Этические принципы и нормы деловых людей — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Этические принципы и нормы деловых людей

2020-05-07 162
Этические принципы и нормы деловых людей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Делово общение можно определить, как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

Деловое общение базируется на таких общечеловеческих ценностях, как свобода. Это означает, что бизнесмен или менеджер должен ценить не только свободу своих коммерческих действий, но и свободу своих конкурентов, что выражается в недопустимости вмешательства в их дела, ущемление их интересов.

Другим основополагающим принципом деловых взаимоотношений является терпимость, которая рождает взаимное доверие. понимание и откровенность.

Деловые взаимоотношения требуют тактичности. Быть тактичным – это значит в любой ситуации осознать своего клиента или подчиненного как равноправную человеческую личность.

Важным принципом деловой этики является деликатность.

Под деликатностью понимают вежливость и внимательность в общении, умение щадить самолюбие своих коллег, форму проявления корректности и искренности при общении.

Деловая этика ориентируется на такую общечеловеческую ценность, как справедливость, которая предполагает объективную оценку личных деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость критике, самокритичность.

У деловых людей всего мира существует такое понятие, как деловая обязательность. В США, например, известен термин «техасское рукопожатие», когда стороны просто договариваются, что будут вместе заниматься какой- либо деятельностью. Если одна из сторон нарушила условия договора, никто больше не будет иметь с ней дела.

Итак» современный бизнесмен:

• уважает себя как личность и с уважением относится к другим, проявляя в деловых взаимоотношениях терпимость, деликатность и тактичность, доверяя не только себе, но и своим партнерам;

• убежден, что честь превыше прибыли;

• признает неизбежность конкуренции, но понимает необходимость сотрудничества;

• ценит не только свободу своих коммерчески действий но и свободу действий своих конкурентов;

• сумеет и не боится рисковать и брать на себя ответственность за все принимаемые решения;

Для создания привлекательного делового имиджа и успеха в сфере бизнеса целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Выполняйте данные обещания в срок. Если не смогли этого сделать, не оправдывайтесь, а определите конкретный новый срок и обязательно сдержите слово.

2. Будучи уверенным в себе, избегайте быть самоуверенным.

3. Никогда не забывайте, что ваше мнение или позиция не всегда самые хорошие: есть и другие мнения и позиции, отнюдь не худшие.

4. Будьте терпимы к недостаткам людей, если эти недостатки не сильно мешают вашему бизнесу.

5. Занимайтесь только теми вопросами, в решении которых ваше участие совершенно необходимо.

6. Хвалите на людях, порицайте с глазу на глаз.

7. Отклоняйте ненужные предложения, но тактично и вежливо.

8. Помните, что ничто так не компрометирует бизнесмена, как его растерянность.

9. Не оставляйте без тщательного ни один случай неудач, сбоя или промаха.

 

3.3. Основные характеристики делового общения [55]

 

Специфической особенностью делового общения является его регламен- тированность, т. е. подчинение установленным правилам и ограничениям. Эти правила определяются видом делового общения, степенью его официальности, целями и задачами конкретной встречи, национальными и культурными традициями.

Регламентированность предполагает соблюдение делового этикета, отражающего накопленный опыт, нравственные установки и вкусы определенных социальных групп. Регламентированность включает в себя также соблюдение речевого этикета.

Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения. Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это прежде всего относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, врачам, менеджерам, пред- принимателям, журналистам, работникам сферы обслуживания, т.е. тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.

Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий имеет, кроме того, воспитательное значение, невольно способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества.

Но наиболее важно: неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия, производства, офиса оставляет у клиентов, соучредителей, партнеров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей организации.

Какие же факторы определяют формулирование речевого этикета и его использование?

Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, их социального статуса, места в служебной иерархии, профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

Использование этикетных речевых оборотов помогает собеседникам установить контакт, наладить взаимопонимание, создать благоприятную психологическую обстановку, поддерживать общение в определенной тональности в соответствии с социальными ролями его участников.

Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это может быть и презентация, конференция, симпозиум, совещание, на котором обсуждается экономическое финансовое положение компании, пред- приятия; консультация; юбилей фирмы и др.

Речевой этикет в определенной мере отражает нравственное состояние общества, его моральные устои.

Известно, что в некоторых странах были изданы законы, предписывающие, как надо обращаться к представителям различных слоев общества. Такие законы, изданные преобразователем Петром I, неукоснительно действовали и в нашей стране вплоть до 1917 г.

Деловой этикет включает в себя правила приветствия и представлений; регламентирует поведение во время презентации, на приеме, за столом; предписывает, как дарить и принимать сувениры, как пользоваться визитными карточками, вести деловую переписку и т.д.

Большое внимание в этикете уделяется внешнему виду деловых людей, их одежде, умению управлять отрицательными и положительными эмоция- ми, манере разговаривать.

Регламентированность делового общения означает и ограниченность его определенными временными рамками. Не случайно в народе говорят: «Время – деньги». Деловые люди знают цену времени, стараются использовать его рационально и обычно расписывают свой рабочий день по часам и минутам. Поэтому, как правило, деловые встречи имеют строгий регламент. А чтобы отведенное время было использовано эффективно, важно четко определить круг обсуждаемых проблем и тщательно подготовиться к встрече.

Важная особенность делового общения – это строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа. В жизни мы постоянно исполняем, «играем» различные роли: жены, мужа, сына, дочери, гражданина, начальника, продавца, покупателя и т.д. В течение дня наши роли могут несколько раз меняться. То же происходит и в деловом общении. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия и т. п. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями, предъявленными конкретной обстановкой и принятой ролью.

Порой люди, связанные между собой родственными, дружескими, товарищескими, интимными отношениями, забывают об этом. В присутствии других сотрудников, посторонних лиц они ведут себя фамильярно, переходят на ты-общение, используют неуместные в официальной обстановке выражения, что ставит должностное лицо в неловкое положение, наносит ущерб его репутации.

Соблюдение ролевого амплуа в деловом общении упорядочивает, стабилизирует рабочий процесс и тем самым обеспечивает его эффективность.

К особенностям делового общения относится и повышенная ответственность участников за его результат. Ведь успешное деловое взаимодействие во многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т. е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т. д. Если деловое общение проходит неэффективно, это может привести к провалу самого дела, а его участников ожидает удел неудачников (увольнение с работы, расторжение контракта, финансовые убытки и др.).

Поэтому в деловом общении особую значимость приобретают такие важные качества деловых людей, как обязательность, организованность, верность слову, а также соблюдение нравственно-этических норм и принципов.

Деловое общение требует и более строгого отношения к использованию его участниками речевых средств. В деловом общении не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечие, нежелательным является использование слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов, архаизмов и др.).

Поскольку деловое общение связано с определенной профессиональной деятельностью людей в конкретной области (производство, управление, медицина, транспорт, сельское хозяйство и т.п.), от его участников требуется хорошее знание языка своей профессии. Владение профессиональным язы- ком предполагает освоение основных понятий данной сферы, правильное употребление терминов, специальных слов и выражений.

При этом следует учитывать, что общаться между собой могут люди одной специальности и разных специальностей, а также специалисты с неспециалистами.

Поэтому в деловом общении особую значимость приобретают та/кие важные качества деловых людей, как обязательность, организованность, верность слову, а также соблюдение нравственно-этических норм и принципов.

Деловое общение требует и более строгого отношения к использованию его участниками речевых средств. В деловом общении не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечие, нежелательным является использование слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов, архаизмов и др.).

 

Советы руководителю

 

1. Будь всегда руководителем, но не погонщиком.

2. Погонщик – погоняет, а руководитель вдохновляет и ведет массы на успешное выполнение задания.

3. Погонщик «якает» и «тыкает», а руководитель – «давайте сделаем», «давайте обсудим»

4. Погонщик ищет козла отпущения в случае провала операции, руководитель – исправляет ошибки без истерики и старается чаще подчеркивать положительные стороны и моменты в работе подчиненного.

5. Погонщик все держит в секрете, руководитель старается сделать каждого члена коллектива участником творческой работы.

6. Погонщик делает труд монотонным, руководитель умеет заинтересовать людей, каким бы труд ни был.

7. Будь уверенным в себе, но не высокомерным.

8. Умей ценить время подчиненных.

9. При объяснении задания добивайся, чтобы подчиненный понял задание; при необходимости проверить как подчиненный понял задание и подробно объяснить возможные варианты его выполнения. Конечно, такая процедура должна проводиться корректно и без перегибов.

10. Имей строгость и требовательность, но не грубость. Желательно, чтобы критикуемый понимал, за что к нему предъявляют такие требования.

11. Критикуй только по делу и не унижай достоинство подчиненного.

12. За критику в свой адрес не преследуй.

13. Часто большой эффект имеет критика или беседа с «глазу на глаз», чем в присутствии посторонних. Поэтому никогда не критикуй (особенно молодых и начинающих сотрудников) в присутствии третьего лица.

14. Умей поощрять и наказывать.

15. Будь приветливым и вежливым (особенно с женщинами).

16. Учись говорить кратко, молчать и не перебивать собеседника.

17. Имей и воспитывай в себе чувство юмора. Никогда не падай духом при неудачах. При победах не торопись хвалиться.

18. Будь внимателен к чужому мнению, если даже оно неверно.

19. Всегда благодари подчиненного за хорошую работу.

20. Если твое распоряжение оказалось ошибочным, то не стыдись признать свою ошибку.

21. Никогда не делай того, что могут выполнить твои помощники, за исключением тех случаев, когда это связано с риском для жизни.

22. Выбор и обучение умелого подчиненного всегда более благоприятная задача, чем выполнение дела самим.

 

Заповеди делового человека

 

• Никогда не считайте ваши методы самыми лучшими. Все можно сделать лучше, чем было до сих пор.

• Не начинайте работу, если цель ее и задачи четко не определены.

• Помните слова Сенеки: «Кто не знает, в какую гавань плывет, для того нет попутного ветра».

• Работайте по четкому и конкретному плану (общий план практически не выполняется).

• Помните, что из трех зол: ошибка, перестраховка, бездеятельность, наименьшее - первое. Не бойтесь ошибаться: поняв ошибку, ее можно исправить. А перестраховка и бездеятельность лишат вас авторитета.

• Контролируйте свои эмоции, вырабатывайте привычку сдерживаться, не терять самообладания. Еще Гораций заметил: «Гнев есть кратковременное безумие».

• Задания и распоряжения отдавайте в спокойном тоне, сформулировав их четко, полно и конструктивно.

• Умейте отыскивать рациональное зерно даже в недоброжелательной критике. Леонардо да Винчи считал, что «противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть».

• Говорите с людьми не по должности, а по душе. Проникновенность и сердечность вашего разговора оказывают на них сильное воздействие.

• Умейте подбирать и воспитывать кадры. Выбор и обучение умелого подчиненного – всегда более благоразумная задача, чем выполнение всех дел самим.

• Нельзя давать обещаний, если нет уверенности, что они действительно будут выполнены. Данное слово должно быть гарантией обещания.

• Не теряйте чувство юмора. Беззлобная, доброжелательная шутка создает обстановку доверия, делает труд более легким, привлекательным и производительным. В ряде случаев можно скорее добиться успеха шуткой, чем строгостью или официальностью.

• Стремитесь как можно меньше говорить «я», а больше «мы», особенно в коллективе.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.