Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-05-06 | 211 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Старшеклассница Катя И. обратилась к психологу по поводу частого и затяжного "плохого настроения". Она говорила: "Мне ничего не хочется делать. Внутри - тоска. слабость. Могу весь день пролежать в постели и никуда не выходить. И вроде ничего особенного не произошло, но на душе скверно, "кошки скребут". Все раздражает, сама себе становишься противной. Кажется, что все в жизни плохо, бессмысленно и я никому не нужна".
Для многих юношей и девушек в период 16-18 лет характерны состояния апатии, депрессии, переживания одиночества и бессмысленности своей жизни. Некоторые из них не умеют регулировать свои внутренние состояния и полностью отдаются депрессии и апатии. Для облегчения и снятия таких состояний молодые люди нередко прибегают к курению, алкоголю, наркотикам. 83
А между тем существуют другие, более безопасные для здоровья способы избавления от депрессии. Причем эти способы могут быть не только сугубо психотехническими, но и просто бытовыми, житейскими.
В одной из школ мною было проведено небольшое исследование на предмет того, какие занятия выбирают девушки и юноши для расслабления и достижения хорошего настроения. Интересно отметить, что для юношей это прежде всего спорт, физические упражнения, встречи с друзьями, прослушивание современной музыки.
Сергей В„ ученик XI класса, рассказывает про себя: "Когда мне бывает скверно на душе, я надеваю наушники и слушаю песни В.Цоя. Я знаю все его песни наизусть, у него - правдивые и искренние слова. Песни В.Цоя всегда меня поддерживают".
Никита И., ученик Х класса: "Да, бывает, наваливается тоска. Тогда я иду с ребятами играть в футбол. Побегаем 2-3 часа, покричим, голы позабиваем - прихожу домой в прекрасном настроении".
|
Для поддержания активного тонуса и преодоления депрессии девушки слушают спокойную музыку, готовят вкусную еду ("люблю вкусно поесть"), встречаются с подругами и беседуют на личные темы, занимаются с младшими братьями и сестрами, шьют и вяжут, смотрят телевизор, возятся с домашними животными.
Лена С., ученица Х класса: "Когда мне бывает плохо, я сажусь в кресло и беру на руки нашу кошку Нюшу. Смотрю телевизор и глажу кошку. Успокаиваюсь»'.
Вика Ю., ученица Х класса: "Как только становится грустно, иду гулять по магазинам. Люблю рассматривать разную одежду, украшения, косметику. Обязательно себе что-то куплю, пусть недорогую губную помаду или какую-нибудь мелоч^'.
В ходе консультации важно сделать акцент на том факте, что именно обычные, житейские занятия, которые нравятся девушке или юноше, и приносят им эмоциональное удовлетворение, успокоение и разрядку, способствуют снятию глубоких депрессивных состояний. Важно, чтобы молодые люди не раскисли, не опустили покорно голову перед "черной непрошеной гостьей", а просто занялись любимым делом, увлечением, хобби, отдохнули и расслабились. Но что же психолог может конкретно посоветовать?
Не впадать в отчаяние. Внутренние состояния человека изменчивы, депрессия рано или поздно проходит и наступает радостное, бодрое настроение. Необходимо всегда верить, что депрессия обязательно пройдет.
Постараться понять, в чем причина плохого настроения. Может быть, это затяжной конфликт со значимыми людьми, 84
нерешенная личная проблема, переутомление или хронический стресс. В такой ситуации необходимо устранить или хотя бы уменьшить влияние основной травмирующей причины или попытаться изменить собственное отношение к проблеме, снизив ее значимость для себя ("А мне это и не надо", "Пусть будет то, что будет", "Об этом я подумаю завтра").
Часто причиной депрессии выступает время года. Для многих, например, весна - самый тяжелый период в психологическом отношении. В это время не надо переутомляться, наваливать на себя кучу дел. Больше пользы принесет забота о своем здоровье: усиленный прием витаминов, свежий воздух, регулярный и полноценный сон.
|
Не следует зацикливаться на своих переживаниях, выпадать из привычного ритма жизни, но и не переутомляться.
В минуты мрачных настроений полезно вспомнить, что радостного и приятного было в вашей жизни, восстановить в воображении счастливые ситуации до мельчайших деталей, постараться снова пережить приятные эмоции.
В общении со знакомыми и друзьями необходимо предпочесть нейтральные темы, не "пережевывать" свои проблемы: этим вы усилите свое негативное состояние.
И главное - в период депрессии не принимать важных решений. В это время многое воспринимается в искаженном свете, и человек может что-то отчаянно сделать или совершить поступок сгоряча, о котором потом жалеет и испытывает чувства раскаяния или вины.
Как преодолеть неуверенность в себе, скованность и зажатость? - вопросы подростков и старшеклассников к психологу-консультанту
Жизнь, как видно, не дается никому из нас легко. Ну что ж, надо иметь настойчивость, а главное - уверенность в себе. Надо верить, что ты на что-то годен и этого "что-то" нужно достичь во что бы то ни стало, Мария Кюри, физик
В школе широко распространены обращения подростков и особенно старшеклассников к психологу с вопросами о том, как стать уверенным в себе, преодолеть застенчивость и скованность. Страхи показаться смешным в глазах ровесников, несо-
85
стоятельным и неуспешным в той или иной ситуации, мучают большинство подростков, юношей и девушек.
И это не случайно: подростковый и ранний юношеский период в жизни молодого человека - это время социального и личностного самоопределения и самоутверждения. От того, насколько ровно и стабильно молодые люди переживают данный период, зависит формирование их самооценки, что, безусловно, сказывается на их будущих профессиональных достижениях, поведении в критических и жизненных ситуациях, умении достичь гармонии и взаимопонимания в личной жизни. Молодой человек в этот период находится как бы на разрыве, между двух полюсов: мощного стремления к самоутверждению, актуализации своего "я", проявлению сильных и ярких сторон своей натуры - и болезненного самоуничижения, страха перед возможными поражениями, неверия в свои возможности.
|
Вот как писал об этом периоде Юрий Трифонов: "Что сказать о начале? Может быть, просто вспомнить? Какое-то самомучительство, глухота, немота, неверие, подозрительность... Неверие, подозрительность к себе. А вдруг я не тот, за кого себя выдаю? Ведь я твержу себе днем и ночью, вижу во сне, будто я - ну, не гений, скажем, но одаренная личность... Без тайного фанфаронства начала не бывает.
Со стороны не видно, никто не догадывается. Но я-то знаю, что думаю о себе. И -ужасаюсь своим мыслям. Ничего ведь еще не сделано, не напечатано, да и не написано даже, и тем не менее где-то внутри неиссякаемо бьет фонтанчик "Я! Я! Я! Я!"
Ну, что, собственно, я?.. И однако фонтанчик бьет: "Я! Я! Я!"... Только в начале бывает такое гнетущее ощущение собственной бездарности и такое сказочное упоение собственным творчеством" *.
Неудержимое стремление проявить себя и в то же время болезненная неуверенность в себе присутствуют практически во всех сферах жизни молодых людей: в учебе, поиске будущей профессии, взаимодействиях со сверстниками и взрослыми. Довольно часто юноша может уверенно чувствовать себя в спортивном зале и испытывать мучительную неуверенность в общении с людьми. Может быть и так, что девушка, отличающаяся хорошими успехами в учебе, имеет острый комплекс неполноценности по поводу своих внешних женских качеств.
От каких основных причин зависит формирование заниженной самооценки у подростков и старшеклассников? Чаще всего это либо врожденная сверхтревожность и застенчивость (высокий
'Трифонов Ю. Из дневников //Экран. 1977. № 3. 86
уровень возбудимости, чувствительности и энергетики сочетается с выраженной замкнутостью и необщительностью), либо приобретенная внутренняя скованность в следующих ситуациях.
В семье. Один из родителей или оба - властны, доминантны, авторитарны. Зона особого психологического риска находится во взаимоотношениях сильной, доминантной матери и сына в неполной семье. В восьми случаях из десяти юноша, воспитанный властной матерью, инфантилен, зависим, слаб, неуравновешен, не умеет постоять за себя и неуверен в себе*. По мере взросле-ния "маменькин сыночек" имеет выбор в основном из двух жизненных путей: либо остаться психологически зависимым от матери практически на всю жизнь, либо начать борьбу за собственную самостоятельность и независимость. И в том и в другом случае молодой человек нуждается в помощи квалифицированного психолога*.
|
Девушка проявляет себя в семье более гибко, однако и здесь наблюдается определенная тенденция: на развитие положительной самооценки у девушки влияет отношение к ней отца. Если отец эмоционально принимает дочь, поддерживает ее, одобряет ее поведение в целом - девушка становится жизнерадостной, уверенной в себе, оптимистичной. И, наоборот, невнимание отца, его эмоциональная холодность к дочери формируют ее тревожной, неуверенной, скованной и застенчивой.
В школе. Во многих случаях успешное развитие положительной самооценки у учащихся зависит от того, как к ним относилась первая учительница, а также от занимаемого ими места в социо-метрической структуре коллектива одноклассников. Уверенные в себе и активные ребята - это те, к кому в свое время положительно отнеслась первая учительница, и кто смог стать лидером в референтной группе. Неуверенные в себе, скованные и зажатые -это школьники, кого по тем или иным причинам "не переносила" их первая учительница и кто попал в позицию "отверженных" в классе**.
' См.: Маменькин сыночек//Арнольд О. Заслужи себе счастье. - М„ "Селена", 1994. С. 164-170; Варга А. "Как быть плохой матерью" //Семья и школа. 1993. № 4. " Зимбардо Ф. Застенчивость. - М., "Педагогика", 1991; Джеймс М., Джон-гвард Д. Рожденные выигрывать. - М., "Прогресс", 1993; Шостром Э. Анти-Карне ги или человек-манипулятор. - Минск, "Полифакт". 1992.
87
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!