Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-05-07 | 114 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Голубой, каштановый, коричневый, лиловый, оранжевый, фиолетовый.
Голубой ( «цвет оперения шейки голубя»).
Каштановый («цвет плодов каштана», от арм. Каск – каштан»).
Коричневый ( «цвет коры» и «цвет корицы»).
Лиловый («цвет сирени», от фр. Лилас – «сирень»).
Оранжевый ( «цвет апельсина», от фр. оранж – «апельсин» (в свою очередь от ит. оро – «золото»)).
Фиолетовый («цвет фиалки», от лат. виола – «фиалка») [Кохичко 1998: 58].
Можно предложить учителю учебно-воспитательный языковой материал, который имеет форму этимологического теста. Он может быть с успехом использован на различных уроках и предназначен прежде всего для создания проблемных ситуаций на уроках русского языка и природоведения, а также для проведения интегрированных уроков по этим предметам.
Выполняя предлагаемые задания, учащиеся под руководством учителя будут обращаться к первоначальным этимологическим истокам простых и привычных названий растений, животных, природных явлений. Эта работа принесет детям радость открытия смысла и внутренней формы слов и вместе с тем позволит получить важную информацию об особенностях растений, повадках животных, отношении человека к природе и т.д.
После заданий предлагается лингвистический комментарий. Кроме того, при проведении предлагаемых работ учитель может воспользоваться «Кратким этимологическим словарем» Н. М. Шанского, В. В. Иванова, Т.В. Шанской.
№1
Какое время года этимологически, т. е. в древнем первоначальном значении корня, имеет такой смысл: веселое время года.
1 – зима, 2 – весна, 3 – лето, 4 – осень.
№2
Какой теплый месяц года славяне называли липень. В украинском календаре слово бытует до сих пор. Объясните возникновение месяца.
|
1 – май, 2 – июнь, 3 – июль, 4 – август, 5 – сентябрь.
№3
Беречь... Найдите этимологически родственное, однокоренное с ним слово. Объясните смысловую связь.
1 – береста, 2 – бремя, 3 – берег, 4 – береза, 5 – бор (лес).
№4
Слово плевел означает: сорняк. Из предложенных слов найдите этимологически однокоренное, родственное с ним слово. Объясните смысловую связь.
1 – поле, 2 – полость, 3 – половина, 4 – полоть, 5 – пелена.
№5
Вот слова, этимологически однокоренные со словом вода. Кроме одного. Найдите это слово исключение и объясните его корень.
1 – выдра, 2 – водка, 3 – ведро (летняя сухая погода), 4 – ведро.
№6
Как изящно название этого гриба, взятое нами из французского языка! А буквально переводится как «полевой гриб». Определите его.
1 – валуй, 2 – сморчок, 3 – скрипица, 4 – шампиньон, 5 – строфария.
№7
Какой гриб получил свое название по цвету? А как объясните названия других грибов?
1 – волнушка, 2 – груздь, 3 – лисичка, 4 – поганка, 5 – опенок.
№8
Какой вид кустарника имеет вид, так сказать, отношение к Христу и буквально значит «крестовая ягода»?
1 – крыжовник, 2 – бересклет, 3 – смородина, 4 – ежевика, 5 – шиповник.
№9
Какое дерево русский народ ласково называет веселка, плакучая, болотка?
1 – ива, 2 – береза, 3 – верба, 4 – черемуха, 5 – рябина.
№10
Представь себе все эти деревья и ответь на вопрос: какое из них самое «липкое»? Попробуй объяснить их названия.
1 – вяз, 2 – рябина, 3 – береза, 4 – липа, 5 – ольха.
№11
В названии какой птицы есть древний корень со значением «белый»?
1 – лебедь, 2 – чайка, 3 – цапля, 4 – журавль, 5 – аист.
№12
Какая из указанных птиц должна петь. Ведь этим и объясняется ее название. Как объяснить название остальных птиц?
1 – ласточка, 2 – кукушка, 3 – кряква (утка), 4 – клест, 5 – петух.
№13
Найдите птицу, которая любит собирать корм вдоль дорог. Поэтому ее так и назвали. Объясните название остальных птиц.
1 – грач, 2 – сойка, 3 – щегол, 4 – овсянка, 5 – кедровка.
|
№14
Многие птицы названы по звуку, который они издают. В предложенном перечне есть лишь одно исключение. Найдите эту птицу и объясните ее название.
1 – бекас, 2 – чечетка, 3 – удод, 4 – филин, 5 – ткачик.
№15
Многие птицы названы по цвету оперения. Но в предложенном перечне так названа лишь одна птица. Кто это? А как вы объясните названия остальных птиц?
1 – чибис, 2 – воробей, 3 – галка, 4 – свиристель, 5 – скворец.
№16
Какая птица получила свое название по цвету оперения? А как вы объясните названия остальных птиц?
1 – соловей, 2 – дятел, 3 – зяблик, 4 – синица, 5 – снегирь.
№17
Все перечисленные ниже птицы «наши отечественные», и названия у них русские. Лишь одна из них заморская гостья. Найдите ее и постарайтесь объяснить названия остальных птиц.
1 – сова, 2 – перепел, 3 – дрозд, 4 – канарейка, 5 – горлица.
№18
О какой птице пишет А. П. Чехов: «И дергач кричит так, будто в самом деле кто-то дергает за старую железную скобу». (Рассказ «Мужики».) Подберите научное название этой птице и объясните его.
1 – коростель, 2 – трясогузка, 3 – цапля, 4 – аист, 5 – журавль.
№19
Ласточку назвали по признаку раздвоенного, как косицы хвоста. А какая еще птица названа примерно также по этому признаку?
1 – трясогузка, 2 – глухарь, 3 – фазан, 4 – тетерев, 5 – дрофа.
№20
Какой зверь назван так потому, что он волочит, уволакивает, т.е. тащит свою жертву?
1 – шакал, 2 – гиена, 3 – волк, 4 – койот, 5 – динго.
Этимологический комментарий
№1
Ответ 2. Весна – веселый – в словах общий индоевропейский корень со значением «хороший».
№2
Ответ 3. Липень – от липа; месяц, когда цветет дерево.
№3
Ответ 3. Берег. Беречь и берег имеют один общий индоевропейский корень. Берег – это то, что нас оберегает (от воды). Родственные слова: берегини – так славяне называли добрых русалок, своих жен, оберегавших жилище, очаг (огонь); оберег – обожествляемая вещь, фетиш, оберегавшая человека.
№4
Ответ 4. Полоть. Плевел – заимствовано из старославянского языка.
№5
Ответ 3. Ведро. Является родственным словом веять, ветер.
№6
Ответ 4. Шампиньон, с XVIII века употребляется в русском языке.
№7
Ответ 3. Лисички – от прилагательного лисий – желтый. Волнушка – от волна – шерсть. У гриба ворсистая, как шерсть, шляпка. Груздь – от груда; от подмеченной особенности произрастания гриба кучей. Поганки – от лат. – языческий, далее значения слова: грязный, несъедобный. Опенок – от пень; гриб растущий около пня.
|
№8
Ответ 1. Крыжовник. Существительное крыж в конечном итоге к лат. «крест».
№9
Ответ 2. Береза (см. Словарь В. Даля).
№10
Ответ 4. Липа названа по признаку липкого сока. Вяз – от вязать; из коры вяза дерут лыко. Рябина – от рябой (пятнистый). Береза – корень тот же, что и в слове белый, береста. Дерево названо по белому цвету коры. Ольха от лат. – белый, дерево названо по цвету. (Ср. олово – белый металл).
№11
Ответ 1. Лебедь (см. № 10).
№12
Ответ 5. Собственно русское петух восходит к другому русскому глаголу пети (петь). Ласточка – от летать, летающая. Кукушка – от звукоподражательного кряква. Клест – от звукоподражательного клеск. Или по характерному у птиц клюву, похожему на клещи.
№13
Ответ 4. Овсянка – от овес. Сойка – от сиять; по признаку цвета перьев. Щегол – от звукоподражательного ще, щег, отсюда: щелкать, щелк, щекот. Кедровка – птица, питающаяся кедровыми орешками.
№14
Ответ 5. Ткачик. Птица плетет (ткет) гнездо.
№15
Ответ 3. Галка. От древнерусского прилагательного галь – черный. Чибис – от звукоподражательного чиби. Воробей – от звукоподражательного вор. Свиристель – от звукоподражательного свир-свир. (Отсюда свист, свирель, сверчок.) Скворец – от звукоподражательного сквор.
№16
Ответ 1. Соловей. От древнерусского солвъ – серый, желтоватый. (Отсюда: соловеть – посоловеть – становиться вялым, сонным.) Дятел – корень тот же, что и в слове долбить. Зяблик – от зябнуть. Птица, прилетающая в зяблое (холодное) время года. Синица – от зиница; от звукоподражательного зинь. Результат сближения со словом синий. Снегирь – от снег; птица, прилетающая с первым снегом.
№17
Ответ 4. Канарейка. Птица, привезенная с Канарских островов в Европу (XVI век). Сова – от звукоподражательного сы-со; отсюда сыч – птица названа по характерному крику. Перепел – от звукоподражательного пел; в результате фонетических изменений (расподобления звуков) пелепел стал перепелом, что гораздо удобнее для русской артикуляции. Дрозд – от звукоподражательного тро. Трозд в результате уподобления согласных по звонкости (т перед р) стало дрозд. Горлица – от горло. У птицы большой зоб.
|
№18
Ответ 1. Коростель. От звукоподражательного кор в результате сложных фонетических процессов.
№19
Ответ 4. Тетерев. Тетерий петух имеет хвост, раздвоенный косичками.
№20
Ответ 3. Волк. [ Шанский 1972: 65].
На этом этапе этимологический анализ, этимологический разбор слов будет очень эффективен и окажет большую помощь в формировании обогащения словаря и культуры речи.
Описание эксперимента
Предложенная в данной квалификационной работе методика была проверена экспериментально. Эксперимент проводился в МОУ СОШ № 1 с. Успенского в период со 2 сентября по 5 октября 2010 г.. В эксперименте принимали участие учащиеся 3 «Б» класса в количестве 22 человек.
В данной квалификационной работе была предложена система заданий и упражнений по обучению лексике с опорой на этимологический анализ, которая, по предположению, должна была способствовать формированию языкового богатства учащихся и улучшить состояние их знаний по лексике русского языка.
Исходя из поставленных целей и задач, нами был разработан научный эксперимент, который состоял из трех этапов:
1) констатирующего этапа;
2) обучающего этапа;
3) итогового этапа.
Констатирующий этап эксперимента был проведен 2 сентября 2010 г. Детям были предложены следующие задания.
1.Определите происхождение существительных. Какое словосочетание лишнее? Укажите почему?
Тяжелый день
Грустный дождик
Горячее сердце
Веселый мяч
Зеленая листва.
2.Узнайте происхождение прилагательного и ответьте на вопрос, в каком значении употреблено слово острый?
Острая приправа
Острый язык
Острое зрение
Острая боль
3.Подчеркните в тексте многозначное слово и определите его происхождение.
Если назовут ехидной
Будет очень мне обидно,
Хоть не видел я пока
Вредной змейки и зверька.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!