Глава 1. История и актуальность гильдий — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 1. История и актуальность гильдий

2020-05-07 177
Глава 1. История и актуальность гильдий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1.1. Историко-правовой экскурс

 

Гильдия [2] от немецкого Gilde – товарищество, союз, объединение   (от старонемецкого – gilda, gildomia – плата, взнос).

 

Гильдии защищали права своих членов и подчиняли их деятельность определенным правилам и коллективной ответственности по рискам:

1. В средние века в Западной Европе: союз купцов и ремесленников, защищавший интересы и цеховые привилегии своих членов.

2. В России с 1775 г. до 1917 г.: один из трёх (с 1863 г. - двух) имущественных разрядов внутри купеческого сословия.

3. Сегодня: союз, объединение работников (обычно творческих профессий: кинематографистов, актёров).

 

В раннем средневековье по сравнению с 12-15 веками понятие гильдии имело более широкое значение, так называли различные объединения религиозного, политического, общественного характера, союзы взаимопомощи.

У древних германцев гильдией называли обычай совместных трапез, которыми сопровождались жертвоприношения богам, свадьбы, похороны, рождение детей. С распространением христианства церковь начала борьбу с гильдиями, как с остатками язычества. Но со временем гильдии утратили языческий характер. Они начали справляться даже рядом с христианскими храмами. С 7-8 веков упоминаются духовные гильдии – религиозные объединения, которые назывались в честь святого покровителя, имели собственную церковь и дома для собраний. Дела членов гильдии разбирал собственный суд. Членами гильдий были как духовные лица, так и миряне.

С ростом городов появились гильдии, объединявшие горожан в борьбе против произвола крупных феодалов. Гильдии патрицианских родов помогали сохранять доминирующее политическое и социальное положение своих членов. В Англии гильдиями назывались и ремесленные цехи. Возникновение гильдий как купеческих корпораций относится к концу 11 – началу 12 веков. Широкое распространение они получили в Англии, Германии, Фландрии, Франции.

Появление гильдий было вызвано потребностями развивавшейся торговли между городами, между народами. В гильдии обычно объединялись купцы одного города. Они сообща охраняли товары, создавали подворья в ярмарочных и торговых центрах, добивались для себя различных льгот, особенно таможенных. Из территориальных объединений гильдий вырастали союзы нескольких городов.

В тех городах, где влияние гильдий было высоко, к ним переходили функции суда, надзора за торговлей и ремеслом. В позднее средневековье зародились преемницы гильдий – большие торговые компании. К 16 веку монополия гильдий на торговлю пришла в противоречие с развивающимися новыми экономическими отношениями.

После Великой французской революции их значение повсюду упало.

 

На Руси купеческие объединения известны с 12 века. В 16-17 веках существовали привилегированные корпорации гостей, Суконная и Гостиная сотни. По имущественному признаку купцы делились на три статьи. Впервые слово «гильдия» появилось при Петре I Великом в регламенте Коммерц-коллегии (1719). В регламенте от 1721 Главного магистрата вместо купеческих объявлено об учреждении двух гильдий регулярных граждан. К первой их них относились банкиры, крупнейшие купцы, доктора и аптекари, ювелиры, иконописцы и живописцы. Во 2-ю гильдию входили мелочные торговцы, содержатели постоялых дворов и ремесленники. В 1721 году регламентом Главного магистрата было объявлено обязательным создание гильдий во всех городах. Посадское население следовало разделить на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. В 1722 году ремесленники были организованы в цеха. Остальное население (чернорабочие, «обретающиеся в наймах») причислялось к «нерегулярным» горожанам. На практике в 1720-1770х годах посадские люди, причисленные к купечеству, по-прежнему делились по имущественному признаку на три статьи, или гильдии, между которыми не было существенных различий сословного характера.

Манифестом императрицы Екатерины II Великой от 17 марта 1775 года купеческое сословие было разделено на мещан (с капиталом менее 500 рублей) и купцов (с капиталом более 500 рублей). В ходе податной реформы по указу от 25 мая 1775 года были определены критерии разделения купцов по трем гильдиям. Определение прав и обязанностей гильдейского купечества было дано в Жалованной грамоте городам (1785).

С конца 18 века происходил постепенный упадок гильдейского купечества. Одной из главных причин этого была конкуренция торгующих крепостных крестьян. В 1863 году третья купеческая гильдия была отменена. В 1885 году было введено пропорциональное обложение гильдейских предприятий. В 1898 году после реформы промыслового обложения, когда было отделено приобретение сословных купеческих прав от выборки промыслового и торгового свидетельств, роль гильдий упала.

С этого времени гильдейские свидетельства приобретали добровольно лишь лица, стремившиеся к получению сословных купеческих прав. Тем не менее, купеческие гильдии продолжали существовать до Октябрьской революции (1917).

 

Современные гильдии – это, как правило, объединение людей творческих профессий. Например, Гильдия актёров кино России.

Но не только: Гильдия ювелиров России, Российская и Московская гильдии пекарей и кондитеров, Российская Гильдия Риэлторов и другие.

1.2. Адаптивность к сменам

технологических и социальных укладов

 

Современная теория смены технологических укладов – разработка российских экономистов (Глазьев С., Маевский В., Дагаев А., Яковец Ю.), в основе которой лежит концепция длинных волн в экономике, сформулированная в трудах Н.Д. Кондратьева. Технологический уклад определяет облик труда и отдыха социума: добычу первичных ресурсов, их переработку на всех стадиях и выпуск характерных продуктов.

Переход от уклада к укладу сопровождается революционными преобразованиями в материалах, производстве, производительности труда, усложнением хозяйственных связей и отношений, обновлением продукции и серьезными сдвигами в международном разделении труда и прибыли:

1. с 1780 по 1835 – текстиль, каменный уголь,

2. с 1830 по 1890 – паровой двигатель, тяжелая индустрия и транспорт,

3. с 1880 по 1940 – электрификация, синтетические материалы,

4. с 1930 по 1990 – автоматизация и компьютеризация,

5. с 1985 по 2035 – информатизация, биотехнологии.

 

Однако эта теория дробит одни уклады и объединяет другие. Плохо объясняет длительность укладов до начала промышленной революции. Обходит стороной вопрос 70 лет социально-политического влияния на мировую экономику существования СССР с командно-плановой системой.       А также не позволяет видеть и устранить угрозы для рынка труда от широкого внедрения технологии искусственного интеллекта.

Поэтому, на мой взгляд, более правильно делить на технологические (социальные) уклады по темпам производства и распространения знаний в обществе. И мы увидим, как в едином историческом процессе темпы нарастают, уклады меняются с ускорением. Сегодня человек, обученный по-старому, уже не успевает адаптироваться к новым темпам перемен.

1.3. Обновление образовательных программ

 

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в статье 11 описывает цели Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

 

    Основная идея понятна: обеспечить предсказуемость компетенций и навыков выпускников образовательных учреждений для их работодателей (в том числе для государства – крупнейшего работодателя).

Однако, при всей благожелательности авторов закона, его содержание отражает мышление индустриальной эпохи, середины 19 века – конца 20 века. Конечно, некоторые специальности (в основном в очень консервативных направлениях промышленности) меняются медленно. Но большая часть специальностей сегодня кардинально обновляются менее чем за десятилетие, а то и быстрее. Стандартизировать их – значит заведомо сделать неадекватными технологическим реалиям рынка труда.

 

Другая крайность – давать настолько расплывчатые компетенции, якобы для универсальности подготовки, что они годятся разве что для деятелей искусства, но явно не там, где нужна хоть какая-то надежность.

 

На мой взгляд, огромнейшим упущением авторов закона является отсутствием в ФГОС четкого разделения компетенций на «базовые» и «адаптивные». Получается так, что всё учебное время передано «базовым», как если бы они были единственно необходимыми компетенциями. Всё остальное выпускнику приходится нагонять на соответствующем рабочем месте, которое ещё нужно найти. Хорошо, если студент начал работу по специальности на последних курсах – но часто это невозможно – ни по образовательной программе, ни физически.

 

Адаптивные компетенции – это не навыки адаптации, а те, компетенции, которые обязан получить студент на рабочем месте, чтобы противостоять конкурентам его компании-работодателя на мировой арене.

Другими словами, идеальный вариант – разделить трудовую неделю на 2 части: рабочую (3 дня, 24 часа) и образовательную (3 дня).      И обязать всех работодателей (для выравнивания коммерческих условий) почти на каждом рабочем месте создать должность «помощника».                  В которой будет ходить студент до защиты проектной работы по совершенствованию чего-то в работе той должности, на которую он претендует. И такие проекты – для всех повышений в должности.

Второй выходной день в неделю предоставлять только семейным гражданам, поочередно за счет дня учебы и дня работы. Занятость на протяжении 6 дней в неделю не откат к началу 20 века. Идея всё большего освобождения человека от труда по мере роста производительных сил имеет дефект. Дело в том, что все те добродетели, которые общество воспевает в человеке, живут, развиваются и крепнут в нём при каждодневном взаимодействии с обществом. Увеличение же количества выходных дней (до трех и более в неделю) для большей части населения означает остаться наедине с биохимическими позывами своего тела.

Задача изменить вид труда на активное изучение узловых проблем специальности и рабочего места и внедрение решений на благо общества.

 

Однако, для резкого перехода к такой системе подготовки кадров              не готовы ни ВУЗы, ни работодатели, ни государство, ни общество.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.