Немеханистическое объяснение — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Немеханистическое объяснение

2020-06-02 90
Немеханистическое объяснение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Любая теория, претендующая на то, чтобы объяснить явление, должна пользоваться набором описывающих терминов. Некоторые из них мы можем определить, комбинируя другие термины теории, но так называемые исходные, или фундаментальные термины, которые неизбежно должны присутствовать, мы не можем определить таким образом. В механистической теории все исходные термины соответствуют числам или сочетаниям чисел, и, как правило, ученые в настоящее время пытаются вылепить все свои теории в этой форме. Но теория не обязательно должна быть механистической, чтобы считаться научной. Совершенно уместно принять такую точку зрения, где теоретическое объяснение считается научным, если оно логически последовательно, и мы благодаря ему в состоянии практически заниматься данным явлением и расширять паше знание о нем непосредственно на опыте. Такое научное объяснение может содержать исходные термины, которые невозможно свести к числовым структурам.

В заключительной части мы обрисуем в общих чертах альтернативный подход к пониманию сознания – подход, который является научным в только что описанном смысле, но не является механистическим. Известный как санатана-дхарма, этот подход излагается в древних индийских ведических произведениях, таких как «Бхагавад-гита», «Шримад-Бхагаватам» и др. Мы дадим краткое описание санатана-дхармы и покажем, как она удовлетворительно объясняет связь между сознанием и механизмом. Это объяснение, на самом деле, базируется на роде существ, описанных в пунктах (1) и (2), и санатана-дхарма очень ясно и точно описывает природу этих существ. Наконец, мы кратко очертим, как эта система мышления может расширить наше понимание сознания, открыв новые области практического опыта.

Принимая сознательную личность как неделимую основу действительности, санатана – дхарма существенно отклоняется от механистической точки зрения. Для тех, кто ее придерживается, все описания действительности в конечном итоге сводятся к комбинациям простых объективных сущностей, которые могут быть представлены в цифрах, как частицы или поля в физике. А санатана-дхарма учит, что конечной основой действительности является Абсолютная Личность, которая может быть названа разными личными именами, такими как Кришна и Говинда, эта изначальная личность полна сознанием, чувством, умом, волей и другими качествами личности. Согласно санатана-дхарме, все эти свойства абсолютны и их невозможно свести к продукту преобразований какого-то безличного субстрата. Скорее наоборот, все явления личные и безличные есть проявление энергии Верховной Личности, и мы не можем полностью понять эти явления, не обратившись к исходному источнику.

Верховная Личность обладает двумя основными энергиями: внешней и внутренней. Внешняя энергия включает то, что называют материей и энергией. Это основа всех форм и явлений, которые мы воспринимаем посредством наших телесных органов ощущения, но она неодушевлена.

А внутренняя энергия включает бесчисленные ощущающие существа, называемые атмами. Каждая атма обладает сознанием и всеми качествами личности, включая чувства, разум и ум, эти качества являются врожденными чертами атмы, и они так же неделимы, как и соответствующие качества Верховной Личности. Атмы являются атомарными индивидуальными личностями, которые не могут утратить свои личные качества ни при слиянии в целое, ни при разложении на части.

Санатана-дхарма учит, что живой организм состоит из атмы, соединенной с физическим телом, созданным из внешней энергии.

«Бхагавад-гита описывает физическое тело, как машину (йантру), а атму как пассажира, едущего в этой машине. Когда атма облекается плотью, ее естественные ощущения объединяются с физической информационно-обрабатывающей системой тела, и так она воспринимает мир через телесные органы. Атма является действительным сознающим «я» живого существа, а тело – просто неодушевленным, подобным оболочке, механизмом.

Если мы вернемся к нашим аргументам, описывающим машинное сознание, мы увидим, что в теле атма играет роль, определенную в пунктах (1) и (2). Атме присуще сознание, и она обладает ощущающими способностями и умом, необходимым для истолковывания абстрактных свойств сложных состояний мозга. В самом деле, если мы рассмотрим пункты (1) и (2), мы увидим, что атма не только удовлетворяет им, но что они сами требую г такого рода ощущающее разумное существо.

Мы лучше поймем роль атмы, как обладающего сознанием воспринимающего существа в теле, рассмотрев, что происходит с человеком, читающим книгу.

 

Сознательное осознавание замысла и образов рассказа

 

Замысел

Темы и характер описаний

Основные идеи и образы

Предложения

Слова

Буквы

Чернила на бумаге

 

Рисунок 5. Связь между сознанием и физической структурой книги. Когда человек читает книгу, он осознает абстрактные свойства высшего порядка узоров чернил на бумаге, прямо не представленные физическими структурами. Подобным же образом можно понять соотношение между сознанием и абстрактными свойствами структур на рисунке 4, если мы постулируем существование нефизического связного между органами чувств и познавательной способностью мыслящей личности.

 

Когда человек читает, он осознает разнородные мысли и идеи, которые соответствуют абстрактным свойствам высшего порядка, заключенным в расположении чернил на страницах. Ни одно из этих абстрактных свойств не существует в самой книге, и нам даже в голову не придет, что книга сознает то, что в ней содержится. На рисунке 5 показано, что для установления соотношения между книгой и сознательным осознаванием ее содержания необходима сознательная личность с умом и чувствами, которая могла бы читать эту книгу. Таким же образом, чтобы сознательное осознавание могло быть связано с абстрактными свойствами состояний машины, должно быть ощущающее существо, чтобы читать эти состояния.

На это нам могут возразить, что мы, пытаясь объяснить сознающую личность, утверждаем существование в его геле другой сознающей личности и таким образом вообще ничего не разъясняем. Нас спросят, как же тогда объяснить сознание этой личности, и это приведет к бесконечному повторению.

Отвечая, мы заметим, что это возражение заранее предполагает, механистическое объяснение сознания. А наши аргументы о машинном сознании сводятся к наблюдению, свидетельствующему о том, что сознающая личность не может быть объяснена механистически. Бесконечное повторение этого рода неизбежно, если мы или не приложим усилия к пониманию сознания, или утвердим существование ощущающего существа, которое нельзя разложить на комбинации неощущаемых частиц. Санатана дхарма рассматривает сознательную личность, как основную и неделимую, и таким образом «бесконечное повторение» останавливается на атме.

Действительная ценность концепции атмы, как объяснения сознания природы, в том, что она дает дорогу к дальнейшим исследованиям и открытиям. Сама идея о гом, что сознающее «я» обладает своими собственными врожденными чувствами, приводит к гому, что эти чувства должны быть в состоянии функционировать независимо от физического аппарата пела. Согласно санатана-дхарме, собственные чувства атмы на самом деле не ограничиваются только истолкованием физических состояний материального мира. Атма может достигать гораздо более высокого уровня восприятия, а санатана-дхарма прежде всего снабжает человека эффективными средствами, с помощью которых он может реализовать эти способности на практике.

 

Наука сознания

 

Так как Верховная Личность и индивидуальные атмы не являются комбинациями материальных элементов, мы не можем наблюдать их посредством материальных органов чувств. На основе информации, полученной с помощью материальных чувств, мы можем только предположить их существование с помощью косвенных аргументов, подобных тем, которые приведены в этой статье. Однако согласно санатана-дхарме мы можем непосредственно наблюдать и понимать Верховную Личность и атму, воспользовавшись естественными ощущающими способностями атмы. Таким образом, санатана-дхарма подводит основу для истинной науки о сознании.

Так как эта наука занимается всеми потенциальными возможностями атмы, она, несомненно, простирается за пределы механистического мышления. Когда атма ограничена физическим телесным состоянием, она может принимать участие в личной деятельности только посредством механизмов, таких, как мозг, которые генерируют поведение непрерывным рядом безличных операций. В такой абсурдной ситуации атма не может проявлять все заложенные в ней возможности.

Но атма может достичь более высокого состояния деятельности, в котором она непосредственно участвует в отношениях любовного обмена с Верховной Личностью. Кришной. Так как и атма, и Кришна по природе своей являются личностями, способными ощущать, то эти взаимоотношения приводят к полному использованию всех способностей восприятия, мышления, чувств и действий. Непосредственный взаимообмен между атмой и Кришной определяет конечную функцию и смысл сознающей личности, подобно гому, как можно утверждать, что взаимодействие электрона с электрическим полем определяет конечный смысл электрического заряда, санатана-дхарма учит, что истинная природа сознания может быть понята атмой только на этом уровне сознательной активности.

Так санатана-дхарма снабжает нас сведениями о природе сознательного существа, которые выходят далеко за пределы концепций механистического мировоззрения. Поддерживая идею о том, что тело является машиной, эти сведения утверждают, что суть сознательной личности находится в существе, которое взаимодействует с машиной, но полностью отличается от нее. Более того, истинную природу этого существа можно узнать только в абсолютных условиях, лежащих за пределами царства машин.

Ранее мы доказали, что строго механистический подход к жизни не может удовлетворительно объяснить сознание. Если мы хотим добиться прогресса в этой области, нам необходим радикально отличающийся подход, и мы кратко обрисовали, как санатана- дхарма дает такую альтернативу, санатана-дхарма объясняет соотношение между сознанием и машинами, смело постулируя, что сознательная личность неделима. Она проливает свет на фундаментальное значение существования личности, открывая высшую сферу сознательной деятельности, сферу, которую можно исследовать непосредственно опытом. Механистическое мировоззрение, в лучшем случае, может привести нас к стерильной, бихевиористической карикатуре сознательной личности, кратко обрисованной закомпьютеризованным Мр. Джонсом.

 

 

Примечания:

 

1. На самом деле, квадратные корни вычисляются на компьютере более сложными методами, достигающими высокой точности. Метод, изображенный на рисунке 1. приведен как простой наглядный пример сущности программ компьютера.

2. Для ясности давайте кратко объясним, почему это так. Допустим, что можно описать модель ощущающего существа посредством программы компьютера. Тогда какой-то уровень организации программы будет соответствовать элементарным частям модели.

Например, в квантовой механической модели они могли бы быть квантовыми волновыми функциями. Уровень программы, соответствующей «мыслям» И «чувствам». Должен быть гораздо выше этого уровня. Исходя из этого мы заключаем, что «познавательный» уровень никак не мог бы существовать на самом деле в моделированной системе. Он соответствовал бы только абстрактным свойствам состояний этой системы, и, таким образом, потребовалось бы существо, описанное в пунктах (1) и (2), для осуществления связи между системой и содержанием сознания.

 

Глава 4

ЗАКОН РЕИНКАРНАЦИИ


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.