А где этимологический материал для этих слов? — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

А где этимологический материал для этих слов?

2020-05-07 60
А где этимологический материал для этих слов? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Упражнение 132 (стр. 73)

Прочитай, ставя перед словами вопрос: кто? или что?

Волки, березы, лоси, осины, муравьи, мыши, малина, зайцы, рябина [Рамзаева 1991: 73].

Работа над лексикой русского языка может быть представлена в следующем виде:

         Цель: формирование умений восстановить родство между словами, объяснить их современное значение.

Методические аспекты:

1) познакомить детей с тем, каким является то или иное слово: является ли оно исконно русским или пришло к нам из другого языка, какой образ положен в основу слова как названия окружающего мира, каким способом было образовано слово и каково его было значение;

2) занятия по этимологии должны носить практический характер, они обусловлены конкретными задачами, связанными с работой по повышению грамотности, языкового чутья и общей речевой культуры;

3) рассказать детям о признаках (образах), которые положены в основу того или иного названия, то есть ответить на часто возникающие вопросы, почему предмет назван так, а не иначе;

4) в этимологическом анализе на первый план должна выдвигаться смысловая сторона, история понятия.

1) Сорока и Медведь

- Эй, Миша-Медведь, на вопрос ответь.

- Какой вопрос, Стрекотуха?

- Почему тебя Медведем зовут? Глухаря – понятно: он весной глухой, Зайца-беляка понятно: он зимой белый, а вот медведь непонятно!

- Хе-хе! Бестолковая ты птица: медведь – значит «мед ведающий». Знаю, стало быть, где мед в лесу спрятан.

- А где, где мед-то?

- Так я тебе и сказал! Ты же всем разболтаешь сразу, - все вы в лесу тогда медведями станете.

- Почему медведя назвали медведем?

Ответ: в сказках вы встречали старое русское слово ведать – «знать». Люди давно подметили, что бурый хозяин леса любит полакомиться сладким. Знает, ведает, где мед в лесу находится, потому и медведь.

2)Колючий цветок.

Вот шиповника цветы –

Просто чуда красоты!

Яркие, пахучие....

Ай-ай-ай! Колючие!

- Почему шиповник получил такое название?

Ответ: Ветки этого кустарника покрыты острыми шипами, которые больно царапают каждого, кто захочет сорвать цветок. Отсюда и название – шиповник.

3)Знаете ли вы?

Почему мы так говорим: глухая тетеря, ходить гоголем?

Глухая тетеря. Тетерев – родственник глухаря. Он тоже, как и глухарь, тоскует весной и, когда поет, ничего не слышит. Народ давно заметил это и стал называть так невнимательных, глуховатых людей.

Ходит гоголем. Гоголь – это дикая утка. На берегу он ходит важно, вперевалочку, выпятив грудь вперед и гордо откинув назад голову. О человеке, который ходит важно, шествует, говорят, что он ходит гоголем [Пронина 2006: 35].

5) Разгадайте загадки о грибах.

1. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я – (подосиновик).

2. Не спорю, не белый –

Я, братцы, попроще...

Расту я обычно в березовой роще.

(Подберезовик)

3. И под старою сосною,

Где склонился пень-старик,

Окружен своей семьею,

Первый найден (боровик).

4. Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети, -

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

(Опенки)

5. Золотистые (лисички) –

Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

- По какому признаку названы боровик, подосиновик, подберезовик, опенок?

- Чем похожи лисички-грибы на лисичек-животных?

- За что получил название рыжик? Масленок? [Журжина 1991: 53].

 

 

Во втором классе

Во втором классе в упражнениях начинают появляться сведения о происхождении слов, которые от этого успешнее запоминаются. Например: упражнение 8, с. 6 (Учебник по русскому языку Т. Г. Рамзаевой для 2 класса ч. 1),в котором объясняют происхождение слова тетрадь.

В упражнении 22 (с. 13) мы находим данные о слове береста.

В упражнении 32 учащиеся знакомятся со словом озимь.

В упражнении 39 (с. 24) ученики находят слова:

Экскаватор, эскалатор, элеватор.

В обогащении словарного запаса способствуют упражнения: №№ 135 (с. 71), 174 (с. 93), 233 (с. 121), 270 (с. 141), 292 (с. 156), 298 (с. 159), 307(с. 164), 372(с. 196).

В следующих упражнениях необходимо сравнить слова и определить: слова, которые близки по смыслу, а какие – противоположны: №№ 145(с. 78), 274(с. 144), 275, 276(с. 146).

В упражнениях 48 (с. 30) и 237(с. 122) уже представлена этимология слов.

Упражнение 48.

Прочитай и отгадай:

Я – черный, красный, желтый, синий,

С начинкой твердой в древесине.

Я с острым ножиком дружу

И что хочу, изображу.

  а   а     а  

 

Почему карандаш так назвали? Прочитай?

Первая часть слова – кара – означает черный. Вторая часть – даш -  означает камень. Карандаш - черный камень.

В упражнении 238 (с. 123) дети самостоятельно должны объяснить, почему именно так называют данное слово [Рамзаева 1991: 30].

Во втором классе происхождение слов помогает их более прочному запоминанию. Для этого можно использовать разнообразные задания творческого характера, которые бы развивали ум, активизировали воображение и фантазию детей.

1. Одним из вариантов такой работы является составление загадок с применением этимологических справок.

При составлении загадок используется метод сравнения и сопоставления. Необходимо выделить важные, существенные отличия предмета (явления) от других по цвету, форме, размеру, составу, запаху, вкусу, звуковым особенностям.

Например, при работе над словом стрекоза выясняется, что у стрекозы большие глаза, есть крылья, она летает и на лету ловит насекомых (является хищником). После знакомства с этимологией этого слова можно оставить загадку о стрекозе.

Стрекоза´. Насекомое назвали от звукоподражательного слова стрек – характерного треска крыльев при полете стрекозы. Стрекоза – «стрекотунья».

Выпишите все характерные особенности стрекозы в левый столбик. В правый столбик выпишите названия предметов, которые похожи на стрекозу или совершают сходные действия.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.