Глава 3. Система работы по обучению русской лексике с опорой на этимологический анализ слов. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава 3. Система работы по обучению русской лексике с опорой на этимологический анализ слов.

2020-05-07 75
Глава 3. Система работы по обучению русской лексике с опорой на этимологический анализ слов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

3.1. Анализ программы начальной школы в аспекте обучения русской лексике (автор Т.Г. Рамзаева)

При обучении русскому языку перед учителем стоит задача: развитие устной и письменной речи, т.е. развитие умения четко излагать мысли [Программа… 1998: 73]. Решение этой задачи – это использование этимологического анализа слов на уроках. Этимология – раздел языкознания, который занимается изучением происхождения слова, а также исторических изменений в структуре слова и его значениях.

Задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом – носителем этого языка.

Важно подчеркнуть еще и то обстоятельство, что для школьника родной язык – это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают обще учебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью [Программа … 1998: 75].

Таким образом, основная задача обучения родному языку (в ее общей исходной формулировке) – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речи.

Осуществление этой задачи и представляет собой прежде всего реализацию развивающей функции учебного предмета «русский язык».    Установкой на полноценное овладение учащимися коммуникативной             функцией языка обусловлены не только основные задачи его изучения в школе, но и содержание обучения, его методы, средства и организационные формы. В программу отобраны те знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии и синтаксиса), а также орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются (или уместно было бы использовать) детьми 7 – 10 лет в процессе речевого общения [Программа … 1998: 76 ].

Итак, применительно к каждому году обучения программой определен объем знаний по лексике. В соответствии с программой материал представлен и в учебниках.

Во всех классах большое место отводится наблюдениям за лексическим значением слова. Кратко рассмотрим объем и характер учебного материала в каждом классе.

Обучение русскому языку в 1 классе представляет собой пропедевтический этап начального курса русского языка.

Во втором полугодии 1 класса в процессе выполнения разного вида заданий по учебнику «Русский язык» проводятся наблюдения за словом как единицей речи и языка, его функциями в общении, а также обобщаются элементы лингвистических знаний, с которыми первоклассники познакомились в период обучения грамоте.

Во 2 классе большое место занимает фонетика и графика, поскольку одной из главных задач уроков русского языка в этот период является совершенствование навыков чтения и письма, что непосредственно связано с овладением звуковым строем родного языка.

В качестве составной части в раздел «Слово. Части речи» входит материал по лексике: синонимы и антонимы, многозначность слов, употребление слов в прямом и переносном значении.

Во 2 классе по лексике изучается:

· лексическое значение слова (общее понятие);

· многозначность слова (наблюдение);

· слова как название предметов, действий предметов, признаков предметов (сопоставление).

В 3 классе изучается:

· лексическое значение слова (общее понятие);

· многозначные слова;

· употребление слов в прямом и переносном значении;

· синонимы, антонимы, устаревшие и новые слова (ознакомление).

Знакомство с лексическими понятиями проводится в процессе изучения имен существительных, имен прилагательных, глаголов. К концу 3 класса обучающиеся должны уметь распознавать и употреблять в тексте синонимы и антонимы.

В 4 классе изучается:

· употребление имен прилагательных в прямом и переносном значении;

· прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы [Программа …1998: 81].

Анализ учебной программы Т.Г. Рамзаевой, а также материал в учебниках этого автора показывает, что упражнений, которые помогают обогатить словарный запас у детей, недостаточно.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.