Тема 1. Характерные тенденции философии эпохи Возрождения — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема 1. Характерные тенденции философии эпохи Возрождения

2020-06-02 174
Тема 1. Характерные тенденции философии эпохи Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Переосмысление античного наследия. Уверенность в силе разума. Внимание к человеку и природе. Религиозная реформация. Возникновение экспериментального естествознания. Великие открытия. Становление сильных национальных государств. Упадок феодализма, развитие раннего капитализма. Антропоцентризм. Натурфилософия. Неоплатонизм. Гуманизм.

 

Лекция

Период Возрождения [1] (или Ренессанса) простирается с середины XIV до начала XVII века. Его можно рассматривать как промежуточный этап между средневековой философией и началом современной философии. С философской точки зрения Возрождение представляет собою движение от христианства и средневековой схоластики к гуманизму. Эта эпоха названа в честь возрождения классической цивилизации и обучения. Обычно считается, что Возрождение началось в Северной Италии (Флоренции) в середине XIV века и в течение последующих двух столетий прокатилось по всей Западной Европе.

Рассматриваемый период характеризовался:

ü переосмыслением античного наследия (философии и культуры),

ü огромной уверенностью в силе разума,

ü растущим вниманием к человеку и природе,

ü религиозной реформацией,

ü возникновением экспериментального естествознания,

ü великими открытиями (компас, порох и книгопечатание),

ü становлением сильных национальных государств, которые в итоге превратились в абсолютные монархии,

ü упадком феодализма, развитием раннего капитализма.

Основными мировоззренческими тенденциями Возрождения принято считать:

§ гуманизм,

§ неоплатонизм,

§ натурфилософию,

§ антропоцентризм.

Возрождение было периодом, в котором возобновление интереса к классическим текстам частично переключило философские интересы от исследований в области логики, метафизики и теологии к эклектическим исследованиям в области морали, филологии и мистики.

Наиболее известные философы Возрождения: Николай Кузанский, Джованни Пико делла Мирандола, Дезидерий Эразм Роттердамский, Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Мишель де Монтень, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, Франсиско Суарес, Николай Коперник, Кеплер, Галилео Галилей, Никколо Маккиавелли, Томас Мор.

Центральные вопросы эпохи Возрождения:

§ Эпистемология: может ли человек получить знания о мире? Если да, то каковы источники подлинного знания? В частности, как чувственное восприятие способствует познанию?

§ Метафизика: Что составляют Вселенную? В частности, каковы отличительные черты человеческой природы? Существует ли Бог?

§ Этика: По каким стандартам следует оценивать поведение человека? Какие поступки нравственны, и что побуждает нас их совершать? Возможно ли нравственное поведение без опоры на религиозные убеждения?

§ Метафилософия: Каково особое назначение философии? Каковы должны быть цели и методы философского исследования?

Несмотря на новизну и оригинальность некоторых идей, философия в эпоху Возрождения ещё имела много общего с традициями предыдущих столетий Средневековья.

 

Тема 2. Основные направления философии эпохи Возрождения

Гуманистическое направление. Данте Алигьери. Франческо Петрарка. Джованни Боккаччо. Аристотелизм эпохи Возрождения. Неоплатоническое направление. Марсилио Фичино. Джованни Пико делла Мирандола. Натурфилософское направление. Мистический пантеизм и диалектика Николая Кузанского. Натуралистический пантеизм и учение о бесконечности Вселенной Джордано Бруно. Реформационное направление. Политическое направление. Политический реализм Никколо Макиавелли. Политический абсолютизм Жана Бодена. Социально-утопическая теория Томаса Мора.

 

Лекция

Гуманистическое направление

Обращение к античной классике и гуманитарным искусствам в целом, таким как история и литература, вызвало научный интерес и сформировало тенденцию, называемую гуманизмом. Следуя за Петраркой, гуманисты сделали человека и его добродетели фокусом философии.

Гуманизм – это идеологическое движение в философии эпохи Возрождения, ориентированное на человека. Гуманизм поддерживает разум и оптимистическое отношение к жизни, конечной целью которой является человеческое процветание (эвдемонизм) в земной жизни. Гуманистические идеи прослеживались с древности в различных теориях, но как идентифицируемое движение гуманизм возник именно в XIV-XVI веках.

Этика гуманизма отмечает достоинство и ценность человека, его способность определять правильное поведение, исходя из рациональных соображений, а не из веры. Он поддерживает моральный универсализм, основанный на общности человеческого рода, и поощряет секуляризм, освобождение от религиозного правления и образования.

В метафизике гуманизм рассматривает все формы сверхъестественного как миф, а природу – как совокупность бытия и как постоянно меняющуюся систему материи и энергии, которая существует независимо от ума или сознания. Он отвергает обоснованность трансцендентных оснований, таких как вера в сверхъестественное или тексты «божественного» происхождения.

В теории познания гуманизм поддерживает научный скептицизм (задаётся вопросами обоснованности знаний, лишённых опытных данных) и научный метод (сбор информации, формулирование и проверка гипотез).

В политической философии гуманизм подчёркивает индивидуальную свободу и ответственность, человеческие ценности и сострадание.

Предпосылки гуманизма были заложены в Италии, и прежде всего во Флоренции, тремя поэтами-философами Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1375).

Помимо вышеупомянутых итальянских поэтов, гуманистами Возрождения считаются: голландский богослов Эразм Роттердамский (1466-1536) и итальянский учёный Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494).

В своих произведениях они пишут о ценности земной жизни, человеческих чувствах и центральном месте человека в мире. Данте Алигьери в своей знаменитой «Комедии», названной позже «Божественной», писал, что из всех проявлений Божественной мудрости, человек – величайшее чудо. Петрарка воспевал любовь к знанию, к природе, любовь к женщине и к славе. Своей возлюбленной Лауре он посвятил 366 стихов. Пико делла Мирандола в «Речи о достоинстве человека» вкладывает в уста Бога, обращенные к Адаму, слова о том, что человек – это свободный и славный мастер, который сам может выстроить свою судьбу.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.