Деловое общение и его особенности — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Деловое общение и его особенности

2020-05-07 153
Деловое общение и его особенности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

3.1. Общие правила деловых взаимоотношений
руководителя и подчиненного [51]

 

Руководитель и подчиненный – центральное звено системы управления. Их поведение определяет культуру управления в организации, оказывает решающее влияние на эффективность ее деятельности.

«Отношения руководителя и подчиненного асимметричны. Они основаны, с одной стороны, на субординации, т.е. строгом подчинении младших по рангу или положению старшим, а с другой – на этических представлениях общества, его менталитете, традициях, историческом опыте различных социальных слоев и групп.

На каких же нравственных принципах должны строиться взаимоотношения руководителя и подчиненного?

Прежде всего это признание и защита прав и свобод человека и гражданина. Любой работник – это юридическое лицо, самостоятельная личность, равная работодателю, руководителю. Нарушение законных прав подчиненного, унижение его человеческого достоинства непременно вызывают нравственный протест, приводят к различного рода конфликтам, снижают эффективность работы организации.

Этический принцип гуманизма требует уважения к человеку; веры в него, признания суверенитета и достоинства личности. Именно этот принцип и должен лежать в основе взаимоотношений руководителя и подчиненного.

В своей деятельности руководителю необходимо опираться на принцип справедливости. Начиная с античных времен ученые отмечали особую значимость справедливости в жизни людей.

«Справедливость – это понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах»[52].

Справедливость требует соответствия между ролью человека в жизни общества и его социальным положением, между деянием и наказанием, правами и обязанностями, заслугами людей и их общественным признанием.

Руководитель должен стремиться поддерживать в коллективе определенный уровень социальной справедливости при распределении материальных благ, производственных ресурсов, привилегий и льгот, наказаний и поощрений и т.п.

Важнейшим фактором успешного взаимодействия руководителя и подчиненного является соблюдение ими принципа ответственности, предполагающего обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях и поступках; отвечать за возможные негативные последствия принимаемых решений, невыполнение должностных обязанностей, за результаты чего-либо, за нарушения законных интересов других лиц и т.п.

И, конечно, руководитель и подчиненный должны действовать в рамках правового поля, опираясь на действующее законодательство и соответствующие должностные инструкции и акты, т.е. строго следовать принципу законности.

Чтобы реализовать эти принципы, необxодимо придерживаться определенных нравственных норм служебного поведения. Рассмотрим некоторые из них.

Единая мораль для всех – обязательное этическое требование, предъявляемое руководителю. Он должен подходить с одинаковыми мерками к оценке своих и чужих действий, не делать исключения для высокопоставленных служащих, отдельных подчиненных, для родственников и друзей, работающих в данном коллективе. Двойные стандарты всегда отрицательно сказываются на морально-психологическом климате организации, вызывают чувства обиды и несправедливости у сотрудников, снижают их работоспособность.

Важным этическим постулатом для руководителя должно стать един ство слова и дела.

Можно обозначить еще одну важную этическую норму поведения руководителя – проявление внимания к подчиненным. Руководитель должен интересоваться не только производственными делами сотрудников, но и знать их семейное положение, быть осведомленным о состоянии здоровья, о наиболее важных событиях в их жизни и т.п.

В деловом общении руководителя с подчиненным большое значение приобретают вежливость, такт, корректная форма отдачи распоряжений, спокойная обстановка, в которой отдаются приказы или доводятся до сведения работников критические замечания и т. д. Однако субординационные отношения нередко приводят к искажению нравственных принципов в общении. Порой приходится наблюдать, как работник проявляет раболепие, угодничество перед начальством и высокомерие, чванство перед своими подчиненными. Подобную ситуацию великолепно описал еще Н. В. Гоголь в «Мертвых душах».

Интересные наблюдения о сущности субординационных отношений содержится в повести Даниила Гранина «Неизвестный человек». Автор характеризует главного героя повести Клячко, работника министерства, который приехал во главе комиссии на подведомственное предприятие:

«Разговаривать Клячко не умел, так чтобы на равных, слушать, отвечать; он привык спрашивать и говорить. То есть сообщать и требовать. Он говорил – его слушали, ему начальство говорило – он слушал. Так было на всех этажах и всегда. С ним не разговаривали и он не разговаривал».

Бесспорно, подобные отношения не могут способствовать успеху дела. Они сковывают инициативу, подавляют обратную связь, принижают человеческое достоинство, убивают интерес к делу. Как ни вспомнить при этом знаменитые слова грибоедовского Чацкого: «Служить бы рад – прислуживаться тошно»[53].

Проявлением внимания к человеку служит и форма обращения к нему. Особенностью русского языка является наличие в нем двух местоимений – ты и Вы, которые могут восприниматься как форма второго лица единственного числа. Выбор той или иной формы определяют следующие обстоятельства:

1) степень знакомства участников общения (ты – знакомому, Вы – незнакомому);

2) неофициальность/официальность обстановки общения (ты – не- официальное, Вы – официальное);

3) характер отношения к адресату (ты – дружеское, «теплое», Вы – подчеркнуто вежливое или натянутое, отчужденное, «холодное»);

4) равенство / неравенство ролевых отношений по возрасту, положению (ты – равному и -нижестоящему; Вы – равному и вышестоящему).

Таким образом, выявляется ты – родственное, дружеское, интимное, доверительное, фамильярное; Вы – вежливое, уважительное, официальное, отчужденное.

В отношении к подчиненным руководитель должен проявлять максимум корректности, вежливости и тактичности.

В научной и методической литературе даются образцы нравственного поведения руководителей в наиболее типичных конкретных ситуациях1.

Для руководителя очень важно выбрать правильную форму распоряжения. При этом рекомендуется учитывать два фактора: конкретную ситуацию и личность подчиненного. Основными формами указаний подчиненным являются приказ и просьба.

Следует обратить внимание на важный этический момент: поручения, не входящие в круг непосредственных обязанностей подчиненного, следует давать только в форме просьбы.

Взаимоотношения руководителя и подчиненного – процесс двусторонний. Поэтому необходимо, чтобы и сотрудники придерживались определенных этических правил поведения в отношении своего начальника. Эти правила сформулированы психологами, а также специалистами в области менеджмента[54].

Не следует пытаться навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Предложения и замечания должны быть высказаны в тактичной и вежливой форме.

Нельзя разговаривать с начальником в приказном категорическом тоне. Не рекомендуется при общении с ним использовать только «да» или только «нет». Всегда поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца, а человек, отвечающий постоянно «нет», служит постоянным раздражителем.

Необходимо информировать руководителя о радостных и печальных событиях, которые происходят в коллективе; в случае неприятностей надо стараться помочь ему выйти из этой ситуации, предложить свои решения.

Неэтично обращаться за помощью, советом, предложением к вышестоящему руководителю «через голову», т.е. минуя своего начальника, за исключением экстренных случаев.

Нужно быть верным целям и задачам, стоящим перед организацией; уважать ее нравственные ценности; стараться помогать руководителю в создании доброжелательной нравственной атмосферы в коллективе, в упрочении справедливых отношений.

Важно сохранять чувство собственного достоинства в любой ситуации, придерживаться определенных принципов. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, его поступки трудно предвидеть.

Таким образом, служебная субординация не исключает, а, наоборот, предполагает уважительное отношение сторон друг к другу.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.