Контроль и управление в БЖД и ЗОС. Мониторинг и контроль опасностей окружающей среды. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Контроль и управление в БЖД и ЗОС. Мониторинг и контроль опасностей окружающей среды.

2020-05-07 207
Контроль и управление в БЖД и ЗОС. Мониторинг и контроль опасностей окружающей среды. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Управление БЖД - это комплекс управляющих действий по подготовке, принятию и реализации решений, направленных на обеспечение безопасности человека в сфере производства и быта как в нормальных, так и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Управление БЖД имеет правовой, социально-экономический, технический, организационный, медицинский, экологический, психологический и этический аспекты.

1. Правовой аспект заключается в разработке и обязательном выполнении законодательных и нормативных актов.

2. Социально-экономический аспект заключается в целенаправленном финансировании комплекса мер безопасности во всех сферах деятельности человека.

3. Технический - в проектировании и строительстве коммуникаций, внедрении технологий, материалов или проектов, которые ориентированы на сохранение здоровья и безопасности человека.

4. Организационный - в создании аппарата управления, надзора и контроля за безопасностью жизнедеятельности и обеспечении его функционирования на всех уровнях.

5. Медицинский аспект связан с:

¨ комплексной оценкой влияния всех окружающих факторов, трудовой деятельности и сопутствующих им социально-экономических факторов на здоровье человека;

¨ гигиенической регламентацией и государственной регистрацией любых опасных факторов;

¨ профессиональным отбором;

¨ проведением медосмотра, медико-социальной, судо-медицинской и санитарно-гигиенических экспертиз.

6. Экологический аспект заключается в обеспечении благоприятных биологических условий жизни человека и других компонентов биосферы, в уменьшении антропогенного влияния на окружающую среду.

7. Психологический аспект связан с психологическими травмами, нанесенными каждым несчастным случаем, аварией или катастрофой.

8. Этический (моральный) аспект связан со взглядами, представлениями и нормами, которые регулируют безопасное поведение людей.

 

Существуют классификации принципов обеспечения безопасности по нескольким признакам. Ориентирующими принципами являются: 1) активность оператора; 2) гуманизация деятельности (утверждение ценности человека независимо от его общественного положения); 3) деструкция, т. е. разделение целого на части; 4) категорирование, т. е. деление объектов по признакам опасностей (например, категории помещений по пожароопасности — А, Б, В, Г.Д); 5) ликвидация опасности (не бросать в панике управление процессом, а ликвидировать опасность); 6) системность при предотвращении опасности; 7) перевод опасности на меньший ущерб.

Технические принципы: 1) предохранительная блокировка оборудования; 2) вакуумирование оборудования, т. е. создание в нем вакуума, чтобы вредности не выходили в рабочую зону; 3) герметизация оборудования — с той же целью; 4) защита расстоянием (удаление от опасной зоны); 5) компрессия (создание избыточного давления в помещении, чтобы вредности не входили в него); 6) обеспечение прочности оборудования, сооружений; 7) введение в систему слабого звена, воспринимающего изменение параметра и предотвращающего опасность (плавкие вставки, предохранительные клапаны, разрывные мембраны и др.); 8) флегматизация — добавление к взрывоопасному веществу флегматизатора, уменьшающего чувствительность к внешним импульсам (ударным, электрическим и др.); 9) экранирование.

Организационные принципы: 1) защита временем (выждать время, пока опасность самоликвидируется или уменьшится); 2) информированность персонала (обучение, инструктаж, предупредительные надписи); 3) резервирование; 4) нормирование, обеспечивающее защиту от опасности; это предельно допустимые уровни (ПДУ), концентрации (ПДК), нормы переноса тяжести, продолжительности труда и др.; 5) подбор кадров; 6) эргономичность.

Методы обеспечения безопасности гомосферы и ноксосферы (гомосфера — это нижние слои атмосферы до 100 км; в БЖД гомосфера — рабочая зона, где трудится человек): 1) пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы дистанционным управлением, автоматизацией и др.; 2) нормализация ноксосферы средствами коллективной защиты (СКЗ) от шума, газа, пыли и др.; 3) адаптация человека к ноксосфере, повышение его защищенности профотбором, обучением, психологическим воздействием, средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Перманентный (т. е. постоянный) риск и возможность воздействия на уровень опасности позволяют управлять безопасностью. Управление БЖД — это воздействие на систему «человек-среда» для достижения заданных результатов, перевод объекта из опасного состояния в менее опасное при соблюдении экономической и технической целесообразности.

Функции управления БЖД: 1) анализ состояния объекта; 2) прогнозирование ситуации и планирование мероприятий для достижения целей управления; 3) организация управляемой и управляющей систем с обратной связью от управляемых объектов к управляющему органу; 4) контроль за выполнением управленческих решений; 5) определение эффективности мероприятий; 6) стимулирование участников управления творчески решать проблемы.

Средства управления БЖД: 1) образование, воспитание культуры безопасного поведения населения; 2) профессиональное обучение и отбор; 3) психологическое воздействие на субъекты управления; 4) рационализация режимов труда и отдыха; 5) технические и организационные СКЗ и СИЗ; 6) система льгот, компенсаций и др.

Система управления БЖД - это совокупность безопасности жизнедеятельности и элементов управления ее состоянием.

Задачи и функции системы управления:

1. Планирование работ.

2. Информационное обеспечение

3. Принятие (отмена) нормативных актов.

4. Профессиональный отбор.

5. Обучение по БЖД.

6. Регламентация трудового процесса.

7. Аттестация рабочих мест по условиям труда, паспортизация объектов.

8. Регистрация и учет.

9. Экспертиза.

10.Обеспечение санитарно-бытового, лечебно-профилактического и медицинского обслуживания.

11.Расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий.

12.Научное обеспечение.

13.Международные сотрудничества

Современный термин «мониторинг» обозначает наблюдение, анализ и оценку состояния окружающей среды, её изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека, а также прогнозирование этих изменений. Испытывая на себе результаты разрушающего действия воды, ветра, землетрясений, снежных лавин и т. п., человек издавна реализовал элементы мониторинга, накапливая опыт предсказания погоды и стихийных бедствий.Последствия большинства стихийных бедствий необходимо оценивать со всех сторон. Так, ураганы, разрушающие постройки и приводящие к человеческим жертвам, как, правило, приносят обильные осадки, которые в засушливых районах дают значительный прирост урожаев. Поэтому организация мониторинга требует углублённого анализа с учётом не только экономической стороны вопроса, но и особенностей исторических традиций, уровня культуры каждого конкретного региона.

Суть проектирования системы мониторинга должна заключаться в создании функциональной модели их работы или в планировании всей технологической цепочки получения информации, где о качестве воды от постановки задач до выдачи информации потребителю для принятия решений. Основные требования к проектированию таких систем предусматривают следующие пять основных этапов:

1) определение задач систем мониторинга качества воды и требований к информации, необходимой для их выполнения;
2) создание организационной структуры сети наблюдений и разработка принципов их проведения;
3) построение сети мониторинга;
4) разработка системы получения данных/информации и представления информации потребителям;
5) создание системы проверки полученной информации на соответствие исходным требованиям и пересмотра, при необходимости, системы мониторинга.

1. Определение задач систем мониторинга качества воды и требований к информации, необходимой для их выполнения. Роль первого этапа в настоящее время недооценивается, что является причиной многих отмеченных выше недостатков. Для определения требований к информации по качеству воды необходима большая детализация и взаимоувязка поставленных задач.

2. Создание организационной структуры сети наблюдений и разработки принципов их проведения. Это основной и наиболее сложный этап, на котором с учетом поставленных задач и имеющегося опыта функционирования системы мониторинга определяются структурные основные подразделения сети наблюдений, в том числе центральное и региональные (и/или проблемные), с указанием их основных задач. Предусматриваются меры по соблюдению оптимального соотношения между видами наблюдательных сетей, включая наблюдения на стационарных пунктах, действующих длительное время по относительно неизменной программе, региональные краткосрочные обследования для выявления пространственных аспектов загрязнения, а также интенсивные локальные наблюдения в областях, представляющих наибольший интерес. На этом этапе решается вопрос о целесообразности и масштабах использования автоматизированных, дистанционных и других подсистем мониторинга качества воды. На втором этапе разрабатываются также общие принципы, проведения наблюдений. Они могут представляться; в виде методических рекомендаций или руководств по проведению ряда мероприятий:

организации пространственных аспектов наблюдений (выбор мест расположения пунктов контроля);
—составлению программы наблюдений
— организации системы контроля правильности выполнения работ и точности полученных результатов на всех этапах.

3. Построение сети мониторинга. Данный этап предусматривает реализацию на основе предложенной организационной структуры сети разработанных ранее принципов проведения наблюдений с учетом специфики местных (региональных) условий. Уточняется соотношение видов наблюдательных сетей, устанавливаются места расположения пунктов в стационарной сети, выделяются области интенсивных наблюдений, намечается периодичность обследования водных объектов для возможного пересмотра наблюдательной сети. Составляются конкретные программы для каждого пункта и вида наблюдений, регламентирующие перечень изучаемых показателей, частоту и сроки их наблюдения.

4. Разработка системы получения данных информации и представления информации потребителям. На этом этапе определяются особенности иерархической структуры получения и сбора информации: пункты наблюдений - региональные информационные центры - общенациональный информационный центр. Планируется разработка банков данных по качеству воды, и определяются виды и условия представления информационных услуг, выполняемых с их помощью. Дается детальная характеристика основных информационных форм, публикуемых в виде докладов, отчетов, обзоров и описывающих состояние качества воды на территории страны за определенный период времени. Предусматриваются также процедуры контроля точности и правильности получения данных на всех этапах работ.

5. Создание системы проверки полученной информации на соответствие исходным требованиям и пересмотра, при необходимости, системы мониторинга. После создания системы мониторинга и начала ее функционирования появляется необходимость проверить, отвечает ли полученная информация исходным требованиям к ней, можно ли на основе этой информации эффективно управлять качеством водных объектов? Для этого необходимо наладить взаимодействие с организациями, осуществляющими управлением качества воды. Если получаемая информация соответствует предъявляемым к ней требованиям, систему мониторинга можно оставить без изменений. В случае если эти требования не выполняются, а также при появлении новых задач система мониторинга нуждается в пересмотре.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.