Толкование права: понятие, способы, виды. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Толкование права: понятие, способы, виды.

2020-04-03 116
Толкование права: понятие, способы, виды. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Толкование права - интеллектуально волевая деятельность по уяснению, разъяснению содержания и смысла нормы права.

Ø Уяснение - внутренний мыслительный процесс, проходящий в сознании субъекта толкования (интерпретатора).

Ø Разъяснение - является продолжением мыслительной деятельности на предыдущей стадии, но эта сторона деятельности адресована другим субъектам.

Принципы толкования:

1) беспристрастность толкователя

2) обоснованность выводов

3) всесторонность

4) объективность

5) единообразие толкования

6) стабильность права

7) определенность толкования.

Теории:

· объективные (динамические)- направлены на установление воли закона или воли актуального законодателя.

· субъективная (статическая) – при толковании мы должны становить волю исторического законодателя.

 Виды толкования:

В зависимости от юридических последствий, которым они приводят:

1) Официальное толкование - разъяснение права:

ü дается уполномоченными на это государственными органами или должностными лицами;

ü имеет обязательное значение для других субъектов;

ü является юридически значимым.

a) По полномочиям интерпретатора:

· Аутентичное официальное толкование исходит от органа, издавшего данный акт.

· Легальное толкование носит подзаконный характер и осуществляется по поручению органа, издавшего конкретный акт, или когда этому органу дается соответствующее полномочие законодателем.

b) По широте охвата случая:

· Нормативное толкование – это разъяснение общего характера, имеющее силу для всех возможных в будущем случаев применения нормы права.

· Казуальное толкование дается компетентным органом по конкретному случаю, по поводу конкретного дела и обязательно лишь для него.

2) Неофициальное толкование может быть как устным, так и письменным, дается лицами, не имеющими на то офиц.полномочий и результат толкования формально обязательным не является:

· Обыденное толкование нормы права может даваться любым гражданином в повседневной жизни.

· Профессиональное (или компетентное) толкование исходит от лиц, имеющих специальное образование.

· Доктринальное толкование осуществляется специальными научно-исследовательскими институтами, учеными или группами ученых в статьях, научной литературе, в комментариях, при юридической экспертизе законопроектов и т. д

В зависимости от результатов толкования:

1) Буквальное;

2) Расширительное;

3) Ограничительное.

Способы толкования права:

1) Грамматический способ толкования права основан на анализе отдельных слов, лексической связи между словами, в том числе с помощью знаков препинания, союзов, вводных слов и др.

2) Логический способ состоит в том, что он предполагает исследование логической связи между отдельными положениями нормы права или акта на основе правил логики, поскольку смысл предписания не всегда совпадает с его словесной формой

3) Систематический способ определяется тем, что каждая норма права есть часть системы права, следовательно, взаимодействует с множеством норм. Поэтому при систематическом способе смысл нормы уясняется путем определения места и значения данной нормы с другими нормами в данном институте, данной отрасли, подотрасли права. Кроме того, раскрываются юридические связи толкуемой нормы с другими нормами, близкими ей по содержанию.

4) Историко-политический способ состоит в установлении тех или иных условий и обстоятельств, которые вызвали к жизни данную правовую норму, в том числе цели и задачи, которые ставило перед собой государство, регулируя данную сферу общественных отношений.

5) Функциональное толкование права сводится к учету условий и факторов, при которых реализуется норма права, в том числе особенностей места, времени и других обстоятельств.

6) Специально-юридический способ толкования права представляет собой изучение 70 технико-юридических приемов выражения воли законодателя. Иначе говоря, данный способ базируется на правилах юридической техники.

7) Телеологическое (целевое) толкование позволяет обеспечить правильное, точное и единообразное понимание и применение закона. Оно направлено на выявление целей издания акта, как непосредственных, так и перспективных, конечных.

Виды актов толкования:

1. По внешней форме: письменные и устные.

2. По субъекту толкования:

а) акты законодательных органов;

б) акты судебного толкования;

в) акты толкования исполнительных органов власти;

г) акты органов прокуратуры.

3. По юридическойзначимости:

· нормативного толкования

· казуального толкования

· аутентического толкования

· делегированного (разрешенного) толкования

4. По отраслям толкуемых норм – уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и др.

5.Акты судебного и административного толкования. Акты судебного толкования отличаются большими особенностями:

а) они имеют характер официального документа;

б) обязательны для нижестоящих судов;

в) оказывают непосредственно регулирующее воздействие на общественные отношения, на систему законодательства и учитываются правотворческими органами при обновлении законодательства.

2. Типы, методы и способы правового регулирования. Эффективность и пределы правового регулирования.

Метод правового регулирования - это совокупность приемов, способов воздействия права на определенную область общественных отношений.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, даю

на происходящие социальные процессы:

а) установление границ регулируемых отношений, что, в свою очередь, зависит от ряда объективных и субъективных факторов (особенности этих отношений,экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);

б) издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;

в) наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;

г) определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Выделяют два основных метода: императивный и диспозитивный +поощрительный, рекомендательный, установительный

Императивный метод(его также называют авторитарным) - субординация между участниками правоотношения (т.е. один субъект находится в подчиненном положении по отношению к другому), содержит строгие предписания, выполнение которых обязательно. Применяется в публично-правовых отраслях при регулировании властеотношений (конституционное, административное, финансовое, уголовное право).

Диспозитивный метод(=автономный) - предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношения власти и подчинения, предоставляет право выбора варианта поведения. Применяется в частно-правовой сфере (гражданское, семейное право).

Важно отметить, что метод правового регулирования не устанавливается произвольно законодателем или правоприменительными органами, а обуславливается объективными жизненными обстоятельствами.

Отсюда закономерен вывод, что каждая отрасль права имеет свою особую сферу правового регулирования, которая регламентируется специфическим методом.

Методы правового регулирования характеризуются следующими чертами:

1) свойственны только государству в лице его органов;

2) касаются лишь юридических норм;

3) их действенность обеспечивается государственным принуждением.

Метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений:

1) дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер;

2) предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав;

3) предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.

В любой отрасли присутствуют указанные два метода правового регулирования (т.е. имеются и императивные и диспозитивные нормы). В зависимости от того, какой метод правового регулирования преобладает - выделяют частное право (преобладают диспозитивные нормы и метод, соответственно диспозитивный) и публичное право (преобладают императивные нормы и метод соответственно императивный).

Тип прав. регулирования - те или иные сочетания способа правового регулирования, отражающие общую направленность воздействия на общественные отношения.

1. Общедозволительный (основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делаются исключения, “ дозволено все, кроме того, что прямо запрещено”);

2. Разрешительный (основывается на общем запрещении какого либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается, “ запрещено все, кроме прямо запрещающего”), вытекает из необходимости в строгой упорядоченности общ.отношений, задействуется при применении норм юр.ответственности, а также для опред.компетенции гос.органов.;

Эффективность механизма прав.регулирования-соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Недостатки: неправильные цели, исп.неадекватных средств, недостаточная квалификация.

 

БИЛЕТ№ 27

1. Понятие и основные элементы политической системы общества.

Политическая система комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Структура политической системы состоит из:

· Институциональная подсистема – это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации, церковь, средства массовой информации.

· Нормативная подсистема включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль и этику.

· Функциональная подсистема – это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим).

· Коммуникативную систему представляют: политическая культура, политическое сознание (идеология и политическая психология), политические отношения.

Основными функциями политической системы являются следующие:

1. Определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами граждан страны.

2. Мобилизация ресурсов и организация деятельности общества для осуществления его целей и задач.

3. Укрепление единства общества.

4. Распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека.

5. Урегулирование конфликтов.

2. Понятие, структура и классификация норм права. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.

Норма права – установленное или санкционируемое гос-вом общеобязательное правило поведения, обеспеченное возможностью гос. принуждения.

Признаки нормы права:

1. Государственно-властный характер норм права. Норма как правило поведения всегда исходит от государства.

2. Общеобязательность нормы права. Означает, что норма права действует на всех без исключения. Норма права имеет абстрактный или общий характер.

Связь нормы права с гос-вом

- норма создается гос-вом или санкционируется им,

- норма обеспечивается возможностью гос.принуждения

- за нарушение нормы права предусмотрена юридическая ответственность

- в норме права выражается воля гос-ва ил группы, находящейся у власти

4. Предоставительно-обязывающий характер нормы права. Означает, что норма права предоставляет лицам субъективные права и налагает на них юридические обязанности.

Норма права, предоставляя право одному субъекту, одновременно определяет противостоящего ему обязанного субъекта.

(нет обязанностей без прав, нет прав без обязанностей)

5. Как и право в целом, нормы отличаются системностью. Это означает, что они действуют комплексно, в системе. Каждая норма права – элемент системы права, внутри которой нормы находятся в иерархической соподчиненности. Нормы обладают разной юрид. силой.

6. Формальная определенность правовой нормы. Это означает, что норма имеет внешнюю форму выражения, т.е. фиксируется в источниках права.

7. Микросистемность нормы права (наличие внутренней структуры)

Нормативность

Неперсонифицированность

Неоднократность действия

11. Объект регулирования – общественные отношения. Цель – упорядочение общественных отношений


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.