Раздел I . Предметная сфера делового общения — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Раздел I . Предметная сфера делового общения

2020-05-07 201
Раздел I . Предметная сфера делового общения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Современная Россия выбрала рыночную ориентацию в развитии экономики. В условиях перехода России к рыночной экономике значительная часть населения все более активно вовлекается в экономическую деятельность. Появилось много людей, основной профессией которых стало предпринимательство.

Предпринимательская деятельность существенно отличается от деятельности «номенклатурного» руководителя. Если раньше было достаточно сугубо профессиональных экономических знаний, умения любой ценой организовать выполнение плана и хорошо об этом отчитываться, то в условиях экономики, ориентированной на потребительский спрос, требования к руководителю радикально меняются. Современный менеджер должен быть не только хорошим организатором, умеющим вовремя наладить производство и сбыт новых товаров и услуг, но и учитывать в своей деятельности возможные изменения в политической, правовой, технологической, демографической, информационной и экологической сферах.

Залог успешной предпринимательской деятельности – умение своевременно принять правильное управленческое решение и добиться его выполнения. Предпринимательство позволяет развернуть свои творческие способности и деловые качества.

Однако эти способности и качества, как показывает практика современного российского бизнеса, дают наибольшую отдачу лишь при умении вести деловой разговор, одном из наиболее важных условий коммерческого успеха. К сожалению, у большинства наших предпринимателей крайне низка культура устной речи, что существенно снижает их деловой потенциал и не позволяет максимально реализовать свои возможности.

Современный руководитель должен также обладать внутренней самостоятельностью и способностью к риску, не бояться смелых идей, постоянно аккумулировать новую информацию, культивировать плюрализм мнений, дискуссию, инициативу, обладать способностью создать команду единомышленников, вдохновить их, уважать закон и нравственные ценности, быть эрудированным и компетентным человеком, уметь общаться.

В нашей стране долгое время деловые контакты в управленческой сфере сводились, в основном, к отдаче и выполнению распоряжений. В этом была суть административно-командной системы. Возможность предпринимательской деятельности потребовала от начинающих бизнесменов умения находить партнеров, сотрудничать с ними, контактировать с чиновниками, то есть активно общаться. Отсутствие навыков делового общения не раз ставило в трудное положение даже того, кто в своей области считается профессионалом! А ведь общается каждый из нас постоянно. В чем своеобразие делового общения по сравнению с привычным нам приятельским, дружеским?

Нет ничего проще, а вместе с тем и сложнее, прекраснее и трагичнее, чем человеческое общение. В нем – источник наших радостей и огорчений, надежд и успехов. Человек никогда не бывает один. Даже общение с маши- ной по сути дела – опосредованное общение с ее создателями. Нет профессии, которая не требовала бы общения. Разве что профессия астронома – наблюдателя. Да и тот «говорит» со звездами...

Жизнь делового человека связана с общением непосредственно. По данным американского специалиста Фрэнка Снелла, представитель делового мира за день произносит 30 тысяч слов. И, конечно, не для самого себя. Без речи невозможны деловые контакты: переговоры, беседы, выступления на совещаниях и презентациях. Вы хотите, чтобы они были успешными? Значит, вы поступили правильно, открыв эту книгу. Перед вами пособие, в котором рассматриваются этические и психологические аспекты делового общения.

Чтобы добиться успеха в общении с деловым партнером, нужно понять, в чем состоят его интересы, и это можно сделать, даже если партнер пытается их скрыть. Если же партнер груб или стремится давить на вас иными способами, его можно остановить. Иногда ваш коллега выражается так неясно, что создается впечатление, будто он что-то скрывает. Информацию можно «до- быть», использовав приемы активного слушания. Обо всем этом и о многом другом рассказывается в книге. Она появилась в ответ на потребность студентов в учебном курсе, начинающих деловых людей – в практическом руководстве. Во многих странах мира курсы «Речь» и «Деловое общение» входят в учебные программы университетов и колледжей. У нас же эти предметы только-только пробивают себе дорогу, хотя «для интеллигентного человека дурно говорить, должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания, обучение красноречию следовало бы считать неизбежным»[i].

Одной из основных задач модернизации российского образования является подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, готового к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.

Специалист нового типа должен обладать не только высокой квалификацией, но и быть «профессиональным коммуникатором», владеть искусством делового общения, так как ему придется постоянно контактировать с людьми; обсуждать вопросы, связанные с выполнением заданий, принятием решений; выступать на заседаниях, совещаниях, собраниях; участвовать в переговорах, презентациях; проводить собеседования и т.п. Умение общаться, по мнению исследователей в области менеджмента, становится непременным условием успешной деятельности профессионала.

Характерной особенностью современной эпохи является информационная революция.

В конце XX столетия в разнообразных сферах жизни широко используются новые и новейшие технологии, которые еще в середине века были неизвестны. На рубеже XXI века информация, новые знания признаны особо ценным ресурсом развития общества. Будущее человечества видится как постиндустриальное, информационное общество.

Населению планеты требуется все больше знаний. Сегодня речь идет уже не о всеобщей грамотности, а о высоком профессионализме специалистов. В высокоразвитых странах приходят к утверждению о том, что наиболее выгодным приложением капитала является развитие непрерывного образования, которое позволяет специалисту сохранять свой профессиональный уровень.

Информационная революция оказывает огромное влияние и на все виды устной и письменной коммуникации, важнейшего технологического фактора в жизни общества. Как считают ученые, она быстро будет превращаться в новую производительную силу, поскольку информационные технологии служат мощным катализатором развития науки, производства, предпринимательства, эффективным стимулом вовлечения в эти сферы амбициозных молодых людей, ориентированных «мотивом достижений».

На современном этапе любая предпринимательская деятельность осуществляется на путях делового взаимодействия, партнерства и сотрудничества, теории и практики делового общения.

Сегодня происходит расширение сферы делового общения, укрепляются международные экономические и культурные связи, появляются новые эффективные формы взаимодействия деловых людей, вырабатываются методы и приемы оказания действенного влияния на делового партнера.

Актуальной становится проблема обучения навыкам и умениям делово- го общения, освоения его этических и психологических основ студентами. Во многих вузах страны введены специальные учебные дисциплины.

Актуальной становится проблема освоения навыков и умения делового взаимодействия практическими работниками: предпринимателями, бизнесменами. Особенно это актуально для работников железнодорожного транспорта, которые по специфике своей работы находятся постоянно в деловом общении.

В учебном пособии предпринята попытка описать деловое общение с позиций его этических, речевых, логических и психологических основ, охарактеризовать его с точки зрения использования невербальных средств общения, а так же обобщить сведения, касающиеся основных форм этой разновидности устной деловой речи.

Используя учебное пособие, следует иметь в виду, что содержащиеся в ней выводы и рекомендации предполагают наличие развитых деловых отношений, которые в практике отечественного предпринимательства пока отсутствуют, а потому их не нужно воспринимать как истину в последней инстанции. Главное – уяснить принципиальные положения пособия, что же касается конкретных советов и частностей, то их следует критически осмысливать и творчески использовать применительно к условиям сегодняшней российской действительности. Только при таком подходе, пособие может оказаться действительно полезным для читателей.

Авторы поставили перед собой вполне конкретную цель: помочь всем желающим овладеть первоначальными навыками ведения делового общения, повысить культуру своей деловой речи.

В основу данной работы положено учебное пособие «Деловое общение и служебный этикет» А.Х. Бериев, Б.И. Кретов, В.А. Старовойт, а также работы Кузина Ф.А., Кукушина В.С., Лавриненко В.Н., Ломовой О.С., Павловой Л.Г., Титовой Л.Г.

 

Советы руководителю

 

1. Будь всегда руководителем, но не погонщиком.

2. Погонщик – погоняет, а руководитель вдохновляет и ведет массы на успешное выполнение задания.

3. Погонщик «якает» и «тыкает», а руководитель – «давайте сделаем», «давайте обсудим»

4. Погонщик ищет козла отпущения в случае провала операции, руководитель – исправляет ошибки без истерики и старается чаще подчеркивать положительные стороны и моменты в работе подчиненного.

5. Погонщик все держит в секрете, руководитель старается сделать каждого члена коллектива участником творческой работы.

6. Погонщик делает труд монотонным, руководитель умеет заинтересовать людей, каким бы труд ни был.

7. Будь уверенным в себе, но не высокомерным.

8. Умей ценить время подчиненных.

9. При объяснении задания добивайся, чтобы подчиненный понял задание; при необходимости проверить как подчиненный понял задание и подробно объяснить возможные варианты его выполнения. Конечно, такая процедура должна проводиться корректно и без перегибов.

10. Имей строгость и требовательность, но не грубость. Желательно, чтобы критикуемый понимал, за что к нему предъявляют такие требования.

11. Критикуй только по делу и не унижай достоинство подчиненного.

12. За критику в свой адрес не преследуй.

13. Часто большой эффект имеет критика или беседа с «глазу на глаз», чем в присутствии посторонних. Поэтому никогда не критикуй (особенно молодых и начинающих сотрудников) в присутствии третьего лица.

14. Умей поощрять и наказывать.

15. Будь приветливым и вежливым (особенно с женщинами).

16. Учись говорить кратко, молчать и не перебивать собеседника.

17. Имей и воспитывай в себе чувство юмора. Никогда не падай духом при неудачах. При победах не торопись хвалиться.

18. Будь внимателен к чужому мнению, если даже оно неверно.

19. Всегда благодари подчиненного за хорошую работу.

20. Если твое распоряжение оказалось ошибочным, то не стыдись признать свою ошибку.

21. Никогда не делай того, что могут выполнить твои помощники, за исключением тех случаев, когда это связано с риском для жизни.

22. Выбор и обучение умелого подчиненного всегда более благоприятная задача, чем выполнение дела самим.

 

Заповеди делового человека

 

• Никогда не считайте ваши методы самыми лучшими. Все можно сделать лучше, чем было до сих пор.

• Не начинайте работу, если цель ее и задачи четко не определены.

• Помните слова Сенеки: «Кто не знает, в какую гавань плывет, для того нет попутного ветра».

• Работайте по четкому и конкретному плану (общий план практически не выполняется).

• Помните, что из трех зол: ошибка, перестраховка, бездеятельность, наименьшее - первое. Не бойтесь ошибаться: поняв ошибку, ее можно исправить. А перестраховка и бездеятельность лишат вас авторитета.

• Контролируйте свои эмоции, вырабатывайте привычку сдерживаться, не терять самообладания. Еще Гораций заметил: «Гнев есть кратковременное безумие».

• Задания и распоряжения отдавайте в спокойном тоне, сформулировав их четко, полно и конструктивно.

• Умейте отыскивать рациональное зерно даже в недоброжелательной критике. Леонардо да Винчи считал, что «противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть».

• Говорите с людьми не по должности, а по душе. Проникновенность и сердечность вашего разговора оказывают на них сильное воздействие.

• Умейте подбирать и воспитывать кадры. Выбор и обучение умелого подчиненного – всегда более благоразумная задача, чем выполнение всех дел самим.

• Нельзя давать обещаний, если нет уверенности, что они действительно будут выполнены. Данное слово должно быть гарантией обещания.

• Не теряйте чувство юмора. Беззлобная, доброжелательная шутка создает обстановку доверия, делает труд более легким, привлекательным и производительным. В ряде случаев можно скорее добиться успеха шуткой, чем строгостью или официальностью.

• Стремитесь как можно меньше говорить «я», а больше «мы», особенно в коллективе.

 

Введение

 

Современная Россия выбрала рыночную ориентацию в развитии экономики. В условиях перехода России к рыночной экономике значительная часть населения все более активно вовлекается в экономическую деятельность. Появилось много людей, основной профессией которых стало предпринимательство.

Предпринимательская деятельность существенно отличается от деятельности «номенклатурного» руководителя. Если раньше было достаточно сугубо профессиональных экономических знаний, умения любой ценой организовать выполнение плана и хорошо об этом отчитываться, то в условиях экономики, ориентированной на потребительский спрос, требования к руководителю радикально меняются. Современный менеджер должен быть не только хорошим организатором, умеющим вовремя наладить производство и сбыт новых товаров и услуг, но и учитывать в своей деятельности возможные изменения в политической, правовой, технологической, демографической, информационной и экологической сферах.

Залог успешной предпринимательской деятельности – умение своевременно принять правильное управленческое решение и добиться его выполнения. Предпринимательство позволяет развернуть свои творческие способности и деловые качества.

Однако эти способности и качества, как показывает практика современного российского бизнеса, дают наибольшую отдачу лишь при умении вести деловой разговор, одном из наиболее важных условий коммерческого успеха. К сожалению, у большинства наших предпринимателей крайне низка культура устной речи, что существенно снижает их деловой потенциал и не позволяет максимально реализовать свои возможности.

Современный руководитель должен также обладать внутренней самостоятельностью и способностью к риску, не бояться смелых идей, постоянно аккумулировать новую информацию, культивировать плюрализм мнений, дискуссию, инициативу, обладать способностью создать команду единомышленников, вдохновить их, уважать закон и нравственные ценности, быть эрудированным и компетентным человеком, уметь общаться.

В нашей стране долгое время деловые контакты в управленческой сфере сводились, в основном, к отдаче и выполнению распоряжений. В этом была суть административно-командной системы. Возможность предпринимательской деятельности потребовала от начинающих бизнесменов умения находить партнеров, сотрудничать с ними, контактировать с чиновниками, то есть активно общаться. Отсутствие навыков делового общения не раз ставило в трудное положение даже того, кто в своей области считается профессионалом! А ведь общается каждый из нас постоянно. В чем своеобразие делового общения по сравнению с привычным нам приятельским, дружеским?

Нет ничего проще, а вместе с тем и сложнее, прекраснее и трагичнее, чем человеческое общение. В нем – источник наших радостей и огорчений, надежд и успехов. Человек никогда не бывает один. Даже общение с маши- ной по сути дела – опосредованное общение с ее создателями. Нет профессии, которая не требовала бы общения. Разве что профессия астронома – наблюдателя. Да и тот «говорит» со звездами...

Жизнь делового человека связана с общением непосредственно. По данным американского специалиста Фрэнка Снелла, представитель делового мира за день произносит 30 тысяч слов. И, конечно, не для самого себя. Без речи невозможны деловые контакты: переговоры, беседы, выступления на совещаниях и презентациях. Вы хотите, чтобы они были успешными? Значит, вы поступили правильно, открыв эту книгу. Перед вами пособие, в котором рассматриваются этические и психологические аспекты делового общения.

Чтобы добиться успеха в общении с деловым партнером, нужно понять, в чем состоят его интересы, и это можно сделать, даже если партнер пытается их скрыть. Если же партнер груб или стремится давить на вас иными способами, его можно остановить. Иногда ваш коллега выражается так неясно, что создается впечатление, будто он что-то скрывает. Информацию можно «до- быть», использовав приемы активного слушания. Обо всем этом и о многом другом рассказывается в книге. Она появилась в ответ на потребность студентов в учебном курсе, начинающих деловых людей – в практическом руководстве. Во многих странах мира курсы «Речь» и «Деловое общение» входят в учебные программы университетов и колледжей. У нас же эти предметы только-только пробивают себе дорогу, хотя «для интеллигентного человека дурно говорить, должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания, обучение красноречию следовало бы считать неизбежным»[i].

Одной из основных задач модернизации российского образования является подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, готового к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.

Специалист нового типа должен обладать не только высокой квалификацией, но и быть «профессиональным коммуникатором», владеть искусством делового общения, так как ему придется постоянно контактировать с людьми; обсуждать вопросы, связанные с выполнением заданий, принятием решений; выступать на заседаниях, совещаниях, собраниях; участвовать в переговорах, презентациях; проводить собеседования и т.п. Умение общаться, по мнению исследователей в области менеджмента, становится непременным условием успешной деятельности профессионала.

Характерной особенностью современной эпохи является информационная революция.

В конце XX столетия в разнообразных сферах жизни широко используются новые и новейшие технологии, которые еще в середине века были неизвестны. На рубеже XXI века информация, новые знания признаны особо ценным ресурсом развития общества. Будущее человечества видится как постиндустриальное, информационное общество.

Населению планеты требуется все больше знаний. Сегодня речь идет уже не о всеобщей грамотности, а о высоком профессионализме специалистов. В высокоразвитых странах приходят к утверждению о том, что наиболее выгодным приложением капитала является развитие непрерывного образования, которое позволяет специалисту сохранять свой профессиональный уровень.

Информационная революция оказывает огромное влияние и на все виды устной и письменной коммуникации, важнейшего технологического фактора в жизни общества. Как считают ученые, она быстро будет превращаться в новую производительную силу, поскольку информационные технологии служат мощным катализатором развития науки, производства, предпринимательства, эффективным стимулом вовлечения в эти сферы амбициозных молодых людей, ориентированных «мотивом достижений».

На современном этапе любая предпринимательская деятельность осуществляется на путях делового взаимодействия, партнерства и сотрудничества, теории и практики делового общения.

Сегодня происходит расширение сферы делового общения, укрепляются международные экономические и культурные связи, появляются новые эффективные формы взаимодействия деловых людей, вырабатываются методы и приемы оказания действенного влияния на делового партнера.

Актуальной становится проблема обучения навыкам и умениям делово- го общения, освоения его этических и психологических основ студентами. Во многих вузах страны введены специальные учебные дисциплины.

Актуальной становится проблема освоения навыков и умения делового взаимодействия практическими работниками: предпринимателями, бизнесменами. Особенно это актуально для работников железнодорожного транспорта, которые по специфике своей работы находятся постоянно в деловом общении.

В учебном пособии предпринята попытка описать деловое общение с позиций его этических, речевых, логических и психологических основ, охарактеризовать его с точки зрения использования невербальных средств общения, а так же обобщить сведения, касающиеся основных форм этой разновидности устной деловой речи.

Используя учебное пособие, следует иметь в виду, что содержащиеся в ней выводы и рекомендации предполагают наличие развитых деловых отношений, которые в практике отечественного предпринимательства пока отсутствуют, а потому их не нужно воспринимать как истину в последней инстанции. Главное – уяснить принципиальные положения пособия, что же касается конкретных советов и частностей, то их следует критически осмысливать и творчески использовать применительно к условиям сегодняшней российской действительности. Только при таком подходе, пособие может оказаться действительно полезным для читателей.

Авторы поставили перед собой вполне конкретную цель: помочь всем желающим овладеть первоначальными навыками ведения делового общения, повысить культуру своей деловой речи.

В основу данной работы положено учебное пособие «Деловое общение и служебный этикет» А.Х. Бериев, Б.И. Кретов, В.А. Старовойт, а также работы Кузина Ф.А., Кукушина В.С., Лавриненко В.Н., Ломовой О.С., Павловой Л.Г., Титовой Л.Г.

 

Раздел I. Предметная сфера делового общения

 

1. Теоретические предпосылки науки о человеческом
общении

 

1.1 Философско-этические основы делового общения [1]

Решающую роль в становлении науки «деловое общение» сыграло развитие философско-этического и психологического знания, в рамках которого были заложены теоретические основы делового общения, его теоретический базис.

Последнее не означает, что, например, древнеегипетские жрецы не имели никакого представления о психологии личности, но это было скорее «предзнание», основанное на здравом смысле, интуиции, жизненном опыте поколений. Тем не менее, уже у самых древних мыслителей мы встречаем по- разительно точные характеристики отдельных социально-психологических явлений. Так, например, древнегреческий философ Платон (ок. 427–ок. 347 до н.э.) однажды заметил, что отсутствие особой привязанности к деньгам обычно характерно для тех, кто не сам нажил состояние.

«А кто сам нажил, те ценят его вдвойне. Как поэты любят свои творения, а отцы – своих детей, так и разбогатевшие люди заботливо относятся к деньгам – не только в меру потребности, как другие люди, а так, словно это их произведение. Общаться с такими людьми трудно: ничто не вызывает их одобрения, кроме богатства»[2].

Современная российская действительность целиком и полностью подтверждает тезис древнегреческого мыслителя о том, что люди, нажившие свое богатство сами, гораздо жаднее тех, кто получил богатство по наследству.

Платон и его ученик Аристотель (384–322 до н.э.) впервые в истории европейской общественной мысли сформулировали одну из фундаментальных проблем социальной психологии личности, а именно: проблему взаимоотношения личности и общества, социальной среды, или, говоря современным языком, – соотношения индивидуализма и коллективизма, Так, если Платон ставил интересы общества над интересами отдельного индивида, то Аристотель, напротив, полагал, что именно индивид есть источник всех социальных форм, отстаивал примат интересов личности. Последние понимались Аристотелем не как необузданный эгоизм, а как регулируемые чувством меры.

На первый взгляд, подобные рассуждения представляют для нынешних предпринимателей сугубо исторический интерес. Вместе с тем, не следует забывать, что не зря Карл Каутский (1854–1938) считал Платона одним из родоначальников коммунистической идеологии.

Мысль о том, что «коллектив всегда прав» претерпела причудливую эволюцию. С одной стороны, ее по-своему интерпретировал французский писатель и философ Жан-Жак Руссо (1712–1778), считавший, что если индивидуальное вторично по отношению к общественному, то достаточно изменить социальную среду, и мы получим новый тип личности, живущий по законам свободы, равенства и братства. Эта идея произвела сильнейшее впечатление на Карла Маркса, заменившего общественный интерес классовым. Практические последствия реализации данных теоретических положений в России общеизвестны.

С другой стороны, идея примата коллектива над личностью через неоплатонизм проникла в раннее христианство. Но если в Западной Европе в средние века ей предстояли метаморфозы, то в Византии она нашла надежное убежище и вместе с православием пришла на Русь. А поскольку деловое общение, как уже отмечалось, имеет национальную окраску, отечественным бизнесменам важно иметь представление о соотношении православия и основанной на индивидуализме рыночной психологии, степени их совместимости, способности православия быть идеологическим фундаментом российской экономики.

История буржуазных реформ в нашей стране не дает оснований для оптимизма по поводу будущего экономического бума на фоне религиозно- нравственного возрождения. Православие по своей сути является авторитарно-коллективистской религией. Безусловно, ему присущи особый духовный настрой, чувство сопричастности и единения среди верующих, оно дает то, что можно назвать ощущением взаимной любви и непрерывной теплоты. Вместе с тем, в отличие от целого ряда других вероисповеданий, православие не формирует чувства индивидуальной ответственности и инициативы, способности к автономным, вне коллектива действиям на свой страх и риск. Истины разума и истины веры как бы слиты в нем воедино, вера в чудо занимает особое место.

Не имея возможности более подробно остановиться на особенностях психологии православия, хотелось бы обратить внимание на два важных обстоятельства. Во-первых, религиозное подвижничество в православии носит скорее жертвенный, чем созидательно-реформаторский характер, и потому среди православных святых так много мучеников, аскетов и пустынножителей. Обаятельная простота, смирение, кротость, отрешенность от мира сего и как итог – «собирание света божественного в сердце своем» – вот главные добродетели Феодо сия Печерского, Сергия Радонежского, Иосифа Волоцкого, Нила Сорского[3].

Во-вторых, опыт развития капитализма в России XVIII–XIX вв. показал, что многие наиболее преуспевшие отечественные предприниматели происходили из семей староверов, чья религиозная психология по ряду параметров ближе к протестантизму, чем к ортодоксальному православию.

По-иному сложилась судьба христианства, а точнее, католицизма, в Западной Европе. Уже в Средние века благодаря популяризации философского наследия Аристотеля известным схоластом Фомой Аквинским (1225–1274) идея индивидуализма укрепляет свои позиции, истины веры отделяются от истин разума, светская власть закона – от религиозной власти суда инквизиции.

Через некоторое время, в эпоху Возрождения, развитие рыночных отношений в Южной Европе привело к самому настоящему взрыву индивидуализма, войне всех против всех и как следствие к социальному и экономическому хаосу. Беспредельный волюнтаризм стал серьезным тормозом на пути развития рыночных отношений и в эпоху Реформации был обуздан суровой этикой протестантизма. Главное в протестантизме – сознательное и добровольное ограничение эгоизма отдельного предпринимателя. Богатство, прибыль, как показал немецкий социолог Макс Вебер (1864–1920) в работе «Протестантская этика и дух капитализма», рассматриваются не как самоцель, а как божественная награда за упорный труд и аскетический образ жизни.

Дальнейшую детализацию моральный кодекс буржуа получил за океаном, в трудах американского просветителя, государственного деятеля Бенджамина Франклина (1706–1790). Воспитанный в пресвитерианской вере, Франклин наряду с традиционными христианскими добродетелями, такими, как трудолюбие и бережливость, особо подчеркивал, что «первейшие качества, могущие принести бедняку достаток, суть неподкупность и честность»[4]. Иными словами, уже в этой, а не загробной жизни деятельность на благо ближнему освободит человека от унизительной нищеты и одновременно принесет пользу обществу. Особое внимание он уделял активному претворению добра из благого пожелания в конкретные повседневные дела, так как был глубоко убежден, что «человеческое благополучие определяется не столько крупными удачами, кои редко выпадают нам на долю, сколько мелкими обстоятельствами, происходящими изо дня в день»[5].

Законодательное закрепление в конце XIX в. морально-психологических норм предпринимательской деятельности (см., например, антитрестовский закон Шермана, принятый в Америке в 1890 г.) означало окончание процесса формирования основных черт современной рыночной психологии на Западе.

Приведенный выше историко-философский экскурс позволяет, во- первых, лучше уяснить социально-психологические проблемы, стоящие перед отечественным бизнесом, и, во-вторых, дает возможность представить тот культурно-исторический фон, общественную психологию, в рамках которой шло формирование науки о закономерностях человеческого общения.

Важное значение в становлении науки «деловое общение» имели этические предпосылки[6].

Этические предпосылки науки «деловое общение» складывались на протяжении многих веков. Именно в русле этического знания, развития этической науки сформировались ведущие этические традиции делового общения. Одной из таких традиций стала восточная традиция, которая берет свое начало со школы служилых людей Конфуция (сер. I тыс. до н.э.). Этические идеи Конфуция обычно характеризуют как теорию «управления людьми на основе добродетели»[7]. Главное место в отношениях между людьми Конфуций отводит концепции «Жэнъ»человеколюбию.

Центральный принцип этой концепции: «Чего не желаешь себе, того не делай и другим»[8]. Только обладающий человеколюбием соблюдает этот принцип в общении с другими. При этом на первое место в отношениях с людьми благородный муж ставит долг и справедливость, а неблагородный – только выгоду.

Первостепенное значение долга в общении служилых людей подчеркивается и в другом изречении Конфуция: «Благородный муж думает о долге, а мелкий человек о выгоде»[9].

Концепция человеколюбия, предложенная Конфуцием, включала в себя и такие важные принципы общения служилых людей, как «сдерживание себя», «благовейное отношение к делу», соблюдение правил нравственного поведения. По существу, все эти принципы составили основу универсальных этических принципов делового общения.

Важное место в концепции Конфуция занимает «путь золотой середины» – «самый высокий принцип добродетели». Конфуций советует в общении с другими «держать два конца, но использовать середину» [10]. Поиск «среднего пути» между противоречиями служилых людей позволяет им избежать «чрезмерности», смягчить противоречия и достигнуть компромисса. Но на компромисс, замечает Конфуций, следует идти не ради компромисса как такового, путем лицемерия, а для решения деловой проблемы.

Называя лицемерие врагом добродетели, Конфуций призывает в общении с людьми, соблюдать меру: проявлять строгость без жестокости, а компромисс без лицемерия.

Концепция компромисса, предложенная Конфуцием, – это один из источников современной теории компромисса в деловых отношениях.

Не меньший интерес в восточной традиции представляет этическое учение буддизма. И хотя в нем в прямой форме не изложены этические принципы общения людей, но в косвенной форме они присутствуют в нравственном за- коне буддизма, который проявляется как борьба «между хорошими, благородными свойствами человека и его дурными или скверными склонностями»[11].

Согласно этому закону этичное поведение человека основано на фундаментальном буддистском учении о вселенской любви и сострадании ко всем живым существам.

В общении с другими людьми этичное поведение включает «правильную речь, правильное действие и правильный образ жизни»[12].

Правильная речь подразумевает воздержание от лжи, сплетен, клеветы и любого разговора, который может способствовать разъединению и дисгармонии в общении людей. Необходимо воздерживаться и от резких, грубых или оскорбительных выражений, бесполезной и глупой болтовни. Вместо этого нужно «говорить правду и употреблять приветливые, корректные и приносящие пользу выражения»[13]

Правильное действие – это нравственное, честное и миролюбивое поведение. Его можно достичь путем воздержания от бесчестных поступков.

Правильный образ жизни поддерживается только честными способами, не причиняющими никому вреда и исключающими мошенничество.

Указанные черты нравственного поведения, выделенные буддизмом, служат еще одним источником (наряду с конфуцианством) универсальных этических принципов делового общения. Ведь для эффективного делового взаимодействия крайне необходимы и приветливость, и честность, и корректность в отношении к деловым партнерам.

Особое место в восточной традиции занимает этическая концепция ислама. Решающий вклад в ее разработку внес суфизм, который «притягивал к себе людей, склонных к самостоятельному мышлению»[14].

Суфийская этическая концепция многомерна. Она включает в себя стремление как к личной независимости, таки к общению с другими людьми. При этом сущность развития человеческой личности заключается в стремлении к объединению людей. Истинное «Я» человека проявляется тогда, когда он начинает «с любовью открываться другим».

Подчеркивая важность общения с другими людьми, в особенности близкими товарищами и единомышленниками, суфизм предлагает отказаться от такого поведения, которое разделяет людей, не высказывать недовольства по поводу ошибок других и не создавать неловких или трудных ситуаций в общении[15].

В целом восточная этическая традиция подготовила основы гуманистического делового общения. Утверждая уважительное отношение к партнеру по общению, ориентированность на компромисс, она, по существу, исключала релятивистские и утилитаристские установки, которые в наибольшей степени проявились в западноевропейской этической традиции. Ее анализ показывает, что в ней с самого начала определились две тенденции, противоположные по своей этической ориентации: гуманистическая и прагматично-утилитаристская.

Первая, более близкая к восточной этической традиции, утверждала принципы гуманистического делового общения. Свое начало она берет с античной философской мысли, в которой человек выступает как высшая ценность и как «мера всех вещей» (Протагор). Признавая право человека на самостоятельность мышления и свободу выбора, она ориентировала в общении с людьми на благоразумные, обдуманные и мудрые поступки, на хорошее расположение духа.

И сегодня актуальны такие советы античных философов, как: «говори к месту», «не позволяй своему языку опережать свой разум», «лучше думать перед тем, как действовать, чем после». Важное значение античные философы придавали соблюдению меры в общении с другими людьми. «Ничего сверх меры», «мера – наилучшее» – эти принципы выполняли ведущую роль в общении.

Особый интерес представляют диалоги Платона. По существу они являются творческой мастерской общен


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.