Какая?                                                    На кого похожа?  — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Какая?                                                    На кого похожа? 

2020-05-07 66
Какая?                                                    На кого похожа?  0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Что делает?                                           Кто делает также?

большеглазая                                     лягушка, рыба…

летает                                                 птица, жук…

стрекочет                                           сверчок, сорока…

ловит насекомых                               дятел, ежик…

Между первым и вторым столбиком вставьте слова как, или а не, или но не. Получим несколько загадок о стрекозе, из которых нужно выбрать лучшую.

а)                                                                    б)                                    

Большеглазая, а не лягушка.                 Большеглазая, как рыба.

Летает, а не птица.                               Летает, как жук.

Стрекочет, а не сверчок.                        Стрекочет, как сорока.

Ловит насекомых, а не дятел.           Ловит насекомых, как ежик.

Варианты загадок могут быть и более сложными. Например, при работе над словом малина, после знакомства с его этимологией, выясняется, что растение было названо по зернистому строению его плодов, состоящих из большого количества маленьких частей. Для составления загадки дети берут только эту характеристику растения. В первый столбик записывают названия растений, плоды которых имеют зернистую структуру. Во второй столбик записывают отличия малины от растений, названных в первом столбике.

На что похожа?                            Чем отличается?

ежевика                                            красная

костяника                                         растет кустарником

морошка                                          не растет на болоте

гранат                                            без кожуры

Перед первым столбиком поставим слово как, а между первым и вторым – но или а. Получили загадку о малине. Вариантов загадок может быть несколько, так как отличий малины от других растений может быть гораздо больше, например гранат имеет не только кожуру, но и гораздо крупнее, растет на дереве и т.д.

Как ежевика, но красная.

Как костяника, но растет кустарником.

Как морошка, но не растет на болоте.

Как гранат, но без кожуры.

Упражнения с применением этимологического анализа нужно разнообразить. Это зависит от конкретного этимологического материала. Младшие школьники справятся с такими упражнениями, если слова были уже однажды проанализированы, если сложность самих слов соответствует уровню развития данного класса.

2. Помимо загадок, можно применить такое упражнение развивающего характера:

          Замените иностранное слово русским и подумайте, все ли слова можно заменить отдельными словами или для этого потребуются целые предложения.

Аромат – приятный запах.

Бутерброд – ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой или рыбой.

Каникулы – перерыв в занятиях.

Ремонт – починка.

Телевизор – аппарат для приема телевизионных передач [Кохичко 1998: 58].

3. Можно использовать задание такого типа:

 Запиши в первый столбик слова, указывающие на то, какими должны быть люди, а во второй столбик слова – какими не должны быть люди. Каким словом можно заменить слово люди?

Добрыми, злыми, лживыми, справедливыми, честными, прилежными, учтивым, сострадательными, мстительными, терпеливыми, правдивыми, милосердными, гуманными, чуткими, равнодушными, жестокими.

 

 

В третьем классе

В третьем классе ученики узнают, что в русском языке существуют прилагательные и глаголы, близкие и противоположные по смыслу. Например, упражнение 477 (с. 179):

Сравни два текста.

                        Перед дождем.

Холодный ветер дует в лицо. Тяжелые облака плывут над рекой. Слышатся сильные раскаты грома.

                            После дождя.

Теплый ветер дует в лицо. Легкие облака плывут над рекой. Доносятся слабые раскаты грома.

Какие изменения произошли в природе после дождя? С помощью каких слов это передается?

Выпиши имена прилагательные, противоположные по смыслу, вместе с именами существительными [Рамзаева 1991: 179].

Также продолжается работа в этой области и с другими частями речи в упражнениях: №№ 13(с.7), 82(с.33), 90(с. 36), 91(с. 37), 106(с. 43), 107(с. 44), 217(с. 82), 242(с. 91), 259(с. 98), 449(с. 169), 478, 479, 480, 481(с. 180), 482, 483(с. 181), 503(с. 188), 529, 531(с. 198), 533, 534, 535, 536(с. 199), 556(с. 208), 583(с. 220), 607, 609(с. 228), 616, 619(с. 233).

Еще учащиеся знакомятся понятиями «прямое» и «переносное» значение слова. Различать эти понятия помогают следующие упражнения: №№ 461(с. 173), 540(с. 201), 606(с. 228).

Упражнение 540.

Прочитай.

1. Летят перелетные птицы. Летят песни над селом. 2. Легкие облака плывут по небу. По озеру плывут красавцы лебеди. 3. На осине листья тихо шептались. Подружки листали книгу и шептались.

Спиши только те предложения, в которых глаголы употребляются в переносном смысле.

Составьте два предложения, в которых глаголы имеют переносный смысл [Рамзаева 1991: 201].

В изучении лексики в 3 классе имеет место и многозначность. Например, упражнение 538.(с. 200).

Прочитай.

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немного отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы стоят на месте.

                                   (В. Орлов.) [Рамзаева 1991: 200]

Найди в тексте глаголы. Сравни значение слова стоят в первом и последнем предложениях.

Также в учебнике представлены упражнения с элементами этимологического анализа: №№ 123, 126(с. 149).

В 3 - 4 классах работа с этимологией усложняется, так как учащиеся уже намного проще усваивают материал. Упражнения направлены на практическое применение знаний и умений, а также на развитие речи для активизации обогащения словаря младших школьников, выработки умений в области связной речи.

Так как в 3 классе дети учатся работать со словарем, то предлагаются следующие задания.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.