Традиционные способы документирования. Ручные пишущие средства — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Традиционные способы документирования. Ручные пишущие средства

2020-05-10 469
Традиционные способы документирования. Ручные пишущие средства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исторически первым способом документирования был начертательный способ закрепления информации. Этот способ заключается в нанесении языковых знаков и знаков-изображений на поверхность материального носителя обычно при помощи какого-либо красящего вещества (чернила, графит, краски и т. п.) либо заострённого предмета, если в качестве носителя использовались мягкие материалы для письма — глина, воск и т. п. Иногда заострёнными орудиями информация наносилась и на твёрдые материалы (кость, кора деревьев и др.).

Первоначально фиксация информации подобным способом осуществлялась вручную, с использованием простейших пишущих средств, которые являются наиболее древними средствами документирования. Их появление было неразрывно связано с возникновением письменности. К числу этих средств относились: стило (стиль), представлявшее собой узкую палочку из кости, меди, серебра длиной в 4-5 указательных пальцев с заострённым одним концом и сплюснутым — другим. Острым концом писали, а плоским — стирали ошибки. Другое древнее средство документирования, которым писали на папирусе, пергаменте, называлось калам. [Во множестве словарей мы можем прочитать, что русское слово карандаш происходит от тюркских слов кара ‘черный’ и таш, даш ‘камень’. Эта ставшая уже привычной этимология, тем не менее, небезупречна. Всё дело в звуке [н], который непонятно откуда, возник в слове карандаш, ведь в тюркских словах этого звука нет.

Венгерский тюрколог Ю. Немет в 1966 году предложил другую версию происхождения слова карандаш, которая достойна обсуждения. Он связал это слово со словом калам, которое обозначает инструмент для письма у разных народов Востока. Происходит это слово от греческого κάλαμος «тростник; тростниковое перо». Это заостренный тростниковый стержень, который окунали в чернила. В современных языках, например, в персидском, арабском и турецком, это слово стало обозначать просто перо или карандаш.

Согласно новой этимологии, слово карандаш возникло из сложения kalam «тростниковое перо» и daş «камень». То есть карандаш, это камень (графит), который используется как калам, орудие письма.

Фонетические изменения, из-за которых каламдаш превратился в карандаш, не выглядят невероятными. Звук [н] часто смешивается с [м], а [л] — с [р]. В русском языке встречаются разговорные формы слов канфора (вместо камфора), инбирь (вместо имбирь) и так далее. Переход звука [л] в [р] мы можем наблюдать в слове бусурманин, возникшем из мусульманин.

Наконец, весомым доводом в пользу этой этимологии служит то, что слово «калам-камень» в значении «карандаш» обнаружилось в одном из тюркских языков. Это азербайджанское gələmdaş «карандаш». Оно употреблялось в азербайджанском языке, но затем было вытеснено словом karandaş, заимствованным из русского. Однако оно ещё отмечено в «Азербайджанско-русском словаре» 1941 года.

Данная версия происхождения слова карандаш выдвинута уже давно. Она даже описана в учебнике «Этимология» Л. А. Введенской и Н. П. Колесникова]. Итак, калам это — заострённая палочка из тонкого тростника с расщеплённым надвое острым концом, которую погружали в чернила. Каламы использовались до VII – VI вв. до Р. X.

На смену каламам пришли гусиные, утиные, вороновые перья. В частности, упоминания о гусином пере относятся к VII веку. Однако уже в Древнем Риме появились перья из бронзы и меди, в Средние века— из серебра, а начиная с XVI столетия — из железа. Поскольку железные перья быстро изнашивались, на смену им пришли стальные. В середине XIX века в Европе, прежде всего в Германии, началось массовое промышленное производство стальных перьев, и уже во второй половине столетия насчитывалось свыше 400 их видов.

Идея резервуара внутри авторучки была простой и естественной, да и способ наполнения этого резервуара чернилами не был особенной проблемой. Однако ни одна из первых авторучек не могла обеспечить устойчивую и равномерную подачу чернил на перо. Эти ручки по своему собственному разумению выпускали столько чернил, сколько хотели и поэтому либо отказывались писать совсем, либо пачкали чернилами все, к чему прикасались, оставляя на бумаге кляксы, на руках и манжетах – грязные пятна, а в сердцах их обладателей – раздражение.

Ещё в 1809 г. была запатентована перьевая ручка, изобретателем которой стал Фредерик Фолш из Австрии. Она представляла собой деревянную цилиндрическую чернильницу с поршнем, который выдавливал порцию чернил (порой всю целиком) на бумагу. В конце XIX века независимо друг от друга взялись за усовершенствование чернильных ручек американцы Льюис Вотерман и Джордж Паркер.

В 1884 году страховой брокер Льюис Эдсон Вотерман (Lewis Edson Waterman), брокер по страхованию, 45 лет от роду, был готов к подписанию очень важного контракта. Клиент уже ожидал его в своем офисе. Для этого случая Вотерман приобрел новую перьевую авторучку. Он обычно пользовался простой ручкой и карманной чернильницей. Но ручка отказывалась писать – ни после первой, ни после второй попытки из пера ни удалось извлечь ни капли чернил. Третья же попытка закончилась появлением жирной кляксы на таком важном документе. Вотерман помчался в свой офис за другой копией контракта, но, вернувшись к своему клиенту, он обнаружил, что его обошли конкуренты – клиент подписал контракт с другим брокером. Льюис Вотерман решил взять реванш, но не обычным способом – изобрести такую перьевую ручку, которая бы никогда не подводила. Воспользовавшись для исследования мастерской своего брата, он твердо решил выяснить, в чем причина нерегулярности протекания чернил через перо. Вотерман довольно быстро определил, что проблема состоит в том, что система подачи чернил должна не только позволять чернилам поступать к перу, но и контролировать заполнение воздухом резервуара по мере расходования в нем чернил. То ли озарение, то ли свойственная ему смекалка, но что-то натолкнуло его на мысль использовать принцип капилляра.

Смысл изобретения Вотермана состоит в следующем. Во время письма чернила поступают из ручки на бумагу, постепенно создавая вакуум в расположенном внутри ручки резервуаре с чернилами. Внутреннее давление в резервуаре становится меньше наружного атмосферного давления, которое и препятствует вытеканию чернил. Чтобы компенсировать это изменение внутреннего давления, необходимо чтобы снаружи в резервуар попадало ровно столько воздуха, сколько расходуется чернил. Есть только одно место для притока наружного воздуха –канал по которому подаются чернила на острие пера. Сложность заключается в том, что из-за малой толщины входного канала воздух поступает внутрь ручки не непрерывным потоком, а виде отдельных пузырьков, которые мешают идущему навстречу потоку чернил. Поэтому необходимо сделать так, чтобы воздух и чернила двигались внутри системы подачи чернил навстречу друг другу по разным каналам. Ватерман решил использовать для подачи воздуха в ручку узкие каналы, прорезанные вдоль канала для подачи чернил, узкие настолько, что в силу капиллярного притяжения чернила в эти каналы не проникали, позволяя в тоже время воздуху спокойно втягиваться по ним внутрь под действием пониженного давления внутри ручки, возникшего из-за расхода чернил.

В 1884 г. один из покупателей, Е.Т.Говард, опытный рекламный агент, посоветовал ему давать регулярную рекламу в одном из популярных журналов. Вскоре те же друзья убедили Л.Вотермана открыть первую собственную фабрику. Первые 200 авторучек WATERMAN увидели свет. 1987 WATERMAN становится частью корпорации GILLETTE, что позволяет компании расширить свою дистрибьюторскую сеть. На сегодняшний продукция компании продается более чем в 17 000 магазинах по всему миру (из них 10 000 – за пределами Франции). Все виды продукции, в том числе и расходные материалы, производятся на фабрике в Нанте.

Родившись в штате Висконсин в 1863 году, Джордж Сэффорд Паркер в возрасте 17 лет начал работать в Телеграфной школе (где он позднее открыл первое из трех своих основных производственных предприятий).

Ответив на объявление о приеме на работу в школу, он сэкономил 55 долларов на трудоустройстве и через год оказался в штате. Для того чтобы получить прибавку к низкой зарплате, Джордж Паркер стал «агентом» по продаже перьевых ручек компании «The John Holland Fountain Pen Company». В основном он продавал эти ручки своим студентам.

Подобно многим ручкам того времени, эти перьевые ручки часто страдали от технических недостатков и нуждались в постоянном уходе и ремонте. Получив много жалоб от своих учащихся, Джордж Паркер счел себя обязанным ремонтировать ручки, и репутация его послепродажного обслуживания росла.

Он разбирал некачественные ручки, ремонтировал, а затем возвращал учащимся. В конце концов, Джордж Паркер решил, что ему нужно искоренить эти неисправности вместо того, чтобы только устранять их. Поэтому, вооружившись своим знанием механизмов, он спроектировал и, наконец, собрал собственную перьевую ручку.

Менее чем через год Джордж Сэффорд Паркер уже занимался предпринимательством в сфере ручек. С 1888 года «Parker Pen Company» ставит своей целью изготовление самой лучшей ручки.

В 1904 году компания разработала и 3 мая запатентовала первую письменную ручку с механической системой набора чернил, которая представляла собой практичный резиновый мешочек. А в 1906 году на рынок была выпущена ручка EMBLEM с нанесенными на нее эмблемами тайных обществ.

Дальнейшее усовершенствование авторучки связано с именем ещё одного американца — Уолтера Шиффера, запатентовавшего в 1907 г. современную систему набора чернил. Таким образом, Вотерман, Паркер и Шиффер на многие десятилетия стали законодателями мод в конструкциях ручек. Паркеровские ручки получили название «вечное перо» и благодаря своему высокому качеству признаны во всём мире.

Немало времени понадобилось для создания достаточно стойких, отчётливо видимых чернил. На разных этапах развития письма технология их изготовления включала использование самых разнообразных компонентов — сажи, глицерина, железного купороса, буры, сулемы, уксуса, желатина, сахара, лимонного сока и других. В Древнем Египте, к примеру, для письма использовали чёрную и красную краску. Чёрная краска изготавливалась из сажи и клейкой воды. Этой краской писали основную часть текста, а красную использовали для выделения отдельных его частей. Впоследствии таким же образом поступали римские писцы. Отсюда произошли термины «с красной строки» и «рубрика» (лат. гаbеr — красный).

В Средние века для письма использовались порой даже драгоценные металлы. В частности, в VIII веке для Карла Великого и его супруги было переписано золотом и серебром на пергаменте, окрашенном пурпуром, Евангелие.

Известно несколько основных видов чернил. На первых порах для их изготовления использовались естественные красители или дубильные вещества — кора дуба, сосны, листья чая и т. п. При соединении с водными растворами солей металлов они дают окрашенные жидкости. Это были так называемые железогалловые чернила. Дополненные другими окрашивающими веществами— смесью индиго и ализарина— чернила приобретали большую стойкость (ализариновые чернила). Использование сока кампешевого дерева, позволявшего получать при соединении с некоторыми химическими веществами различные красители (пурпурный, фиолетовый, чёрный), привело к изобретению кампешевых чернил. С конца XIX века на смену естественным красителям пришли искусственные. Первым из них был использован анилин, по имени которого чернила на основе синтетических красителей стали называть анилиновыми.

Между тем в 1938 г. венгерским журналистом Йозефом Ласло Биро была изобретена шариковая ручка, в которой «вечное перо» было заменено свободно вращающимся шариком. [Первым детищем Биро в середине 1930-х годов стала надежная автоматическая коробка передач, которую он продал самому Генри Форду. Впрочем, как потом признавался Форд, от идеи Биро ему пришлось отказаться «по коммерческим причинам»]. Вынужденный в 1940 г. эмигрировать в Аргентину, И. Л. Биро переоформил там патент на своё изобретение, продав за 1 млн. долларов право на изготовление нового средства документирования одной из компаний. [Первыми покупателями Биро стали ВВС Великобритании. Дело в том, что пользоваться во время полета перьевыми ручками было совершенно невыносимо: чернила расплескивались, а ручки текли, заляпывая все вокруг. Шариковые же ручки писали чисто и аккуратно, а чернила в них были достаточно густыми, чтобы не оставлять клякс]. Спустя четыре года началось массовое производство аналогичных ручек в США.

В 1949 г. появилась на свет первая советская шариковая ручка.

После Второй мировой войны слухи о создании новой удобной ручки долетели и до СССР. Сталин принял решение обратиться за помощью к компании Parker. Ведь именно "паркерами" пользовались многие королевские семьи Европы, и именно "паркерами" подписывались самые важные политические документы, в том числе и акт о безоговорочной капитуляции Германии. Однако американская компания Parker Pen Company отказалась помогать бывшим союзникам.

Советские специалисты получили задание: придумать свою шариковую ручку, которая бы ничем не уступала "западным образцам". Собственно, с шариком сразу же было все ясно: производство "пишущего узла" поручили знаменитому Куйбышевскому заводу шарикоподшипников. Для того чтобы запустить в производство маленькие шарики, пришлось специально создавать новое оборудование. Но оказалось, что самое главное препятствие – чернила. Ведь чернила для перьев были слишком жидкими и вытекали бы из шарика. Кроме того, у них была одна неприятная особенность: они загущались и вязкой массой облепляли перо, а шарик просто засоряли.

Нужна была новая формула для пасты. Советские изобретатели ломали над ней голову несколько месяцев, пока какой-то местный куйбышевский гений не предложил наполнять шарик смесью касторки с канифолью (этой самодельной смесью травили мух). Оказалось, что ею можно и писать. Таким образом, в 1949 году появилась на свет первая советская шариковая ручка.

В 1958 г. французский изобретатель Марсель Бик создал дешёвую, удобную одноразовую шариковую ручку, получившую название ВIС. Её хватало на то, чтобы прочертить линию длиной 6 км. Не случайно новая ручка вскоре завоевала рынки десятков стран мира.

Однако продолжали совершенствоваться и перьевые ручки. Начавшийся в 1960-1970-х гг. выпуск чернил на основе кислотных красителей, хорошо растворяющихся в воде, сопровождался модернизацией пишущего узла. В результате появились не только самые разнообразные перьевые ручки, но также и капиллярные, ручки-роллеры, маркеры, фломастеры и т. п. Они предназначены для создания различных документов — обычного письма, профессиональных чертежей с линиями заданной толщины (от 0,25 до 1 мм), рисунков, для выделения фрагментов текста, его коррекции, изменения цвета, обесцвечивания и т. п. Это, в свою очередь, привело к усложнению рецептуры и, соответственно, к увеличению ассортимента чернил, которые в настоящее время выпускаются «на основе водорастворимых и спирторастворимых красителей, нерастворимых в воде пигментов, различных композиций, стабилизированных гелями, синтетическими смолами, пластификаторами, другими химическими веществами»1.

Процесс усовершенствования и модификации ручек продолжается. В частности, в Южной Корее созданы ручки, которыми можно писать в полной темноте, поскольку в их корпус вмонтирована специальная электролампочка, работающая от миниатюрной батарейки. Такие ручки особенно удобны для использования полицейскими и военными. Во Франции была изобретена ручка со встроенным фотоэлементом, воспроизводящим запись цифр и математических знаков, попадающих на микроскопическое вычислительное устройство, расположенное также в пере. Стоит только пишущему поставить в конце примера знак равенства, как на маленьком экране тотчас появляется окончательный результат.

По особому заказу изготавливают ручки для подписания международных договоров. К примеру, Договор о сокращении стратегических вооружений между СССР и США в 1991 г. был подписан Д. Бушем и М. С. Горбачёвым перьями Рагкег 75 в посеребрённом корпусе, украшенном красной звездой из сапфира.

Кроме того, в глубокой древности человек использовал пишущие свойства древесного угля. С этой же целью позднее применялись свинцовые палочки, сланец и т. п. А со второй половины XVI века в качестве орудия для письма, рисования, черчения стал использоваться только что открытый минерал — графит. Его научились вставлять в деревянную оправу, получив таким образом всем известный карандаш (от тюрк.: кара — чёрный и таш, даш — камень). С конца XVIII века карандаши стали изготавливать из графитного порошка с очищенной глиной и клеящими веществами. После ряда усовершенствований впоследствии появились сотни типов и видов карандашей, в том числе механические (цанговые), в которых графитовый стержень устанавливался в особом зажиме (цанге).

Однако карандаш нельзя использовать для фиксации информации, предназначенной для длительного хранения, поскольку карандашная запись легко удаляется и читать её труднее. Не случайно в России царские резолюции, сделанные на документах карандашом, для большей их сохранности покрывались лаком.

Простые орудия письма, пройдя вместе с ним длительный путь исторического развития, по-прежнему остаются наиболее распространёнными средствами ручного текстового и изобразительного документирования. Они отличаются простотой конструкции, надёжностью, доступностью, исключительным разнообразием

Скорость письма с течением времени возрастала. Отечественные учёные обратили внимание на то, что десять веков назад написание одной строки так называемого «уставного письма» занимало не менее пяти минут. В настоящее время ту же строку можно совершенно чётко скорописью написать за 15-20 сек, т. е. примерно в 15 раз быстрее.

Одним из древнейших способов документирования является высекание информации на каком-либо твёрдом природном материале, прежде всего на камне. Таким способом человек обычно стремился передать информацию во времени, учитывая долговечность подобного материала. Однако из-за большой трудоёмкости этот способ документирования использовался главным образом для фиксации наиболее значимой информации (к примеру, на каменных стелах почти четыре тысячелетия назад были высечены и дошли до нас законы вавилонского царя Хаммурапи). Высекание используется и в наши дни, в частности, для увековечения на памятниках, надгробных плитах, мемориальных досках имён погибших, умерших людей.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.