Применение права: понятие, субъекты, стадии. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Применение права: понятие, субъекты, стадии.

2020-04-03 160
Применение права: понятие, субъекты, стадии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правоприменение - осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.

Особенности:

1) это властная деятельность, государство управомочивает специальные органы на осуществление данного вида деятельности;

 2) она связана с разрешением конкретных ситуаций, требующих профессиональных знаний и навыков;

 3) всегда осуществляется в рамках конкретных правоотношений, но правовое положение сторон в этих правоотношениях различно;

 4) осуществляется в определенной процессуальной форме, установленной законодательством;

5) сопровождается вынесением индивидуального акта, который принимается правоприменителем и обязателен к исполнению;

6) правоприменение всегда носит подзаконный (поднормативный) характер, так как осуществляется на основе действующего законодательства и в его пределах.

Случаи, при которых возникает применение права:

а)когда правоотношение,с учетом его сложности и важности, может и должно быть создано только по решению органа, наделенного гос.властью

б)когда правоотношение должно пройти контроль со стороны гос-ва и лице его властных органов

Стадии:

1)Установление фактических обстоятельств или факт.основы дела

2)Установление юрид.основы дела или юрид.квалификации

3)Решение по делу

4) Исполнение решения и контроль за его исполнением.

Первые две стадии имеют подготовительный характер и разделение их достаточно условное. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической, постепенно формируя и ту и другую.

Стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.

Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает в себя следующие правоприменительные действия:

а) выбор юридической нормы, подлежащей применению;

6) проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц ("высшая" критика);

в) проверка правильности текста нормативно-правового акта ("низшая" критика);

г) уяснение содержания нормы права (путем толкования).

Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный.

По результатам правоприменения выносится акт применения права -официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.

Субъектами правоприменительной деятельности являются специально уполномочен-ный государственный орган либо должностное лицо.(суд) Осуществляется применение права в специальной процессуальной форме, установленной законом. Итогом правоприменительной деятельности является оформление индивидуальных юридических актов - актов применения права, имеющих обязательную силу.

 

Билет 13.

 

1. Понятие и классификация функций государства.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни.

Элементы функций государства:

1) объект– сфера общественных отношений;

2) содержание– конкретные действия, принимаемые государством для достижения поставленных перед ним социально полезных целей.

Признаки функций государства:

1) функции отражают уровень развития общечеловеческого и классового начал (учет в государственной деятельности классовых, групповых, национальных и частных интересов членов общества);

2) функции исполняются всеми государственными органами, т. е. механизмом государства;

3) функции – устойчивая, повторяющаяся, разносторонняя деятельность государства в наиболее важных сферах общественной жизни;

4) содержание и перечень функций зависят от сущности государства и его социального назначения;

5) функции зависят от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе развития, т. е. обладают исторически меняющимся характером;

6) реализация функций обеспечивается преимущественно властно–принудительными и юридическими методами воздействия;

7) функции отражают особенности того или иного исторического типа и формы государства.

В каждом государстве государственные функции различны, так как их перечень и содержание определяются совокупностью факторов внешнего и внутреннего характера, среди которых особо выделяют своеобразие сущности конкретного государства, особенности и актуальность на данный момент времени экономических, политических, национальных, экологических и иных проблем.

Функции государства показывают направления деятельности государства в определенный исторический период.

В различные исторические периоды перед государством стояли классовые и общесоциальные задачи, поэтому и функции государства имели либо классовую, либо социальную направленность. Перечень и содержание государственных функций в разные исторические эпохи были различными.

При возникновении государство выполняло небольшой перечень функций, большинство из которых имели классовый характер, так как государство поддерживало экономически господствующие классы населения.

С развитием и усложнением социальных отношений функции государства отмирали, изменялись или возникали в новом качестве. Постепенно классовый характер в функциях государства исчезал.

В современных государствах функции существенно отличаются от функций государств древности и средневековья, так как имеют социальный характер и направлены на межгосударственное сотрудничество для решения проблем выживания цивилизации в целом.

Классификация функций государства–

выделение основных направлений деятельности государства, которое осуществляется по следующим основаниям:

1) по сфере деятельности государства:

а) внутренние– функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач:

– функция охраны прав и свобод человека и гражданина;

– функция обеспечения правопорядка;

– экономическая функция;

– функция налогообложения;

– функция социальной защиты;

– экологическая функция;

– культурная функция;

б) внешние– функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства:

– функция обороны страны;

– функция поддержания мирового порядка;

– функция сотрудничества с другими государствами и т. п.;

2) по продолжительности осуществления:

а) постоянные– функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;

б) временные– функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;

3) по значимости и степени общности:

а) основные– функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством; б) неосновные– функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области;

4) по сферам общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия:

а) экономические;

б) политические;

в) социальные;

г) экологические;

д) фискальные (финансовый контроль);

5) по функциональному назначению:

а) охранительные;

б) регулятивные.

В классификации функций государства не следует выделять функции государственных органов, которые представляют собой реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов и их должностных лиц в соответствии с занимаемым ими местом в государственном механизме и политической системе общества.

Отличие функций государства от функций государственных органов– функции государства отражают всю деятельность государства, а не отдельных направлений, их осуществляют весь государственный механизм и входящие в него государственные органы.

 

2. Акты применения права: понятие и виды.

Акт применения права – это официальный акт, который содержит государственно–властное решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу.

Особенности актов применения права:

содержат решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу и государственно–властное решение, которое является обязательным для соблюдения и исполнения всеми, имеют установленную законом форму, осуществляют регулирование конкретного правового отношения.

Формы актов применения права:

1) письменная;

2) устная;

3) конклюдентная.

Содержание акта применения права:

1) вводная часть(наименование акта и издавшего его органа, дата и место издания);

2) описательная (констатирующая) часть(перечисления фактических обстоятельств юридического дела);

3) мотивировочная часть(юридическая оценка фактических обстоятельств);

4) резолютивная часть(решение по делу);

5) подписи лиц, принявших акт.

Требования к содержанию акта применения права:

1) законность;

2) обоснованность;

3) целесообразность;

4) справедливость.

Акты применения права подразделяются по:

1) субъектам применения права:

а) акты федеральных органов власти и управления;

б) акты органов власти и управления субъектов РФ;

в) акты органов местного самоуправления;

г) локальные акты;

2) субъектному составу:

а) коллегиальные;

б) единоличные;

3) предмету правового регулирования:

а) конституционно–правовые;

б) административно–правовые;

в) уголовно–правовые и т. д.;

4) форме правоприменительной деятельности:

а) исполнительные;

б) правоохранительные;

5) функциональному признаку:

а) регламентирующие;

б) правообеспечительные;

6) форме внешнего выражения:

а) акты–документы, т. е. надлежаще оформленные в письменной форме решения компетентных органов;

б) акты–действия, т. е. словесные, конклюдент–ные акты применения права;

7) юридическому значению:

а) основные, содержащие решение по конкретному юридическому делу;

б) вспомогательные, содержащие подготовительные предписания издания основных актов применения права;

8) времени действия:

а) акты однократного применения;

б) длящиеся акты.

 

 

Билет 14.

1. Государственный аппарат (бюрократия). Принципы его организации и деятельности.

 

Принципы организации и деятельности государственного аппарата– основополагающие идеи построения, функционирования и развития аппарата государства.

Требования к принципам:

1) нормативность,т. е. прямое либо косвенное закрепление в законодательстве и обязательность при формировании государственных органов;

2) непротиворечивость,т. е. недопущение наличия двух взаимоисключающих принципов;

3) полнота,т. е. предварительное определение наиболее важных аспектов формирования и осуществление деятельности государственных органов;

4) относительная самостоятельность,т. е. исключение возможности взаимного дублирования нескольких принципов.

Виды принципов организации и деятельности государственного аппарата:1) общие– принципы, которые относятся к государственному механизму в целом: а) социально–политические:

– разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

– демократизм, предоставляющий одинаковую возможность для всех граждан влиять на политику и осуществлять контроль над государственными органами;

– гласность, предусматривающая постоянное и систематическое освещение деятельности государственных органов средствами массовой информации;

– законность, означающий соблюдение и непротиворечие всеми государственными органами правовых предписаний;

– профессионализм и компетентность, предусматривающие наличие определенных знаний и навыков для управленческой деятельности;

– гуманизм, соблюдение которого обеспечивает приоритет прав и интересов личности при осуществлении деятельности государственным аппаратом;

– национальное равноправие, определяющее предоставление возможности любому лицу для замещения им государственной должности на равных условиях и независимо от его расы, национальности, вероисповедания и т. д.;

– федерализм, закрепляющий равноправность региональных государственных органов с общефедеральными государственными органами;

б) организационные:

– иерархичность;

– дифференциация и законодательное фиксирование функций и полномочий;

– ответственность за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в пределах предусмотренной компетенции;

– сочетание коллегиальности и единоначалия, выборности и назначения;

– соотношение отраслевых и территориальных начал управления;

2) частные – принципы, которые распространяются только на отдельные органы механизма государства.

 

 

2. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от юридической ответственности.

Обстоятельства, исключающие преступность деяния и юридическую ответственность:

1) невменяемость – психическое состояние, при котором лицо не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или бездействия, либо не могло руководить ими вследствие психического расстройства.

Критерии невменяемости:

а) медицинский (биологический), предполагающий наличие хронической душевной болезни, или временного психического расстройства, или болезненного состояния психики;

б) юридический (психологический) – расстройство психической деятельности, при котором лицо не способно отдавать отчет в своих действиях либо не способно руководить своими действиями;

2) необходимая оборона – защита лица от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием либо с непосредственной угрозой применения такого насилия. Правомерная защита возникает в том случае, если не было допущено превышения пределов необходимой обороны;

3) крайняя необходимость – устранение опасности, которая угрожала охраняемым интересам и не могла быть устранена иными средствами. Правомерное устранение опасности – причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный, а также если не было допущено превышения пределов крайней необходимости;

4) задержание лица, совершившего преступление, для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать его не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер, когда задерживаемому лицу причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред;

5) физическое или психическое принуждение – причинение охраняемым интересам вреда лицом, которое не могло руководить своими действиями либо бездействием вследствие принуждения;

6) обоснованный риск – достижение общественно полезной цели, если эта цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями либо бездействием и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым интересам;

7) исполнение приказа или распоряжения – причинение вреда охраняемым интересам лицом, которое действовало во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения;

8) малозначительность правонарушения – причинение охраняемым интересам вреда, не представляющего общественной опасности;

9) казус(случай) – причинение вреда, не подпадающего под действие права.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.