Права военнослужащих на охрану здоровья — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Права военнослужащих на охрану здоровья

2020-05-06 335
Права военнослужащих на охрану здоровья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 25 Закона об основах охраны здоровья граждан закрепляет права военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, граждан, подлежащих призыву на военную службу (направляемых на альтернативную гражданскую службу), и граждан, поступающих на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, на охрану здоровья

Содержание указанной статьи можно условно разделить на два раздела. Один из них посвящен порядку реализации права на медицинское освидетельствование при поступлении на военную службу, второй - праву на медицинскую помощь военнослужащих. В первом разделе определены специальные субъекты и целевое назначение права. Так, военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии. Необходимо отметить, что статья 25 Закона об основах охраны здоровья граждан не регулирует порядок медицинского освидетельствования военнослужащих для установления им инвалидности, а определяет только способ реализации военнослужащими права на охрану здоровья и медицинскую помощь*(231).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, поскольку они обязаны проходить медицинское освидетельствование, имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Практика показывает, что военно-врачебные комиссии не информируют граждан о медицинских противопоказаниях. Судебные споры возникают в силу того, что призывники получают информацию из альтернативных источников. Именно поэтому за данной категорией граждан закрепляется право на производство независимой медицинской экспертизы и право на судебное обжалование заключений военно-врачебных комиссий.

Порядок проведения военно-врачебной экспертизы установлен статьей 61 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Положение о военно-врачебной экспертизе утверждено Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. N 565*(232). Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии.

В развитие указанного Положения на ведомственном уровне приняты соответствующие инструкции, в частности:

- Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждена Приказом ФСКН РФ от 9 января 2008 г. N 1*(233);

- Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утверждена Приказом Минюста РФ от 26 августа 2003 г. N 206*(234);

- Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в таможенных органах Российской Федерации, утверждена Приказом ГТК РФ от 4 июня 2003 г. N 620*(235);

- Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел РФ и внутренних войсках МВД РФ, утверждена Приказом МВД РФ от 14 июля 2010 г. N 523*(236);

- Положение о медицинском освидетельствовании летного состава Вооруженных Сил РФ, утверждено Приказом Министра обороны РФ от 9 октября 1999 г. N 455*(237).

В соответствии с частью 3 статьи 61 Закона об основах охраны здоровья граждан требования к состоянию здоровья граждан, за исключением направляемых на альтернативную службу, устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых граждане проходят военную службу (приравненную к ней службу). Такие требования утверждены Приказом ФСБ России от 29 января 2015 г. N 39, Приказом Министра обороны РФ от 20 октября 2014 г. N 770, Приказом ФТС России от 30 декабря 2013 г. N 2460.

На военно-врачебную комиссию возлагается решение значительного числа задач, среди которых:

а) проведение медицинского освидетельствования:

граждан, поступающих на военную службу по контракту;

граждан, поступающих на приравненную службу;

военнослужащих...

Далее устанавливается значительный перечень граждан, которые проходят соответствующее освидетельствование.

б) методическое руководство военно-врачебной экспертизой и контроль в части, касающейся военно-врачебной экспертизы, за организацией, проведением и результатами обследований, лечебно-диагностических мероприятий в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях (организациях) Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), в соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и учреждений, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, в которых проводятся обследование, лечение и освидетельствование военнослужащих;

в) контроль за проведением обследования, лечения и освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу;

г) определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), граждан, проходивших военные сборы, прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, граждан, уволенных из органов и организаций прокуратуры, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, прокурорских работников, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) определение категории годности граждан к военной службе (приравненной службе) по состоянию здоровья на момент их увольнения с военной службы (приравненной службы);

е) участие в научных исследованиях проблем военно-врачебной экспертизы;

ж) подготовка врачей-специалистов по вопросам организации и проведения военно-врачебной экспертизы;

з) организация и проведение контрольного обследования и повторного освидетельствования (в том числе по результатам независимой военно-врачебной экспертизы).

Второй условный раздел статьи посвящен праву на получение медицинской помощи. Данным правом обладают как сами военнослужащие, так и подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту. Общее правило исходит из того, что военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, и только при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования - на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба. Приказом Министра обороны РФ от 16 января 2006 г. N 20*(238) определен субъектный состав оказания медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации. Оказание медицинской помощи осуществляется по территориальному принципу.

Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 911*(239). Однако возникают судебные споры о возмещении оказанной медицинской помощи в конкретных ситуациях. Примером может служить постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 июля 2012 N А33-18395/2011. МБУЗ "Родильный дом N 5" обратилось с иском к войсковой части 7486 внутренних войск МВД РФ о взыскании задолженности за оказанные медицинские услуги. Дело касалось оказания ряда медицинских услуг, в том числе скорой медицинской помощи, женщинам-военнослужащим в связи с беременностью и родами. Войсковая часть 7486 считала, что услуги медицинской организации оплачены за счет родового сертификата. Кроме того, ответчик полагал, что беременность и роды относятся к состояниям, при которых оказывается скорая медицинская помощь, а в соответствии с частью 1 статьи 35 Закона об охране здоровья она должна оказываться бесплатно. Между сторонами судебного дела были заключены договоры об оказании медицинской помощи военнослужащим, поскольку отсутствовали медицинские учреждения МВД и МО РФ, оказывающие такие медицинские услуги.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении материальных требований, указав, что роды относятся к случаям, требующим срочного медицинского вмешательства, при этом услуги по медицинской помощи женщинам, оказанные в период родов, являются бесплатными, а оплата за оказанные медицинские услуги производится региональными отделениями ФСС России на основании родовых сертификатов. Апелляционный суд поддержал данный вывод, он был пересмотрен только кассационной инстанцией.

ФАС Восточно-Сибирского округа подчеркнул, что родовые сертификаты представляют собой дополнительное целевое финансирование из федерального бюджета, направленное на повышение качества оказываемых медицинских услуг, помимо средств, получаемых от страховых организаций в рамках ОМС. Поэтому выводы судов первой и апелляционной инстанций нормативно не обоснованны. Поскольку военнослужащие не застрахованы в системе ОМС, вне зависимости от того, является ли оказанная им помощь скорой, она должна быть оплачена за счет соответствующих средств бюджета, даже если оказана вне договорных отношений между медицинской организацией и воинской частью. Ссылки воинской части на требования ст. 35 Закона об охране здоровья об оказании скорой медицинской помощи бесплатно суд отклонил. Порядок оказания скорой медицинской помощи, утвержденный Минздравом России во исполнение части 7 ст. 35 Закона, не распространяется на родильный дом, так как он не входит в систему скорой медицинской помощи и оказывал военнослужащим не скорую медицинскую помощь, а стационарную первичную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь военнослужащих расшифровывается в статье 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"*(240). Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти. Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы. Часть 2 ст. 16 предусматривает, что военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.

Военнослужащие ежегодно проходят медицинские обследования, с ними проводятся лечебно-профилактические мероприятия.

Военнослужащие после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации подлежат медико-психологической реабилитации продолжительностью до 30 суток. Предусмотренная настоящим пунктом медико-психологическая реабилитация проводится для военнослужащих бесплатно. Приказом Министра обороны РФ от 10 сентября 2012 г. N 2550*(241) утверждены Перечень категорий военнослужащих Вооруженных Сил России, подлежащих медико-психологической реабилитации, а также Порядок проведения медико-психологической реабилитации военнослужащих Вооруженных Сил России. Аналогичный документ принят МВД РФ в отношении военнослужащих внутренних войск МВД России*(242). Порядок и места проведения медико-психологической реабилитации военнослужащих Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации утверждены Приказом Главным управлением специальных программ Президента РФ от 22 ноября 2012 г. N 90*(243).

Члены семей военнослужащих также имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.