Профессионализм и мастерство — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Профессионализм и мастерство

2020-05-07 138
Профессионализм и мастерство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Профессионализм — особое свойство людей системно, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Профессионализм рассматривается в качестве интегральной характеристики человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности). Профессионализм человека — это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека.

Большинство современных исследователей (Н.В.Кузьмина, А.А.Реан и др.) рассматривает профессионализм как качественную характеристику субъекта деятельности — представителя данной профессии.
Она определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления.
Становление профессионала тесно связано с его развитием как личности. При этом личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него. В свою очередь с профессиональным опытом заметно возрастает доля стереотипных действий, специфических установок, оказывающих заметное влияние на непрофессиональную сферу жизни, делая поведение человека неадекватным обстановке и затрудняя общение.
Становление профессионала как личности есть процесс профессиональной социализации. Он предполагает освоение системы ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность, овладение знаниями и умениями, необходимыми для профессиональной деятельности и т.п. Профессиональная социализация проходит ряд этапов.
К основным показателям этапа профессионального самоутверждения следует отнести уровень подготовки, обеспечивающий конкурентоспособность и востребованность специалиста на рынке труда, развитие специальных способностей, готовность к самообразованию, стремление к творческому росту, способность преодолевать различные профессиональные коллизии, умение работать в команде.
Становление профессионала не исчерпывается личностно-ролевыми характеристиками. Оно всегда индивидуально и проявляется в способности к рефлексии, в критическом отношении профессионала к себе, в творческом проявлении себя, в «индивидуализации субъективной реальности» (В.И.Слободчиков). Эта особенность профессионала отражается в индивидуальном стиле деятельности. Чем ярче и своеобразнее индивидуальность, тем самобытней стиль профессиональной деятельности, выражающий профессиональную позицию специалиста, его внутреннюю целостность и самостоятельность. В педагогической сфере эта особенность стиля проявляется в следующей закономерности: все учителя, характеризующиеся низким уровнем профессионализма, отличаются общностью стиля деятельности, у каждого учителя — мастера свой стиль деятельности, отличающий его от других. Можно заключить, что высокий уровень профессионального мастерства предполагает не только владение нормами профессиональной деятельности и профессионального общения, следование профессиональным ценностным ориентирам, но и «выход» за границы универсального, привычного, способность вносить в деятельность уникальное и неповторимое. Не случайно в обыденном сознании мастерство ассоциируется с высоким искусством в какой-либо области. В этом плане оно тесно переплетается с творчеством, умением находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленностью на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта (Э.Фромм).
По мере приобщения к профессиональной деятельности человек становится специалистом, частью профессионального сообщества. С опытом приходят профессиональная зрелость и мастерство, которое проявляется не только в высоких производственных показателях, но и в динамике жизненных целей и мотивации. Хотя мастер-профессионал всегда прислушивается к мнению и оценке «значимых других», можно полагать, что по мере роста мастерства потребность в самоуважении, основанная на профессиональной компетентности, уверенности, свободе и независимости, становится для него более значимой, чем потребность в признании его заслуг и достижений со стороны окружающих. Вместе с тем высокая самооценка мастера сопряжена с критическим отношением к себе, критической оценкой своих мыслей, действий и поступков.
На основе анализа профессиональных биографий учителей можно выделить несколько факторов, мешающих развитию мастерства:
• Неумение четко сформулировать свои потребности в сфере профессиональной деятельности, если они не касаются социальных и материально-технических условий труда.
• Сложившиеся в профессиональной среде нормы и принципы, ценностные представления далеко не всегда согласуются с самобытностью того или иного педагога.
• Личный жизненный и профессиональный опыт, составляющий богатство учителя, становится барьером для восприятия нового. При этом профессиональные стереотипы характеризуют не только работников с низким уровнем профессионализма. Они свойственны специалистам, достигшим высокого уровня мастерства.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.