Роль государства на рынке труда — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Роль государства на рынке труда

2020-05-07 177
Роль государства на рынке труда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государство разрабатывает и проводит в жизнь социальную, экономическую и промышленную политику в стране.

Государство выступает в роли арбитра в случае возникновения трудовых конфликтов результате проведения переговоров и толкования положений соглашений и договоров. Во многих странах предпочитают разрешению трудовых конфликтов из-за примирительные и арбитражные процедуры под эгидой третьей стороны.

Государство остается крупным работодателем и ее политика в социально-трудовых отношениях в государственном секторе существенно влияет на трудовые отношения в целом.

Государство, как субъект социального партнерства, представляют исполнительные органы власти (министерства, ведомства, региональные органы).

Профсоюзы являются одной из общественных организаций, создаются трудящимися для защиты своих социальных, экономических и профессиональных прав, для выражения интересов наемных работников, для борьбы за социальную справедливость, в целях содействия созданию для человека соответствующих условий труда и жизни. Профсоюзы являются главным институтом социальной защиты наемных работников.

В законе Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" определены права и обязанности профсоюзов, их объединений, правила ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений.

Профессиональные союзы создаются с целью представительства, осуществления и защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюза.

Профсоюзы, их объединения ведут переговоры, осуществляют заключение коллективных договоров, генеральных, отраслевых, региональных, межотраслевых соглашений от имени работников, осуществляющих контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений и в случае нарушения работодателями, их объединениями, органами исполнительной власти условий коллективного договора или соглашения профсоюзы или их объединения имеют право направлять им представление на устранение этих нарушений.

1. Профсоюзы, их объединения имеют следующие права и полномочия:

защита прав граждан на труд, участие в разработке и осуществлении государственной политики в области трудовых отношений, оплаты труда, охраны труда, социальной защиты;

2. ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений;

3. участие в разработке государственной политики занятости населения;

4. социальную защиту и обеспечение достаточного жизненного уровня граждан;

5. участие в управлении государственным социальным страхованием;

6. участие в работе комиссий по приватизации;

7. право представлять интересы работников при разрешении трудовых споров (конфликтов);

8. право на организацию и проведение забастовок, собраний, митингов и демонстраций в защиту трудовых и социально-экономических прав и интересов работников;

9. право получать информацию от работодателей или их объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, которые касаются трудовых и социально - экономических прав своих членов, а также информацию о результатах хозяйственной деятельности предприятий, учреждений или организаций;

10. общественный контроль за реализацией прав членов профсоюза в сфере здравоохранения, медико - социальной помощи;

11. защиту духовных интересов трудящихся;

12. защита жилищных прав граждан;

13. право требовать расторжения трудового договора (контракта) с руководителем предприятия, учреждения или организации, если он нарушает законодательство о профессиональных союзах, о труде, о коллективных договорах и соглашениях.

Профсоюзные организации на предприятиях и их структурных подразделениях представляют интересы своих членов и защищают их трудовые, социально - экономические права и интересы. Свои полномочия профессиональные союзы осуществляют через созданные ими выборные органы или через представителя (доверенное лицо). Если на предприятии создано несколько профсоюзных организаций, то представительство коллективных интересов работников предприятия по заключению коллективного договора осуществляется объединенным представительным органом, который образуется этими профсоюзными организациями.

Работодатели и их объединения в системе социального партнерства видят возможности проведения согласованной технической, экономической и социальной политики, развития производства без потрясений и конфликтов.

В Украине принят закон "Об организациях работодателей". Согласно этому закону, организации работодателей и их объединения создаются в целях представительства и защиты интересов работодателей в экономической, социально-трудовой и других сферах, в том числе в их отношениях с другими сторонами социального партнерства.

Созданы и другие союзы работодателей: союза арендаторов и предпринимателей Украины, Украинская национальная ассамблея предпринимательства и т.д.
Основными задачами организаций работодателей и их объединений:

· сотрудничество и защита интересов и прав работодателей в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, профессиональными союзами и объединениями;

· участие в формировании и реализации социально - экономической политики государства;

· участие в проведении коллективных переговоров и заключении генерального, региональных и отраслевых соглашений и обеспечении выполнения своих обязанностей по заключенным договорам;

· координация деятельности работодателей и контроль за выполнением другими сторонами социального партнерства обязательств по генеральному, региональными или отраслевыми соглашениями;

· содействие решению трудовых споров, предотвращению забастовок как крайнем средства решения этих конфликтов;

· сбалансирования спроса и предложения рабочей силы, предотвращения массовой безработицы путем содействия созданию новых рабочих мест, обеспечение рациональной структуры занятости населения;

· совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, распространение профессиональных знаний и опыта;

· обеспечения скоординированности действий работодателей, их организаций и объединений по выполнению научно-технических и социальных программ, направленных на увеличение объемов производства продукции и услуг, повышение их конкурентоспособности, урегулирования и улучшения условий труда.

Практика партнерских отношений выработала такие формы их реализации, как коллективные договоры и соглашения, консультации и переговоры по реализации социальной и трудовой политики, согласование действий, направленных на удовлетворение интересов сторон, совместный контроль за выполнением достигнутых сторонами договоренностей, обеспечивающий исполнение действующего законодательства.

Отраслевые (тарифные) соглашения определяют направления социально-экономического развития отрасли. Участниками отраслевых соглашений могут являться также три стороны — соответствующие профсоюзы (иные представительные органы, уполномоченные работниками), работодатели (объединения работодателей), Министерство труда и соц. Политики в Украине.

Данные соглашения включают правовые нормы, регулирующие содержание, начало и завершение трудовых отношений, действующие в обязательном порядке между сторонами, связанными тарифным соглашением, а также права и обязанности сторон, отклонения возможны только в пользу трудящихся. Отказ от имеющихся тарифных прав возможен только с одобрения сторон, заключивших тарифное соглашение.

Примерная структура тарифного соглашения следующая:

1. Сфера действия.

2. Прием на работу и испытательный срок.

3. Рабочее время, режим работы, рабочее место.

4. Увольнение и договор об аннулировании трудового соглашения (форма увольнения, освобождение от работы для поиска нового места, сроки увольнения).

5. Отпуск.

6. Социальная защита.

7. Рабочее время.

8. Изменение режима работы.

9. Надбавки к заработной плате при изменении условий труда.

10. Выплаты заработной платы.

11. Правила оплаты времени болезни.

12. Простои, освобождение от работы с сохранением заработной платы.

13. Претензии по поводу условий и оплаты труда.

14. Оплата командировочных.

15. Ответственность за качество и урегулирование вопросов, связанных с появлением брака.

16. Методы оценки произведенной работы.

17. Урегулирование спорных вопросов.

18. Прочие положения.

19. Вступление соглашения в силу, прекращение действия соглашения.

Стержнем социального партнерства является принцип сотрудничества между работодателями и наемными работниками, который реализуется в формах проведения переговоров, заключения коллективных договоров и коллективных соглашений, согласование проектов нормативно-правовых актов, консультаций при принятии решений социальными партнерами на всех уровнях. Созданная в Украине институциональная структура социального партнерства не обладает достаточной эффективностью в плане реализации основных социально-экономических направлений государственной политики, что можно объяснить следующим:

1) Отсутствие социально-экономических предпосылок.

2) Несовершенство законодательной базы.

3) Слабость профсоюзов.

4) Низкая забастовочная активность.

Основные объективные факторы, обусловившие необходимость создания социально-партнерских отношений и соответственно сформировавшие условия этого процесса заключаются в следующем.

Во-первых, технико-технологические факторы. Возрастающая сложность и интеллектуализация общественного труда обеспечили возрастание роли человеческого фактора, превращение наемного работника из простого исполнителя в образованного, активного субъекта производства, принимающего участие и в управлении производством. Научный работник так приобщается к производственному процессу, что он становятся заинтересованным в эффективной, прибыльной работе предприятия, фирмы. Таким образом, возрастание роли квалифицированного труда в определенной степени сближает экономические интересы работодателей и наемных работников, а возникающие между ними конфликты обе стороны заинтересованы решать на основе компромисса.

Во-вторых, — социально-экономические факторы. Превращение части работников в акционеров, меняющее их отношение к собственности, судьбе производства и предприятий. Это общество, где не менее 2/3 его членов составляют средние слои. К ним относятся:

· большая часть предпринимателей (представителей малого и среднего бизнеса);

· менеджеры различных уровней;

· инженерно-технические работники;

· люди свободных профессий и квалифицированные работники.

В-третьих, одним из необходимых условий социального партнерства является развитое гражданское общество. Для него характерны широкая сеть гражданских организаций, выражающих профессиональные и гражданские интересы людей. Основным элементом гражданского общества является правовое государство, в котором публичная власть и все граждане подчинены нормам права. Однако очевидна характерная для Украины черта: несформированность общества и гипертрофированность государственной власти. Государство довлеет (надлежит, подобает' (вместо — `довольно, достаточно'). над обществом и является главной угрозой для партнерства с его попыткой контролировать буквально все, и тем более – удачные социальные начинания, которые могут хоть сколько-нибудь ослабить власть государственного аппарата. В таких условиях равенство сторон в социальном партнерстве не является возможным.

В-пятых, — нравственно-психологические факторы:

· гуманизация общественных и в первую очередь — социально-трудовых отношений, общественное признание права каждого гражданина на достойные условия жизни и труда, достойную его оплату;

· осознание различными социальными группами общества необходимости поиска и достижения социального мира и согласия на основе взаимных договоров и соглашений.

Кабинет Министров Украины выступает в социальном партнерстве как орган, который осуществляет управление объектами государственной собственности. Государство как субъект социального партнерства в Украине оставило за собой такую важную функцию как создание правовой базы для регулирования социально-трудовых отношений, установление на государственном уровне минимальных гарантий для трудящихся в сфере труда. Представителями наемных работников выступают на национальном уровне профсоюзные объединения Украины. В Украине созданы специальные органы, осуществляющие полномочия в сфере социального партнерства - Национальный совет социального партнерства, Национальная служба посредничества и примирения. Согласно Положению Национальная служба посредничества и примирения (НСПП) является постоянно действующим государственным органом, созданным Президентом Украины для содействия урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов). Основными задачами НСПП являются: содействие взаимодействию сторон социально-трудовых отношений в процессе урегулирования коллективных трудовых споров (конфликтов), возникших между ними; прогнозирования возникновения коллективных трудовых споров и содействие своевременному их решению; осуществления посредничества и примирения при решении коллективных трудовых споров.

Для формирования эффективной системы социального партнерства в Украине сложились все необходимые условия, а именно: осуществился переход к рыночным формам хозяйствования; есть профсоюзы как организации, представляющие и защищающие интересы трудящихся; сформировался класс предпринимателей; государство заявило о своей готовности выступать в качестве посредника в отношениях между работниками и работодателями; существует минимально необходимая правовая основа для развития социального партнерства, сформированы базовые институты и механизмы проведения коллективных переговоров. Тем не менее, исследователи и участники социально-трудовых отношений продолжают отмечать неэффективность системы социального партнерства, формальность и невыполнение коллективных соглашений и договоров, низкую регулятивную силу соглашений.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.