Права задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы на получение медицинской помощи — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Права задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы на получение медицинской помощи

2020-05-06 156
Права задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы на получение медицинской помощи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 26 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан закрепляет права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи.

Права лиц, в отношении которых государство осуществляет административное или уголовное преследование, для России является одной из актуальных проблем. В советский период времени система наказаний не ограничивалась применением репрессивного механизма в рамках процессуального и исполнительного законодательства. Осуществлялось фактическое поражение в правах, в числе которых было право на охрану здоровья. Варламов Шаламов в одном из своих "Колымских рассказов" описывает: "В лагерных бараках в иные годы висели на стене большие печатные объявления: "Права и обязанности заключенного". Здесь было много обязанностей и мало прав. "Право" подавать заявление начальнику - только не коллективное... "Право" писать письма родным через лагерных цензоров... "Право" на медицинскую помощь. Это последнее право было крайне важным, хотя дизентерию лечили во многих приисковых амбулаториях раствором марганцовокислого калия и тем же раствором, только погуще, смазывали гнойные раны или отморожения". А.И. Солженицын в оценке лагерных санчастей более строг: "Может быть до 1932 года, пока лагерная санитарка еще подчинялась наркомздраву, врачи могли быть врачами. Но в 1932 году они были переданы полностью в ГУЛаг - и стала их цель помогать угнетению и быть могильщиками... Как и вся лагерная ветвь, и санчасть тоже: дьяволом рождена, дьяволовой кровью и налита"*(244).

Осознание серьезности проблемы на международном уровне привело к тому, что на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями были приняты Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (одобрены ЭКОСОС в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 г., 2076 (XII) от 13 мая 19977 г. и 1984/47 от 25 мая 1984 г.). Правила закрепляют, что все заведения должны иметь в своем распоряжении по крайней мере одного квалифицированного медицинского работника, имеющего познания в области психиатрии. Медицинское обслуживание следует организовывать в тесной связи с местными или государственными органами здравоохранения. Больных заключенных, нуждающихся в услугах специалиста, следует переводить в особые заведения или же в гражданские больницы. Тюремные больницы должны быть оборудованы надлежащим образом и укомплектованы квалифицированным персоналом. Особо оговорены права беременных и заключенных матерей: наличие особых помещений для ухода, возможность принятия родов в гражданском госпитале, создание яслей и т.д. Каждый заключенный должен обладать правом на медицинское обслуживание (осмотр, диагностирование, лечение, освобождение от труда по медицинским показаниям и т.д.).

Всего по состоянию на 1 марта 2015 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 673 818 чел., в том числе: в 727 исправительных колониях отбывало наказание 549 488 чел., в том числе:

- в 128 колониях-поселениях отбывало наказание 39 414 чел.;

- в 6 исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы отбывало наказание 1908 чел.

В 219 следственных изоляторах и 108 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях содержалось - 120 401 чел.

В 8 тюрьмах отбывало наказание 1618 чел. В 41 воспитательной колонии для несовершеннолетних - 1 756 чел.

В учреждениях содержится 54 653 женщины, в том числе 43 945 осужденных, содержащихся в исправительных колониях, лечебно-исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях и 10 708 чел., содержащихся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях. При женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 681 ребенок.

Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 133 больницы различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 61 лечебное исправительное учреждение для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией*(245). Количество ВИЧ-инфицированных, содержащихся в учреждениях ФСИН России в 2011 г. - 55227, количество больных активным туберкулезом - 35041.

Статья 24 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"*(246) закрепляет, что оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Статья 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации*(247) предусматривает, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу утвержден совместным Приказом Минздравсоцразвития РФ N 640, Минюста РФ N 190 от 17 октября 2005 г.*(248) Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 1466 утверждены Правила оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы*(249).

Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел*(250), утвержденная Приказом МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31 декабря 1999 г., устанавливает, что медицинские работники изоляторов временного содержания ОВД организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В случае отсутствия в ИВС медицинских работников функции по медико-санитарному обеспечению подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений возлагаются на медицинских работников здравпункта городского, районного и линейного органа внутренних дел. Инструкция предусматривает, что в течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. При этом обращается особое внимание на наличие проявлений кожных, венерических, психических заболеваний, пораженность педикулезом, чесоткой.

Осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете. Регистрация больных и лиц, предъявляющих жалобы на состояние здоровья, осуществляется в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС. Все доставленные для содержания в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции). Если по заключению медицинского работника ИВС или бригады скорой медицинской помощи подозреваемый или обвиняемый нуждается в стационарном лечении, он направляется в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Однако относительно возможности оказания первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) структурами МВД неоднозначно высказывались российские судебные инстанции*(251). Суть всех судебных разбирательств заключается в следующем. Подразделения МВД фактически оказывают ПМСП, не имея на то лицензии. Так, Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 28 августа 2014 г. N 33-5255/2014 было применимо к деятельности медицинских кабинетов Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. Кстати, поскольку указанные центры были структурными подразделениями УМВД России по городу Орску, обязывающее решение было направлено именно к нему. Суд первой инстанции проанализировал нормативные акты, которыми руководствуются Центры, должностные обязанности фельдшеров, находящихся в их штате, удовлетворил требования прокурора об обязании получить лицензию. Апелляционная инстанция не согласилась с данным выводом, решение было отменено, указав в мотивировочной части: "Из анализа указанных должностных обязанностей следует, что медицинская сестра ЦВСНП УМВД России по г. Орску и фельдшер спец. приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту УМВД по г. Орску самостоятельно не осуществляет медицинскую деятельность, а только проводят осмотры и выполняют назначения врача, получение лицензии на осуществление указанной деятельности законом не предусмотрено". Суд также отметил, что получение лицензии на осуществление медицинской деятельности УМВД РФ по г. Орску невозможно, поскольку оно не отвечает требованиям, установленным для соискателей лицензии на осуществление медицинской деятельности (в частности, обязательное лицензионное требование - наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", стажа работы по специальности не менее 5 лет). В итоге: "Поскольку осуществление медицинской деятельности полицией не предусмотрено, руководители органов полиции не имеют медицинского образования, то возложение на них обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности необоснованно и противоречит закону".

Аналогично по содержанию Определение Приморского краевого суда от 15 октября 2014 г. по делу N 33-9142, в котором указано, что оказание ПМСП для ИВС (изолятора временного содержания) не является основным видом деятельности: "Такая работа проводится в учреждении ИВС в силу специализированного режима данного учреждения и регламентируется соответствующими Инструкциями".

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 23 апреля 2013 г. N 33-5693/2013 уже содержит иную мотивировку и, как следствие, резолютивную часть. Дело относилось к фактическому оказанию ПМСП изоляторами временного содержания (ИВС). Суд установил, что в ИВС имеется медицинский изолятор и медицинский кабинет. Ведется журнал медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС УВД по Приморскому району Санкт-Петербурга, по совместительству на 0,5 ставки работает 1 фельдшер, что свидетельствует об осуществлении медицинской деятельности. Суд указал, что в соответствии с п. 1 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31 декабря 1999 г. медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Согласно п. 2 указанной Инструкции при оказании медицинской помощи медицинские работники ИВС руководствуются нормативными правовыми актами Российской Федерации о здравоохранении. При этом согласно п. 7.1 Инструкции, одной из основных задач медицинских работников ИВС является организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС. В обязанности медицинского работника входит, в том числе оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи, организация оказания скорой медицинской помощи (п. 8.2 и 8.3). Пунктом 9 Инструкции предусмотрено, что в течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. При этом обращается особое внимание на наличие проявлений кожных, венерических, психических заболеваний, пораженность педикулезом, чесоткой. Осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете. Регистрация больных и лиц, предъявляющих жалобы на состояние здоровья, осуществляется в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС. Все это послужило для формулирования следующего вывода: "При таком положении суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчик осуществляет доврачебную медицинскую деятельность на оказание которой необходимо получить соответствующую лицензию, удовлетворил исковые требования прокурора Приморского района".

Указанные вывода были сформулированы также в Апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 13 сентября 2012 г. N 12905 и Определении Санкт-Петербургского городского суда от 19 января 2012 г. N 33-354/2012.

Приказом Минздравсоцразвития РФ N 640, Минюста РФ N 190 от 17 октября 2005 г. утвержден Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу*(252), в соответствии с которым медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения. Предоставляемая медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением учреждения: следственного изолятора, исправительного учреждения, в том числе исправительной колонии, лечебного исправительного учреждения, воспитательной колонии, тюрьмы либо филиалом лечебно-профилактического учреждения. Закрепляется общее требование, что медицинский персонал Учреждения должен владеть профессиональными навыками, соответствующими квалификационным медицинским требованиям. Каждый поступающий проходит первичный медицинский осмотр, а в дальнейшем проводятся плановые (не реже двух раз в год) медицинские осмотры и внеплановые - по показаниям. Профилактический медицинский осмотр проводится один раз в год. Два раза в год проходят профилактические медицинские осмотры осужденные, отбывающие наказание в тюрьмах и других исправительных учреждениях при камерном содержании, а также несовершеннолетние осужденные, в том числе отбывающие наказание в воспитательных колониях.

Статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста"*(253) закрепляет права лиц, подвергнутых административному аресту, среди которых предусматривается право на охрану здоровья, получение первой помощи, медицинской помощи, а также на пользование назначенными лекарственными препаратами для медицинского применения, необходимыми им по медицинским показаниям. Медицинское обеспечение лиц, подвергнутых административному аресту, регулируется статьей 14 указанного закона. Правила внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста утверждены Приказом МВД России от 10 февраля 2014 г. N 83*(254).

Положение о порядке отбывания административного ареста, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 726*(255), устанавливает обязанность прохождения первичного медицинского осмотра (медицинское освидетельствование) для лиц, вновь поступивших, подвергнутых административному аресту. Правила внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке*(256), дополняют, что лица, нуждающиеся в неотложной медицинской помощи, освобождаются из специального приемника и направляются в соответствующее лечебное учреждение государственной и муниципальной систем здравоохранения. О данном факте в течение суток извещаются судья или орган, оформивший материал, а также сообщается их близким родственникам (или близким лицам). Также арестованные, имеющие на руках листок нетрудоспособности, в специальный приемник не принимаются до окончания срока болезни. Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2014 г. N 1358 утвержден Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста*(257).

Согласно п. 66 указанных Правил медицинские работники при оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в специальном приемнике, осуществляют оказание амбулаторной, в том числе неотложной, медицинской помощи, организацию оказания скорой медицинской помощи, организацию консультаций больных, нуждающихся в специализированной медицинской помощи, организацию и осуществление госпитализации лиц, нуждающихся в стационарном лечении, выполнение рекомендаций и назначений врачей-специалистов и консультантов и т.д.

Лица, подвергнутые административному аресту, вправе пользоваться назначенными лекарственными препаратами для медицинского применения, необходимыми им по медицинским показаниям. Прием и выдача указанных лекарственных препаратов, в том числе поступивших в передачах, посылках или бандеролях, осуществляются медицинскими работниками места отбывания административного ареста.

В случае заболевания лиц, подвергнутых административному аресту, получения ими травмы или увечья, препятствующих отбыванию административного ареста, либо их смерти в период отбывания административного ареста администрация места отбывания административного ареста незамедлительно уведомляет об этом прокурора, их близких родственников или близких лиц. Тела лиц, подвергнутых административному аресту, умерших в местах отбывания административного ареста, после патолого-анатомического исследования передаются их близким родственникам или близким лицам по востребованию. По религиозным мотивам при наличии письменного заявления близкого родственника, близкого лица либо законного представителя умершего или при волеизъявлении самого умершего, сделанном им при жизни, патолого-анатомическое вскрытие не производится, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 26 Закона об основах охраны здоровья граждан устанавливает также запрет на проведение любых биомедицинских исследований и экспериментов с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест. Текстуально часть 5 статьи 26 выглядит следующим образом: "Клиническая апробация, испытание лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий и дезинфекционных средств с привлечением в качестве объекта для этих целей лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не допускаются".

Необходимо отметить, что если в общем порядке допускается проведение биомедицинского эксперимента в отношении гражданина с его согласия, то в данном случае законодательный запрет не может быть обойден ни согласием лица, ни условием сокращения срока отбывания наказания, ни каким-либо иным обстоятельством. Основанием такого категорического запрета также стала история советской пенитенциарной системы, когда над заключенными допускалось проведение различных экспериментов. В частности, П. Судоплатов описывает деятельность лаборатории по испытанию ядов под руководством Майрановского, окрещенного некоторыми историками как "русский Менге": "В Варсонофьевском переулке, за лубянской тюрьмой, располагалось непосредственно подчиненная министру и комендатуре токсическая лаборатория и спецкамера при ней. Токсикологическая лаборатория в официальных документах именовалась "Лабораторией-Х"*(258). В данной лаборатории проходили как испытания, так и внесудебные умерщвления нежелательных свидетелей. Добавим, что экспериментами над заключенными "грешила" не только советская пенитенциарная система. В США одним из громких стало дело по жалобе Каймовица (решение окружного суда по делу Kaimowitz v. Departament of Mental Health, 1973 г.). Одному из заключенных (в решении значится как Джон Доу) было предложено участвовать в медицинском эксперименте по вживлению электродов в головной мозг. После длительных уговоров тот согласился, подписав соответствующее соглашение. Суд признал подобную практику противоречащей Конституции США, сославшись на Нюрнбергский кодекс и ряд решений, принятых Верховным Судом США*(259). В 1946-1948 гг. с разрешения правительства Гватемалы врачами из США ставились эксперименты по лечению пенициллином венерических заболеваний, вследствие которых пострадало около 700 заключенных и душевнобольных. В октябре 2010 г. президент Гватемалы Альваро Колом назвал это преступлением против человечности. В свою очередь, Барак Обама извинился за данные эксперименты. США пообещали провести расследование обстоятельств, хотя речь о какой-либо компенсации не велась*(260).

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.