеологическое выражение "дойти до ручки", означающее "опуститься, потерять человеческий облик" было придумано в Древней Руси. Происхождение его весьма занимательно и связано напрямую с калачом. Калач – это пшеничный хлеб, выпекаемый в форме замка с круглой дужкой. Горожане зачастую ели калачи прямо на улице, держа за эту самую круглую дужку. Саму ручку из соображений гигиены в пищу не употребляли, а отдавали нищим или собакам. Про тех же, кто не брезговал её съесть, говорили "дошёл до ручки".

 

8.Долгий ящик

При царе Алексее Михайловиче в селе Коломенском под Москвой висел долгий ящик для челобитных.

 

На лбу написано

Если про человека говорят, что у него на лбу написано, то обычно подразумевается, что ничего хорошего написано там быть не может. Выражение это появилось при Елизавете Петровне, которая в 1746 г. приказала клеймить лбы преступникам, чтобы они "от прочих добрых и неподозрительных людей отличны были". Отсюда же ведут происхождение выражения "заклеймить позором" и "прожженный преступник".

 

Непутевый человек

В старину на Руси "путем" называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий — ведающий княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь — должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.

 

Перемывать кости

Выражение "перемывать кости" известно всем с детства и интересно тем, что является, пожалуй, одной из самых древних идиом русского языка. Речь в данном случае идет о забытом обряде перезахоронения: спустя три года после смерти покойника извлекали из могилы, очищали кости от тлена и заново хоронили. Это действие сопровождалось воспоминаниями о покойном, оценкой его характера, дел и поступков. Данный обряд был хорошо известен еще в XII веке, свидетельством чего являются строки из «Слова о полку Игореве»: «Кто же омоет твои мощи?» («Плач Ярославны»). Однако во все времена соседи и знакомые предпочитали не ждать так долго и перемывали кости еще живым людям.

 

 

Пускать пыль в глаза

Крылатое выражение "пускать пыль в глаза" появилось в XVI веке. В настоящее время оно употребляется в значении "создавать ложное впечатление о своих возможностях". Однако первоначальный смысл другой: во время кулачных боев нечестные бойцы брали с собой мешочки с песком, который бросали в глаза соперникам. В 1726 г. этот прием был запрещен специальным указом.

 

Работать спустя рукава

В Древней Руси богатые люди носили верхнюю одежду с очень длинными рукавами. В рукав обычно продевали лишь правую руку — собирая его во множество сборок, левый рукав спускали вдоль тела до земли. Понятно, что заниматься физическим трудом в такой одежде было невозможно. Благодаря этому и возникло выражение "работать спустя рукава", что означает выполнять работу небрежно, без старания, кое-как.

Существует также противоположное по смыслу выражение: "работать засучив рукава", то есть старательно, с полной отдачей.

 

Тертый калач

В старину действительно был такой сорт хлеба — "тертый калач". Тесто для него очень долго мяли, месили, "терли", отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица — "не терт, не мят, не будет калач". То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.

Время для выступления 7 класса.

4.«Кому принадлежат слова?»

1) «Иду на вы».

2) «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет».

3) «Русский штык прорвался через Альпы».

4) «Пуля — дура, штык — молодец».

5) «С потерей Москвы не потеряна Россия. Потеряв же армию, мы потеряем и Москву, и Россию».

 (Ответы: 1. Святослав. 2. Александр Невский. 3. Кузьма Минин. 4. А. В. Суворов. 5. А. В. Суворов. 6. М. И. Кутузов. 7. Петр I. 8. Дмитрий Донской)

Выступает 8 класс.

5.Ведущие игры называют пословицы, посвященные солдатской службе и жизни, а командам нужно вспомнить их завершение. За каждый правильный ответ — балл.

1. Для Родины своей ни сил, ни жизни не... (жалей).

2. Родина — мать, умей за нее... (постоять).

3. Чужбина — калина, а Родина —... (малина).

4. Мало победы ждать, надо победу... (взять).

5. В бою нужны смекалка, отвага и... (закалка).

6. Честь солдата береги... (свято).

7. Умелый боец везде... (молодец).

8. Смелый побеждает — трус... (погибает).

9. Смелость города... (берет).

10. Славу свою добывай... (в бою).

11. Русский солдат не знает... (преград).

12. Плох тот солдат, который не мечтает быть... (генералом).

13. Кто честно служит, с тем слава... (дружит).

14. Кто храбр да стоек, тот десятерых... (стоит).

15. Кто за правое дело стоит, тот всегда... (победит).

16. Бой — святое дело, иди на врага... (смело).

17. Смелого пуля боится, смелого штык не... (берет).

Пока жюри подводит итоги выступает 9 класс.

После окончания игры победителям вручают награды, а также заслушивают отзывы и мнения жюри о степени подготовленности и активности команд.


 

Историческая олимпиада

 

История 9 класс

 

Исторический клуб

 

Научное общество учащихся «Клио»

Документы, регламентирующие деятельность: Положение о ШНОУ, Устав.

Структура НОУ: Руководитель учитель-предметник; Президент (выбираемый или назначаемый из числа участников). При большом количестве участников возможен вариант с назначением Совета (от 3 человек до 10).

Цели и задачи научного общества учащихся:

1.Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной исторической науки.

2.Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях исторической науки и развитие их творческих способностей.

 3.Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.

4.Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях истории.

 5.Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Положения о НОУ:

1. Общие положения.

 1.1. Научное общество – добровольное творческое объединение учащихся школы. В Научном обществе учащиеся совершенствуют свои знания в определенной области исторической науки и искусства, приобретают навыки работы под руководством педагогов, учителей и других специалистов.

1.2. Членами Научного общества могут быть все учащиеся школы, изъявившие желание работать в Научном обществе и имеющие склонность к научному творчеству.

 1.3. В работе Научного общества могут также участвовать учителя и все ученики.

Содержание деятельности Научного общества.

 3.1. Организация и проведение исследований, выполнение творческих коллективных проектов.

3.2. Проведение научно-практических конференций, где подводятся итоги научно- исследовательской и учебно-исследовательской работы; формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся могут быть доклады, проекты, компьютерные программы и другое.

 3.3. Организация творческих встреч со специалистами вузов.

 3.4. Организация участия в конкурсах, фестивалях, конференциях исследовательских работ.

 3.5. Издание сборников тезисов лучших исследовательских работ.

 4. Организация работы Научного общества.

 4.1. В начале учебного года избирается Совет Научного общества, который осуществляет руководство над секциями.

 4.2. В Совет входят призеры научных конференций.

 4.3. Тематика научно-исследовательской деятельности определяется совместно с научным руководителем по согласованию с МО учителей предметников.

 4.4. Результаты деятельности Научного общества за год подводятся на итоговом заседании Совета.

Девиз: Клио! Прочь откинем жизни скуку,

И пойдем навстречу знанью.

Будем чтить, ценить науку,

Стремясь к истории познанью.

Устав ШНОУ

 1.В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.

1.1. Возраст вступления в НОУ — без ограничений.

1.2. Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:

 - выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т.д.);

 - получить необходимую консультацию у руководителя; - иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;

 - получить рецензию на написанную научную работу у педагогов, компетентных в данной теме; - выступить с окончательным вариантом научной работы на научно- исследовательской конференции в своем учебном заведении;

 - представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях в районе и городе; - опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.

 2. Цели и задачи деятельности Научного общества

 2.1 Целью Научного общества является воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации.

 2.2 Задачи Научного общества:

 - формирование единого научного сообщества со своими традициями;

 - ориентация учащихся на творческую деятельность;

- подготовка членов общества к самостоятельной исследовательской деятельности; - вовлечение в коллективную деятельность учащихся разных возрастов;

 - проведение исследований, имеющих практическое значение (социологический опрос, социологическое исследование, разработка и реализация проектов);

- раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к исследовательской деятельности;

 - профессиональная ориентация учащихся; - пропаганда достижений науки, техники, культуры;

 - повышение престижа знаний, грамотности в широком смысле слова;

- обогащать социальный опыт: учить деловитости, умению преодолевать трудности, достойно переживать успехи и неудачи;

 - развитие личности ученика, формирование системности и глубины знаний, критическое мышление.

Ученик, участвующий в НОУ, обязан:

 1.Регулярно и активно участвовать в заседаниях научного общества в своей секции;

2.Периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции;

3.Обращаться в школьную библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы;

4.Активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях;

 5.Строго соблюдать сроки выполнения научных работ;

6.Строго выполнять требования к оформлению научной работы.

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ:

 1.САМОУПРАВЛЕНИЕ

. 2.ДОБРОВОЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.

3.ВКЛЮЧЕННОСТЬ В РАБОТУ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА: УЧАЩИЕСЯ, УЧИТЕЛЯ, РОДИТЕЛИ.

Цели работы научно-практических конференций:

 1.Создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности учащихся через организацию научно- исследовательской деятельности.

 2.Развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений научно- исследовательской деятельности.

Требования к проектам:

1. В проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема.

 2. Исследования, как и сам проект, учащиеся должны выполнить самостоятельно.

3. Необходимо четко обозначить теоретическую и практическую части.

 4. Оформленный проект должен содержать:

· титульный лист

 · содержание (с указанием номеров страниц отдельных разделов, глав);

 ·введение (включает обоснование выбора темы, указание цели и задач, проблемы, методов исследования, объекта и предмета исследования);

 ·основная часть (описание основных этапов создания проекта);

 · заключение (содержит основные выводы);

 · список использованных источников;

 ·приложения (рисунки, фотографи<


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.26 с.