Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2020-05-07 | 108 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Новоаннинского муниципального района
Волгоградской области
Принята на заседании Утверждаю
Педагогического совета Директор МБУ ДО
Протокол №1 «Центр молодежи»
От «15» августа 2019 г. Приказ № от 15.08.2019 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
Социально-педагогической направленности
«Доброволец»
Возраст обучающихся: 7-17 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель: Абрамова Елена Юрьевна,
специалист по работе с молодежью
Г. Новоаннинский, 2019
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
В истории педагогики известны тимуровское движение и общественно-полезная деятельность, как основа существования детских и молодежных объединений и организаций. Волонтерская деятельность как проявление милосердия и человеколюбия существует, и будет существовать до тех пор, пока сохраняется потребность людей в помощи и ограничены возможности государства удовлетворять потребности граждан в социальной поддержке. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются различными видами деятельности. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольчество является одним из эффективных способов получения молодежью новых знаний, развитию навыков общественной деятельности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции.
|
Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим. В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества. Взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты.
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Доброволец» направлена на освоение обучающимися волонтерской деятельности. По содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению – общеразвивающей; по форме организации – групповой; по времени реализации – трехгодичной.
Содержание программы разработано в соответствии с основными нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27.12.2012 г. № 273;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Сан Пин 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41);
- «Концепция развития дополнительного образования детей» Распоряжение правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1724-р;
- Положение о разработке, структуре и утверждении дополнительной общеразвивающей программы в МБУ ДО «Центр молодёжи».
|
- Устава МБУ ДО «Центр молодежи» Новоаннинского муниципального района волгоградской области.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлена потребностью современного общества в социально активной молодежи, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, воспитанных на общечеловеческих ценностях, таких как гуманизм и милосердие, человеколюбие и сострадание, способных оказать безвозмездную помощь любому человеку независимо от его положения в обществе, культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола.
Новизна и отличие программы от существующих образовательных программ социально-педагогической направленности заключается в том, что она формирует механизмы вовлечения молодых людей в многообразную общественную социально-значимую деятельность, направленную на развитие инициативы и ответственности, повышение уровня толерантности, добровольности.
В отличие от уже существующих программ по волонтерскому движению, данная программа включает в себя не только изучение волонтерского движения, но и практическую творческую деятельность обучающихся.
Программа разработана с учетом основных принципов:
1. Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей и подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
2. Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видео-, аудиозаписи.
3. Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так и в самостоятельной работе учащихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
4. Принцип сознательности, активности, самостоятельности учащихся под руководством педагога. Структура образовательной деятельности включает в себя двух участников: педагога и учащегося. Специфика услуг, предоставляемых в сфере образования, состоит в том, что она ориентирована на высокую активность обоих участников образовательного процесса. Процесс обучения требует от учащегося высокой активности.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы: от 12 до 17 лет. В группы принимаются все желающие как девочки, так и мальчики. Содержание программы разработано с учетом психолого-возрастных характеристик данной группы детей.
|
Количество обучающихся в группе: от 10 до 15 человек.
Уровень программы, объем и сроки реализации. Данная программа рассчитана на 3 года обучения с общим объемом - 432 часа.
Форма обучения – очная. Программа «Доброволец» для детей 7-17 лет реализуется с учащимися на базе МБУ ДО «Центр молодежи» Новоаннинского муниципального района.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 45 минут
Особенности организации образовательного процесса. В каждой теме программы «Доброволец» есть теоретическая и практическая часть. Теоретическая часть включает сведения о сущности, правовых аспектах, истории становления и развития волонтерского движения. Особое внимание уделяется формам и видам волонтерской деятельности. Практическая часть работы направлена на получение навыков взаимодействия в команде, социального проектирования, проведения мероприятий в форматах волонтерской деятельности.
Реализация программы предполагает сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы. Эффективность занятий в значительной степени определяется применением разнообразных методов обучения: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический метод.
Виды занятий: Теория преподносится в форме беседы, эвристической беседы, виртуального путешествия, презентации, обзора и т.п.
Практические занятия проходят в форме акции, анкетирование (тесты, опросы и т.д.), гостиные, диспуты, деловая игра, дискуссии, разработка и защита проектов, игровые программы, конкурсы, круглый стол, КТД по разным направлениям деятельности, мастер-классы (обучение, обсуждение), «мозговой штурм», праздники, презентации, рейды, экскурсии.
Состав группы – постоянный. Учебные занятия проводятся как в группе, так и индивидуально в зависимости от поставленных задач.
Группа учащихся – разновозрастная.
Цель и задачи программы.
Цель программы – формирование социально-активной личности через овладение основами волонтерской деятельности.
|
Для осуществления поставленной цели необходимо решать следующие задачи.
Личностные – формировать общественную активность личности, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни.
Метапредметные:
- уметь работать с разными источниками информации;
- овладеть составляющими проектной деятельности, ставить вопросы, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Образовательные (предметные):
-знать о волонтерском движении в России;
- иметь представление о специфике проектной деятельности в социальной сфере.
Содержание программы.
1.3.1. Учебный план
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ |
П/п
Название разделов и тем
Количество часов
Содержание учебного плана 1-го года обучения
Планируемые результаты 1-го года обучения
Показателем результативности реализации данной программы следует считать достижение воспитательных результатов первого и второго уровней внеурочной деятельности.
Результаты первого уровня: приобретение школьниками социальных знаний о природе волонтерства, понимания социальной реальности.
Результаты второго уровня: формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества (толерантность, доброта, милосердие, социальное право, человеческое достоинство, свобода выбора, нравственность,ответственность, гражданский долг и к социальной реальности в целом.
Предметные результаты:
Учащиеся будут:
- иметь представления об истоках волонтерского движения и современных практиках волонтерской деятельности;
- знать основные понятия волонтерства;
|
- знать основные формы и виды волонтерской деятельности;
- иметь представление о социальном проектировании как эффективном способе осуществления волонтерской деятельности;
- владеть навыками социального проектирования;
- уметь исполнять заданную социальную роль в различных формах организации деятельности волонтера.
Метапредметные результаты:
- результате реализации программы будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия:
- мотивация к участию в волонтерской деятельности;
- позитивное отношение к базовым ценностям волонтерской деятельности;
- жизненное самоопределение личности.
Познавательные универсальные учебные действия:
- поиск и выделение необходимой информации, ее структурирование, критическая оценка
и интерпретация;
- определение способов, действий для решения выявленной проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
- владение монологической и диалогической формами коммуникаций, используя, в том числе, инструменты ИКТ;
- умение формулировать собственное мнение;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе, несовпадающих сего собственной;
- умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
и способствовать продуктивной совместной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- формирование постановки цели и ее достижение, развитие самоконтроля, оценивания (включая адекватное восприятие предложений и оценки другими людьми), коррекция.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№п/п |
Тема занятий
Количество часов
4.1
4
2
5.2
2
2
Содержание учебного плана 2-года обучения
Тема 1.3 Акция «Забота»
Практика: помощь одиноким людям,ветеранам ВОВ,труженикам тыла,детям войны,малообеспеченным семьям.
Форма подведения итогов:
беседы,акции,круглый стол,экскурсия,конкурс рисунков,защита презентаций, съемка видеоролика.
Тема 2.4 Оформление стенда «Волонтерское движение»
Практика: подбор материала к оформлению стенда. Оформление стенда
«Волонтерское движение».
Этап 3. Профориентация
Тема4.4 Акция «Ветеран»
Теория: основы общения с участниками ВОВ. Практические рекомендации добровольцам по работе с пожилыми людьми.
Практика: адресная помощь ветеранам.
Тема 5.6 Итоговое занятие
Теория: подведение итогов
Практика: подведение итогов деятельности добровольческого объединения «Алые паруса»
Методическое обеспечение: методический, информационный и раздаточный материал. Набор инструментов, компьютерная техника для практической деятельности. Анкета, тренинг, тесты, дискуссии.
Форма занятий: практические, творческие, традиционные.
Форма подведения итогов: беседы, акция, презентации, фотографии, съемка видеоролика.
Планируемые результаты 2-го года обучения
Личностные:
· знание понятия, истории, формы проявления волонтерства;
· основы здорового образа жизни; методику проведения групповых и массовых мероприятий,
· развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные:
· умение работать с разными источниками информации;
· составлять проекты, сообщения, рефераты, используя результаты наблюдений, материал дополнительной литературы;
· овладение составляющими проектной деятельности, ставить вопросы, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
· умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
· умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
· интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Предметные:
· знать о волонтерском движении в России;
· иметь представления о специфике проектной деятельности в социальной сфере,
· основных источниках и способах сбора и первичной обработки информации на поисковом этапе социального проекта,
· о требованиях к постановке цели и задач социального проекта,
· о способах планирования,
· о типичных для социального проекта результатах и способах их оценки,
· об алгоритмах выполнения действий, типичных для социального проекта,
· о типичных для социального проекта рисках и способах их предотвращения,
· о способах сбора и первичной обработки информации: мониторинг прессы, проведение социологического опроса,
· алгоритм обоснования желаемой ситуации,
· алгоритм анализа ситуации,
· алгоритм анализа проблемы с помощью построения дерева проблем,
· алгоритм анализа альтернативных способов решения проблемы,
· алгоритм постановки целей и задач с использованием дерева проблем,
· различные техники планирования деятельности по проекту,
· алгоритм анализа рисков,
· алгоритм планирования и оценки результатов и последствий социального проекта.
Формы оценивания
Система отслеживания и оценивания результатов обучения происходит во время собеседования, проведения мероприятий, акций, а так же в процессе педагогического наблюдения.
Анализ результатов: с тепень активности обучающихся в группах, уровень знаний, умений, показанных обучающимися в работе, рекомендации к совершенствованию. Уровень обученности обучающихся отслеживается во время проведения конкурсов, викторин, акций, выставок работ учащихся, в процессе педагогического наблюдения.
Критерии оценки уровня обученности учащихся:
- Высокий уровень – обучающийся в совершенстве владеет знаниями и умениями по программному материалу, выполняет задания самостоятельно, вносит в работу элементы творчества.
- Средний уровень обученности– учащихся на достаточном уровне владеет знаниями и умениями по программному материалу, выполняет задание самостоятельно.
- Низкий уровень обученности– учащихся не достаточно владеет знаниями и умениями по программному материалу, не может выполнить задание самостоятельно.
Образовательные форматы
Образовательные форматы, в которые будут погружены обучающиеся: теоретические занятия в форме бесед; комбинированные занятия; тематический просмотр презентаций и видеофильмов; игровые формы деятельности: развивающие, индивидуальные и групповые, акции и конкурсы; работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты).
Программа предполагает работу по следующим направлениям:
- Социальное патронирование пожилых людей, инвалидов.
- Педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков).
- Спортивная подготовка.
- Интеллектуальное и творческое развитие (организация и проведение мероприятий).
- Досуговая деятельность (организация свободного времени молодёжи).
- Трудовая подготовка (акции по уборке территории).
- Оказание помощи ветеранам ВОВ и пожилым людям (совместно с социальными службами города).
- Экскурсионная деятельность.
- Информационное обеспечение.
- Экологическая защита.
- Вожатская деятельность.
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№ п/п |
Название разделов и тем
Количество часов
Знакомство с опытом волонтеров. Планирование работы |
Разработка агитационных буклетов против курения, СПИДА |
Знакомство с формами проведения волонтерских мероприятий. Акция к международному Дню Спасибо |
Содержание программы 3-го года обучения
1.Вводное занятие. Теория. Ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид.
Трудовая деятельность
Теория. Обучение техническому мастерству волонтёров. Занятие«Узелки на память».Постановка актуальных для деятельности вопросов. Некоторые практические советы волонтѐрам. Как говорить? Как слушать? Несколько важных правил работы с маленькими помощниками
Практика. Организация трудовой занятости, профориентационной работы: организация отрядов добровольческого труда по экологической очистке территорий, расчистка дорожек от снега, уход за домашними цветами, проведение генеральной уборки. Экскурсия по профориентации. Экскурсия на предприятия по желанию обучающихся, беседы, рассказы о профессиях.
7. Гуманитарно — солидарные, гражданские, образовательные акции
Теория. У чимся писать проекты. Виды проектов
Практика. Сбор материалов к проекту. Как подготовиться к конкурсу социального проекта общественного объединения. Проектирование — это, прежде всего, технология организации работы по воплощению некой идеи. Занятие «Учимся сотрудничать» развивать навыки конструктивного взаимодействия и психологическую готовность к сотрудничеству. Формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни. Проект «Подари радость 2». Посещение детей в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями. Совместная работа волонтёров школы и социально-реабилитационного отделения. Обучение техническому мастерству волонтёров во время каникул.
Учимся писать проекты. Сбор материалов к проекту. Журналистская работа (интервью, информационные встречи, размещение объявлений, рекламы), съёмка, монтаж, публичные выступления, открытые письма, выпуск брошюр, бюллетеней, отчётов, участие в разных мероприятиях, распространение листовок с информацией и раздаточные материалы (флаеры, постеры, сувениры и д.р.). Защита творческого проекта «Подари радость». Акция «Вырасти книгу». Сбор и отправка книг для детских домов, школ — интернатов, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оставшимся без попечения родителей. Акция «Территория добра». Акция «Забота».
Помощь одиноким людям, ветеранам ВОВ, труженикам тыла, детям войны, малообеспеченным. Акция «Чистый город». Уборка территории. Организовать конкурс рисунков и плакатов «Мы за чистый город». Акция «Дети — детям». Сбор и пересылка игрушек, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оставшимся без попечения родителей. Международный День птиц. Акция «Георгиевская ленточка». «Спасибо деду за Победу».
Планируемые результаты 3-го года обучения
Личностные:
Учащиеся должны уметь:
· аргументированно отстаивать свою позицию;
· осмыслить и осуществить практическую работу;
· оценить и осмыслить результаты своей деятельности: навыки анализа проделанной работы (понравилась ли работа, какие чувства она вызывает и т.п.)
· уметь при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
· уметь представлять материал с помощью средств презентации, проектов;
· уметь и способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу.
Метапредметные:
· организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду ценностей здорового образа жизни;
· формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
· формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров;
· развитие и поддержка основных идей волонтерского движения;
· увеличение количества обучающихся, желающих активно участвовать в волонтерской деятельности;
· получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;
· обеспечение взаимодействия с другими волонтерскими объединениями, с целью обмена опытом и последующего внедрения инновационных форм и методов работы;
· умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
· умение обмениваться информацией;
. умение дискутировать и защищать свою точку зрения;
· умение выступать на публике;
· способность вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение;
· иметь собственную определенную позицию по отношению к употреблению ПАВ и быть готовым говорить на эту тему со сверстниками.
Предметные:
· формирование у молодежи высоких нравственных, морально — психологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества;
· формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;
· включение подготовленных волонтеров в активную деятельность по формированию здорового образа жизни в детской, подростковой и молодежной среде;
· привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;
· привлечен
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!