За нарушение права устанавливается особый вид соц . ответственности – юридическая ответственность. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

За нарушение права устанавливается особый вид соц . ответственности – юридическая ответственность.

2020-04-03 129
За нарушение права устанавливается особый вид соц . ответственности – юридическая ответственность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

БИЛЕТ№ 34

1. Партии в политической системе общества.

Политические партии - это общественная организация, целью которой является приход к власти в результате избирательной кампании.

1) Правящая партия - это партия, из членов которой формируется правительство. А) В парламентской республике правящая партия та, которая занимает максимальное количество парламентских мест. Б) В президентской республика - та партия, которая привела к власти президента. В) Смешанная.

Правящая партия:

ü Члены правящей партии рекрутируются в правительство.

ü Кладут свои партийные программы в основу принимаемых юридических норм.

ü Вырабатывает программную линию развития общества на период своего нахождения у власти. Правящая политическая партия не должна подменять государство.

ü Её решения не должны иметь власть над всем населением страны.

2) Оппозиционная партия - 1.Парламентские - не имеющая там большинства. Она формирует теневой кабинет (группа лиц, курирующие деятельность президента от оппозиции)

Признание в РФ политического многообразия закреплено в ст.13 Конституции РФ. Многопартийность - система власти, основанная на взаимодействии и «противовесах» партий и объединений. Будучи одним из видов общественных объединений граждан, политические партии являются инструментом, посредством которого может осуществляться политическая деятельность граждан, их участие в общественной жизни страны.

О многопартийной системе можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе за власть участвуют более двух политических партий. Принцип добровольности является основополагающим для создания и функционирования любых политических партий.

Законами РФ устанавливаются ограничения права на членство в политических партиях для судей, работников правоохранительных органов, военнослужащих и государственных служащих. Конституция запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, разжигание социальной, национальной вражды.

Политическая партия – это политическая организация со своей структурой, выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание и удержание власти для осуществления определённой программы социальных, экономических, политических преобразований, достижения неких целей и идеалов, а также осуществления прямых и обратных связей между обществом и государством. Действуя на нескольких уровнях, партии связывают общество и государство. Они выступают как существенный, а иногда решающий элемент политической системы общества. Принципиальной стороной деятельности партий являются их идеологическое воздействие на население, значительная роль в формировании политического сознания.

Важнейшими признаками политической партии являются:

· участие в политической жизни;

· стремление овладеть государственной властью и учреждениями, реализующими государственную власть;

· связь с избирательной системой – участие в выборах представительных органов власти;

· форма организации социальных групп и слоев населения;

· носитель определённой идеологии и форма политического обучения масс.

Эти признаки и определяют функции политических партий, среди которых следующие:

а) социального представительства;

б) борьбы за государственную власть;

 в) идеологическую; г) кадровую;

д) политической социализации,

е) разработки и осуществления политического курса, что зависит от положения партии в политической системе – является ли она правящей или оппозиционной.

Между политическими партиями и государством существуют тесные связи и разнообразные формы взаимодействия. Так, и государство, и политические партии – политические организации. Они непосредственно связаны с понятием государственной власти: только государство непосредственно осуществляет государственную власть, а партии ставят целью приход к государственной власти. Вместе с тем, они сохраняют по отношению друг к другу большую автономию. Но при тоталитарном режиме нередко происходит слияние государственного аппарата и партийного, и одна партия является не только правящей, но и государственной.

2.Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.

Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения, это приведение законодательства в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Упорядоченное законодательство позволяет хорошо ориентироваться в действующем массиве нормативно-правовых актов: быстро найти необходимый акт, установить его связи с другими актами, выявить изменения, коллизии и т. д.

Виды систематизации нормативных актов:

Различают следующие виды систематизации норматив­но-правовых актов:

1)учет нормативно-правовых актов — сбор государст­венными органами и неофициальными организациями дей­ствующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, обеспечивающей поиск необходи­мой правовой информации. Учет является подгото­вительной стадией для всех видов систематизации;

2) инкорпорация — это объединение нормативно-пра­вовых актов без их изменения в сборник по определенному признаку. Разновидности инкорпорации по субъекту осу­ществления: официальная инкорпорация — осуществля­ется государственным органом; неофициальная инкорпорация — осуществляется изда­тельствами, научными и учебными заведениями, отдельны­ми специалистами.

Разновидности инкорпорации по критерию отбора нор­мативно-правового материала: хронологическая — по времени их издания или вступления в силу; предметная — по отраслям или инсти­тутам права, сферам государственной деятельности.

Разновидности инкорпорации по объему охватываемого нормативно-правового материала: генеральная — в собра­ние включаются все нормативно-правовые акты субъекта правотворчества; частичная — в собрание включаются нормативно-правовые акты по определенной сфере право­вого регулирования;

3) консолидация — принятие укрупненного унифици­рованного акта на основе объединения норм разрозненных актов, без их внутреннего изменения. Консолидационный акт является сводным нормативно-правовым актом.

4) кодификация — создание нового логически цельного нормативно-правового акта - кодекса, с частичным или полным изменением их содер­жания, устранением пробелов и противоречий.

Разновидности кодификации по объему охватываемого нормативно-правового материала: Всеобщая — образование сводного акта по всем отрас­лям законодательства (Свод законов). Отраслевая — объединение правовых норм отдельной отрасли (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс). Межотраслевая (комплексная) — объединение пра­вовых норм разных отраслей права, регулирующих обще­ственные отношения в определенной сфере, например, в сфере здравоохранения. Специальная — объединение правовых норм по отдельному предмету правового регулирования (Водный кодекс, Лесной кодекс).

 

БИЛЕТ№ 35

1. Формы и методы осуществления функций государства.

Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов.

Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. Методы представляют собой способы, средства, приемы, используемые при функционировании государства.

Формы реализации функций государства:

· Правовые;

· Неправовые.

Под правовыми формами понимается весь механизм правового регулирования, которым располагает государство. К неправовым формам относят контрольную, идеологическую, воспитательную, информационно-техническую (вспомогательную), иные виды государственной деятельности.

Более предпочтительной представляется классификация основных форм выполнения функций государства, согласно которой выделяются:

· Правовые;

· Организационные.

Среди правовых обычно называют законодательную (правотворческую), управленческую (исполнительную), судебную (правоохранительную) и контрольно-надзорную. Правовые формы связаны с изданием юридических актов; организационные – чаще всего реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие осуществлению принятых юридических актов. К организационным формам можно отнести создание конкретных государственных органов, их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы, подбор кадров – специалистов, технического обслуживающего персонала, делопроизводство, статистику и др.

Что касается методов выполнения функций государства, то долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения.

Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:

1) метод нормативного правового регулирования, т. е. издание законов, других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность и общественные отношения; 

2) метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний, и метод убеждения;

3) метод рекомендаций, т. е. ориентация на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно полезную деятельность;

4) метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократически устроенного государства универсальное значение, поскольку распространяется на сферу не только частных, но и публичных интересов;

5) методы надзора и контроля. Государство, в частности, лицензирует отдельные виды предпринимательской деятельности, а также некоммерческих организаций, стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество.

2.Правовые системы современности: понятие и виды.

Основные правовые системы современности:

а) романо-германского типа;

б) англосаксонского типа;

в) заидеологизированного, религиозно-традиционного типа.

Нередко используют несколько иную терминологию обозначения такого рода правовых систем. Например, говорят о "романо-германской правовой семье", "англо-американской правовой семье" т. д.

В правовых системах романо-германского типа в правовой жизни общества (преимущественно в странах континентальной Европы) ведущим является объективное право (писаное право, т. е. законодательство).

В правовых системах англосаксонского типа в правовой жизни общества (например, в США, Великобритании) основное значение имеет юридическая практика - административная, судебная, и, прежде всего, - судебная, судебный прецедент.

В правовых системах заидеологизированного, религиозно-традиционного типа в правовой жизни общества ведущей является правовая идеология. В современных мусульманских государствах это религиозная идеология, выраженная, например, в Коране- одном из источников мусульманского права. В СССР содержание советского права во многом выражало партийную идеологию компартии (правящей, единственной в политической системе).

Романо-германский, англо-американский, религиозно-традиционный тип правовых систем (общая характеристика)

Правовая система романо-германского типа (Германия, Франция, Италия, Россия, Украина) характеризуется делением права на частное и публичное, материальное и процессуальное, отрасли права. Основной субъект правотворчества - государственные органы. Подчеркивается различие правотворческих и правоприменительных (правоисполнительных) органов государства. Право имеет преимущественно писаный характер, т.е. основная форма права - законодательство. Главное в содержании права - права человека и гражданина, защищаемые судом.

Правовая система англо-американского типа (Англия, США, Канада и др.) характеризуется отсутствием деления права на частное и публичное, Процессуальное право по отношению к материальному имеет доминирующее значение. Основной субъект правотворчества - суды. Основной источник права - судебный прецедент. Главное в содержании права - права человека и гражданина, защищаемые судом.

В странах, образующих «семью религиозного права» (мусульманские страны: Иран, Ирак, Пакистан и др.; индусские общины Индии, Малайзии и др.), отсутствует деление права на частное и публичное. Есть законодательство, но нормативно-правовые акты как источник права имеют вторичное значение, поскольку не государство, общество, а Бог является главным творцом права, которым нормы даны раз и навсегда. Основной источник права для мусульман - Коран, Сунна и др., для индусов - Шастры, Веды и др. Главное в содержании права - обязанности, а не права (их идея).

В странах, образующих «семью традиционного права» (Мадагаскар, ряд стран Африки, Дальнего Востока), отсутствует деление права на частное и публичное. Основной субъект правотворчества - само общество. Ведущий источник права - обычаи и традиции (неписаные, архаичные). Главный адресат обычаев и традиций - социальная группа (сообщество), а не отдельный член общества. Основа судебных решений - идея восстановления согласия в общине (этого требует «общинное сознание»).

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.