Участие профсоюзов в регулировании трудовых отношений — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Участие профсоюзов в регулировании трудовых отношений

2020-05-07 135
Участие профсоюзов в регулировании трудовых отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гражданские инициативы, ассоциации, движения и объединения граждан демонстрируют растущую тенденцию к защите и расширению социальной сферы. Особую роль в становлении, функционировании и эволюции гражданского общества отведено группам экономических институтов. Значительный вес и значение имеют профсоюзы как общественные организации и объединения больших масс людей. От их позиции нередко зависит как дальнейшая универсализация гражданского общества, закрепление его перехода от либеральных к социально - ориентированных принципов, так и поддержка мировых интеграционных процессов, а также преодоление разделения мира на "золотой миллиард" и "сырьевую периферию".
Профессиональные союзы на данный момент является одним из важнейших демократических институтов современного общества. Профсоюзы представляют собой добровольную некоммерческую общественную организацию, которая объединяет граждан на основании общих интересов по роду их профессиональной (трудовой) деятельности (обучения).

Актуальность темы также следует с постоянно возрастающей роли профессиональных союзов и повышения их влияния на широкие слои украинского общества, прежде всего в сфере социальной, которая перемежается со сферой политической. Именно благодаря профсоюзным организациям, а точнее, благодаря их защиты определяются права, свободы, интересы наемных работников со стороны работодателя.

Многие ученые, ученых посвятили свои работы для раскрытия сути и установление основных принципов деятельности профессиональных союзов в регулировании трудовых отношений, а именно такие как: Башнянин Г.И., Бражко А. В., Брич В.Я., Никитина Т. В., Зимовец В., Полищук В.П., Сергиенко А.Н. и другие.
Кроме Конституции Украины деятельность профсоюзов регламентируется также Кодексом законов о труде и отдельными законами: «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О коллективных договорах и соглашениях», «Об объединениях граждан». «Граждане имеют право на участие в профессиональных союзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов. Профессиональные союзы являются общественными организациями, объединяющими граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной деятельности. Никто не может быть принужден к вступлению в любое объединение граждан или ограничен в правах за принадлежность или непринадлежность к политическим партиям или общественным организациям»Ст. 36 Конституции Украины.

Ст.44 Конституции гарантирует право граждан на забастовку. Реализация этого права обеспечивается Законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)", который после шестилетних длительных дебатов принят Верховной Радой Украины 30 марта 1998 Очень важно, что благодаря активной позиции профсоюзов из законопроекта была исключена норма о праве работодателя применять локаут в ответ на забастовку работников с их увольнением за такие действия. Это существенно ограничило бы права работников на забастовку как крайнюю форму защиты своих трудовых социально - экономических интересов.

Во всем мире профсоюзы - основа гражданского общества и взаимовыгодного сотрудничества между работодателем и работником. Именно профсоюзы и их проробитнича позиция являются весомым рычагом в борьбе за права рабочих. Основными функциями профсоюзов выступают представительская и защитная.
На предприятиях различных типов на первом месте стоит функция защиты, а уже потом представительная, поскольку защита работников является первоочередной задачей профсоюзов, а все остальные задачи уже вытекают из главной. Профсоюзный защита обеспечивать: расширенное воспроизводство рабочей силы и экономическую эффективность производства, обеспечить нормальные условия жизни и социальную справедливость, развитие способностей и формирование ответственности.

К сожалению, осведомленность украинской общественности в вопросах современного профсоюзного движения является еще слабой, а отношение структур власти и предпринимателей к профсоюзам часто основывается на явно устаревших представлениях об их прежней роли и месте в командно-административной системе и не позволяет воспринимать их как равноправного партнера, что, безусловно, сдерживает и формирования новых социально-трудовых отношений.
В Украине, как и во всем мире, профсоюзы являются не только буфером между работодателем и работником, но и лоббируют интересы людей наемного труда в государстве. Используя социальные рычаги, профсоюзы сотрудничают с другими общественными и политическими организациями для достижения поставленных целей. Если рассмотреть структуру оценки современного состояния развития профсоюзов с точки зрения различных аспектов социально-трудовых отношений по следующим категориям:

1) профсоюза (в эту категорию входят лидеры профсоюзов, в том числе руководители отраслевых, территориальных объединений профсоюзов);

2) работодатели (в эту категорию входят руководители отраслевых, территориальных объединений работодателей, руководители предприятий или их заместители, работодатели владельцы)

3) представители органов власти;

4) наемные работники, то увидим, что сами профсоюзы более оптимистично оценивают состояние развития профсоюзов, чем работодатели, представители органов власти и даже наемные работники, интересы которых они представляют.
Основными принципами и формами политического сотрудничества профсоюзов являются: парламентские выборы; законодательная инициатива; правительственные консультации и переговоры; трудовое судопроизводство; общественный контроль и т.п.

Сегодня Профсоюз работников государственных учреждений одна из многочисленных в Украине, занимает 6 место по количеству членов среди членских организаций Федерации профсоюзов Украины. На 01.01.2011 года профсоюз насчитывает 14 тыс. первичных профсоюзных организаций, объединяющих 459 499 членов профсоюза.

Эффективность деятельности профсоюзных организаций, их влияние на состояние и решения задач в коллективах определенной степени зависит от численности и активности членов профсоюза. Численность в свою очередь, - от мотивации профсоюзного членства, которая включает в себя комплексную систему мер и методов деятельности профорганов, направленных на рост профсоюзных рядов.

Положительное влияние на мотивацию профсоюзного членства, развитие социального диалога имеет заключено трехстороннее соглашение между областной государственной администрацией, областным советом и обкомом профсоюза, действие которой распространяется на 137 первичных организаций профсоюза в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, где работают около 10 тыс. сотрудников.

В настоящее время профсоюз находится на этапе формирования единого представительного молодежного органа. Результатом этой деятельности должно стать создание Молодежного совета, разработка механизмов стимулирования молодых членов профсоюза. Разработан и утвержден президиумом ЦК профсоюза Положение о Молодежном совете. По состоянию на 1 января 2010, создано 13 молодежных советов и комиссий в Винницкой, Волынской, Днепропетровской, Донецкой, Житомирской, Ивано-Франковской, Кировоградской Киевской, Львовской, Ровенской, Тернопольской, Херсонской, Черниговской организациях профсоюза.

Итак, по оценкам большинства представителей всех сторон социально-трудовых отношений существования профсоюзов в Украине имеет традиционный, инерционный характер. Профсоюзное движение Украины преимущественно существенно не трансформируется и только наблюдаются отдельные явления модернизации. Но ученые прогнозируют, что количество профсоюзов и соответственно их роль будет возрастать, поскольку именно за их счет происходит защита прав, свобод человека, поддержания их достоинства на достаточном уровне и в определенной мере формирования ответственности у работников.

4. Коллективные договоры и соглашения

Коллективные соглашения являются актами социального партнерства, содержание которых охватывает нормы права, принятые по договоренности сторон, достигнутой в процессе проведения коллективных переговоров. Коллективные соглашения содержат положения, которые являются обязательными для работодателей и их объединений, представителей наемных работников и их объединений, органов государственной исполнительной власти. Условия коллективных договоров действуют непосредственно и являются обязательными для всех субъектов, находящихся в сфере действия сторон, которые подписали.
Согласно Закону Украины "О коллективных договорах и соглашениях" различают следующие коллективные соглашения:

• генеральное соглашение, которое заключается на государственном (всеукраинском) уровне;

• отраслевые соглашения, заключаемые на отраслевом уровне;

• региональные соглашения, заключаемые на региональном (административно-территориальном) уровне.

Сторонами генерального соглашения являются профессиональные союзы, которые объединились для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения, и работодатели, которые объединились для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения, на предприятиях которых занято большинство наемных работников государства.

Согласно сторонами отраслевого соглашения являются работодатели и их объединения, профсоюзы или объединения профсоюзов и других представительных организаций трудящихся, имеющие соответствующие полномочия, достаточные для ведения переговоров, заключения соглашения и реализации его норм на большинстве предприятий, входящих в сферу их действия.

Соглашение на региональном уровне заключается между местными органами государственной власти или региональными объединениями предпринимателей, если они имеют соответствующие полномочия, и объединениями профсоюзов или другими уполномоченными наемными работниками органами.

Закон Украины "О коллективных договорах и соглашениях" установил общие требования к их содержанию. Генеральное соглашение определяет основные принципы и нормы социально-экономической политики и правового регулирования трудовых отношений, соглашением же на региональном уровне регулируются нормы социальной защиты наемных работников в пределах административно-территориальной единицы. Причем сделки низшего уровня не могут ухудшать положение наемных работников по сравнению с генеральным соглашением. Ее положения являются обязательными для применения при ведении коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений низшего уровня как минимальные гарантии. Соглашения низшего уровня могут устанавливать более высокие по сравнению с генеральным соглашением социальные гарантии, компенсации и льготы.

Содержание Генерального соглашения охватывает взаимные договоренности сторон по установлению гарантий труда и обеспечения производительности занятости, минимальных социальных гарантий оплаты труда и условий роста фондов оплаты труда, установления межотраслевых соотношений в оплате труда, регулирования трудовых отношений, режима работы и отдыха, условий охраны труда и окружающей среды, удовлетворение духовных потребностей населения и т.п. В области оплаты труда стороны могут установить перечень минимальных гарантированных размеров доплат, надбавок, компенсаций, которые имеют межотраслевой характер, предусмотреть меры по повышению реальной заработной платы, рост основной части заработной платы в средней заработной плате. Стороны могут договориться в отраслевых (региональных) соглашениях относительно минимальных размеров ставок (окладов) заработной платы гарантии в оплате труда наемных работников.

В Украине существует практика договорного регулирования трудовых и тесно связанных с ними отношений посредством коллективных договоров. Например, в Украине было заключено несколько генеральных соглашений:
• Генеральное соглашение между Кабинетом Министров Украины и профсоюзными объединениями Украины (1995 г.);

o Генеральное соглашение между Кабинетом Министров Украины и Украинским союзом промышленников и предпринимателей и профсоюзными объединениями Украины на 1997-1998 годы;

o Генеральное соглашение между Кабинетом Министров Украины и Конфедерацией работодателей Украины и профсоюзными объединениями Украины на 1999-2000 годы, ее действие было продлено на 2001 год;

o Генеральное соглашение между Кабинетом Министров Украины, Конфедерацией работодателей Украины и всеукраинскими профсоюзами и профобъединениями на 2002-2003 годы,

o Генеральное соглашение между Кабинетом Министров Украины, всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей и всеукраинскими профсоюзами и профобъединениями на 2004-2005 годы.

Коллективный договор в соответствии с трудовым правом рассматривается в нескольких аспектах, имеющих самостоятельное теоретическое и практическое значение. Коллективный договор, являясь актом социального партнерства, рассматривается как нормативно-правовой договор. Нормативность коллективного договора следует непосредственно из содержания ст. 1 Закона Украины "О коллективных договорах и соглашениях", где определяется, что он заключается с целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений.

Коллективный договор - это нормативно-правовой договор, заключаемый на локальном (производственном) уровне между работодателем и наемными работниками с целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений и согласования интересов субъектов социального партнерства.

Сфера заключения коллективного договора определена в ст. 2 Закона Украины "О коллективных договорах и соглашениях" - он заключается на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, использующих наемный труд и имеющих статус юридического лица. Итак, два фактора - использование наемного труда и наличие статуса юридического лица - определяют сферу заключения коллективного договора.

Как учеными, так и практиками трудового права отстаивается необходимость внесения изменений, позволяющих заключать коллективные договоры также с работодателями - физическими лицами, нанимают работников. Законодательством также предусмотрена возможность заключения коллективного договора в структурных подразделениях предприятий, учреждений, организаций.

Трудовое законодательство Украины определило основные принципы и порядок ведения коллективных переговоров. Право на ведение переговоров и заключение коллективных договоров от имени наемных работников предоставляется профессиональным союзам в лице их выборных органов. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов формируется совместный представительский орган, имеющий право ведения переговоров и заключения коллективного договора. Представительный орган образуется на основе пропорционального представительства в соответствии с количеством членов профсоюзов, которых они объединяют. Вести переговоры и заключать коллективные договоры имеют право также представители наемных работников, если на предприятии, в учреждении, организации отсутствуют профсоюзы и при их избрании на общем собрании (конференции) наемных работников.

Законодательством Украины запрещено вмешательство в деятельность наемных работников и их представителей в проведении коллективных переговоров и заключении коллективных договоров, не допускается ведение переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников организациями, органами или лицами, которые созданы или финансируются работодателями, политическими партиями или представляют работодателей. В случае, когда интересы наемных работников представляет профсоюзный орган, интересы работодателя не могут представлять лица, являющиеся членами выборного органа этого профсоюза.

Любая из сторон может начать переговоры не ранее чем за 3 месяца до окончания срока действия коллективного договора. Этот срок может быть другим, если стороны отметили это в колдоговоре. Следует учесть, что на вновь созданных предприятиях коллективный договор заключается по инициативе одной из сторон в 3-месячный срок после государственной регистрации предприятия.

Сторона проявила инициативу в проведении коллективных переговоров, в письменной форме уведомляет другую о начале переговоров. Вторая сторона в течение 7 дней должна начать переговоры. Порядок ведения переговоров по вопросам разработки, заключения или внесения изменений в коллективный договор определяется сторонами и оформляется соответствующим протоколом.
Для ведения переговоров и подготовки проектов коллективного договора создается рабочая комиссия из представителей сторон. Состав этой комиссии определяется сторонами самостоятельно. Лица, которые принимают участие в переговорах как представители сторон, а также специалисты, приглашенные для участия в работе комиссий, на период переговоров и подготовки проекта освобождаются от основной работы с сохранением заработной платы и включением этого времени в трудовой стаж. С целью своевременности разработки проектов коллективного договора, соглашения деятельность рабочей комиссии является непрерывной. Стороны могут прерывать переговоры с целью проведения консультаций, экспертиз, получения необходимых данных для выработки соответствующих решений и поиска компромиссов.

Рабочая комиссия готовит проект коллективного договора с учетом предложений, поступивших от работников, и принимает решение, которое оформляется соответствующим протоколом. В случае недостижения согласия и возникновении коллективного трудового спора вопросы заключения коллективного договора, соглашения решаются в порядке, предусмотренном Законом Украины "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)".
Проект коллективного договора обсуждается среди наемных работников и выносится на рассмотрение их общего собрания (конференции). В случае, если собрание (конференция) наемных работников отклонят проект коллективного договора или отдельные его положения, стороны возобновляют переговоры для поиска необходимого решения. Срок этих переговоров не должен превышать 10 дней. После этого проект в целом выносится на рассмотрение собрания (конференции) наемных работников. В случае одобрения проекта коллективного договора общим собранием (конференцией) он подписывается уполномоченными представителями сторон не позднее, чем через 5 дней с момента его одобрения, если иное не установлено самими собранием (конференцией).

После утверждения и подписания коллективных договорах подлежат уведомительной регистрации. Условия, сроки, субъекты регистрации и их полномочия регулируются Положением о порядке уведомительной регистрации отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 5 апреля 1994 № 225.

 

5. Стороны и содержание коллективного договора

Статья 12 КЗоТ Украины определяет стороны коллективного договора. К ним отнесены собственника или уполномоченный им орган (лицо), с одной стороны, и профсоюзные организации, а в случае их отсутствия - представителей свободно избранных на общем собрании наемных работников или уполномоченных ими органов, с другой стороны.

Законодательно стороной коллективного договора, нанимает работников, признан владелец или уполномоченный им орган (лицо). Однако такая формулировка является неправильным и затрудняет реализацию соответствующей нормы на практике, требует согласования о признании стороной коллективного договора работодателя.

Наемные работники участвуют в коллективно-договорном регулировании через своих представителей. Этими представителями могут быть профсоюзные организации, представители, избранные и уполномоченные наемными работниками. Государство признает профсоюзные организации полномочными представителями коллективных интересов работников, защитниками их трудовых и социально-экономических прав в отношениях с работодателями. Такое представительство осуществляется независимо от членства наемных работников. Законодатель закрепил за профсоюзными организациями безоговорочное право на ведение переговоров и заключение коллективного договора (ст. ст. 12, 243 и 246 КЗоТ Украины). Поэтому для его реализации не требуется дополнительного согласования со стороны наемных работников.

Представительство интересов наемных работников в коллективных переговорах по заключению коллективных договоров может осуществляться и другими субъектами - представителями. Представители избираются в том случае, если на производственном уровне отсутствуют профсоюзные организации. Это представительство требует обязательного волеизъявления наемных работников. Избрание представителей происходит на общем собрании наемных работников или уполномоченных ими органов. Выбирая представителей, они одновременно могут определить и их полномочия.

Статья 7 Закона Украины "О коллективных договорах и соглашениях" устанавливает примерный перечень обязательств сторон, которые определяют содержание коллективного договора. В коллективном договоре могут быть определены случаи изменений в организации производства и труда, положения по обеспечению продуктивной занятости, режима работы, продолжительности рабочего времени и отдыха, условий труда и охраны труда, условий регулирования фондов оплаты труда и установления квалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда и тому подобное.

Стороны определяют содержание коллективного договора путем: конкретизации правовых норм, установленных государством, установление условий труда, если такое согласно законодательству отнесено к компетенции субъектов договорного регулирования, повышение уровня льгот и гарантий, установленных законодательством, или заполнения пробелов в трудовом праве.
В юридической литературе все условия, составляющие содержание коллективного договора, делятся на 3 группы:

• информативные, которые в основном содержат нормы централизованного законодательства, соглашений высшего уровня регулирования по вопросам оплаты труда, рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и т.д., что и дало основания назвать такие условия коллективного договора информативными;

• обязательственные - это взаимные обязательства сторон. Исходя из общих принципов договорного регулирования, эта часть коллективного договора является основной и определяющей в обеспечении взаимных прав и обязанностей участников договора;

• нормативные - это такие условия, в которых стороны на производственном уровне устанавливают локальные нормы права, регулирующие условия труда.

Стороны самостоятельно определяют структуру коллективного договора, учитывая особенности деятельности юридического лица. К коллективному договору могут прилагаться приложения, перечни, положения и т.п., которые являются его составной частью, уточняют и конкретизируют его положения и, как правило, имеют нормативный характер (например, перечень должностей работников, которым предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день).


 

Социальное партнерство поможет решить социальные проблемы города

№185 (9711) // 08 декабря 2012 г.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.