Особенности принудительного медицинского освидетельствования — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности принудительного медицинского освидетельствования

2020-05-06 154
Особенности принудительного медицинского освидетельствования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"*(143) в статье 44 закрепляет, что лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть направлено на медицинское освидетельствование. Такое освидетельствование проводится в специально уполномоченных на то органами управления здравоохранением учреждениях здравоохранения по направлению органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя или судьи (выносится постановление).

Между тем обязательность такого освидетельствования не очевидна:

- из текста закона неясно, в каких случаях освидетельствование будет добровольным, а в каких обязательным;

- нет санкции за отказ от прохождения освидетельствования;

- отсутствует механизм недобровольного исполнения освидетельствования.

В то же время закон указывает, что решение о направлении на медицинское освидетельствование может быть обжаловано в суд или опротестовано прокурором, что указывает на его обязательность.

Высказано мнение, что в случае отказа от медицинского освидетельствования граждан, в отношении которых имелись основания полагать, что они потребляли наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, следует привлекать отказавшихся от освидетельствования к ответственности в соответствии с ч. 1 или ч. 3 ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции или сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно за воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей*(144).

Порядок медицинского освидетельствования по настоящее время так и не утвержден. Статья 65 Закона об основах охраны здоровья граждан лишь устанавливает:

Медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.

Видами медицинского освидетельствования являются:

1) освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);

2) психиатрическое освидетельствование;

3) освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;

4) освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;

5) иные виды медицинского освидетельствования, установленные законодательством Российской Федерации.

Статья 54 Закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" устанавливает, что государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи, которая включает обследование, консультирование, диагностику, лечение и медико-социальную реабилитацию. Закрепляется общий принцип добровольности оказания наркологической помощи. Больные наркоманией пользуются всеми правами пациента. Больным наркоманией, находящимся под медицинским наблюдением и продолжающим потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющимся от лечения, а также лицам, осужденным за совершение преступлений и нуждающимся в лечении от наркомании, по решению суда назначаются принудительные меры медицинского характера, предусмотренные законодательством РФ.

Медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения предусматривается Кодексом РФ об административных правонарушениях. Обратим особое внимание, такая процедура возможно только в отношении лиц, управляющих транспортным средством.

Статья 27.12 КоАП РФ устанавливает, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса (Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего), подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством

Этим же постановлением утверждены критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование. К таковым относится:

1. Запах алкоголя изо рта.

2. Неустойчивость позы.

3. Нарушение речи.

4. Выраженное дрожание пальцев рук.

5. Резкое изменение окраски кожных покровов лица.

6. Поведение, не соответствующее обстановке.

7. Наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническими средствами индикации, зарегистрированными и разрешенными для использования в медицинских целях и рекомендованными для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. N 308 утверждена Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/У-05 "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством".

Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу. Копии акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вручаются лицу, в отношении которого они были составлены.

Статья 27.12.1. КоАП РФ определяет порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. N 37 утверждены Правила направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения.

О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

При направлении на медицинское освидетельствование несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Должностное лицо обязано принять меры к установлению личности лица, направляемого на медицинское освидетельствование. Сведения об отсутствии документов у лица, подлежащего медицинскому освидетельствованию, а также об официальном источнике информации, с помощью которого в этом случае должностным лицом установлена его личность, указываются в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование.

Протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.

Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу. Копия акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вручается лицу, в отношении которого он был составлен.

В юридической науке и практике обращается внимание на несоответствие принципу согласия на медицинское вмешательство полномочий полиции по доставлению в медицинские учреждения граждан, находящихся в состоянии опьянения. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"*(145) (ст. 13) предоставляет полиции право доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации (закон содержит ряд иных аналогичных полномочий).

Приказом МВД РФ от 23 декабря 2011 г. N 1298*(146) утверждена Инструкция о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации. Согласно Инструкции задачей полиции по доставлению лиц, находящихся в состоянии опьянения, является оказание необходимой помощи в целях предупреждения опасности, угрожающей их жизни и здоровью. Сотрудники полиции при обнаружении лиц, находящихся в состоянии опьянения, в том числе несовершеннолетних, при необходимости оказывают им первую помощь, организуют незамедлительный вызов на место выездной бригады скорой медицинской помощи, о чем докладывают в дежурную часть территориального органа МВД России, и действуют в соответствии с указаниями дежурного, а также обеспечивают сохранность имущества лиц, находящихся в состоянии опьянения. При наличии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях у лица, находящегося в состоянии опьянения, доставленного в медицинскую организацию сотрудником полиции, составляется документ о передаче указанного лица медицинской организации, который подписывается медицинским работником и сотрудником полиции. Практически такие же полномочия были закреплены прежним законодательством за сотрудниками милиции, и они обжаловались в различных судебных инстанциях с точки зрения нарушения принципа добровольности оказания медицинской помощи. Верховный Суд РФ признавал такие действия сотрудников милиции обоснованными и совершенными в рамках закона о милиции*(147). Конституционный Суд РФ признал подобную жалобу неприемлемой, указав, что положения КоАП РФ (устанавливающие административную ответственность за появление общественном месте в нетрезвом виде) и закона о милиции "направлены на защиту общественного порядка, общественной безопасности, нравственности, на устранение опасности для жизни, здоровья и имущества людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих"*(148). Несмотря на данные решения некоторые ученые-юристы настаивают на неконституционности оказания принудительной медицинской помощи*(149).

Некоторые законодательные акты предъявляют определенные требования к состоянию здоровья граждан, претендующих на какие-либо должности, либо желающих получения каких-либо дополнительных прав. Например, в соответствии с Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"*(150) претендент на должность судьи должен представить медицинскую справку, указывающую на отсутствие заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Аналогичное положение присутствует в законе о прокуратуре и некоторых других актах. Подобная дилемма возникала также при анализе правил усыновления ребенка, когда в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей"*(151) (пп. "ж" п. 14) появилось указание судам, что, при подготовке дела об усыновлении к судебному разбирательству или при рассмотрении его по существу в необходимых случаях судья вправе обязать кандидата в усыновители представить медицинское заключение, полученное в порядке, установленном для граждан Российской Федерации (п. 4 ч. 1 и ч. 2 ст. 271 ГПК РФ). Фраза "суд вправе обязать" наталкивала на мысль о принудительном медицинском обследовании. Однако ее следует трактовать иначе: если есть желание выступить усыновителем, то необходимо прохождение медицинского освидетельствования*(152). Таким же образом решается и вопрос о допуске к профессии: есть желание занять определенную должность - необходимо пройти медицинское освидетельствование. Гражданин, желая занять должность, сам соглашается на определенные ограничения, в том числе, связанные с его состоянием здоровья.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.