Аристотелизм эпохи Возрождения — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Аристотелизм эпохи Возрождения

2020-06-02 149
Аристотелизм эпохи Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изучение классической философии развивалось в двух направлениях. С одной стороны, изучение Аристотеля было изменено влиянием аверроизма. Разногласия между аверроистами и более православными католическими аристотелистами, такими как Альбертус Магнус и Фома Аквинский, в конечном итоге способствовали развитию «гуманистического аристотелизма».

Неоплатоническое направление в философии Возрождения

В качестве альтернативы Аристотелю стало распространяться изучение Платона и неоплатоников. Этому способствовало повторное открытие античных трудов, ранее не известных в Западной Европе. Известные платонисты эпохи Возрождения – это Николай Кузанский, а затем Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола.

Значительную роль в широком распространении платоновского учения в это время сыграла так называемая Платоновская Академия [2] (1462) во Флоренции. Академия не была образовательным учреждением в общепринятом понимании, – это был союз мыслителей, увлечённых философией Платона. Организатором деятельности Академии был Марсилио Фичино (1433-1499), и он же был ведущим разработчиком гуманистических идеалов, базирующихся на новом понимании христианства в аспекте древних мистических и магических практик, а также в свете философии Платона. В свете такого подхода у Фичино возникает концепция «всеобщей религии».

 

Натурфилософское направление

Возрождение также породило интерес к натурфилософии (философии природы, не требующей теологии для объяснения мира), что отражается в работах Николая Кузанского, Николая Коперника, Джордано Бруно и Томмазо Кампанеллы. Такие движения в естественной философии [3] совпали с возрождением интереса к оккультизму, магии, герметической философии и астрологии, которые, как полагали, давали скрытые способы познания и овладения природой (например, у Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандолы).

Натурфилософия Николая Кузанского (1401-1464) – автора многочисленных трудов, среди которых «О неином», «Об уме», «О бытии-возможности», «Об учёном незнании» - представляет собой соединение мистического пантеизма и диалектики. Он разработал диалектический принцип совпадения противоположностей в едином предмете в бесконечности («Если взять многоугольник и увеличивать количество сторон, то в бесконечности этот многоугольник совпадет с кругом. Противоположности в бесконечности совпадают»). Математику он использует для демонстрации и обоснования своих тезисов. Пантеизм [4] Николая Кузанского – в его формулах «Бог во всём и всё в Боге», «Вещи (природа) в Боге». Он сближает Бога и природу (пантеизм): Вселенная – «развёртывание» Бога. Сам Бог - это «абсолютный максимум», а природа – «ограниченный максимум». Человек – это микрокосм, т.е. своеобразное подобие Бога-природы. Отсюда у Кузанского вытекает тождество Бога и человека: поскольку максимум единственен, то ему ничего не противостоит, следовательно, с ним совпадает минимум. Следовательно, «Творец и творение суть одно и то же».

Гелиоцентризм [5] Николая Коперника (1473-1543) оказался революционной теорией не только для Церкви, но и для человеческого сознания. Польский философ-астроном позволил человеку дистанцироваться от жизненного опыта и субъективного восприятия истины и потребовал посмотреть на мир с точки зрения разума. Раньше человек представлял мир с позиции субъективной перспективы, в центре которой он находился. Теперь человек понял, что личный опыт может быть подвергнут теоретическому осмыслению и привести к другим выводам о мире. Коперник опубликовал своё открытие в работе «О вращениях небесных сфер» (1543).

В натурфилософии Джордано Бруно (1548-1600) развивается натуралистический пантеизм и учение о бесконечности Вселенной (которая никем не сотворена, существует вечно, не имеет центра). Он воспринял идею Коперника о том, что не Солнце вертится вокруг Земли, а наоборот. Он утверждал, что звезды – это те же солнца, только очень удаленные от Земли, и поэтому их свет такой маленький. Вокруг звезд, как и вокруг Солнца, кружатся планеты, и на некоторых из них есть жизнь. Таким образом, Бруно выдвинул фундаментальную идею множественности миров. В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.