Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-04-03 | 160 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Правоприменение - осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.
Особенности:
1) это властная деятельность, государство управомочивает специальные органы на осуществление данного вида деятельности;
2) она связана с разрешением конкретных ситуаций, требующих профессиональных знаний и навыков;
3) всегда осуществляется в рамках конкретных правоотношений, но правовое положение сторон в этих правоотношениях различно;
4) осуществляется в определенной процессуальной форме, установленной законодательством;
5) сопровождается вынесением индивидуального акта, который принимается правоприменителем и обязателен к исполнению;
6) правоприменение всегда носит подзаконный (поднормативный) характер, так как осуществляется на основе действующего законодательства и в его пределах.
Случаи, при которых возникает применение права:
а)когда правоотношение,с учетом его сложности и важности, может и должно быть создано только по решению органа, наделенного гос.властью
б)когда правоотношение должно пройти контроль со стороны гос-ва и лице его властных органов
Стадии:
1)Установление фактических обстоятельств или факт.основы дела
2)Установление юрид.основы дела или юрид.квалификации
3)Решение по делу
4) Исполнение решения и контроль за его исполнением.
Первые две стадии имеют подготовительный характер и разделение их достаточно условное. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической, постепенно формируя и ту и другую.
|
Стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.
Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает в себя следующие правоприменительные действия:
а) выбор юридической нормы, подлежащей применению;
6) проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц ("высшая" критика);
в) проверка правильности текста нормативно-правового акта ("низшая" критика);
г) уяснение содержания нормы права (путем толкования).
Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный.
По результатам правоприменения выносится акт применения права -официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.
Субъектами правоприменительной деятельности являются специально уполномочен-ный государственный орган либо должностное лицо.(суд) Осуществляется применение права в специальной процессуальной форме, установленной законом. Итогом правоприменительной деятельности является оформление индивидуальных юридических актов - актов применения права, имеющих обязательную силу.
Билет 13.
1. Понятие и классификация функций государства.
Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни.
|
Элементы функций государства:
1) объект– сфера общественных отношений;
2) содержание– конкретные действия, принимаемые государством для достижения поставленных перед ним социально полезных целей.
Признаки функций государства:
1) функции отражают уровень развития общечеловеческого и классового начал (учет в государственной деятельности классовых, групповых, национальных и частных интересов членов общества);
2) функции исполняются всеми государственными органами, т. е. механизмом государства;
3) функции – устойчивая, повторяющаяся, разносторонняя деятельность государства в наиболее важных сферах общественной жизни;
4) содержание и перечень функций зависят от сущности государства и его социального назначения;
5) функции зависят от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе развития, т. е. обладают исторически меняющимся характером;
6) реализация функций обеспечивается преимущественно властно–принудительными и юридическими методами воздействия;
7) функции отражают особенности того или иного исторического типа и формы государства.
В каждом государстве государственные функции различны, так как их перечень и содержание определяются совокупностью факторов внешнего и внутреннего характера, среди которых особо выделяют своеобразие сущности конкретного государства, особенности и актуальность на данный момент времени экономических, политических, национальных, экологических и иных проблем.
Функции государства показывают направления деятельности государства в определенный исторический период.
В различные исторические периоды перед государством стояли классовые и общесоциальные задачи, поэтому и функции государства имели либо классовую, либо социальную направленность. Перечень и содержание государственных функций в разные исторические эпохи были различными.
При возникновении государство выполняло небольшой перечень функций, большинство из которых имели классовый характер, так как государство поддерживало экономически господствующие классы населения.
С развитием и усложнением социальных отношений функции государства отмирали, изменялись или возникали в новом качестве. Постепенно классовый характер в функциях государства исчезал.
|
В современных государствах функции существенно отличаются от функций государств древности и средневековья, так как имеют социальный характер и направлены на межгосударственное сотрудничество для решения проблем выживания цивилизации в целом.
Классификация функций государства–
выделение основных направлений деятельности государства, которое осуществляется по следующим основаниям:
1) по сфере деятельности государства:
а) внутренние– функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач:
– функция охраны прав и свобод человека и гражданина;
– функция обеспечения правопорядка;
– экономическая функция;
– функция налогообложения;
– функция социальной защиты;
– экологическая функция;
– культурная функция;
б) внешние– функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства:
– функция обороны страны;
– функция поддержания мирового порядка;
– функция сотрудничества с другими государствами и т. п.;
2) по продолжительности осуществления:
а) постоянные– функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;
б) временные– функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;
3) по значимости и степени общности:
а) основные– функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством; б) неосновные– функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области;
4) по сферам общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия:
а) экономические;
б) политические;
в) социальные;
г) экологические;
д) фискальные (финансовый контроль);
5) по функциональному назначению:
|
а) охранительные;
б) регулятивные.
В классификации функций государства не следует выделять функции государственных органов, которые представляют собой реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов и их должностных лиц в соответствии с занимаемым ими местом в государственном механизме и политической системе общества.
Отличие функций государства от функций государственных органов– функции государства отражают всю деятельность государства, а не отдельных направлений, их осуществляют весь государственный механизм и входящие в него государственные органы.
2. Акты применения права: понятие и виды.
Акт применения права – это официальный акт, который содержит государственно–властное решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу.
Особенности актов применения права:
содержат решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу и государственно–властное решение, которое является обязательным для соблюдения и исполнения всеми, имеют установленную законом форму, осуществляют регулирование конкретного правового отношения.
Формы актов применения права:
1) письменная;
2) устная;
3) конклюдентная.
Содержание акта применения права:
1) вводная часть(наименование акта и издавшего его органа, дата и место издания);
2) описательная (констатирующая) часть(перечисления фактических обстоятельств юридического дела);
3) мотивировочная часть(юридическая оценка фактических обстоятельств);
4) резолютивная часть(решение по делу);
5) подписи лиц, принявших акт.
Требования к содержанию акта применения права:
1) законность;
2) обоснованность;
3) целесообразность;
4) справедливость.
Акты применения права подразделяются по:
1) субъектам применения права:
а) акты федеральных органов власти и управления;
б) акты органов власти и управления субъектов РФ;
в) акты органов местного самоуправления;
г) локальные акты;
2) субъектному составу:
а) коллегиальные;
б) единоличные;
3) предмету правового регулирования:
а) конституционно–правовые;
б) административно–правовые;
в) уголовно–правовые и т. д.;
4) форме правоприменительной деятельности:
а) исполнительные;
б) правоохранительные;
5) функциональному признаку:
а) регламентирующие;
б) правообеспечительные;
6) форме внешнего выражения:
а) акты–документы, т. е. надлежаще оформленные в письменной форме решения компетентных органов;
б) акты–действия, т. е. словесные, конклюдент–ные акты применения права;
7) юридическому значению:
а) основные, содержащие решение по конкретному юридическому делу;
б) вспомогательные, содержащие подготовительные предписания издания основных актов применения права;
|
8) времени действия:
а) акты однократного применения;
б) длящиеся акты.
Билет 14.
1. Государственный аппарат (бюрократия). Принципы его организации и деятельности.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата– основополагающие идеи построения, функционирования и развития аппарата государства.
Требования к принципам:
1) нормативность,т. е. прямое либо косвенное закрепление в законодательстве и обязательность при формировании государственных органов;
2) непротиворечивость,т. е. недопущение наличия двух взаимоисключающих принципов;
3) полнота,т. е. предварительное определение наиболее важных аспектов формирования и осуществление деятельности государственных органов;
4) относительная самостоятельность,т. е. исключение возможности взаимного дублирования нескольких принципов.
Виды принципов организации и деятельности государственного аппарата:1) общие– принципы, которые относятся к государственному механизму в целом: а) социально–политические:
– разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;
– демократизм, предоставляющий одинаковую возможность для всех граждан влиять на политику и осуществлять контроль над государственными органами;
– гласность, предусматривающая постоянное и систематическое освещение деятельности государственных органов средствами массовой информации;
– законность, означающий соблюдение и непротиворечие всеми государственными органами правовых предписаний;
– профессионализм и компетентность, предусматривающие наличие определенных знаний и навыков для управленческой деятельности;
– гуманизм, соблюдение которого обеспечивает приоритет прав и интересов личности при осуществлении деятельности государственным аппаратом;
– национальное равноправие, определяющее предоставление возможности любому лицу для замещения им государственной должности на равных условиях и независимо от его расы, национальности, вероисповедания и т. д.;
– федерализм, закрепляющий равноправность региональных государственных органов с общефедеральными государственными органами;
б) организационные:
– иерархичность;
– дифференциация и законодательное фиксирование функций и полномочий;
– ответственность за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в пределах предусмотренной компетенции;
– сочетание коллегиальности и единоначалия, выборности и назначения;
– соотношение отраслевых и территориальных начал управления;
2) частные – принципы, которые распространяются только на отдельные органы механизма государства.
2. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от юридической ответственности.
Обстоятельства, исключающие преступность деяния и юридическую ответственность:
1) невменяемость – психическое состояние, при котором лицо не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или бездействия, либо не могло руководить ими вследствие психического расстройства.
Критерии невменяемости:
а) медицинский (биологический), предполагающий наличие хронической душевной болезни, или временного психического расстройства, или болезненного состояния психики;
б) юридический (психологический) – расстройство психической деятельности, при котором лицо не способно отдавать отчет в своих действиях либо не способно руководить своими действиями;
2) необходимая оборона – защита лица от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием либо с непосредственной угрозой применения такого насилия. Правомерная защита возникает в том случае, если не было допущено превышения пределов необходимой обороны;
3) крайняя необходимость – устранение опасности, которая угрожала охраняемым интересам и не могла быть устранена иными средствами. Правомерное устранение опасности – причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный, а также если не было допущено превышения пределов крайней необходимости;
4) задержание лица, совершившего преступление, для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать его не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер, когда задерживаемому лицу причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред;
5) физическое или психическое принуждение – причинение охраняемым интересам вреда лицом, которое не могло руководить своими действиями либо бездействием вследствие принуждения;
6) обоснованный риск – достижение общественно полезной цели, если эта цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями либо бездействием и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым интересам;
7) исполнение приказа или распоряжения – причинение вреда охраняемым интересам лицом, которое действовало во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения;
8) малозначительность правонарушения – причинение охраняемым интересам вреда, не представляющего общественной опасности;
9) казус(случай) – причинение вреда, не подпадающего под действие права.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!