Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2020-05-07 | 60 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Упражнение 132 (стр. 73)
Прочитай, ставя перед словами вопрос: кто? или что?
Волки, березы, лоси, осины, муравьи, мыши, малина, зайцы, рябина [Рамзаева 1991: 73].
Работа над лексикой русского языка может быть представлена в следующем виде:
Цель: формирование умений восстановить родство между словами, объяснить их современное значение.
Методические аспекты:
1) познакомить детей с тем, каким является то или иное слово: является ли оно исконно русским или пришло к нам из другого языка, какой образ положен в основу слова как названия окружающего мира, каким способом было образовано слово и каково его было значение;
2) занятия по этимологии должны носить практический характер, они обусловлены конкретными задачами, связанными с работой по повышению грамотности, языкового чутья и общей речевой культуры;
3) рассказать детям о признаках (образах), которые положены в основу того или иного названия, то есть ответить на часто возникающие вопросы, почему предмет назван так, а не иначе;
4) в этимологическом анализе на первый план должна выдвигаться смысловая сторона, история понятия.
1) Сорока и Медведь
- Эй, Миша-Медведь, на вопрос ответь.
- Какой вопрос, Стрекотуха?
- Почему тебя Медведем зовут? Глухаря – понятно: он весной глухой, Зайца-беляка понятно: он зимой белый, а вот медведь непонятно!
- Хе-хе! Бестолковая ты птица: медведь – значит «мед ведающий». Знаю, стало быть, где мед в лесу спрятан.
- А где, где мед-то?
- Так я тебе и сказал! Ты же всем разболтаешь сразу, - все вы в лесу тогда медведями станете.
- Почему медведя назвали медведем?
Ответ: в сказках вы встречали старое русское слово ведать – «знать». Люди давно подметили, что бурый хозяин леса любит полакомиться сладким. Знает, ведает, где мед в лесу находится, потому и медведь.
|
2)Колючий цветок.
Вот шиповника цветы –
Просто чуда красоты!
Яркие, пахучие....
Ай-ай-ай! Колючие!
- Почему шиповник получил такое название?
Ответ: Ветки этого кустарника покрыты острыми шипами, которые больно царапают каждого, кто захочет сорвать цветок. Отсюда и название – шиповник.
3)Знаете ли вы?
Почему мы так говорим: глухая тетеря, ходить гоголем?
Глухая тетеря. Тетерев – родственник глухаря. Он тоже, как и глухарь, тоскует весной и, когда поет, ничего не слышит. Народ давно заметил это и стал называть так невнимательных, глуховатых людей.
Ходит гоголем. Гоголь – это дикая утка. На берегу он ходит важно, вперевалочку, выпятив грудь вперед и гордо откинув назад голову. О человеке, который ходит важно, шествует, говорят, что он ходит гоголем [Пронина 2006: 35].
5) Разгадайте загадки о грибах.
1. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я – (подосиновик).
2. Не спорю, не белый –
Я, братцы, попроще...
Расту я обычно в березовой роще.
(Подберезовик)
3. И под старою сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьею,
Первый найден (боровик).
4. Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети, -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(Опенки)
5. Золотистые (лисички) –
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
- По какому признаку названы боровик, подосиновик, подберезовик, опенок?
- Чем похожи лисички-грибы на лисичек-животных?
- За что получил название рыжик? Масленок? [Журжина 1991: 53].
Во втором классе
Во втором классе в упражнениях начинают появляться сведения о происхождении слов, которые от этого успешнее запоминаются. Например: упражнение 8, с. 6 (Учебник по русскому языку Т. Г. Рамзаевой для 2 класса ч. 1),в котором объясняют происхождение слова тетрадь.
В упражнении 22 (с. 13) мы находим данные о слове береста.
|
В упражнении 32 учащиеся знакомятся со словом озимь.
В упражнении 39 (с. 24) ученики находят слова:
Экскаватор, эскалатор, элеватор.
В обогащении словарного запаса способствуют упражнения: №№ 135 (с. 71), 174 (с. 93), 233 (с. 121), 270 (с. 141), 292 (с. 156), 298 (с. 159), 307(с. 164), 372(с. 196).
В следующих упражнениях необходимо сравнить слова и определить: слова, которые близки по смыслу, а какие – противоположны: №№ 145(с. 78), 274(с. 144), 275, 276(с. 146).
В упражнениях 48 (с. 30) и 237(с. 122) уже представлена этимология слов.
Упражнение 48.
Прочитай и отгадай:
Я – черный, красный, желтый, синий,
С начинкой твердой в древесине.
Я с острым ножиком дружу
И что хочу, изображу.
а | а | а |
Почему карандаш так назвали? Прочитай?
Первая часть слова – кара – означает черный. Вторая часть – даш - означает камень. Карандаш - черный камень.
В упражнении 238 (с. 123) дети самостоятельно должны объяснить, почему именно так называют данное слово [Рамзаева 1991: 30].
Во втором классе происхождение слов помогает их более прочному запоминанию. Для этого можно использовать разнообразные задания творческого характера, которые бы развивали ум, активизировали воображение и фантазию детей.
1. Одним из вариантов такой работы является составление загадок с применением этимологических справок.
При составлении загадок используется метод сравнения и сопоставления. Необходимо выделить важные, существенные отличия предмета (явления) от других по цвету, форме, размеру, составу, запаху, вкусу, звуковым особенностям.
Например, при работе над словом стрекоза выясняется, что у стрекозы большие глаза, есть крылья, она летает и на лету ловит насекомых (является хищником). После знакомства с этимологией этого слова можно оставить загадку о стрекозе.
Стрекоза´. Насекомое назвали от звукоподражательного слова стрек – характерного треска крыльев при полете стрекозы. Стрекоза – «стрекотунья».
Выпишите все характерные особенности стрекозы в левый столбик. В правый столбик выпишите названия предметов, которые похожи на стрекозу или совершают сходные действия.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!