Зарубежный опыт правового регулирования отношений в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг и его адаптация в Российской Федерации — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Зарубежный опыт правового регулирования отношений в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг и его адаптация в Российской Федерации

2020-05-08 185
Зарубежный опыт правового регулирования отношений в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг и его адаптация в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И.А. Пуляевская

 

ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»

(г. Иркутск)

 

Понятия «государственные и муниципальные услуги» в России широко начали употребляться только лишь в период проведения административной реформы, тогда как во многих зарубежных странах государственная услуга – это одна из привычных форм отношений гражданина и государства, где государство понимается как «поставщик услуг» [1, с. 64]. При разработке административной реформы анализировался опыт многих зарубежных стран. Наиболее успешный опыт постарались применить в России. За основу изучения был взят опыт таких стран как, например, Англия, Франция, США, Германия, Канада.

Анализируя опыт зарубежных стран, рассмотрим разработанную Францией доктрину «публичных услуг». Термин «servicepublic» является ключевой категорией французского административного права и трактуется с двух позиций: материальное и формальное. С точки зрения материального – это «публичная услуга», которая понимается как любая деятельность, направленная на удовлетворение потребностей, имеющих общественный интерес. Государство в данном случае обеспечивает исполнение и контроль указанного процесса. С точки зрения формального понимается как «публичная служба», представляющая «совокупность материальных и человеческих ресурсов, применяемых государством и иными публичными организациями в целях исполнения их задач» [1, с. 64].

Сам термин «государственные услуги» во Франции имеет широкое толкование, так как его относят ко многим субъектам, предоставляющим данные услуги: полиции, судебным органам, образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, предприятиям энергетики и даже тюрьмам, с возможностью их создания на частной основе. Такой подход используется в большинстве вышеуказанных стран.

Целью административной реформы в Германии было лишь сокращение численности государственных органов согласно принятой в 1995 году концепции «Тощее государство» [3, с. 28]. Позднее принят принцип «Новой модели управления», целью которого была деятельность, ориентированная на интересы граждан, рациональное расходование средств и четкое закрепление ответственности. Для совершенствования порядка предоставления государственных услуг создаются особые полуавтономные службы на местном уровне, так как большинство услуг оказываются органами именно этого уровня. Термин «государственная услуга» в Германии употреблялся в основном с точки зрения позитивного управления [3, с. 28]. Но, несмотря на это, излишняя урегулированность и наличие бюрократических преград создали высокие административные барьеры. Выход из данной ситуации был найден в полном соответствии механизма управления с уровнем развития общественных отношений, в результате чего часть публичных услуг была передана в частные структуры.

К модернизации процесса управления Великобритания подошла масштабно и основательно. Здесь огромное внимание уделяется «институту государственных услуг», как главному показателю формирования субъективного мнения граждан об эффективности деятельности государства [5, с. 29]. Англия на данный момент является одной из самых развитых стран, с модернизированным законодательством в части взаимодействия граждан и государственных структур [2].

Также высоких результатов добились и Соединенные Штаты Америки. Причины реформирования государственного управления идентичны вышеуказанным странам: разрастание бюрократии, неэффективное расходования бюджетных средств, экономический кризис, недовольство граждан деятельностью государственных органов [4, с. 155].Отличительной чертой реформы в США была ориентация на инициативу персонала, непосредственный учет мнения государственных служащих, осуществляющих взаимодействие с гражданами. В данных целях был создан сайт, где служащие могли оставить свои предложения и замечания в части процесса реформирования.

Анализ зарубежного опыта позволил выявить основные подходы, используемые в мировой практике при проведении административной реформы, которые были успешно адаптированы и в Российской Федерации.

Российское законодательство заимствовало ряд институтов. Например, созданы многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг; деятельность Правительства Российской Федерации переводится в электронную форму. Помимо этого, внедрен институт общественного контроля качества оказания государственных услуг. Концепцией развития современного общества стало признание ведущей роли публичных услуг. При этом главным показателем социального и экономического уровня развития является степень удовлетворенности заявителей качеством услуг.

Библиографический список

 

1. Васильева, А.Ф. Зарубежный опыт правового регулирования публичных услуг / А.Ф. Васильева // Журнал российского права. – 2007. – № 12. – С. 64-69.

2. Лукина, В.А. Зарубежный опыт предоставления государственных услуг: электронный научный журнал [Электронный ресурс] В.А. Лукина.– 2017. – № 6. – URL: http:// www. Eduherald.ru (дата обращения 12.03.2019).

3. Мицкевич, Л.А. Основы административного права Германии: монография / Л.А. Мицкевич. – ИПК СФУ Красноярск, 2008. – 174 с.

4. Фадеев, В.И. Институт государственных и муниципальных услуг в современном праве Российской Федерации: монография / В.И. Фадеев. – М: НОРМА, ИНФРА-М, 2016. – 236 с.

5. Хлопов, В.А. Сравнительный анализ инновационных механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в зарубежных странах / В.А. Хлопов // Российская юстиция. – 2013. – № 6. – С. 28-30.

 

Научный руководитель – Е.М. Якимова, к.ю.н., доцент

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.